Кислый хлеб как символ национальной самобытности

Александр Кипин
Конечно, начинать разговор о столе надо с хлеба, без хлеба стол немыслим. В новый год, ни один,  патриотически-настроенный, русский человек, в условиях, не прекращающихся экономических санкций со стороны США, уже даже без согласования с ЕС, не сядет за стол без хлеба.                Русские люди вдали от родины скучают по вкусу черного хлеба, мечтают о нем как о великом благе, не в пример передовому комбайнеру с Кубани времен перестройки, любившему белый хлеб с хрустящей корочкой. Все, понимаешь ли, скучают без черного хлеба, но не передовой комбайнер с Кубани, любившим есть белый хлеб с хрустящей корочкой, а так нет, он ездил за ним на комбайне на полевой стан, где белого хлеба с хрустящей корочкой было вдоволь. Он знал, что хрустящая корочка важнейший источник пополнения его  организма витамином В1. Даже наш командир батареи, капитан Коцубальский частенько забегал в солдатскую столовую, чтобы оторвать эту самую хрустящую корочку, пока хлеб не нарезали, и с упоением ее поедал, приговаривая — Ничего не ел вкуснее.
Русские вообще едят больше хлеба, чем мяса. Почти всех иностранцев, со времен Марко Поло, неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские.  А в прошлые времена рабочий человек съедал  со щами около килограмма черного хлеба. Очевидцы тех незапамятных времен утверждают — два фунта.  Не только рабочий, но и праздный — продолжают они — нормой француза (фунт на человека в сутки) довольствоваться не может.
Сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, но в который раз попал в капкан санкций, мы по традиции едим больше хлеба, чем мяса. Хлеб  по-прежнему является самым насущным  продуктом питания.                Много, но белого хлеба едят в суверенных республиках Кавказа и Средней Азии. Вот и мы, в пору нашего пионерского детства, в пионерском лагере на склоне Большого Кавказа, всегда после очередного спортивного матча произносили речевку — Команде победительнице наш — следовала короткая пауза — армянский лаваш.                Наше правительство и правительства стран СНГ заявляют, решительное нет росту цен на хлеб, а цены растут, и не пристало им возвращаться в младенческий рост, положение обязывает.
  Чем же объясняется высокое потребление хлеба в нашей стране? Надо  иметь в виду, что русский национальный хлеб — это черный хлеб. И это многое объясняет.  Такой  хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске (закваска - это часть старого теста, которое остается на дне и стенках посуды, в которой замешивается тесто), а не просто на прессованных дрожжах. 
Как-то великий русский поэт, квартерон А.С. Пушкин оказался без черного хлеба, ему предложили лаваш. Он вместо обеда съел армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с золой, о которой так тужили турецкие пленники в Дарьяльском ущелье на стройке военно-грузинской дороги, и сказал                — Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был им туркам так противен. Приверженность русских к черному хлебу неоднократно отмечались и в специальной медицинской литературе. Надо сказать, не справедлив был А.С. Пушкин в своем отзыве о лаваше, но вот что значит непривычный вид и вкус хлеба!                После возвращения в состав России Крыма  кислый хлеб воспринимается как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских невозможен.