Три сосны

Альберт Шаров 2
      Мне было шесть лет,когда по военной дороге походным шагом шел тогда боевой  1943-й год .Деревенские мальчишки,такого возраста,5- 7 лет, становились помощниками взрослых.

      Наша Армия отбросила германца от стен Москвы,продолжала вести кровопролитные бои и отжимала врага дальше,на Запад.

       В тылу,оставшись без мужчин,особенно в деревне,ещё до восхода Солнца и до заката,теряя последние силы,и превозмогая боль потерь и лишений,сеяли,пахали и собирали урожай колхозники, в основном женщины или просто- бабы. Распахивали и засевали все,что можно,каждый клочек крестьянской земли.Лето не бывает у нас длинным и на счету был каждый день и каждый час.

      Эта трудоемкая работа,усилия и малозаметный подвиг вливались живительной силой в трудовой фронт страны.Продукты нужны были,как воздух для дыхания,солдатам на фронте и рабочим заводов в Москве и других городах.

        Наш колхоз имени В.И.Ленина в селе Великий Двор,имея вокруг ещё четыре малых деревни,был окружен  со всех сторон цветущими и ухоженными полями.А ещё кто-то придумал,распахать ближайшие лесные поляны и там,в тепле хвойного леса,как в каком-то волшебном парнике,созревали превосходные огурцы и помидоры в большом количестве.

        Колхоз имел большой скотный двор,тучное стадо крупного рогатого скота с телятами,а ещё овцы,поросята и птичье хозяйство,несколько конюшен со стадом лошадей.

       У большого пруда стоял просторный деревянный дом,именуемый как молокозавод.Молоко сохранялось в алюминиевых бидонах по 50 литров,которые помещались в натуральный лед.Этот лед в те морозные зимы,работники заготовляли,вырезая блоки по полметра толщиной и больше,из этого замерзшего пруда.

        Здесь,к весне и на все лето, вырастало сооружение ,будто Египетская пирамида, изо льда,которая была покрыта толстым слоем соломы.Технология сохранности свежего молока со льдом была отработана прекрасно.Молоко отгружалось со специальной платформы на станции в товарные вагоны на Москву и на фронт.

        Этот колхоз был мощный производитель сельскохозяйственной продукции, мясо-молочной и   представлял отдельную самостоятельную сильную и боеспособную армию трудфронта страны.

         Помидоры,в те времена в нашей полосе подмосковья,выращивались на полях,с бороздами,длиной до леса или горизонта, в открытом грунте.А в то  лето они уродились,как на выставку,ярко-красные,больше,чем обычно величиной,весом и количеством.

         Говорили,что эти семена привезли из США.А им так понравились наши поля,заботливо ухоженные руками,и  с конским, и коровьим навозом,что вот они,от такого удивления и радости, выросли такие красивые. Они правда так были только один год,а потом стали такими же,как и все здесь.Сейчас таких помидор вообще нет.

        Однажды учительницу младших классов Анну Николаевну, пригласили зайти в управление колхоза и попросили  ехать с двумя подводами свежих ,красивых и сочных помидор ,на рынок в г. Кимры. Там нужно было продать эти помидоры населению и привезти деньги в колхоз.

        Дорога длинная и опасная,на весь день и больше.Много вопросов.Все дело должна взять на себя моя мама.

        Время было военное ,раз надо,так надо.В тылу,не считаясь со своим временем,напрягая силы,работал наш трудфронт. Моя мама была сельской учительницей и у неё была своя работа. Но сейчас надо было оказать помощь колхозу,а значит фронту и стране.

        Кроме того здесь был некоторый престиж учительницы ,возможно понимаемый только в то время.Надо было принять ответственность за деньги и все остальное.

       У Анны Николаевны был авторитет в деревне,ровный и сильный в глубине характер и очень вразумительный весь момент личности.Она,в любой ситуации,без паники, могла принять верное решение и держать свою линию,как надо.

       В то время на рынках в основном торговали колхозы. Но были и частные торговцы со своих участков. Это было что то в конце августа.

       Ещё ночью,до рассвета, утром меня подняли и было темно . Девать меня было некуда, погода хорошая, поэтому решили взять с собой.

       Около нашего дома остановились,может быть на минуту, две подводы,с бортами из досок ,запряжённые хорошими колхозными лошадьми. Обе подводы были загружены ,горой ,свежими, лучшего качества, помидорами колхоза.Думаю,более полу-тонны или около тонны.Мы быстро вышли и заняли свои места.

       Колхозу нужны были деньги ,а рабочим города , продукты питания ,овощи и вот сезон помидор. Конечно ,основные овощи сдавали оптом в государство ,но там был безналичный расчёт и слабые цены.

       А помидоры уродились во множестве.Это трудно сохраняемый продукт и его нужно было продавать немедленно.Холодильников тогда ещё не было.Так что вот был организован такой рейс,поход или,скорее всего- экспедиция на рынок , чтобы их продать свежими, и получить в колхоз наличные деньги,которые нужны,как воздух.

          Лошадьми управляли две  умелые колхозницы. Я сидел на второй подводе,рядом с колхозницей. Мы проехали Ябдино и по лесной дороге вошли в лес. Эта дорога из Ябдино в Савёлово-Кимры стала одной из моих любимых дорог по сей день.

        Тихое деревенское утро,с бодрящей прохладой,в дымке тумана, разъяснялось. Наш красивый вековой лес , с пением птиц и своей жизнью,пробуждался.Один пейзаж с отдельным,запоминающимся мощным и раскидистым деревом- великаном,сменял другой, двумя такими деревьями,а потом,за поворотом и третий,в другой красе и великолепии,вновь привлекал интерес и внимание.

        Когда два мощных и раскидистых дерева по обоим сторонам дороги расступались и мы въезжали в какой-то новый мир,будто из одной сказки мы затем входили в другую.Такие места отмечали,особенно середину пути,и,сколько проехали и сколько осталось по памяти.

        В этом пейзаже ,с ударами копыт о грунт дороги и фырканьем лошадей,мощное и уверенное движение  загруженных телег,вместе с нами,вызывало восторг и восхищение всем этим.

        Само утро было ,таким,будто незнакомым,но невероятно своим и  добрым.Я понял,что оно было всегда таким,просто не было случая увидеть раньше.Оно было наполнено волшебством и торжеством жизни,которое было,как в сказке и ,каким больше не видел никогда .Но оно было и осталось в доброй памяти воспоминаний,как что то необыкновенно дорогое и самое прекрасное изо всего что было.

         Но работа была серьезной.Лесная грунтовая дорога безо всякого освещения,естественно,наезжена только колесами телег и имела препятствия и сложные места.Были два болотистых места и два ручья,где можно было засесть в грязи.Эти места форсировали увеличением скорости и мощи хода лошадей.

         Колхозницы были умелыми, а лошадей подобрали сильных и  телеги, ускоряясь в этих местах ,рывком преодолевали преграды. Это была заслуга хороших лошадей. Только колёса бурлили спицами по грязной воде.

        Вся дорога по лесу до Савелово была примерно 12 км. Проехали по пути ещё  три деревни. В Савёлово  ,громыхая по неровным доскам, мы заехали на большую баржу ,которая называлась паром. На барже было множество подвод ,людей и несколько автомашин. Маленький буксир- катер перетащил нас всех через Волгу ,которая в этом месте примерно с километр.

      Там мы съехали с парома и приехали на большой рынок г.Кимры. От парома до рынка дороги шли в крутую гору и лошадям пришлось поработать. Мы там шли рядом с подводами. Приехали довольно рано ,как раз был разгар торговли. Много людей ,подвод .Наши подводы поставили рядом ,очень удобно и хорошо.

       День был солнечный,жарко.Морды лошадей,глаза и ноздри, сразу начали атаковать и облепили целые скопища мух,слепней и комаров.Мне было сказано ветками березы сгонять этих мух с морды лошадей.Лошади просто одуреют,если этого не делать.После удара веткой по морде,вроде бы мухи разлетались,но в следующую секунду слетались снова и атаковали глаза и ноздри.Лупить их надо было постоянно.
Поначалу я ,будто,испугался,как бы пришлось этим добрым лошадкам,если бы я не поехал.Ну хорошо,что я здесь.Сейчас я им помогу.

       Колхозницы поставили весы и начали продавать помидоры. Кому сколько надо. Мать принимала деньги ,давала сдачи и говорила ,сколько взвесить товара. Килограмм ,два или сколько.В то время не было никаких счетных калькуляторов.Моя мама,учительница,бегло подсчитывала все в уме.Нужна была быстрота и точность.Работа,как то наладилась и организовалась само собой.Я понимал,что мать-учительница,имеет понятие обо всех работах и знает,что надо делать,хотя эту работу делали впервые.

       Продажа пошла прекрасно и оживленно.Такие помидоры не нуждались в рекламе.Работа сразу четко организовалась. Меня очень это впечатлило. На рынке ,много людей ,все лезут ,да просят подешевле ,неразбериха конечно. А мать так уверенно , спокойно и чётко.

        Цена была установлена колхозом  и уточнена на рынке ,как у всех. Матери доверяли безусловно. Там подходили нищие люди ,которых было полно и просили так дать помидор, но мать твёрдо говорила ,что это колхозное , а не её. Наши помидоры были отборные , красные ,спелые, один к одному ,вкус настоящий ,какой должен иметь первоклассный помидор.

         Именно там на рынке ,я впервые почувствовал и понял наслаждение таким  созданием ,как помидор, когда захотел есть и мне дали его.

        Таких помидор я больше не встречал в жизни ,хотя был в разных странах и многократно возил на пароходах самые первоклассные помидоры мира из Африки,Касабланки ,Ирландии ,Бразилии и других. Таких помидор ,как мы продавали в Кимрах  , не было больше нигде.

        Лошадей распрягли , они стояли у подвод на жаре и Солнце.Нужно было напоить лошадок,но это в такой сутолке людей ,всяких ларьков и ящиков не так просто.Колонка на рынке была,но не близко и отвлекать колхозницу от работы,тоже не дело.

        Я тут вызвался сводить по одной , по очереди к Волге. Собственно тут по прямой от базара , это была не Волга , а река , которая впадала в Волгу ,кажется её название Сестра.

        Здесь было от рынка , метров 400 -500. Мне было 5 -6 лет , я был деревенский и очень любил лошадей. Но лошадь , по сравнению со мной , была огромной , как слон, по размерам и массе. Водить лошадь у себя в деревне от конюшни до пруда я умел.

      Но вот сейчас,когда лошадь мотала головой , то она таскала меня ,вместе с поводом ,справа и налево . Это оказалось совсем не то ,что в деревне на лугу.. Я пытался держаться , чтобы не упасть, а самое главное не отпустить повод.  Сил удержать лошадь у меня  было мало.

       В детстве у меня был плохой аппетит и отсюда мало силы. Говорили, что мало каши ел. Вот тут я усомнился в своих способностях. Хорошо ,что на эту поездку подобрали умных , рабочих лошадей. Лошадь сверху уже видела воду и хотела пить. Практически она тащила меня к воде и я еле успевал за ней.

        У берега эта лошадь всё таки затащила меня в ботинках в воду и долго пила . Мне казалось ,что она пол- реки выпьет. Потом , когда она вволю напилась , то стала щипать тут у берега сочную и вкусную траву. Лошадь сама выбирала , где щипать и тащила меня туда тоже.

        Я сразу понял , что это очень хорошее дело , лошади за такую работу нужен обед. А ей ещё обратно нас везти,более 12 километров. Травы,типа осоки, полно вдоль берега.

        Потом я забеспокоился , что меня могут начать искать .Попробовал тащить лошадь , но это было совершенно невозможно. Лошадь сама тащила меня куда хотела. Прошло , может быть , пол –часа. Лошадь подкрепилась и пошла со мной на поводу в гору.

        Потом я так же сводил на водопой вторую лошадь и сказал ,что мы траву немного там покушаем. У берега я перепрыгнул на камень в воде и на поводу так держал и поил лошадь. Она тоже пила , сколько хотела . Потом она фыркнула , дёрнула мордой и я кувырнулся с камня в воду , выше колен. Ну было лето , солнечный тёплый день , так что высохло всё потом.

        Эта лошадь также обедала , щипала густую , высокую и сочную траву у берега реки. Я боялся , как бы она не захотела искупаться. Потащит за собой на глубину. Это были наши умные рабочие лошади и они выполняли большую работу.

         Где- то во второй половине дня , мать посмотрела на часы и решили сделать короткий перерыв на обед. Помидорами мы закусили , но это не обед. Мать приняла самостоятельное решение . Она , здесь,ответственный за все дело, на рынке , рядом, купила всем по две булочки за деньги колхоза и сказала , что это всем положено за работу.

        Я как сейчас помню, самостоятельные и уверенные решения и действия матери. Мы на такой работе , весь день , должны иметь обед. Как хотите. Булочки были удлиненные , не маленькие. Одна была с хорошим кружком превосходной колбасы. Тогда не было моды на добавки какие то в колбасу, чистое мясо в колбасу шло. А вторая была с приличным ломтиком сливочного масла. И каждому стакан натурального ягодного компота или морса. То , что я написал , будет понятно , только моему поколению. Кусок хлеба для нас тогда был большим подарком. А эти булочки-  праздничная , королевская еда.

        В это время у нас дома не всегда был хлеб,как и у всех. Мы знали ,что такое голод. А получить вот такую булку, с колбасой и сливочным маслом , это предел мечтаний. Хотя за такую работу с раннего утра ,транспортировка двух подвод груза по лесной , трудно проходимой дороге , работа на рынке весь день. Да ещё и обратно. Какие – то две булки на обед , сейчас это понять невозможно. Но тогда были тяжёлые времена . Эти булки стоили приличные деньги . Но другого обеда нет. Мать ориентировалась превосходно, отвечая не только за порученное дело , но и за людей , которым нужен был , хотя бы обед.

           В городе были , швейные и обувные фабрики ,которые работали для фронта. В Савелово,на другом берегу Волги- большой военный станкостроительный завод ,под 10 тыс.рабочих.Рядом испытательный аэродром и военный городок лётчиков.

           Наши помидоры стоили не дорого и были очень нужны жителям и к вечеру всё было распродано. У матери в сумке была хорошая  сумма колхозных денег. Я видел,что мать довольна результатом.

           Но вот ещё одно это .Ответственность и безопасность . Охраны никакой нет, оружия тоже. А бандитов и жуликов в те времена было полно. Работа была выполнена. Продав последние помидоры , запрягли лошадей и тронулись в обратный путь. Через Волгу на пароме в Савёлово и по лесной дороге вошли в лес.

        Быстро темнело и вскоре нас окутала сплошная темнота. В лесу вообще темнее тёмного , это совсем не то , что в городе или в поле. Лесная дорога всегда кривая и много извилин. Мы уже ничего не видели и полагались только на чутьё лошади. Чтобы узнать ,какая обстановка и впечатление в ночном лесу , надо там побывать и посмотреть.

          Никакой лошади уже не было видно и где мы , и что тут вообще , трудно было разобрать. Фонаря никакого у нас не было. В какой то момент лошадь остановилась. Прямо на нашем пути стояло огромное раскидистое дерево. Колхозницы , охая и ахая, зажигали спички и стали искать дорогу. Но спичка светит на 1 метр и , когда она гаснет , то становится ещё темнее.

           Решили пятиться как то назад ,с большим трудом. Это показалось мне очень разумным ,раз впереди дороги нет ,то она позади. Пока пятились , то вторая телега упёрлась в большую сосну и назад больше пути не было. Попробовали влево и вправо, но кругом были ветви и стволы больших вековых деревьев. Когда чиркали спички ,то весь вид и впечатление были такими ,что нас обступили сплошные хвойные деревья .

           Ветви этих сосен и елей ,как много рук ,обхватили нас и сплелись в сплошное объятие. Из этого ветвистого плена ,сколько ни чиркали спичек, как ни ходили и не шарили наощупь, никакого выхода и пути не было. Получалось ,что мы заехали в глубокую чащу леса и там заблудились капитально и основательно.

         У меня в тот период детства и те времена все ощущения ,впечатления и восприятие были в спектре красивых и добрых сказок ,которые были в кино или книгах. Тогда не было телевидения ,видео и электроники. Сказки в книгах были волшебным и волнующим моментом в жизни. Но там не все герои были добрыми ,были и злые и опасные. Так и сейчас то ,что я увидел в свете вспыхнувшей спички ,мне было всё известно из сказок.

         Баба Яга подошла близко и ,положив костлявые руки, на толстый сук
дерева ,смотрела на нас сбоку. Лесной леший ,водяной и сотни чертей сновали вокруг и
плели непроходимые сети из ветвей и листьев деревьев. Они нас уже заплели вокруг со всех сторон. И мы ничего не могли с ними поделать.

         Русалка,то сидела на ветвях сверху или качалась на своих качелях.Там же лазили сотни чёрных и рогатых чертей. Колдун ,и чудовище затаились за толстым деревом,чтобы нас зацапать,когда мы уснем.А вот гномы всю ночь лазали под телегой и щекотали мне пятки.

         Свободным оставалось только наше место на телегах ,а вокруг ,вплотную были деревья ,которые сдвинулись из леса ,как живые злые демоны и нам некуда было деться.Они поймали нас в свою ловушку ,никуда не отпускали и могли позвать ,а может уже позвали, людоеда из одноимённой сказки.

           Женщины посовещались и решили так стоять до утра .Самое лучшее. Они распределили дежурство, а мне предложили спать на телеге. У женщин был топор и деревенские вилы.

           Одна из колхозниц вроде увидела серого волка,который подошел очень близко,чиркнула ему в нос спичку и он отбежал в сторону.Но не далеко.Потом к нему подошли ещё волки и их зеленые глаза блуждали вокруг нас и светились до рассвета.Наши вилы и топор были наготове.

           Лошадей подраспрягли,освободили от упряжи и привязали на свободном поводу.

         Они спокойно стали щипать траву. Травы было много , здесь под ногами. Лошадь может есть траву многими часами. Спокойствие лошадей и уверенность женщин помогли мне всё таки уснуть.

          Я проснулся с первыми признаками рассвета и открыл глаза,под возбуждённые возгласы женщин, которые смеялись и переговаривались. Оглядевшись ,я увидел ,что у головы первой лошади , прямо перед ней , стоит большая вековая сосна. Сзади , подпирая телегу , растёт другая ,почти такая же. Справа в пяти метрах растёт ещё большая сосна. Всего три сосны.Других деревьев поблизости нет.

           Мы стоим на поляне,в районе трех сосен и заблудились ,буквально, в трёх соснах , по одноимённой поговорке. Недалеко слева виднелась наша грунтовая дорога. Вокруг нас , не так близко , как казалось ночью что то шептал и щебетал пением птиц , наш красивый и добрый деревенский лес. А сюда,к нам спешило на помощь наше знакомое подмосковное утро.

         Я,как то подумал,что это сделала та,моя первая лошадь,потому что работать день и ночь , это только люди могут,если такие умные.А Ночка сутки уже на ногах и такую подводу сколько тащила.

         Все!Хватит!

         Она чуть взяла вправо и сунула голову в ветви сосны и стоп.Лошади отработали своё , нужен ужин и отдых.А люди на подводах забегали,как мыши в мышеловке.Ну и пусть побегают,раз такие умные.Лошадь разобралась лучше всех.

         За эту короткую ночь все отдохнули, лошади наелись травы и нормально тронулись в путь. Было уже совсем недалеко от деревни. Я сошёл с телеги , когда проезжали мимо нашего дома , а мать поехала сдать деньги в правление колхоза.

         Работа и всё дело были выполнены превосходно. Сумма денег для колхоза оказалась очень приличной. Мать выпонила эту работу бесплатно, как помощь колхозу в военное или послевоенное время.

         Если бы ей что то заплатили, то мать могла принести мне конфету или пряник,но этого не было. Хотя,кто его знает.Время тяжёлое, тут не до конфет.Был бы хлеб и то хорошо.

         Потом были ещё несколько таких поездок ,но уже брали с собой ,керосиновый фонарь ,летучая мышь. Я всегда был в этих поездках и не просто так,а был уже опытным помощником.В свои 6 лет я был тогда участником нашего тяжелейшего,но делового и доблестного трудфронта.

      Но все-таки мне запомнилась вот та первая поездка,то незабываемое утро,хорошие умные лошади и эти три сосны.

Фото автора.

Благодарю за внимание.