Из истории крещения абхазов

Леонид Колбая
   
       В   начале   ХХ  века  акад. Н.Я.Марром  была  открыта   синайская  на  арабском  языке  рукопись.  Эта   рукопись   приписывает   крещение  армян,  грузин,  абхазцев   и  аланов   святому   Григорию   -  просветителю  Армении  в  начале   1Y  века  -  в  303  году.   В  этой  рукописи  говорится:   «…  Иного  (священника)  он  (Григорий  Просветитель)  отправил   в   Грузию,  иного   в  страну  абхазов   и   иного   к   аланам.  И  когда   исполнилось   30  дней,  и  клир   был   в  сборе  у него,   то  он  взял   весь  народ  и  повёл  к  реке   Евфрату  около   царева   города,  называемого     Багаваном:  число   их  было  370  тысяч,  царь  Тирдат   (армянский  царь),   царь  абхазов,  царь  грузин,  царь  аланов  и   все   князья   и  главы   народов  и   племён  и   все   их  подвластные   и   множество   слуг,   мужчины,  женщины   и  дети.    На  реке  раскрыли   палатки,  чтобы   родственницы  (буквально :   жёны.  Примечание  Н.Я.Марра!)  царей  спустились   для   крещения.  Шестнадцать  царей,  которые  вначале  были  крещены  святым  Григорием,  и  их   родственницы  принимали  в  это время  крещённых  из (места)  крещения, причём   мужчины   прислуживали  мужчинам  и  женщинам  и  женщины -  женщинам.  Григорий  стоял  на  берегу реки,  велел  им  снять  с  себя  одежды,  прежде  всего,  царю  Тирдату  (царь  армян,  царь абхазов,  царь  грузин,  царь аланов – Л.К.),  и  с  ним  трём  царям,  и  его  князьям   и  осветил  их   миром  и   крестом».  (К.Кудрявцев.  Сборник  материалов  по  истории  Абхазии. Сухум, 2008,  с. 69)
   Далее   в  рукописи  описывается   крещение  в  реке  и   совершившиеся  при  этом  чудеса. Но  это  единственный  источник,  говорящий  о  принятии  абхазцами  крещения  от  святого   Григория!
   По  преданиям   византийской   церкви,  абхазцы   были  одним   из   первых, если  не  первым,   народом   на  Кавказе,   услышавших   и  начавших  принимать   христианское  вероучение. 
   А по  преданиям  грузинских  хроник, и  в  следствии  невыясненности названий  в  греческих  хрониках  св.  Дорофея,  епископа  Тирского (+ 322), св. Епифания,  епископа Кипрского (+403), блаженного Иеронима  Сафрония (+432) и  др. создалась  легенда,  что   апостол  Андрей  Первозванный   подвизался   в  стране   абазгов   {Абазгия — регион  на  территории  Абхазии, на берегу  Чёрного  моря,  примерно, между реками  Жаюапсы (около  современной  Гагры) и Псырцха (около  современного Нового Афона)  - Л.К.}  распространял  в ней  христианское  вероучение,  крестил аборигенов страны, строил  церкви, рукополагал  священнослужителей, священников,  диаконов  и  т.п.
   Эта  легенда  поддерживается  целым  рядом  современных светских  и  духовных  исследователей:  Платоном  Иосселиани,  архимандритами  Макарием   и   Леонидом,   епископом  Агафодором  и  др.   
   А  вот  что  можно прочесть у  известного  современного  абхазского  историка  Ермолая  Кесуговича  Аджинджала (цитирую):
   "Благая  весть о  воскресении  Христовом  была  принесена на  абхазскую землю  св. апостолами  Андреем  Первозванным  и  Симоном  Кананитом.  Один из них - св. Симон - принял  мученическую  кончину  у  древней  Анакопии. До сих пор большой  известностью   среди  верующих  не  только  Абхазии,  но  и  России  пользуется  пещера  близ  Нового  Афона, где  он  подвизался  в  подвигах  поста  и молитвы. Согласно  сообщению  церковных  писателей  раннего  периода  на  восточном побережье  Понта,  в  том  числе  и на территории  Абхазии, вышеназванные святые апостолы,  ведя  проповедь,  обратили  в  христианство   многих  жителей  этого  края. Вообще  в  дореволюционной  русской христианской  литературе  существовало  мнение,  что  абхазы  были  обращены  в православную  религию  первоапостолами". И  далее:
  "Необходимо также учесть, что  во  времена  принципата  Флавия  Веспасиана  на территории  Абхазии  служили христиане-солдаты от легиона XII Fulminata. Также в первохристианскую  эпоху  близ  Сухума  приняли  мученическую  кончину  епископ Каманский св. Василиск  и  с ним  четверо его товарищей. При Диоклетиане Абхазия была  местом  ссылки  христиан. Несомненно,  что  церковь  в  Абхазии  и  тогда выдержала гонения, потому что на Первом Вселенском соборе (325 г.) присутствовал и подписал  его  решения   представитель  Абхазии  епископ  Питиунта  (Пицунды) Стратофил. Также  в  эпоху  первохристиан  в  Каманах  (под  Сухумом)  скончался  архиепископ  Константино  града,  один  из  величайших  отцов  Церкви  св. Иоанн Златоуст.  Образ  этого  великого  святого  до  сих  пор  в  глазах  всей  право славной  России  связан  с  Абхазией.
На территории Абхазии археологами обнаружены памятники христианской архитектуры и  утвари IV - V веков. Позже, после победы  православия  в  Восточной  Римской империи, начался процесс массовой христианизации  местного абхазского населения. Так, в 529 году, в  царствование  императора  Юстиниана, абхазы  официально (как бы вторично) приняли  христианство  в  качестве  государственной  религии. Памятники   восточно-православной  церкви  VI века  -  великолепные  Драндский, Гагрский  и  Цандрипшский  (частично  разрушенный)  храмы  - стоят доныне.
С VII века абхазские цари характеризуются как "христолюбивые государи". В том же столетии  (если  не  с  VI века)  абхазская   церковь  удостаивается  высокого  статуса автокефалии, т.е.  самостоятельной. Абхазское  автокефальное архиепископ ство  как входящее  в юрисдикцию  Константинопольского  патриархата  упоминается в  Notitiae  episcepatuum  в  VII, IX  и  X веках.
   В  начале  X века  аланы  на  Северном  Кавказе  принимают  христианство  при непосредственном  содействии  абхазского  царя  Константина  Третьего. В  XII в. абхазские  и  аланские архиепископства были объединены. И в XIII веке митрополии Алании, Абхазии  и  Зихии (Адыгеи) также  были объединены, и  представитель глав трех  кафедр  принимал  участие  в  работе  Константинопольского собора, который проходил  в  первый  период  правления  Андроника  Старшего  в  1292 году.
  С XIII века  в Абхазии  создается  институт католикоства. Пока установлено имя только  первого  поствизантийского  католикоса  Абхазии - Арсения, интронизиро ванного (причисленного  к  лику  святых)  в 1390 году. С этого периода абхазский католикосат объединяет и всю западную Грузию, включая  Гурию, Имеретию, Сванетию и Ахалцихский край.  И тогда  же главным  собором  абхазских  католикосов  стано вится знаменитый  собор  Андрея  Первозванного  в  Пицунде. Исторические хроники зафиксировали  имена 18 абхазских  самостоятельных католикосов периода с 1390 по 1795  годы,, последний  из  которых - Максим -  был  похоронен  в  1795 году  в  Киево-Печерской  лавре.
  Необходимо  отметить,  что  с  XVI века,  в  связи  с  появлением  турок  на побережье, абхазские  католикосы  вынуждены  были  перенести  свою  резиденцию в более  безопасное  место,  в  Имеретию  -  в  Гелати. С тех  пор  они  посещали  Абхазию  лишь  изредка, несколько  раз  в  году.
   В 1810 году Абхазия присоединилась к России. С этого  времени по 1914 год  на абхазской  епископской  кафедре  сменились  13  епископов  Русской  православной церкви. В  этот период,  особенно  с  начала  XX века,  многое  делалось  для возрождения  христианства  среди абхазского народа. Были переведены на абхазский язык  тексты  Священного  Писания,  богослужебные  книги  и  другая  религиозная литература.  В  1917 году  в  Сухуме  состоялся  Все-абхазский  поместный  съезд христианского  клира. Тогда  же  была  принята  резолюция, в которой говорилось: "Многострадальная  Абхазская  церковь,  претерпевшая  ужасы  на  своем  терновом историческом,  крестном  пути,  образовала  отдельную  независимую, вполне  само стоятельную  Абхазскую  епархию  с  пребыванием  выборного  от абхазского народа епископа с предоставлением ему всех прав главы  независимой  Абхазской церкви со всем  необходимым  для  сего учреждения в г. Сухуме". Но этому  осуществиться не было  дано - революция  помешала.
Вместе с тем вековые традиции христианства не могли не оставить свой яркий след в становлении  социального  и  культурного облика абхазского народа. Дело в том, что в христианском вероучении был претворен  богатейший общечеловеческий опыт. К тому же сама  природа  этого  вероучения  такова, что  его  уяснение и проповедь постоянно требовали коллективных усилий  и известной опоры на знания, вынесенные из общественной  жизни. И, что  еще  важнее, существование  церкви  как общества верующих строилось на  воспроизведении тех универсальных психологических связей, которые  лежали  в  основе  реального  социального  взаимодействия.
 Словом, православие сыграло  большую  роль в становлении духовного, морального, этического и  культурного  облика  абхазского народа на протяжении веков. В этой связи  академик Н. Я. Марр  писал: "Абхазский  народ заслуживает, однако, самого серьезного внимания и историка христианской культуры на Кавказе. Абхазский народ в лице  его  передовых  слоев, преимущественно знати, был долгое  время, веками, сподвижником  носителей  христианского  света  и  его  проповедников  в соседних странах. Языческим  племенам  христианизированная  часть абхазского народа могла нести  евангельское  учение,  а  христианским  народам  с  восточно-христианской культурой - греческое  просвещение".
   И  наконец  автор  отмечает  (цитирую):
  "Сегодня  в освобожденной  Абхазии  существуют  все  условия  для  возрождения Абхазской автокефальной православной церкви. К сожалению, репрессивная идеология диктатуры коммунистов  во многом  вытравила из души абхазского народа  не только высокую христианскую духовность, но и некоторые элементы  национально-этического характера,  в  том  числе  и  некоторые  основополагающие  заповеди  АПСУАРА - этического  кодекса  абхазов. Вот  почему в  послевоенное  время  в  Абхазии  мы встречаем  никогда  прежде  не  свойственные  абхазам  элементы деструктивизма в поведении  молодых  людей. Поэтому  я  призываю  абхазское  духовенство  начать кропотливую  работу  по  катехизации  целого  народа.  Необходимо  составить  и  восстановить  литургическую  процедуру  и  в  конечном  итоге  вернуть абхазской церкви  былое величие". (Опубликовано: Апсны - страна души, № 2, 1995, сс.18-19. Подпись: Ермолай Аквинский).
    С  мнением  уважаемого  Ермолая  Кесуговича  Аджинджала  автор  настоящих строк  полностью  солидарен,  поскольку  с  этим   нельзя  не  согласиться! 

   
     г. Москва,   
          20  декабря  2014  года