Из истории крещения абхазов
В начале ХХ века акад. Н.Я.Марром была открыта синайская на арабском языке рукопись. Эта рукопись приписывает крещение армян, грузин, абхазцев и аланов святому Григорию - просветителю Армении в начале 1Y века - в 303 году. В этой рукописи говорится: «… Иного (священника) он (Григорий Просветитель) отправил в Грузию, иного в страну абхазов и иного к аланам. И когда исполнилось 30 дней, и клир был в сборе у него, то он взял весь народ и повёл к реке Евфрату около царева города, называемого Багаваном: число их было 370 тысяч, царь Тирдат (армянский царь), царь абхазов, царь грузин, царь аланов и все князья и главы народов и племён и все их подвластные и множество слуг, мужчины, женщины и дети. На реке раскрыли палатки, чтобы родственницы (буквально : жёны. Примечание Н.Я.Марра!) царей спустились для крещения. Шестнадцать царей, которые вначале были крещены святым Григорием, и их родственницы принимали в это время крещённых из (места) крещения, причём мужчины прислуживали мужчинам и женщинам и женщины - женщинам. Григорий стоял на берегу реки, велел им снять с себя одежды, прежде всего, царю Тирдату (царь армян, царь абхазов, царь грузин, царь аланов – Л.К.), и с ним трём царям, и его князьям и осветил их миром и крестом». (К.Кудрявцев. Сборник материалов по истории Абхазии. Сухум, 2008, с. 69)
Далее в рукописи описывается крещение в реке и совершившиеся при этом чудеса. Но это единственный источник, говорящий о принятии абхазцами крещения от святого Григория!
По преданиям византийской церкви, абхазцы были одним из первых, если не первым, народом на Кавказе, услышавших и начавших принимать христианское вероучение.
А по преданиям грузинских хроник, и в следствии невыясненности названий в греческих хрониках св. Дорофея, епископа Тирского (+ 322), св. Епифания, епископа Кипрского (+403), блаженного Иеронима Сафрония (+432) и др. создалась легенда, что апостол Андрей Первозванный подвизался в стране абазгов {Абазгия — регион на территории Абхазии, на берегу Чёрного моря, примерно, между реками Жаюапсы (около современной Гагры) и Псырцха (около современного Нового Афона) - Л.К.} распространял в ней христианское вероучение, крестил аборигенов страны, строил церкви, рукополагал священнослужителей, священников, диаконов и т.п.
Эта легенда поддерживается целым рядом современных светских и духовных исследователей: Платоном Иосселиани, архимандритами Макарием и Леонидом, епископом Агафодором и др.
А вот что можно прочесть у известного современного абхазского историка Ермолая Кесуговича Аджинджала (цитирую):
"Благая весть о воскресении Христовом была принесена на абхазскую землю св. апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом. Один из них - св. Симон - принял мученическую кончину у древней Анакопии. До сих пор большой известностью среди верующих не только Абхазии, но и России пользуется пещера близ Нового Афона, где он подвизался в подвигах поста и молитвы. Согласно сообщению церковных писателей раннего периода на восточном побережье Понта, в том числе и на территории Абхазии, вышеназванные святые апостолы, ведя проповедь, обратили в христианство многих жителей этого края. Вообще в дореволюционной русской христианской литературе существовало мнение, что абхазы были обращены в православную религию первоапостолами". И далее:
"Необходимо также учесть, что во времена принципата Флавия Веспасиана на территории Абхазии служили христиане-солдаты от легиона XII Fulminata. Также в первохристианскую эпоху близ Сухума приняли мученическую кончину епископ Каманский св. Василиск и с ним четверо его товарищей. При Диоклетиане Абхазия была местом ссылки христиан. Несомненно, что церковь в Абхазии и тогда выдержала гонения, потому что на Первом Вселенском соборе (325 г.) присутствовал и подписал его решения представитель Абхазии епископ Питиунта (Пицунды) Стратофил. Также в эпоху первохристиан в Каманах (под Сухумом) скончался архиепископ Константино града, один из величайших отцов Церкви св. Иоанн Златоуст. Образ этого великого святого до сих пор в глазах всей право славной России связан с Абхазией.
На территории Абхазии археологами обнаружены памятники христианской архитектуры и утвари IV - V веков. Позже, после победы православия в Восточной Римской империи, начался процесс массовой христианизации местного абхазского населения. Так, в 529 году, в царствование императора Юстиниана, абхазы официально (как бы вторично) приняли христианство в качестве государственной религии. Памятники восточно-православной церкви VI века - великолепные Драндский, Гагрский и Цандрипшский (частично разрушенный) храмы - стоят доныне.
С VII века абхазские цари характеризуются как "христолюбивые государи". В том же столетии (если не с VI века) абхазская церковь удостаивается высокого статуса автокефалии, т.е. самостоятельной. Абхазское автокефальное архиепископ ство как входящее в юрисдикцию Константинопольского патриархата упоминается в Notitiae episcepatuum в VII, IX и X веках.
В начале X века аланы на Северном Кавказе принимают христианство при непосредственном содействии абхазского царя Константина Третьего. В XII в. абхазские и аланские архиепископства были объединены. И в XIII веке митрополии Алании, Абхазии и Зихии (Адыгеи) также были объединены, и представитель глав трех кафедр принимал участие в работе Константинопольского собора, который проходил в первый период правления Андроника Старшего в 1292 году.
С XIII века в Абхазии создается институт католикоства. Пока установлено имя только первого поствизантийского католикоса Абхазии - Арсения, интронизиро ванного (причисленного к лику святых) в 1390 году. С этого периода абхазский католикосат объединяет и всю западную Грузию, включая Гурию, Имеретию, Сванетию и Ахалцихский край. И тогда же главным собором абхазских католикосов стано вится знаменитый собор Андрея Первозванного в Пицунде. Исторические хроники зафиксировали имена 18 абхазских самостоятельных католикосов периода с 1390 по 1795 годы,, последний из которых - Максим - был похоронен в 1795 году в Киево-Печерской лавре.
Необходимо отметить, что с XVI века, в связи с появлением турок на побережье, абхазские католикосы вынуждены были перенести свою резиденцию в более безопасное место, в Имеретию - в Гелати. С тех пор они посещали Абхазию лишь изредка, несколько раз в году.
В 1810 году Абхазия присоединилась к России. С этого времени по 1914 год на абхазской епископской кафедре сменились 13 епископов Русской православной церкви. В этот период, особенно с начала XX века, многое делалось для возрождения христианства среди абхазского народа. Были переведены на абхазский язык тексты Священного Писания, богослужебные книги и другая религиозная литература. В 1917 году в Сухуме состоялся Все-абхазский поместный съезд христианского клира. Тогда же была принята резолюция, в которой говорилось: "Многострадальная Абхазская церковь, претерпевшая ужасы на своем терновом историческом, крестном пути, образовала отдельную независимую, вполне само стоятельную Абхазскую епархию с пребыванием выборного от абхазского народа епископа с предоставлением ему всех прав главы независимой Абхазской церкви со всем необходимым для сего учреждения в г. Сухуме". Но этому осуществиться не было дано - революция помешала.
Вместе с тем вековые традиции христианства не могли не оставить свой яркий след в становлении социального и культурного облика абхазского народа. Дело в том, что в христианском вероучении был претворен богатейший общечеловеческий опыт. К тому же сама природа этого вероучения такова, что его уяснение и проповедь постоянно требовали коллективных усилий и известной опоры на знания, вынесенные из общественной жизни. И, что еще важнее, существование церкви как общества верующих строилось на воспроизведении тех универсальных психологических связей, которые лежали в основе реального социального взаимодействия.
Словом, православие сыграло большую роль в становлении духовного, морального, этического и культурного облика абхазского народа на протяжении веков. В этой связи академик Н. Я. Марр писал: "Абхазский народ заслуживает, однако, самого серьезного внимания и историка христианской культуры на Кавказе. Абхазский народ в лице его передовых слоев, преимущественно знати, был долгое время, веками, сподвижником носителей христианского света и его проповедников в соседних странах. Языческим племенам христианизированная часть абхазского народа могла нести евангельское учение, а христианским народам с восточно-христианской культурой - греческое просвещение".
И наконец автор отмечает (цитирую):
"Сегодня в освобожденной Абхазии существуют все условия для возрождения Абхазской автокефальной православной церкви. К сожалению, репрессивная идеология диктатуры коммунистов во многом вытравила из души абхазского народа не только высокую христианскую духовность, но и некоторые элементы национально-этического характера, в том числе и некоторые основополагающие заповеди АПСУАРА - этического кодекса абхазов. Вот почему в послевоенное время в Абхазии мы встречаем никогда прежде не свойственные абхазам элементы деструктивизма в поведении молодых людей. Поэтому я призываю абхазское духовенство начать кропотливую работу по катехизации целого народа. Необходимо составить и восстановить литургическую процедуру и в конечном итоге вернуть абхазской церкви былое величие". (Опубликовано: Апсны - страна души, № 2, 1995, сс.18-19. Подпись: Ермолай Аквинский).
С мнением уважаемого Ермолая Кесуговича Аджинджала автор настоящих строк полностью солидарен, поскольку с этим нельзя не согласиться!
г. Москва,
20 декабря 2014 года
© Copyright:
Леонид Колбая, 2014
Свидетельство о публикации №214122002100