Никудышная

Екатерина Падукова
Опять пошел дождь.
Раскрываю зонт. Смотрю на часы. Уже полчаса стою на трамвайной остановке - трамвая всё нет. Наконец из темноты ударил яркий свет фар. Дождалась! С трудом втискиваюсь в переполненный вагон, проталкиваюсь, цепляюсь за поручень – поехали! Через час я уже дома.

Развесив мокрую одежду в прихожей, я тихо прохожу на кухню. Час поздний. Все спят. В однокомнатной квартире - нас уже четверо.
Недавно родилась внучка Сонечка - дивное существо! Теперь все внимание вокруг неё. Я с удовольствием ей уступила свое место в комнате, а сама устроилась на кухне. Теперь здесь мой и кабинет, и столовая, и спальня.
Не зажигая свет, ставлю чайник на плиту. Сегодня был тяжелый день. Устала! Проглотив пару бутербродов с чаем, и расстелив матрас на полу между кухонным столом и холодильником, легла.
Завтра рано вставать, предстоит поездка к маме. Надо ничего не забыть. У нее день рождения! Юбилей!

Будильник зазвонил ровно в пять. Быстро поднимаюсь, заворачиваю и задвигаю постель за холодильник. На сборы двадцать минут! Оставив записку детям и на ходу допивая остывший кофе, я тихо, чтоб не разбудить Сонечку, выхожу из дома.

Ноябрьское утро встретило меня моросящим дождем и порывистым ветром. Ёжась от холода, ещё минут пять жду Андрея, вызвавшегося проводить меня до вокзала. Проспал! Оббегая лужи, успеваю запрыгнуть в подошедший трамвай. До вокзала ехать минут двадцать. Успеваю!

Ну, вот я уже в рейсовом автобусе «Краснодар – Луговая». Теперь можно и расслабиться… А вот и Андрей звонит:

- Я проспал, прости... ты где? – услышала я сонный и виноватый голос Андрея.

- Не волнуйся, завтра увидимся… целую… - успокоила я его.

Андрей вот уже два года ухаживает за мной и не раз делал предложение, последнее не далее, чем вчера, а я все тяну с ответом. Он хороший! Зачем я ему со своими проблемами, бедами…
Вздохнув, я уселась поудобнее у окна и стала мысленно готовиться к встрече с мамой. Коробка с подарком стояла под сидением. Мы его выбирали вместе с Андреем.
Это очень красивая статуэтка - белокрылый ангел с дарственной надписью: «Дорогой любимой мамочке на 70-летие», и еще один подарок - золотая цепочка с крестиком. Маме должно понравиться. Я помню, как однажды провожая меня, она, увидев на моей шее цепочку и всю жизнь будучи неверующей, задумчиво произнесла:

-А у меня даже крестика нет…

Я пообещала обязательно подарить ей крестик.

Автобус тронулся, и за окном поплыли редкие прохожие, прячущиеся под зонтами, магазины с красочными витринами, жилые дома с зажженными окнами – город медленно просыпался.
Выехав на трассу, автобус набрал скорость. В глазах замелькали поля, перелески, проселки – знакомые сердцу картины. Еду домой - к маме!

Мама овдовела в сорок лет и все эти годы жила ради нас – своих детей. Сильная гордая женщина, она мне напоминала большую птицу с распростертыми крыльями, которая пытается защитить и обогреть всех своих детей, внуков и правнуков. До всех ей есть дело, до всех есть слово. Жалостнее всего она относилась к тем, кто были, по её мнению, более слабыми, более неустроенными, как она выражалась, никудышными. К ним она относила и меня.

Мой первый брак давно распался. Дела мои идут не очень. Фирма моя обанкротилась. Я погрязла в кредитах, в долгах, в беспросветной работе. И хотя я тщательно это скрываю от мамы, она каким-то образом все узнает и, всякий раз вздыхая: «И всё у тебя не как у людей!» - жалеет меня и очень расстраивается.

Дорога длинная. Шум мотора убаюкал меня.

- Станица Луговая! – услышала я и поспешила выйти.
От автостанции пять минут ходьбы – вот я и дома!


- А я тебя третий день выглядываю! - радостно встретила меня мама, кутаясь в пуховый платок. Я обняла её, хрупкую, бесконечно родную. Мы вошли в дом. Здесь я родилась. Здесь прошли мое детство и юность. Ах, как хорошо дома! Тепло, уютно!
Мама испекла мой любимый торт!

- Сейчас будем пить чай! А то гости соберутся не скоро… к вечеру, – хлопотала мама, ставя чашки на стол.

Я достаю разные свертки с гостинцами и вручаю ей Ангела, затем, под мамины восторженные восклицания, надеваю ей на шею цепочку с крестиком. Мама, прижав крестик ладонью, долго смотрит на статуэтку:

- Красивая!.. небось, дорого стоит… здесь она не будет пылиться… - приговаривает она и бережно ставит белокрылого Ангела в сервант под стекло. Потом, подойдя к зеркалу, поправляет крестик и добавляет:

- Ну, вот… теперь не страшно и умирать.

- Ну, что ты, мам... мы еще поживем! Садись, чай остывает, – обняв, усаживаю её за стол.

Я стараюсь быть бодрой, веселой, шучу, улыбаюсь, рассказываю забавные истории о детях, о внучке Сонечке… Мама, слушая меня, медленными глотками пьет чай и время от времени молча кивает головой…

-Как у тебя дела? – неожиданно прерывает она меня.

- У меня?.. У меня все хорошо! Все замечательно! - уверенно начала я и… замолчала. Потом вдруг выпалила:

-Мам, а я замуж вышла… человек хороший!

Мама, отставив чашку с чаем, внимательно и удивлённо посмотрела на меня, затем будто оглушила:

- Так ты больше на полу не спишь?

- Нет, не сплю… - почему-то соврала я и… расплакалась. Заплакала и мама:

- Никудышная моя… никудышная, - обнимая меня и гладя по голове, как маленькую девочку, повторяла она, вкладывая в это слово все своё выстраданное, больное, мучительное… все мои беды, все мои несчастья …
Успокоившись мы ещё долго сидели рядом - родные, очень похожие друг на друга - делясь печалями, заботами, тревогами...


- Может, останешься, дочь? - провожая меня до поворота, спросила мама и вздохнула.

Я обняла её и, поправив на ней сползший платок, улыбнулась:

- Дальше я сама… я позвоню!

Уходя, я долго чувствовала на себе ее взгляд. Бедная моя мама! Храни тебя, господь!

Сидя уже в автобусе, я позвонила Андрею:

- Я согласна выйти за тебя!

Через неделю мы расписались. Я переехала к Андрею.

Дела мои пошли на лад. Благодаря Андрею я смогла восстановить фирму, рассчитаться по кредитам.
Мы купили новую просторную квартиру. А еще через год мы уже всей семьей собрались у мамы за большим столом – дети, внуки, правнуки…
Это был настоящий праздник!
Я давно не видела такой счастливой мамы!
В разгар веселья я вдруг повернула голову и увидела стоящего за стеклом в солнечных лучах нашего Ангела…
Он хитро улыбнулся мне.