Моя питерская сказка

Лариса Плотникова
Я не оригинальна – я очень люблю свой город. Город, которому пришлось менять имена, как наряды. С рождения он носил царский, парадный мундир – Санкт-Петербург, который сменил на военный френч – Петроград. Дальше был серый, интеллигентно-рабочий пиджак со звездой героя на груди – Ленинград. И вот, вновь настало время, когда из сейфа времени вытащили парадный мундир. Правда, порядком траченный молью времени и с разными заплатками. Одни сделаны добротно и, практически, не видны, другие отличаются серой неряшливостью, а третьи … даже не знаю, как и сказать … как можно назвать синтетику, с претензией расшитую стеклярусом? Не знаю. Это грустное зрелище. Но я люблю его в любом наряде, и  любимый – это домашнее, уютное платье - Питер.

Я люблю гулять и любоваться  этим городом, немного сожалея о том, что не могу взглянуть на него глазами человека, впервые приехавшего сюда. Чтобы взглянуть, восхищенно ахнуть, и навсегда влюбиться в этот прекрасный город, как это было с моей мамой. Хотя я все же сделала это, когда взяла в руки фотоаппарат и, спасибо моей приятельнице Оле, стала уделять внимание деталям.

В красоте нет мелочей, и наши предки это прекрасно понимали, поэтому стоит внимательно присмотреться к старым, с детства знакомым зданиям, решеткам, мостам, фонарям, как тут же сделаешь массу открытий. Разнообразные, порой фантастические растения, ведомые и неведомые звери,  изящные лестницы. А всевозможные атланты, кариатиды и путти? А переплеты старых окон? А балясины перил? А витражи, увы, большей частью – остатками? А балконы и эркеры? Это тот Питер, который можно всю жизнь открывать для себя, ибо он почти бесконечен.

Я гуляю, отводя глаза от инородных, стеклобетонных монстров, что за последнее время воткнулись меж старых питерских домов, и мечтаю …

Мой прогулочный маршрут никогда не лежал в новостройки, но теперь такое место есть. В одном из старых районов построили целый комплекс зданий не «сосулей» и «стекляруса», а в стиле Сияющий Модерн.

Сначала я захожу в сквер, засаженный сиренью, боярышником и рябиной, и там, в его глубине, любуюсь домом «Тенистых аллей». Он, с его лепным декором в виде деревьев и окнами, стилизованными под фонари,  как бы является продолжением сквера. Вход в его парадную находится в глубокой нише с деревянными скамеечками по бокам. Я присаживаюсь на одну из них и любуюсь входной дверью. По краю ее идет резьба – трава и одуванчики, а в центре - большое зеркальное окно неправильной формы. Это лужа, вокруг которой собрались воробьи (ну какой же сквер без них?). Сложно сказать – дерево это, или пластик, но смотрится это так органично, что я  зависаю там до темноты, рассматривая каждую фигурку. Вечером же, при свете уличных светильников,   вспыхивают тонкие линии светоотражающей краски, нанесенной на фасад дома, и он становится таинственным садом. Ветер, частенько гуляющий по питерским улицам, колеблет ветви кустарников вокруг невысоких фонарей, делая их свет неровным, и по дому пробегает волна мерцания. Я достаю фотоаппарат, пытаясь запечатлеть этот момент, но, в который раз убеждаясь, что статичное фото никогда не передаст красоты движения, оставляю эти попытки. Однажды мне повезло – дверь парадной открылась, и какой-то добрый человек разрешил мне зайти посмотреть. Спасибо ему  за это.

Первое, что привлекло мое внимание, это прозрачная шахта лифта, светящаяся голубоватым светом. Ее опоясывала лестница, пролеты которой, были пролетами мостов с изящными решетками перил. По стенам вдоль ступенек, лепными силуэтами теснились дома. Площадки освещали уличные фонари,  выступающие из стен. Я еще не успела все как следует рассмотреть, когда меня шуганул какой-то бравый пенсионер, заподозрив в чем-то нехорошем. Никакие уговоры не помогли, и мне пришлось уйти без единого фото на память. Жаль.

Я выхожу из сквера и направляюсь к соседнему кварталу под названием «Сад Гесперид». По его периметру расположились пятиэтажные, серовато-желтоватого цвета, дома с многоугольными крышами мансард, а в центре, посередине ухоженного двора, высится высокое круглое здание. Оно и есть обиталище дочерей Атланта. А вот и они сами, бродят вдоль ограды, которую изображает облицовка первых четырех этажей. Выше видны кроны деревьев с золотыми  яблоками – округлыми окнами, некоторые из них поддерживают листочки – балконы. Каждый из четырех входов в здание сторожит дракон.

На стенах невысоких зданий тоже есть маленькие драконы, хотя, в целом, их декор очень скуп. Оно и понятно – это пустыня, через которую лежит путь к золотым яблокам. Но, скуп - не скуп, а в темноте, в быстром свете фар, свернувшей с переулка машины, я вдруг увидела ящерку, наполовину вылезшую из песка, Где-то, светоотражающими линиями, блеснула змейка. Потом, при свете дня, я разглядела этих малозаметных обитателей песков, хотя вылеплены они были (или отштампованы) весьма искусно.

Войти во двор можно только через арки, которые посередине перегорожены воротами с фигурой Атланта. В полумраке свод арки поблескивает и, действительно, кажется, что он держит на своих плечах небесный свод.

Мне не удалось побывать внутри этих домов, но одна из обитательниц этих мест, прогуливавшаяся с собачкой, поведала мне, что парадные в «пустыне» - это оазисы с пальмами, цветами и прочим декором. Расспросить подробнее мне не удалось – ей позвонили, и она, извинившись, быстро ушла. 
Вечером я стою около знакомого сквера, и уже издали любуюсь золотыми яблоками Гесперид над зубчиками крыш  …

Кто-то, спеша, налетает на меня, и я возвращаюсь к действительности. Мои глаза, уже осмысленно, смотрят на Собор, с распахнутыми крыльями колоннады, а за его левым крылом – на новомодную стекляшку. Размечталась что-то я.

Дома и стиль «Сияющий Модерн» придуманы автором.