Мои встречи с тигром

Юрий Бахаев
Люблю походы я, и много лет работаю тур-гидом. Нередко бываю в уссурийской тайге. Приключениями она награждает меня регулярно. Расскажу, как встречался в ней с тигром. Три раза. При этом зверя так и не увидев. Зато адреналина получив!..

Первый тигр мне встретился в июле 2012 года в Хасанском районе Приморья. Шёл я с моими туристами по грунтовке в тайге. Макс и Бьянка из Германии – немец и немка, чета внебрачная, каждому около сорока лет. Немца бабочки интересовали – фотоохота. Много их редких видов водится в этом краю. Немка же прибыла отдыхать и искать… приключений. Сразу же по прилёту она сказала мне:
– Юри, ай вонт то си вайлд тайга! Ат лист зе футпринтс…
Общались на английском. Дикого тигра хочет увидеть, или следы его хотя бы… Я удивился. Приезжавшие ко мне иностранцы боялись таёжных хищников как чумы!
Тигриный след, с полторы копыта лошади, показал я гостье на грязи грунтовки уже на следующий день. Экологи говорят, что этих кошек в Приморье, природе - около пятисот. Думаю: в два-три раза больше. Или мне на них так везёт…
Группа наша была спортивна, и шагала бодро. Вокруг был превосходный уссурийский лес: колонны кедров, завеси лиан местами, порхали малахитовые махаоны – с птицу. Щёлкал то и дело «Никон» Макса, я тоже своей «Сони» снимал что-то… Вёл туристов к месту, где обитала бабочка из российской Красной книги, с именем из древнегреческих мифов: альциной. Сфотографировать её немец мечтал, а также гусениц бабочки этой и лианы маньчжурского кирказона, на которых альцинои разводятся. Немку – вёл к тигру. Он тоже был «прописан» в той округе. Даже не один…
Минули восемь километров. Слева возникла в прогалине покрытая лесом сопка. Альциноево место… Слышу, каркают вороны в той стороне. Как-то не по себе мне сразу стало. Знал от таёжников: тигр или медведь может быть там возле еды… И – та ли сопка? Точно не помнил. Давно в этом районе не был, а сопки уссурийские все так похожи!
Сказал туристам ждать и двинул на разведку к склону. В лесу «купы» кустов в мой рост, их обхожу. Полянка… Альциной! Завис, большими чёрными крылами трепеща, у белого соцветия травы очень высокой, мне неизвестной: на высоте в два с половиной метра. Живой вертолётик! А вороны всё каркают где-то над склоном… К нему я не пошёл. Есть, найден альциной! То место – вспомнил. Вышел я к туристам. Пошли назад мной пройденным путём.
Опять фланирует у того соцветия наш вертолётик, или – другой уже… Немец шагнул к природной композиции, целясь в неё объективом фотокамеры.
– Р-р-р-р… – послышалось вдруг из кущей леса.
Тихо, но мощно. Метров с двадцати… Немец окаменел в своём движении, мы – в выражениях лиц. Тигр!.. Слышал я не раз это рычание в зоопарках и телевизионных фильмах. Немка явно – тоже, ибо плечо её поехало назад…
– Стоп! Но паник! (Не паниковать!) – схватил её я за руку.
А то ещё побежит… Тигр, как всякий хищник, может за бегущим «вдарить». Стоим, как статуи. Слышу: уходит по-над склоном медленно вбок вороньё. Тигр, похоже, уходит. Добычу несёт…
Через минуту делаю шаг к склону. Вглядываюсь в кущи. Ещё шаг… Пять. Съёмку-то объектов обеспечивать надо. Какой я гид иначе… Туристы неуверенно ступают за мной вслед. На склоне – следы кабана, косули… Тигриных не видно. Не захотели мы почему-то их искать. Шли медленно вдоль склона…
Вот и маньчжурский кирказон! Витой пепельно-бурый канат, толщиной в руку, висел у дерева невдалеке от нас на скате склона. Лиана древовидная. Живёт, деревья «обнимая», среди их крон побеги расселяя. Видны вверху её большие листья-сердца. Рассматриваем и фотографируем лиану… Возле другого дерева – верёвка, кирказон поменьше. Листья здесь идут от уровня лица. На одном вижу гусеницу альциноя! Чуть меньше мизинца, чёрная, с большими белыми пятнами. Копия помёта птицы! Прячется так от её глаза. На другом – ещё одна. Дальше – и ещё. Фотографируем гусениц, лианы, листья…
Продолжаем путь вдоль склона. Везде видны верёвки и канаты кирказона, «штрихи» гусениц на изумрудных огромных сердцах. Вверху, у другой завитой кроны, порхают вдоль лианы сразу несколько альциноев. Любуемся природной «инсталляцией». Объективом, увы, не взять…
Идём назад к полянке. Альцинои зависают то и дело у того растения огромного, его соцветий, сменяют друг друга. Щёлкают фотокамеры. А вороны всё каркают где-то вдали…
– Вай нот то щёт зе тАйга? (Почему бы не снять тигра?) – кивнул я в направлении том немке.
– О ноу! – машет она рукой…
Ну я, конечно, шутил. Не пошёл бы туда и за миллион. Впрочем, если в евро… Задумался даже.
Интересно, когда вышел сюда я в разведке один – тигр молчал почему-то. Страх коснулся меня… Тут же понял: просто хищник не увидел от меня, одиночки, для добычи угрозы, а другая еда ему была не нужна.
– Ай эм хэппи! Ай хёд зе вайлд тайга! (Я счастлива! Я услышала дикого тигра!) – улыбается немка.
Осмелела, однако… Ну да – повезло! Ходят таёжники в уссурийском лесу годами, а вот тигр единицам встречается. Курят потому что, водкой пахнут… Не любит он такое. Шучу! :) Но - тоже доволен. Первый мной встреченный тигр!
Что за странная радость? – спросит читатель. Ну, я не знаю… Но так вот устроены многие люди: экстрима хотим! Кто-то на скалы лезет, кто с тарзанкой вниз прыгает… А тут – красивая киса. Эта сила, красота шедевра природы, как тигр – так влечёт!

Второй раз с тигром я столкнулся в одиночку. Сентябрь того же года, окрестности села Анисимовка, что на юге Приморье… Снова – лес, грунтовка. Я иду за кишмишом. Так за внешний вид и сладость винограда называют в этом крае ягоды лианы актинидии. Вкусом напоминающие спелый киви. Что и есть актинидия – культурная форма одного из трёх её дальневосточных видов: аргуты. Произрастает в Приморье ещё полигама, называемая здесь «перчик» – с бордовыми «фасолинами», щиплющими до спелости язык. Третий здешний вид: коломикта. Ягоды внешне – зелёный крыжовник. За ней и шагаю… Тур-сезон завершён, скоро назад мне в свой Липецк – привезу домой угощение! Перекручу актинидию с сахаром и в чай этот полезный и вкусный продукт буду ложечкой класть.
Дорога прорезает склон горы Туманной, вверх постепенно поднимаясь. Там, в предвершинье, от Анисимовки в семи км, ждёт меня большая «плантация» коломикты. Ягодами всегда обильная. Сборщики туда не доходят, а машины не доезжают из-за промоин на грунтовке и огромных вечных луж…
Тигр живёт в том районе – говорили мне в Анисимовке. Прошлым летом ходил с туристами я к вершине Туманной, и на этой дороге были тигриные следы. Лес в тех местах с густым кустарником в рост – и ни зги сквозь побеги не видно. Шли, озираясь… Но вот опять мне туда надо. Ну как без кишмиша ехать домой! Да и привык уже к опасностям за уссурийские таёжные годы…
Иду, пейзажами любуюсь. Вокруг дороги – живопись тайги: кружева елей, свечки кедров, разлапистые пихты, с их запахом смолы приятным… Дорога, гору обвивая, повернула к югу – и вот уже дубовый лес. Извитые стволы монгольских дубов, злаки стелются и – никаких кустов! Ну просто парк. А меж стволов «изваянных», как в чУдной рамке – осенние янтарь и киноварь на волнах сопок. Так красиво! Дорога к северу пошла – опять тайга. Стоят султаны папоротника кое-где, «шнуры» лимонника висят с кустов высоких. Лес сумрака и тайны… Уже не для восторженного взора, но – сокровенности какой-то, для души.
И – прибыл я к месту. Та же прорезь дороги вдоль залесённого склона, деревья – сверху и снизу, высокий кустарник вокруг. Вензеля тонких побегов, с бледными листьями, формы лещины, покрывают эти кусты, трёхметровые. Коломикта родная! Кишмиш. Поднимаю побег – ряд «крыжовника» крупного. Ура, уродилась! Пробую ягоды. Спелые. Сладкие. Съел пригоршню их, пять. Стал собирать…
Кладу ягоды в ведёрко из пластика о пяти литрах, с «отставленной» в рюкзак крышкой. Взял с собой ещё три таких же. За полчаса его наполнил почти…
– Ууггх! – грянуло вдруг из нижних кущей.
Я аж присел… Мощный утробный звук. С пятидесяти метров примерно. Через пару секунд – повторился. И ещё раз… Так лев по утрам в зоопарке «стонет» – слышал я как-то.
– Ууггх!
Львы здесь не водятся… Кто ещё может быть? Тигр!
Звук всё повторяется и приближается. И – ничего сквозь гущу листьев не видно. Стою, каменея…
Но что за странные «ноты»? О таких тигриных не читал и не слышал. Может, это… брачный призыв?!
– Ууггх!
Весело вам… У меня же совсем душа ушла в пятки.
Да иди ты!.. Схватил я с дороги камень и кинул со всей силы в сторону звуков. Исчезли. Стою, слушаю…
И как же не хочется уходить! Кишмиш лет пять не собирал, и обещал его уже маме, знакомым…
Молчит супостат. Рву двумя руками ягоды с кустов, поглядывая вниз, в кущи.
– Ууггх! Ууггх!
Пробудился снова… Звуки вроде бы дальше, но опять – всё ближе. Ты кто: самец или самка? Она-то в гоне вряд ли опасна. Уйду. Если – он?..
Ещё один камень кинул яростно вниз. Молчит… Нервно рву ягоды.
– Ууггх! Ууггх! Ууггх!..
Ах ты гад, а вот и не возьмёшь бывалого таёжника! Набрал я в лёгкие весь воздух места и как заору:
– Молчать!!!
Аж горло «переклино»…
И больше – ни звука. Глухая тишина упала на тайгу.
Собирал я коломикту ещё минут пятнадцать. Три ведёрка наполнил. Всё – хватит! Быстро иду той же дорогой назад. Скоро вечер уж… Озираюсь. Начал петь громко.
Замираю на полушаге… Две тигриные «лапы» на грязи дороги! На пути к месту следов этих не было… Нет, не сошёл я с ума – как уж было подумал. Он и был возле моей «плантации»: тигр! Отпечатки – чуть меньше ладони, внахлёст. Торопился?.. И как будто специально их тиснул: на видном месте. Может – письмо? «Не ходи сюда, человек. Добычу пугаешь!»
К Анисимовке я почти что бежал.
– А чего ты хочешь? В том распадке тигрица с тигрёнком живёт… – сказал мне наутро местный корнёвщик.
Ага, превосходно. И, может, там мамаша чадо звала?.. Думала, что это оно в кустах «шебуршит». А может - и гон… Неизвестно. В любом случае: камни мои лишь любопытство у кошки будили, а когда заорал я, поняла – человек то! Ушла. Как-то так…

Ну а третий тигр «попался» мне на следующей год, в июне. Опять в окрестностях Анисимовки. В самом тяжёлом моём уссурийском сезоне. Заболел… Камни в желчном пузыре у меня «лежали» с юных лет. Один вышел в проток. Механическая желтуха… Попал в больницу во Владивостоке, и две недели там пробыл. «Проскользнул», слава богу, камень, но – рвало и тошнило, исхудал, и вышел из больницы тенью.
Прибыл в «свою» в Анисимовку вскоре – на природе восстановить здоровье. В доме приятелей пожить, что прямо в лесу поставлен. Ну поселился в нём… У бабушки-соседки, что держала корову, стал молоко покупать. Начал с него, полянных-то выпасов, оживать потихоньку. Эх, уходят бабушки эти – и скоро не станет настоящего молока!..
В лес на прогулки ходил каждый день. Заодно для коллег-энтомологов ловил бабочек, по их просьбе. Знакомое дело! Есть сачок у меня…
И вот в один из дней иду я с ним, держа его в правой, по ещё одной лесной грунтовке. К той же тигриной Туманной, но как бы – «справа». Не зря я гору так назвал. Тигрица с тигрёнком, выше мной упомянутые, там, по словам местных, так и остались. Тигрёнок поди – как телёнок…
Нехороший случай сидел в голове. Весной пропал турист в анисимовской округе. Не вернулся из похода на гору Пидан… Которая есть Мекка пешеходного туризма в крае: там, на вершине – камни с дом, виды роскошные. Недели через три нашли вблизи лесной тропы к Пидану труп этого туриста. Официальная версия: инфаркт… У парня сердце было слабое, и не перенесло подъёма в гору.
Но я другое вот подумал: тигр!.. Не выдержало встречи с ним! В том же районе в эти дни тигриные следы встречались часто. Зверь мог внезапно появиться перед пешеходом. Из леса рявкнуть. Аффект – и сердечный удар… Что и со мной мог запросто произойти при приведённых выше встречах с тигром. Сердце так стучало! Слава богу – крепок им…
И вот иду в лесу я. Свод из крон могучих, а из прогалов – солнце. Красотища! Слаб, бледен после хвори, но природа дарит понемногу силы. Снял футболку, надел шорты… Люблю я «голым» быть в лесу! Гнуса на юге Приморья почти что и нет, и меньше устаёшь в походе, чем одетый-обутый. Загар получаешь.
«Приколы»! Так вот, бывает, идёшь, а навстречу – таёжник, из местных. В камуфляжной куртке и кепке, как принято. Таращит глаза. «На пляж, что ли?..» Да! Я ведь ещё в холодных ручьях уссурийских купаюсь. Вот и сегодня лёг в один… Уф – хорошо! Освежился. Заново будто родился. Боль остаточная в боку даже убыла… Есть такой метод: адреналинотерапия!
Иду, и бабочек ловлю. Их тут немало пролетает вдоль дороги – и только «попадай», как в теннисе, сачком… Иногда они на дороге сидят, её местах сырых. Самцы всегда – хоботками соли из почвы, нужные им для полового созревания, «тянут». Бабочная виагра! :) Ловлю, накрывая…
Ага, а вот целая стая переливниц субститут сидит на дороге, ленточники, голубянки... Крадусь к ним. Резкий выпад сачком – и всю стаю накрыл! Помещаю в морилку пару субститут и какую-то «непонятную» голубянку, остальное всё отпускаю.
Не люблю я, честно говоря, ловить бабочек. Жалко… Но – народ просит. А некоторых ловлю для науки. Есть у меня статьи… Успокаиваю себя тем, что и рыбу ведь ловят, бьют зверя, и не сантиментов там не имеют. Охотник – я. Паганель «поганый». :)
Вскоре дорога вышла к поляне. Трава шелковистая, тёплая – и лёг на неё отдохнуть. Гляжу в фигурное окно из крон, на спине лёжа, а солнце сбоку льётся и ласкает кожу. Хорошо! Лазурь вверху… В Приморье небо какое-то особенно красивое – более объёмное, что ли. Возможно, из-за океана близкого - лучи преломляющего. Закрыл глаза, немного даже подремал…
Шёл дальше. Кусты вокруг дороги стали густеть и становиться выше. Кущи прямо появились. Вдруг справа от меня, в их непроглядности – шуршание. И кто-то как бы движется сквозь них, незримый, по моему ходу… Ш-шуг и – назад. Большой! Через секунду:
– Вагвв!! – «прибил» меня к земле рык («рявк» – если б было бы такое слово) тигра.
Я окаменел, а тело стало ватным. Рука однако двинула на автомате вверх и в сторону объекта кисею сачка. Ш-шуг – снова… Тишина настала. Стою, с сачком воздетым вверх… Вот это терапия! Совсем бок перестал болеть теперь.
Читал не раз в статьях я о медведях, что опасаются они всего, что выше ростом их. Сачок вот и поднял… Тигр тоже может ведь струхнуть от непонятной длинной палки, с большим кругом. Монстр-великан пред ним! Да ну его… Хоть крайне редко нападает наш уссурийский тигр на человека – знание это, может быть, и пригодилось.
Сачок не опуская, я пошагал скорее к дому. Ну их, бабочек!.. Но по пути немного успокоился, и вот подумал вдруг опять: эх, и в этот раз я не увидел тигра! Жалко… Уж третья встреча – а не показался. Эх!..
Ну да – не любит тигр показываться человеку. Только если сразу не поймёт, кто это, нарисоваться может… Надо было в прошлый раз мне камни не кидать! Шучу. А так нередко, говорят, «тропит» в лесу прохожего он. В основном – беззвучно. Тигр очень любопытен. Кошка! Встретил он живое, а – едой не пахнет. Неведомое что-то: две ноги, штаны, рюкзак… И появиться перед этим существом во всей своей красе совсем не в нраве умного зверины. Но рыкнуть – почему нет…

Вот таковы мои истории.
С последней уже 10 лет прошло. И больше тигр не попадался мне, хоть и бывал не раз в Приморье. Отпечатков лап – хватает! Раз возле одного даже сандаль лежал… Тут не шучу. Перформанс? :) Рассказывали ещё, что парень под Анисимовкой той же, года три назад, на дерево залез, в лесу увидев тигра, и сидел полдня там. Ещё, недавнее – лёг полосатый на железную дорогу в тридцати метрах от дорожников у соседнего села Лукьяновка. Повозлежал, ушёл… Вы наберите в Интернете «Тигр + Анисимовка» – и увидите ещё сюжеты! Зверь, говорят, смелеет. Не трогают его потому что… А значит шанс увидеть тигра возрастает!
И вот не знаю уже: хорошо ли это или плохо. Постарел, и как-то уже хочется  минора, тёплых тапков...
Нет, хватит. Я хочу его увидеть! Я попробую... В следующий раз, когда опять Приморье навещу.

2017 г.