Тайна 7 букв

Владимир Малкин
Происхождение имени «Саратов» по-прежнему будоражит воображение краеведов.
Хочу познакомить читателя с еще одной версией.
Статья была написана для газеты «Саратовские Вести» к 410-летию города, и опубликована в №121,2000г
__________

Со времени обитания в Поволжье «городецких» племен в конце прошлой «дохристианской эры большинство саратовских рек сохранило древние свои имена. Они в основном финноязычного и угроязычного происхождения. И были даны в «городецкую эпоху» рекам и местам проживания народов будущего Саратовского края. Наша газета тоже писала в 1996 г. об угорском (венгерском) происхождении имени Бакуры. На мой взгляд, само имя «Саратов» прото-мадьярского (угро-язычного) происхождения. Оно пришло к нам в ту пору, когда и самой страны с названием Венгрия еще не было. Тогда угро-самодийцы (саргаты) только начали свое движение на запад.
Ведь бытует до сего дня лишь единственная версия о тюркоязычном происхождении этого топонима: от Сары-тау—«Желтая гора». Но первый Саратов стоял на левом берегу Волги, где никаких «желтых гор» никогда не было!  А то, что первый Саратов был левобережным, обосновал еще в 1990 г. саратовский краевед Б.Н. Донецкий. Он доказал, что левобережный Саратов стоял в районе современного поселка Шалово (Энгельсский район). Тем не менее саратовские ученые—историк Е. Максимов и лингвист Л.Хижняк в книге «Четыре века» на 10 страницах текста «уговаривают» читателя поверить в «Сары-тау»: так якобы называлось некое мифическое татарское племя, которое передало это имя ногайцам, а эти кочевники, враждебные к русским, передали последним данное название. Ногайцы печально известны тем, что периодически совершали набеги на Саратов. И напоследок (в 1613-614 гг.) они сожгли левобережный Саратов. Хотя к этому времени Казанское и Астраханское ханства были уже упразднены и Русь начала укрепляться на левом берегу Волги.
... И все-таки, как же появилось имя Саратов? В книге Очерки истории Саратовского Поволжья» под редакцией И.Пороха сказано, что еще историк Ф.Чекалин утверждал; в древности на левом берегу Волги на месте современного Энгельса существовал «татарский» город или поселение, название которого перешло к Саратову. После того, как А. Гераклитов подверг критике эту концепцию, возникла гипотеза: «по названию речки Саратовки». В книге «Большому Чертежу» записано: «А под Саратовом пала речка из озера, а другая речка из поля». В устье реки Саратовки и находился Саратов с 1617 по 1674 гг.  «Река Саратовка пала в Волгу из озера». Примечательно—цитирую далее книгу «Очерки истории Саратовского Поволжья». Со времени основания города (с 1590 г.) в течение примерно двух десятилетий Саратов в официальных документах и в переписке называли «Саратов-остров». Позже добавление остров исчезло... Так иногда называли гору, скалу. Лес, окруженный полем. Мне в руки попала карта местности старого Саратова, составленная в 1789 году землемером-поручиком Купидоновым. На этой карте озеро, из которого вытекает Саратовка, называется «Купеватое». Это знак того, что озеро было окружено зарослями (купами деревьев). Эдакий вот остров леса или стеблей каких-то растений выделялся на левобережном безлесном фоне как остров. В венгерско-русском словаре мы находим два слова, из которых сложилось имя Саратов(ка).  SZАRА (стебель) +ТАVА (озеро). Заметим, что свистящий звук, соответствующий русскому «С», передается у венгров записью -SZ». Итак, SZАRА-ТАVА—Купеватое (ветвистое) озеро. И знает ли читатель, что в мордовском языке слово Тарадов (столь созвучное имени Саратов) переводится ветвистый? Ну, а как же венгры оказались на Волге?
В Большой Советской Энциклопедии (последнее издание) мы не найдем ответа на этот вопрос. Там сказано об этом довольно «глухо» (БСЭ, том 4, стр.494): «Современную Венгрию завоевали угорские племена мадьяров... Первоначально живших по среднему и нижнему течению Камы, а затем переселившихся в причерноморские степи, откуда они были вытеснены печенегами». Можно допустить, что в процессе своего «переселения» в Причерноморье мадьяры на какое-то время задержались в местах обитания родственных им племен мордвы и марийцев. То есть на севере будущего Саратовского края. И здесь на помощь нам приходят новейшие исследования, проведенные видным ученым-археологом Р. Кузеевым со своими сотрудниками. Он пишет: «Около рубежа нашей эры западно-сибирские саргатские кочевые племена... включились в движение на запад. Именно эти саргатские племена явились непосредственными предками мадьярской группы угров перед их движением на запад. Двигаясь на запад, обские угры переозвучивали имена рек. Так, древнейшая река Иркис («дух ирков») стала «Кан-ыргыз», что в переводе с венгерского означает «Извилистый». Мордовско-марийское имя Покурлей (река древесного кустарника) переозвучилась просто в «Бакур» (древесный кустарник)—из венгерского языка. Это первая часть слова «Пакур-лей». А вот имя реки «Балыклей» (кстати говоря, не имеющее никакого отношения к гастрономии—к балыку) встречается не раз на протяжении расстояния более 2000 км от Павлодара до Причерноморья. И происходит оно от обско-угорского слова Палых: по-мансийски означает—«опаленный, сожженный лес вдоль берега реки: лес, пораженный «палом». . .
В Саратовском крае такая «балыклейка» течет южнее Камышина вдоль 50-й параллели. Это бывший Горный Балыслей. По-видимому, это и был путь тех самых саргатских племен, по которому обские угры двигались в течение нескольких веков с Урала на побережье Черного моря. В частности, мы находим об этом свидетельство в «Повести временных лет» летописца Нестора о том, как шли «черные угры» через Киев на запад.