Круизы по Европе

Вячеслав Кисляков 2
       Семейные хроники.           1980-1981 гг.

       Год 1980.

       В конце 1979 года я ушел в длительное, и к тому же, - заграничное плавание. И ушел на целых 7 лет. Конечно, не все эти семь лет я был в постоянном  плавании, но это были все же достаточно долгие отлучки от дома, семьи, жены и детей. Конечно, и в годы работы на Белом море, у меня  были также длительные отрывы от дома, но дом-то был совсем рядом. Жена могла иногда приехать ко мне, а иногда и я вырывался на пару дней домой. А главное было моральное состояние от близости дома – 3-4 часа езды на машине от Кандалакши до Мурманска.

      А вот с другой стороны Атлантики, не так просто и  быстро можно добраться до дому. Вот эти многотысячные расстояния до дому и угнетали многих, в том числе, и меня. Но я понимал, что мне надо зарабатывать рабочий ценз для получения диплома капитана дальнего плавания, чтобы стать полноценным капитаном морского судна. Да и мир хотелось посмотреть. А главное, что меня в этом понимала моя любимая жена – Аленушка. Ведь, только благодаря  ей, я смог закончить ЛВИМУ им. адмирала С.О. Макарова, а потом получить и диплом КДП, к которому я так  стремился.

      Ей было одной очень тяжело управляться с двумя детьми и ходить на работу. Спасибо, что тетя Нина, выйдя на пенсию, очень много помогала Алене в заботе о детях. Зиму она жила у нас в Мурманске, помогая Алене, а на лето уезжала с детьми к себе в Боровичи или к нам в деревню – Немойту. Это давало Алене хоть какой-то отдых. Она могла иногда приехать ко мне  на  судно  в порт прихода дня  на два-три.

      1980 год был для меня и Алены очень тяжелым, как в моральном, так и в материальном плане. 1 июня при выходе «Клавдии Еланской» с рейда Соловецких островов судно село на мель. Дело было на моей вахте, но меня на мостике не было, так как на вахту меня почему-то не разбудили. В 16.30, когда  я услышал, что на мостике был дан машинам ход, и появилась вибрация от работы двигателей, я вскочил с койки в своей каюте, быстро оделся и выскочил на мостик. А через две минуты судно уже  село на мель. Но, при разбирательстве этого аварийного случая, я взял часть вины на себя, спасая капитана Кононова В.В., который управлял судном при съемке с якоря.  В результате,  я был понижен на целый год  до должности  третьего помощника капитана, а Кононов В.В., - на шесть месяцев – до старпома. Кроме того, за причиненный судну ущерб, с меня и капитана было взыскано 6200 рублей в пользу пароходства.  В то время за эти деньги можно было купить автомобиль  «Жигули». Так что пострадал я  в тот год очень сильно. Да еще по партийной линии нам обоим  объявили по выговору без занесения в учетную карточку.

      Через 4 года капитан Кононов В.В. меня предал, когда надо было выбирать между собой и своей карьерой, и между правдой и  мной. Он выбрал неправду, но спас свою карьеру капитана, а я, из-за его предательства,  чуть ли не был уволен из пароходства.  И это предательство я ему уже не простил!  Спасибо за это Ивану Павловичу Лопатину – заместителю начальника пароходства по безопасности мореплавания. Он мне поверил,  и  заступился  за меня, перед начальником ММП Игнатюком В.А.   А то ведь моя жизнь могла бы повернуться от меня,  совсем в другую сторону…  Будь все по-другому, возможно, и не было у меня вот этих моих мемуаров.

      А  капитана Кононова В.В. судьба позже наказала очень жестоко. Когда он, будучи в отпуске,  пошел на рыбалку, то в лесу  у ручья на него напали трое алкашей-рыболовов, ударив его  палкой по голове и бросив в ручей. Но, слава богу, что его вовремя кто-то обнаружил, и вовремя доставил в больницу. Но, все равно, через некоторое время, Кононов  В.В.   все-таки умер от инсульта. Вот такая печальная история случилась с  моим бывшим и  когда-то  лучшим другом-капитаном, а  впоследстви, - капитаном-предателем. Жизнь все расставляет по своим местам. Я не имею сегодня зла на него, так как я, прежде всего,  помню все то  доброе, что он сделал для меня. Я ведь был его учеником и  почти 10 лет нашей с Кононовым В.В. совместной работы просто так из жизни не выкинешь. Начинал я работать с ним еще  на «Илье Репине», затем – «Петродворец», «Акоп Акопян» и «Клавдия Еланская».

      В 1987 году я вернулся на несколько месяцев на «Клавдию Еланскую» капитаном и работал на Балтийских круизах.

      В январе 1980 года я получил от сестры Люды и от мамы письма, когда работал на Балтийских круизах со школьниками, после возвращения с Кубы. Я тогда делал круизные рейсы из Ленинграда в Ригу и Таллинн во время зимних каникул, подменяя Кононова В.В.

      Как было  видно из писем, маме уже 5 января стало плохо с сердцем, несмотря на то, что она долгое время провела в 1979 году на лечении по больницам – в Сенно, а затем в Витебске. После выхода из больницы мама решила зиму провести у Люды, так как дома в деревне она могла просто не пережить зиму. А у Люды в это время ее семейная жизнь с ее мужем Семеном подходила к своему логическому концу  - разводу. Я ведь не все знал. О плохом Люда старалась мне не сообщать, чтобы не расстраивать. А Семен оказывается пил постоянно, гулял и дошел даже до рукоприкладства – избивал мою сестренку и издевался над ней. И все это было на глазах у больной мамы, которая в это время жила у Люды. Но, после подачи заявления Людой в милицию, рукоприкладство он прекратил, так как боялся, что его могут посадить. Но нормальной жизни у них уже не было…
             
      Я также получил письмо от своей  Аленушки в  Риге, где мы стояли в ожидании начала выполнения Балтийских круизов на линиях из Риги и Таллинна на Росток (ГДР) и Гдыню (Польша) с узбеками.
               
      Этим круизам я  позже посвящу отдельную главу, так как для меня они были очень интересны и познавательны. Ведь впервые я увидел разницу жизни между СССР и странами народной демократии (Куба не в счет), где жизнь разительно отличалась от нашей, хотя и там  и у нас  строился  развитой социализм.

      Пока я работал на Балтийских круизах, а мама жила у Люды, отец  сражался в деревне за выживание в одиночку. Ему было одному несладко, так как до этого он жил за маминой спиной, не зная других забот, кроме своей школьной работы и привоза продуктов  из магазинов Сенно и Немойты. Добытчик для семьи он был всегда  хороший, но вот насчет помощи по дому – это был не его профиль. А когда он остался в доме один, он все это прочувствовал, как говорится на своей шкуре. Хотя ему и помогали соседки.

      Папа прислал мне письмо  в Ригу, где он жаловался на то, как ему трудно одному управляться и в школе, и по хозяйству. Но, что я мог поделать? Мне было жалко и маму, которая надорвала свое здоровье на тяжелой домашней работе. Жалко было и отца…  Но и мне было нелегко. Я уже более 4-х месяцев сам был в отрыве от дома и семьи.

      Работая на Балтийских круизах, я никогда не забуду, как мы попали, следуя из Ленинграда в Ригу, в жеточайшее обледенение... Это было что-то!  Тем более, что у меня это было впервые. Хорошо, что моя интуиция меня не подвела. Как будто чувствуя заранее, что мы попадём в обледенение судна, я приказал старпому Меркулову Игорю и боцману подготовить дополнительные судовые средства по борьбе с обледенением. И это было сразу же по выходу из Ленинграда. Ребята работали весь день - делали различные колотушки, дополнительные лопаты, проверяли средства подачи пара на палубу... И вовремя мы подготовились.

      Ещё до выхода из Ленинграда, мы были предупреждены о надвигающем шторме, при низких температурах воздуха (до -22 градусов) и приняли необходимые меры. И досталось нам крепко. Обледенение судна от набрызгивания и заливания морской водой при шквальном ветре и отрицательными температурами шло необычайно интенсивно. Скорость нарастания льда, по нашим прикидкам, составляло от 2 до 5 см за 10 минут. Волны перекатывались и перехлестывали порою сразу два борта, оставляя после себя ледяную корку... Все тросы и такелаж прямо на моих глазах покрывались толстой коркой тягучего льда. Я объявил судовой аврал.

      Началась борьба с обледенением судна. Мне и сейчас эти дни вспоминаются, как кошмарный сон. Весь экипаж, в том числе, и члены машинной команды и пассажирской службы,  вели изматывающую борьбу с обледенением. Воющий штормовой ветер беспрерывно окатывал обессилевших членов экипажа ледяными волнами, сбивал с ног и швырял куски льда, словно картечь, а  толстые стекла  иллюминаторов ходового  мостика быстро покрылись толстым слоем льда. Я приказал элетромеханику проинести из кладовых все электрические обогреватели, которые не давали льду закрыть обзор для меня и вахтенных на мостике. Ломики, кирки, свайки срывались с рук. Нелегко было удержаться на палубе и не вылететь за борт.  Силы для сопротивления борьбы со льдом у многих иссякали, а лед на глазах беспрерывно нарастал и казался бесполезным этот изнуряющий труд. Но уже совсем недалеко было, чтобы "Клавдия Еланская"  могла войти в Ирбенский пролив... И, наконец, мы зашли за ледяной припай Ирбенского пролива... Когда мы пришли в Ригу, на месте якорного
устройства была глыба льда, напоминающего айсберг. А все металические тросы грузового крана и сам кран были покрыты 10-15 сантиметровым слоем льда. Таким же слоев лда были покрыты борта носовой части судна и мостика...

      В феврале-марте, на период  стоянок судна в Риге и Таллинне, ко многим членам экипажа приезжали жены и родственники. А я уже четыре месяца не видел жены и детей, поэтому мое настроение было не самое  лучшее. Появилась даже мысль, что надо уходить работать на берег. Но, как я позже убедился, такие мысли быстро улетучивались, когда твоя любимая  приезжала к тебе, хотя бы на день-два. Все сразу становилось на свои места. А жена с сыном Игорем в январе все же сумели приехать ко мне в Ригу во время нашей стоянки там. Все сразу же  стало на свои места…

      Балтийские круизы, которые начались 01 февраля,  закончились с приходом «Еланской» 27 марта в Ригу. А впереди нас ожидал доковый ремонт по подготовке «Клавдии Еланской» к выполнению летом 1980 года олимпийских круизных рейсов с  туристами из Европы  в Таллинн и Ленинград. Для этого нас направили на  ремонт в порт Гамбург (04-17 апреля). Это были уже не ГДР и Польша, а настоящий запад со всеми его «загнивающими» прелестями капитализма. Следующее мое письмо было написано домой, как раз, после прихода судна из гамбургского докового ремонта, где я заработал за неделю столько денег, что мог позволить себе купить, такое множество заграничных вещей, которые я не мог бы приобрести в Мурманске и за год работы. Ведь многие моряки и держались за флот, потому что могли в иностранных портах отовариться за рейс лучше, чем в СССР за год

      Из Гамбурга мы пришли в Калининград, откуда нам предстояло выполнить весенний рейс на Кубу, после которого «Еланская» возвращалась в Мурманск, где мы  должны были сделать несколько круизов на Соловки, а заодно,  и готовиться к выполнению олимпийских перевозок и европейскому круизу с туристами на борту. Но, на Соловках, так случилось, что «Клавдия Еланская» села на мель, а я был сброшен на самую низкую ступеньку моей судоводительской должности –  до третьего помощника капитана.  Это был для меня трагический удар, как говорят, - ниже пояса. Но все это мы пережили и даже окрепли. Такова жизнь – светлые полосы всегда чередуются с темными, как на морском тельнике…

      А в этот период были и другие наши семейные события.  Оля закончила четвертый класс и успешно перешла в пятый. По итогам 4 класса Оле объявили благодарность.

     14 февраля сестра  Люда официально была разведена с Семеном. Единственное, что она нажила с ним – это дочь Свету и попорченное здоровье. Еще у Люды предстоял размен жилья и раздел того немного имущества, которое они успели нажить, во многом благодаря нашим родителям. Квартира, правда, принадлежала Семену. В конце концов, и этот вопрос был благополучно утрясен – Люда получила хорошую однокомнатную квартиру, а Семен – комнату,  в которой он, после очередного запоя, также благополучно повесился. Видимо, действительно, - Бог все видит! И все получают по заслугам!

      В марте сестра Таня и ее муж Володя тоже получили в Ивне новую двухкомнатную квартиру. Это для них было большой радостью. Правда, в 1982 году, после смерти Володиной матери (Таниной свекрови), эту квартиру они сдали в обмен на частный дом, в котором жили Володины отец и мать. Там был свой сад и огород, и можно было держать  и разводить всякую живность, что было большим подспорьем для их семьи.

      К началу лета мама вернулась из Витебска домой в деревню. Мама и ее сердце потихоньку привыкали к новым условиям жизни. В начале июня папа купил за 7000 рублей новую легковую машину  «Жигули» - первой модели.  Его мотоциклетная жизнь закончилась.…  В этом же году в ноябре месяце папе исполнилось 60 лет, и он начал с 1 декабря получать пенсию по старости, хотя и продолжал работать в школе.

     5 июля 1980 года «Клавдия Еланская» приняла  на борт 200 туристов из Венгрии, и  вышло в свой первый олимпийский круиз по маршруту: Мурманск – Шпицберген (Баренцбург и Пирамида)  – Берген – Осло – Копенгаген – Рене (остров Борнхольм) – Стокгольм – Хельсинки – Ленинград.

     Первый круиз закончился 29 июля в Ленинграде. Я в рейсе являлся официальным нештатным корреспондентом нашей бассейновой газеты «Арктическая звезда», куда регулярно отсылал свои корреспонденции по маршруту круиза. Отзывы  венгров об обслуживании их на борту судна были самыми восхитительными. Мы тоже были очень довольны, так как  посетили вместе с венгерскими туристами многие замечательные места и побывали на разных экскурсиях.

      Второй круиз начался из Ленинграда 31 июля и закончился 22 августа в Мурманске. Этот круиз проходил по маршруту: Ленинград – Хельсинки – Стокгольм – Копенгаген – Осло – Гамбург – Тильбери (Англия) – Лит (Шотландия) – Берген – Трондхейм – Мурманск.

     Второй круиз был также не менее интересным, чем первый. За полтора месяца мы посетили 20 европейских и наших портов, увидели столько, что многие люди не могут увидеть за всю свою жизнь. 

     Этим европейским  круизам я также посвящу отдельные главы.   С 05 по 25 сентября «Еланская» выполняла арктический круиз по маршруту: Мурманск - Земля Франца Иосифа (ЗФИ) – Диксон – Дудинка – остров Вайгач – Соловецкие острова – Архангельск – Мурманск.

      Круиз по Арктике выполнялся по очень интересным местам и в самое лучшее для этого круиза  время. Об этом я также напишу в отдельной главе.    Вскоре после выполнения арктического круиза мы снова ушли на Кубу – два рейса подряд, с возвращением 31 декабря в родной порт – Мурманск. Таким, в целом, был для меня, моей семьи и моих родных високосный  и олимпийский 1980 год.

     Год 1981.
     Новый 1981 год я встречал дома в кругу семьи и друзей. На нашем новогоднем столе лежали экзотические фрукты – кубинские арбузы, королевские манго, кокосы, авокадо, папайя, бананы, ананасы.

     О таком новогоднем столе только  могли мечтать миллионы советских людей, а у нас это было наяву, и каждый год, пока я ходил на Кубу.

     Сегодня экзотическими фруктами вряд ли кого можно удивить! Но тогда, в начале 80-х годов,  все наши друзья только и мечтали попасть к нам на встречу Нового года. Все же я напомню, что есть, что - из той новогодней фруктово-ягодной  экзотики.

      Авокадо – самый натуральный фрукт с большой косточкой внутри. Растет на деревьях до 20 м высотой, где в пышной раскидистой кроне, как елочные игрушки, покачиваются яркие, с блестящей кожурой (желтоватой, темно-зеленой и даже фиолетовой) плоды.
  Авокадо, иначе «персея американская», за зеленый «крокодиловый» цвет плодов прозвана еще «аллигаторовой грушей». Впервые я попробовал авокадо в 1981 году, когда Юра Андрианов их впервые приготовил для нас в судовом баре. Это был своеобразный салат с лимоном, зеленью и мясом лангустов. Было очень вкусно, но чувствовалась во рту  какая-то маслянистость. Потом еще Юра подал под кубинский ром «Гавана-клаб» бутерброды, намазанные паштетом из плодов авокадо. Тоже неплохая закуска оказалась.

      Папайя. Большое травянистое вечнозеленое растение, достигающее в естественных условиях высоты 1,5-6 м. Ствол одиночный (редко разветвленный), не одревесневший, не имеет веток, с зонтикообразной кроной из больших разрезных листьев, растущих по спирали. Листья диаметром до 60 см разделены на 5-9 сегментов, растут на длинных черешках длиной 30-60 см. При благоприятных условиях папайя может цвести и плодоносить непрерывно в течение года, наиболее обильно в жаркие летние месяцы  1.

      Ананас. Как и большинство фруктов, ананас содержит много полезного: витамины (например, витамин Е) и микроэлементы (например, редкий в других фруктах марганец). Но современная мода на ананас возникла после того, как были открыты полезные свойства содержащегося в ананасах фермента бромелена. Главное достоинство бромелена – способность расщеплять пищевые белки, которые обычно расщепляются в организме медленно и не полностью.  Аналогичный фермент папаин содержится в зеленой папайе, но зрелый ананас вкуснее недозрелой папайи. Кроме того, бромелен помогает кишечнику уничтожить самые стойкие и зловредные бактерии.

     Я всегда очень любил ананасы, но всем тропическим фруктам предпочитал всегда манго. Манго – плод во всех отношениях совершенный: и вкусный, и красивый. Самые лучшие вкусовые качества у королевского манго. Оно и размером побольше обычного,   и мякоть его плотная - ее можно легко резать ножом. В большинстве случаев королевское манго так и ели, предварительно нарезая на кусочки. Обычное манго небольшое с волокнистой мякотью. Такое манго есть не совсем приятно. Это -  на любителя.

     Кокосовые пальмы одевают, кормят и поят миллионы людей. Их стволы, достигающие в высоту 25-30 метров, являются прекрасным строительным материалом. Из них выдалбливают лодки, делают мачты, строят хижины.

      На самой вершине изящного ствола пальмы листья семиметровой длины и метровой ширины образуют корону. Такими листьями местные жители покрывают свои хижины, а их прочные волокна используют для плетения шляп, изготовления канатов, щеток и веников. Молодые листья очень вкусны в салатах. Но самое ценное - это плод кокосовой пальмы, ее знаменитый орех. Созревание орехов происходит очень долго, почти год, на разных деревьях в разное время года: в январе или сентябре, апреле или июле.

     Молодой плод наполнен прозрачным, приятным на вкус кисло-сладким соком, хорошо утоляющим жажду. При созревании ореха в жидкости появляются капли масла, и образуется кокосовое молоко. Когда же плод окончательно созреет, вместо молока в нем окажется молочно-белая мякоть - копра, почти на 65% состоящая из масла, по своей калорийности почти не уступающего коровьему. Кокосовое масло, полученное из копры, применяется в мыловарении, для изготовления косметических средств и в производстве маргарина. Из кокосовых орехов я делал для себя некоторые поделки на память о Кубе.

     Арбузы. Об арбузах писать можно и много и мало. Я их очень люблю. Осенью каждый год я покупал на мурманских рынках до 100 килограммов астраханских арбузов, которые мы ели почти до нового года. Но это было уже в постперестроечное время, когда арбузами были буквально забиты все рынки в Мурманске. Но в 80-е годы прошлого века мы не могли себе многого позволить, в том числе и достаточного количества этой прекрасной ягоды. Самый большой арбуз, который я купил на свое 50-летие, весил 21 килограмм, а вкус его был настолько прекрасным, что его на моем дне рождения съели, чуть ли не весь. Кубинские арбузы, конечно, не астраханские, но к новогоднему столу шли на УРА!!!

     От Кубы до Кубы – такими были для меня эти годы. После трехмесячного нахождения в Мурманске, где был проведен  очередной четырехгодичный ремонт судна,  мы снова вышли в рейсы на остров Свободы.

     Первый рейс продолжался с 23 марта по 14 мая 1981 года и закончился в Одессе. В Одессу к нашему приходу ко мне приехала Алена с Олей и Игорем. На второй день – 15 мая,  «Клавдия Еланская» вышла из Одессы во второй рейс на Кубу, так что нормальной встречи с женой и детьми у меня не получилось. А Алена осталась в Одессе отдыхать с детьми у Ларисы Казаковой до нашего прихода в Мурманск.

      Второй кубинский рейс закончился 19 июня приходом в Мурманск, а 20 июня из Одессы домой возвратилась вся моя семья – все загоревшие, отдохнувшие и радостные. Но стоять долго в Мурманске нам не дали, так как уже 24 июня судно вышло в круизный рейс «Северный Калотт» с представителями делегации мурманской области на борту.  Под Северным Калоттом подразумевают расположенные севернее Северного полярного круга территории Норвегии, Финляндии, Швеции и  Мурманской области.

      В 1962 году в городе Кеми (Финляндия) было создано Движение стран Северного Калотта.  Это движение действует и сегодня. Движение Северный  Калотт действует как  неформальная организация, содействующая межгосударственным отношениям стран региона. В  отношениях стран Северного Калотта  включаются вопросы экологии, поддержания мира и безопасности, развития международного транспортного сообщения, туризма, культурного обмена, в сферах здравоохранения, социального развития, средств массовой информации, в вопросах облегчения визовой поддержки, а также комплексного развития инфраструктуры региона. 

      Регулярно в разных странах региона проводятся Дни Мира стран Северного Калотта. В Мурманске эти дни проводились четыре раза (по состоянию на 2011 год), впервые — в 1966 году. Главными задачами Северного Калотта  являются мир и безопасность, развитие добрососедских отношений между народами, сохранение экологии северных стран, содействие широкому сотрудничеству территорий.

      В 1981 году День Мира проводился в норвежском городе Тромсе (25.06.-28.06.1981 г.)    Помимо участия в мероприятиях Северного Калотта, у нас были запланированы заходы в северные города Норвегии: Киркенес,  Хаммерфест,  Вадсё и  Альта. Таким образом, нам предстояло увидеть всю Северную Норвегию. Закончился наш  круиз 02 июля. Он остался в моей памяти навсегда. Но, вернемся более подробно к нашему круизу на теплоходе  «Клавдия Еланская».

      Первый заход мы  делаем в порт Вадсё. Это маленький, ничем особо не примечательный городок, расположенный на берегу Варангерфиорда. Население около 6 тыс. чел. Но что меня  поразило сразу – чистота улиц и вежливость водителей. На переходе машина с места не сдвинется, пока вы не пересечете перекресток. С непривычки мы частенько стояли у перехода, ожидая, когда проедет машина. И водитель стоял, ожидая, когда мы перейдем улицу.

      В Вадсё мы простояли не долго, но достаточно для того, чтобы осмотреть этот небольшой городок. Выйдя из Вадсё, мы прошли на север и вскоре были на траверзе мыса Нордкап. Следующим пунктом захода был г. Хаммерфест – самый северный город мира. Это тоже небольшой городок, расположенный в одном из многочисленных фиордов. При подходе с моря он показался нам  еще меньше, чем Вадсё.

      В Хаммерфесте самым приметным зданием была кирха. На берегу фиорда установлен монумент «Меридиан» в честь научного сотрудничества Норвегии, Швеции и России. Установлен он был еще в 19 веке.
     В городе есть общество Королевских Белых Медведей. Мы посетили его штаб-квартиру, в которой расположен и музей. Осмотрели экспонаты. Там меня торжественно приняли в члены Общества, вручили членский билет, маленький красивый значок белого медведя и диплом. Но принимали в общество только тех, кто рискнул проплыть в ледяном бассейне 50 метров. Я это сделал один  из нескольких человек, которые были вместе со мной и стал пожизненным членом этого общества.

      Оставив за кормой Хаммерфест, наш лайнер взял курс на  Альту – самый крупный город в провинции (фольке) Финмарк. Финмарк входит в Северный Калотт, наряду с провинцией Трумс. Прежде, чем попасть в Альту, мы прошли по очень красивому, протянувшемуся на 38 км Альтен-фиорду.

      В культурном центре «Альтахале» проходили пленарные заседания и встречи писателей, ученных, экологов. Помещение, где располагался самый большой кинотеатр города и спортивный комплекс, позволяло сделать  это. Я не буду рассказывать о содержании выступлений и об Итоговом Заявлении – это скучно. В разгар холодной войны на подобных официальных встречах выступления участников – это агитки, советские - с неизменным упоминанием роли партии и дорогого Леонида Ильича, зарубежные – более объективные, но тоже с политической плесенью. Под стать им и Итоговые документы – двойные стандарты существуют давно. Хотя, конечно, представители Мурманской области от таких штампов старались по мере возможности уходить. Тем не менее, журналисты, участвовавшие в мероприятиях, в своих репортажах восполняли подобные пробелы. Вместе с тем подобные встречи, бесспорно, сближали людей, давали более полное представление о жизни, менталитете соседей – и тем были полезны. В сквере у «Альтенхале» возле памятника павшим бойцам норвежского сопротивления из батальона «Альта» состоялся митинг и возложение цветов.
 
      Когда "Клавдия Еланская" стояла двое суток в Альте, днём меня вызвал к трапу вахтенный штурман, сообщим, что со мной хотят пообщаться два норвежца - муж и жена. Я вышел к трапу и разрешил гостям подняться на борт судна. Это был старый китобойный капитан и его русская жена Катерина. Как оказалось, в начале 30-х годов Сталин решил создать на Дальнем Востоке китобойную флотилию.  А так как опыта в этом деле  в СССР тогда не было, то приглашали на помощь в СССР  опытных норвежских китобоев.  Первая китобойная флотилия «Алеут» начала работать в морях Дальнего Востока в 1932 году. Уже после ВОВ, в начале шестидесятых годов туда же пришла огромнейшая китобаза «Советская Россия» отечественной постройки, и вскоре две базы, несколько меньших размеров: «Владивосток» и «Дальний Восток» немецкой постройки. На западе в Калининграде была база «Юрий Долгорукий», переоборудованная из транспортного судна и в Одессе «Слава», вышедшая на промысел в 1946 году и «Советская Украина» - родная сестра «Советской России».

      Мне в конце шестидесятых – начале семидесятых довелось  знать людей, посвятивших всю свою жизнь морю и китобойному промыслу. Это были какие-то особенные люди – великие труженики, пусть грубоватые в обращении, но благородные и добрые душой. Досталась нелегкая доля и их женам. Воспитание детей, семейное благополучие, кроме материального обеспечения, все легло на их хрупкие женские плечи. Но уже давно ушло в прошлое славное время людей одной из мужественных  профессий – китобоев.

      Работая в СССР более 5 лет, наш норвежский капитан, не только помогал налаживать работу китобоев, но и женился на русской девушке - Кате, а потом она с ним уехала в Норвегию. У них родилось трое детей. Один из сыновей служил у Пиночета адмиралом флота. Одна дочь жила в Осло, а вторая - в Бразилии. А сам старый моряк с русской женой, после долгих скитаний по морям-океанам, осел на пенсии в Альте. Им было уже под 80 лет.

     Я провел моих гостей по судну, показал им навигационный мостик, ресторан, свою каюту и  музыкальный салон. После длительных разговором о их жизни, старый китобой попросил меня, чтобы ему налили рюмку русской водки. Я попросил нашего бармена Бориса Цаву принести нам по рюмке водки, которую норвежец и его жена выпили с удовольствием. Потом старый капитан сказал мне, что он с женой хотят меня и моих гостей пригласить к себе в гости в свой дом, пообещав прислать за нами завтра к 12 часом такси. Расстались мы с норвежскими гостями, как друзья. Я подарил капитану несколько больших граммпластинок с рускими песнями, бутылку водки и вымпел Мурманского пароходста, проводив из на причал по трапу. Общение между нами велось на русско-английском языке, так как Катерина ещё не совсем забыла родной язык...

     На второй день ровно в полдень к трапу судна подъехало присланное за нами такси. Я взял с собой двух матросов, старого - Альберта Холостова и ещё одного молодого, впервые выходившего в рейс на "Клавдии Еланской". Минут через двадцать такси остановилось у небольшого одноэтажного домика, где нас с волнением ожидали его хозяева. Мы поздоровались, а с Катериной я даже расцеловался, и вошли в дом. Обстановка в доме была очень скромной, даже по нашим Мурманским меркам. Старенький телевизор, такая же старая мебель, но всё было чисто и даже уютно...

     Я вручил хозяевам различные подарки и принесённые нами сувениры, в том числе и хорошую большую бутылку водки "Столичная" и "Советское шампанское", а старый китобой пригласил нас всех за уже накрытый стол. Просидели мы в гостях у норвежцев более двух часов. Что меня удивило, так это наши советские газеты середины 30-х годов, где часть заметок было посвящено капитану-китобою, которые он много лет бережно хранил.  Потом мы смотрели семейные фотографии, потом вышли в маленький дворик и осмотели его - всё скромно, но со вкусом. После кофе мы начали прощаться, так как за нами приехало такси. К сожалению я забыл как звали старого моряка, но на прощание он мне подарил специальный нож для нарезки сыра, который я храню, как память об этой встрече и по сей день...

      Норвежцы, надо отметить, бережно относятся к памятникам. Все воинские захоронения, памятники советским воинам, освобождавшим северную Норвегию, военнопленным, погибшим в Норвегии в годы войны, содержатся в образцовом порядке.

      В пригороде Альта функционирует и активно посещается туристами «музей линкора «Тирпиц», который я с удовольствием и интересом посетил в Альте, зная, что линкор  был торпедирован Луниным Н.А. с подводной лодки К-21.  А  Н.А.Лунин был руководителем нашей парусной практики в 1964 году на шхуне «Кодор». Вот как бывает в жизни….

     В годы войны  линкор «Тирпиц» совершил рейд в советскую Арктику, вел обстрел наших метеостанций на Новой Земле, на Шпицбергене. Базировался линкор во время войны в ответвлении Альтен-фиорда, в Каа-фиорде вблизи г. Альта.

     Дни мира в норвежском городке Альта завершились, но наш круиз продолжался. Вскоре наш теплоход прибыл в самый большой город Северной Норвегии – город и порт  Тромсё (норвежцы произносят как Трумсо). Население в те дни превышало 50 тысяч человек, сейчас перевалило за 60.  Основная часть города находится на небольшом острове Тромсэй, с отдельными районами на материке и на острове Квалэй. Город очень красив, его не зря называют «северным Парижем». Историческая часть города небольшая, ее легко обойти пешком. Это прежде всего главная улица Storgata, а также еще несколько улиц. Здесь много магазинов, кинотеатров, уютных кафе, можно выпить отличного светлого или темного – по вкусу - пива, произведенного в самой северной пивоварне Mack Bryggeri. Улица пешеходная, движение автомобилей запрещено. Что нас опять удивило?  Чистота везде была  безукоризненная!
 
     Под конец мы зашли еще в Киркенес. Городок небольшой. Красивый памятник советским воинам-освободителям. Он известен по Петсамо-Киркенесской операции — наступлении войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР на войска вермахта на севере Финляндии и Норвегии с 7 октября по 1 ноября 1944 года во время Второй мировой войны. В результате этой операции Северная Норвегия была полностью освобождена. Есть в городе и памятник женам рыбаков, ждущих своих мужей. В то время, в которое проходило наше плавание, Норвегия была преимущественно страной рыбаков. Норвежская сельдь - это был основной источник благосостояния.
 
      11 июля «Клавдия Еланская» вышла из Мурманска в первый европейский круиз, по уже обкатанному в дни Олимпиады-80 маршруту,  который завершился 29 июля в Ленинграде. Второй круиз по Европе начался 30 июля и закончился 22 августа в Мурманске.

      Насколько интересны  в те времена  были для экипажа теплохода «Клавдия Еланская» Европейские круизы дает краткая  информация о нижеперечисленных заходах судна в разные порты Европы:

      Шпицберген, также Свальбард (норв. Svalbard), Грумант — обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26' и 80°50' северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть королевства Норвегии. Административный центр — город Лонгйир. Архипелаг и прибрежные воды — демилитаризованная зона. Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт — посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

      Много раз был на Шпицбергене На теплоходах "Клавдия Еланская", "Мария Ермолова" и "Канин". Помню свой первый заход в Баренцбург на "Канине" в 1977 году, когда мы возили туда шахтёров. Подошли ко входу в Ис-фиорд. Плотное скопление льда. Лавируем между льдинами, пытаясь зайти в фиорд. Льды уплотняются. Приходится разворачиваться и уходить в море, подниматься на север и совершать следующую попытку. И вновь не удачно. Льды уплотняются и приходится разворачиваться обратно. Складывается впечатление, что весь вход в фиорд забит льдом. Три попытки захода не увенчались успехом, с каждым разом по мере уплотнения льдов приходилось разворачиваться и уходить в море. У меня начало закрадываться сомнение, неужели придется разворачиваться и уходить на Мурманск, а цель так близка – вот она, а не войти. Это льды от вскрывшихся неделю назад фиордов. Течение выносило их в океан. Но вспомнив прохождение вдоль предыдущих фиордов, где льды отжимало течением к южному берегу (фиорда) решил попробовать подняться на север. До северного берега Ис-фиорда в надежде, что там окажется чистая вода между берегом и ледяным полем. Так и случилось. Чистая вода простиралась на две мили, от северной береговой линии до ледяного поля.

     Вошли в Ис-фиорд (длина его 70 миль). Прошли через неплотно дрейфующие льды и взяли курс  на вход в залив Грен-фиорд, где располагался Баренцбург.
Прошли вдоль линии причалов – ни души. В бинокль разглядел памятник Ленину и пару человек. Причалы грязные. Горы угля... Через сутки поменяв шахтёров взяли курс на Мурманск. Впечатление было не очень... Единственное приятное впечатление - видели белого медведя на берегу. Белый медведь один из самых крупных в мире хищных зверей. Белый медведь на Свальбаде, как его называют норвежцы,  в результате чрезмерной на него охоты находился под угрозой исчезновения. Но после взятия белых медведей под охрану в 1973 г., число их постоянно растет. При выходе в Ис–фиорд заметили судно норвежской береговой охраны, лежащее в дрейфе. Мы повернули  вправо, и они легли на параллельный курс. Но вскоре обогнали нас и норвежец  скрылся из виду. Затем уже на контркурсе мы разошлись с ними, и каждый пошел по своим делам...

      Историческая справка: С открытием Свальбарда В. Баренцем в 1596 г., архипелаг стал местом добычи особых видов сырья, реализуемых на рынках Европы. Историю Свальбарда принято делить на эпохи, связанные с использованием разных видов ресурсов.

      Период международного китобойного промысла имел место с начала 17-го до конца 18-го века. Активно принимали участие голландские, британские и немецкие экспедиции. В разгар промыслового периода участвовало одновременно более 300 судов. В конце 17-го века одна Голландия оснащала порядка 150-200 судов, которые ежегодно убивали от 750 до 1250 китов. Вдоль берегов Свальбарда оставлено много следов китобойного промысла, особенно раннего периода, когда действия велись с береговых станций – это остатки зданий, салотопные печи, кости китов, моржей и места погребения.

      Промысел русских поморов с начала 18-го до середины 19-го века был прежде всего основан на добыче моржовых продуктов (клык, сало, кожа), меха медведя и оленя, охотились на птиц, тюленей,  а также собирали птичьи яйца и пух. Был создан ряд больших и малых станций для круглогодичной эксплуатации.

       Норвежский промысел. В середине 19-го века, когда русские поморы сократили свою деятельность, норвежский промысел набрал темп. Он был основан на том же сырье, что и русский промысел. Зимовочный промысел стал распространенным с конца 19-го., века. Промысловики покрывали большие территории пользуясь целой сетью охотничьих домиков.

      Научная деятельность. С 1850 г. Стали проводится четко запланированные научно-исследовательские экспедиции. Среди результатов такие как : морские течения, история геологии, точная форма земного шара, жизнь арктических животных и растений северное сияние, глобальный климат, ледники и формирование ландшафта. На Свальбарде находятся 35 памятников экспедиций. В их число входят остатки базы воздушного шара С.Андре, остатки ангара воздушного корабля В. Вельмана, причальная мачта дерижабля Амундсена "Норге" и т.д.

      В Бергене я был пять раз. Однажды даже ловил рыбу с причала. За час своим убогим и поломанным наполовину спинингом и своей самодельной блесной за час наловил килограмм сорок сайки. Рыба сайка относится к пелагическим видам рыб и представляет семейство «тресковые». Водится эта рыба в акваториях мирового океана, предпочитая холодную воду. Представляет промышленный интерес, хотя и вылавливается небольшими партиями. Уже при температуре воды порядка +5 градусов сайка на просторах мирового океана не встречается. Набежало несколько норвежцев со своими супермодерновыми спинингами и блёснами, но рыба почему-то у них не ловилась... Подходили ко мне и удивлялись, что я таскаю рыбу одна за одной, а у них ничего не ловится.   Берген (норв. Bergen) — второй по величине город Норвегии, столица фюльке Хордаланн и крупнейший город Западной Норвегии. Расположен на западе страны, на берегу Северного моря в регионе Мидтхорланн. Занимает Бергенский полуостров, защищённый от моря островами Аскёй, Холснёй и Сутра.Город представляет из себя смесь достопримечательностей. Он уютен и интимен, но вместе с тем интернационален. Местные жители считают Берген чуть ли не отдельным государством. “Я не из Норвегии, я из Бергена”, говорят они. Бергенцы построили свой город между 7 высокими, отгораживающими их от соседей горами. Море связало бергенцев между собой и с остальным миром, дало возможность торговать и рыбачить. Берген называют самым дождливым городом Норвегии и воротами в королевство фиордов. Здесь же находится дом – музей норвежского композитора Эдварда Грига. Красивый город. Ничего не скажешь...

      Осло (норв. Oslo),  — столица и самый крупный город Норвегии. До 1624 года согласно карте А. Ортелиуса 1539 года столица викингов называлась Викия (Vichia), с 1624 по 1877 годы называлась Христиания (норв. Christiania), с 1877 по 1924 годы — Кристиания (норв. Kristiania).

      Копенгаген (дат. Kbenhavn)— «гавань торговцев», лат. Hafnia) — столица и самый крупный город Дании. Располагается на островах Зеландия, Слотсхольмен и Амагер. Население исторического города составляет  с пригородами — более 1 млн. жителей.

      В Копенгагене я был раз 7-8 и хорошо его знаю... Один из заходов в Копенгаген выглядел так: "Вскоре мы шагали ещё малолюдными улицами в направление  к центру города. Путь до Ратуши занял полчаса. Интересно идти мимо домов, первый кирпич в которые был положен 3-4 века назад и которые за свою историю не слышали разрывов бомб и снарядов. И лишь герои сказок Ганса Христиана Андерсена считали тогдашние проблемы важнейшими в своей тихой, неспешной жизни.

     Мы вышли на набережную, одетую в камень, где стояло множество рыбацких судёнышек. Они были вынуждены бездельничать, поскольку лёд в Датских проливах лишил их обычного заработка. Совсем рядом с набережной на большом, выглядывающем из воды валуне сидела знаменитая "Русалочка" и грустно смотрела на городскую суету.

     Народу на улицах в центре города много и большая часть гуляющих это, конечно, туристы. Совершенно незаметно мы очутились у входа в парк Тиволи.  С тех пор мне хотелось побывать в Тиволи и вот сейчас мы входим на его территорию. Сбылась мечта, улыбнулся я себе.

     Да, тихих, задумчивых аллей здесь не найдёшь, а только круговорот посетителей и масса самых разных развлечений. Остановившись у "одноруких  бандитов", мы купили в кассе какие-то фишки и, опуская их в щель приёмника, попытались добиться, чтобы выскочили сразу три одинаковые картинки, что обогатило бы нас в одночасье. Но этого не случилось и мы направились к "Русским горкам", которые в нашей державе зовутся почему-то "Американскими".

     Как раз подошёл очередной "состав", из которого выбирались  довольные "пассажиры", несколько минут назад с визгом падавшие в своих вагончиках с вершин огромной спирали. Мы уселись на освободившиеся места и отдались в руки судьбы. Нам было весело, пока состав шёл ровно или начинал взбираться на вершину очередной спирали. Но когда твой вагончик с нарастающей скоростью резко падал, как тебе казалось, в бездну, то и мы вплетали свои голоса в общий визг. В заключение, не успев перевести дух после падения с высоты, состав вдруг ворвался в темноту скалы, где на нас стали бросаться со стен какие-то чудовища. Слава Богу, это длилось не долго и вот уже состав выскочил из жуткого мрака подземелья на божий свет и остановился у "перрона". Поездка по "Русским Горкам" благополучно закончилась и нас не коснулась проблема мокрого нижнего белья.

     Немного уставшие  покинули парк и в примыкающей к нему улочке обнаружили несколько магазинчиков с товарами специфичного содержания. В эти годы в Европе разразилась сексуальная революция. Витрины таких магазинов были завалены журналами и товарами, отвечающими самому разнообразному вкусу. Мы были достаточно молоды и нас, конечно, интересовала тема взаимоотношения полов, ибо запретный плод всегда сладок и так манит к себе. К одному из таких магазинчиков примыкал смотровой зал, где имелось несколько кабинок, стыдливо прикрытые шторой. Ясно, что в кабинке ты можешь увидеть такое...
 
     Незаметно оглянувшись и убедившись, что за нами никто не наблюдает мы вошли в такое манящее помещение. На кабинках указано, что плата производится 5-ти кроновыми монетами. Разменяв к кассе по 10 крон и получив по две монеты, заняли каждый свою будку. Я опустил в монетоприёмник 5 крон и стал ждать. Вот на экране дрогнул занавес и, покачивая тазобедренными суставами, появилась красивая девица. Зазвучала тихая музыка, под звуки которой она стала снимать блузку, не забывая изображать танец или что-то в этом роде. Открыв рот я наслаждался красотой.

     Вот, заведя руки за спину, девушка расстегнула бюстгальтер и отбросила его в сторону. Красивая полная грудь колыхалась перед глазами. Потом была снята юбка и чёрные чулки. Отстёгнут и отброшен пояс с застёжками для чулок. Девица осталась в одних трусиках и неторопливо заложила большие пальцы обеих рук за их резинку. Кульминация подходила к своему логическому завершению. Наша красавица начала спускать свои трусишки вниз. Вот показалась полоска чёрных кучерявых волосков  ниже живота. Ещё чуть–чуть и весь таинственный треугольник будет открыт для обозрения, но в этот миг погас экран и зажглась надпись, напоминающая, что надо добавить ещё одну монету в 5 крон.

     Не чувствуя никакого подвоха, я опустил в приёмник вторую монету и в тот же момент вновь вспыхнул экран. Девица приятно улыбнулась и ... потянула трусы  на живот. Потом взяла и одела всю свою одежду в обратном порядке, слегка поклонилась и спокойно удалилась. Экран погас. Да-а-а! Развели меня, как лоха, говоря современным языком. У капитана на экране было то же самое, а потому обижаться не на кого. Почесали мы свои затылки. А что ещё оставалось делать в нашем положении?

     Как-то с судовым агентом мы  проехали столицу Дании полностью с севера на юг - от Хельсингёра до аэропорта, да и так не раз проезжали окрестности Копенгагена. В Копенгагене мы обычно отоваривались в магазине у Ширбека. Помню, как в 1980 году мы впервые выходили в увольнение в Копенгагене. В советское время увольнение с судна за границей было целым ритуалом. Во первых увольнение было ограниченным во времени, до восьми вечера или иногда меньше. Во вторых, в увольнение отпускали группами не менее трех человек в группе. Назначался старший группы, который за группу нес ответственность. Первый помощник капитана у нас был Богомолов В.А, бывший кадровик. Он лично  выдавал паспорта старшему группы под расписку. Перед увольнением нужно было выслушать целую лекцию о том, как себя вести на берегу, что можно, что нельзя и т.д. После длительного пребывания на борту в ограниченном пространстве и среди одних и тех же лиц, очень хотелось пройтись по берегу. А еще очень хотелось посмотреть, как люди живут ТАМ. Нам всегда внушали, что наша страна самая лучшая, что мы свободны и счастливы. Но мы то видели, что Там живут лучше. И вот народ уже  идёт в увольнение... По-другому, можно было бы это всё изложить так: «Ноги в руки - по магазинам, и назад!» Так и этого было мало: как правило, в группу входил и «стукач», который зорко следил за главным козырем в устах помполита, чтобы пригрозить любому закрытием визы, - и член экипажа уже автоматически попадал в «чёрный список»… и за человеком начиналась негласная слежка на судне… Стукачи работали, а узнать их было очень трудно.

       И так увольнение...  Увольнение на берег – это ритуал. Один из самых приятных моментов в морском путешествии. Действо начинается с посещения помполита, который выдаёт заказанную тобой валюту и желает приятно провести время на берегу, при этом напоминая все основные «заповеди» поведения советского моряка в иностранном порту. Самое главное: это перемещаться группами по три человека и не терять из виду своих товарищей, чтобы не заблудиться во враждебном для нас мире. Также: не поддаваться на провокации, не вступать в длинные разговоры с местными жителями, не пить спиртное и не общаться с женщинами?!. 
      
      По-другому можно было бы это всё изложить так: «Ноги в руки - по магазинам и на борт!» Так этого мало. Как правило, в группу, третьим входил стукач, который зорко следил за своими подопечными, а те, терзаясь неизвестностью, часто подозревали друг друга… И нередко, на следующий день, слова, сказанные тобой вчера в увольнении, становились главным козырем в устах помполита, чтобы пригрозить тебе закрытием визы. Ну ладно, хватит о плохом! Пора на берег.

       В увольнение обычно ходили вахтой, то есть механик и мотористы, штурман и матросы, пассажирский помощник и директор ресторана - с женским полом.  Хотелось пойти в город с тем, кем дружил и не бояться, что тебя заложат, если ты смотрел порно журналы или выпил банку пива. На грузовых судах всегда было две-три, а то и четыре женщины, а на "Клавдии Еланской" - более 40 женщин. Это повара, офиццианты, уборщицы, дневальные... С ними в город никто ходить особо не желал. Если  в группу к командирам записывали особу женского пола, то некоторые из них вообще отказывался идти в город. Денег иностранных в виде валюты платили очень мало и на них практически ничего было особо  купить... А хотелось. За бугром в магазинах было все. А у нас полки магазинов были пустыми.Заходили в магазины, приценивались, торговались, - всё, как и полагается, в этом случае. На судне, после прЕбывания на берегу, приятно пахло «заграницей». У всех, в каютах, были разложены купленные вещи. Все чего-то мерили, иногда обменивались… Одними из главных приобретений были, конечно, - джинсы, жвачка и сигареты.  Так вот, наши дамы, зажав в потном кулаке 10-20 долларов, перебирали в магазинах дорогие шмотки, парфюмерию и ковры и из шмуточных магазинов их вытащить было не так просто. Им были безразличны музеи, красоты домов и парков. Их не привлекали архитектурные формы. Их привлекали распродажи и возможность побольше накупить иностранных товаров. Они выпрашивали у продавцов бесплатные пластиковые пакеты и собирали пластмассовые стаканчики из под йогуртов. Что поделаешь? Нужда быда...

      Стокгольм (швед. Stockholm) — столица и крупнейший город Швеции. Расположен на восточном побережье озера Меларен. Исторически данная территория была очень важна для Швеции. Город был построен на четырнадцати небольших, не связанных друг с другом островах, откуда можно было перекрыть выход судов в озеро Меларен.

      Хельсинки (фин. Helsinki, Гельсингфорс) — столица и крупнейший город Финляндии, административный центр провинции Уусимаа. Расположен на юге страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Население более 500 тысяч человек. Иностранные граждане составляют около 10 % населения города. Хельсинки вместе с городами-спутниками Вантаа, Эспоо и Кауниайнен образует столичный регион с населением более миллиона человек. Население Большого Хельсинки, территория которого включает 12 коммун, превышает 1 300 000 человек. Хельсинки является центром бизнеса, образования, культуры и науки в Финляндии. В Большом Хельсинки расположены 8 университетов и 6 технологических парков. 70 % иностранных компаний, работающих в Финляндии, расположены в столичном регионе. Хельсинки занял первое место в рейтинге 25 лучших городов мира.

      Вольный и ганзейский город Гамбург (нем. Freie und Hansestadt Hamburg) — как город-государство является одной из 16 земель Федеративной Республики Германия. Это второй по величине город в Германии (после Берлина), седьмой по величине в Европейском союзе и самый населённый город в Европейском союзе из не являющихся столицами государств. К концу 2011 года население города составило 1 718 187 жителей. В Гамбурге на теплоходе "Клавдия Еланская" я был 5 раз.

      Гамбург один из самых больших портовых городов в Европе, расположен у места впадения реки Эльбы в Северное море. Вольный город Гамбург - это старинный «ганзейский город-государство», в котором сохранилось много обычаев и ритуалов. Когда судно проходит мимо здания на берегу, где размещена какая-то местная навигационная служба, то по сложившейся традиции из громкоговорителей на здании начинает звучать гимн той страны, государственный флаг которой развивается на флагштоке проходящего судна. Это знак приветствия и уважения. В ответ мы  тоже давали тифоном ответный  гудок и входили в акваторию Гамбургского порта. Аналогично выглядел и ритуал выхода судна из порта. Это доказывает в очередной раз, что моряков здесь любят и уважают. Всем хорош город Гамбург! Огромный порт встречает и провожает каждый день множество кораблей и судов.  Девиз города, который можно прочитать в виде надписи над порталом городской ратуши гласит: «Libertatem quam peperere maiores digne studeat servare posteritas». Принятый стихотворный перевод этой фразы на немецкий язык звучит, как «Die Freiheit, die erwarben die Alten, mge die Nachwelt werdig erhalten» («Свободу, что добились для нас наши предки, достойно пусть с честью хранят потомки»). Латинским названием города, используемым, например, в гимне города, является лат. Hammonia. На гербе и флаге Гамбурга изображены ворота городской крепости, и Гамбург часто называют за это «воротами в мир».

      Гулять по Гамбургу - приятно! Здесь есть на что посмотреть! Город напоминает Венецию, с её многочисленными каналами и мостами. Здесь всё это тоже есть, но выглядит иначе. Эдакий «индустриальный» стиль зданий из красного кирпича, стены которых отвесно обрываются в тёмную воду каналов... Здсь утки с лебедями плавают, и спортивные вёсельные лодки проносятся. За чистотой здесь следят, и никакое дерьмо в каналах не плещется, как на Темзе в Тильбери - пригороде Лондона... Немецкий «alles in Ordnung!» повсюду. Огромное здание ратуши с позеленевшими скульптурами у входа, величественное и прекрасное снаружи и внутри. Ну, и главные достопримечательности: пиво, горячие сосиски с неострой горчицей, и знаменитая «улица красных фонарей» Репербан (он же Рипербан, Reeperbahn)! Но, это уже отдельный разговор...

      Надо сказать, что «производственные помещения» секс-индустрии Гамбурга на улице Репербан представляли собой небольшие комнаты с застеклёнными витринами на первых этажах зданий. В них на барных стульях восседали в свободных позах представительницы «вечной профессии», слегка одетые в откровенные бюстгальтеры и стринги. Их «рабочую одежду» дополняли толстые вязаные шерстяные носки, которые они одевали себе на ноги. По одной или по две, напарницы из секс-бригады коротали время в ожидании клиентов, занимаясь вязкой на спицах вышеупомянутых носков, и обмениваясь друг с другом последними сплетнями. Некоторые из витрин были закрыты шторами. Это означало, что идёт «производственный процесс» и клиенту стоит обратиться за услугой в соседнее свободное «производственное помещение». Некоторые «многостаночницы» привлекали внимание клиентов, навалившись на прозрачное стекло двери необъятной грудью и бросая на прохожих вожделенные взгляды...

      Лондон (англ. London) — город, столица Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Административно образует регион Англии Большой Лондон, разделённый на 32 самоуправляемых района и Сити. Население — 8,3 млн человек (2012 год), второй по величине город Европы и крупнейший в Евросоюзе. Образует агломерацию «Большой Лондон» и более обширный метрополитенский район. Расположен на юго-востоке острова Великобритания, на равнине Лондонского бассейна, в устье Темзы вблизи Северного моря. Главный политический, экономический и культурный центр Великобритании. Экономика города занимает пятую часть экономики страны. Относится к глобальным городам высшего ранга,  ведущим мировым финансовым центрам.  Исторический центр, образованный районами Вестминстер и Сити, сложился в Викторианскую эпоху. Среди единичных построек, уцелевших после пожара 1666 года, — средневековая крепость Тауэр. Основан около 43 года под названием Лондиниум римлянами вскоре после их вторжения в Британию. В I—III веках — столица римской Британии, с XI—XII веков — Англии, с 1707 года — Великобритании, с XVI по XX век — Британской империи. С 1825 по 1925 год был крупнейшим городом мира.

      Эдинбург (англ. и скотс.) — столица и второй по величине город Шотландии, административный центр одноимённой области. Расположен на восточном побережье Шотландии (территория Среднешотландской низменности) на южном берегу залива   Ферт-оф-Форт. Столица Шотландии с 1437 года. В городе находится Эдинбургский университет — одно из главных высших учебных заведений страны.

        Следуя в 1980 году из Лондона в Эдинбург, мы в 08.00  утра  подошли к заливу Ферт-оф-Форт, где нас уже ждал лоцманский катер. Лоцман пересел с катера на наш борт, и мы пошли в Эдинбург - столицу Шотландии. Члены экипажа свободные от вахт и пассажиры стояли на палубе и вглядывались в берега, погода стояла отличная. И вот мы подходим к самому порту, оказывается, что бы зайти на акваторию порта, надо пройти шлюз. Под руководством лоцмана, мы заходим в шлюз, за нами закрываются створки, и он заполняется водой. Выровняв уровень воды, открываются входные створки, и мы заходим в акваторию порта.

      Почти сразу же на судно прибыл судовой агент, который привёз нам валюту и для оформления документов судна. Вся эта процедура длилась не долго. И вот уже второй штурман выдает экипажу валюту.  Судно будет стоять у причала ещё двое суток, а члены экипажа готовились к прогулке по столице Шотландии - Эдинбургу.

      Какая  тогда была процедура схода на берег в иностранных портах? Обычно создавались группы по 5-6-7 человек, подходили к помполиту и говорили ему: "Вот мы идем все вместе" - и помополит назначал старшего по группе, обычно это был старший по возрасту или из комсостава. Но обычно группа создавалась из трёх человек. На судне оставались в основном только вахтенные. Пассажиры тоже разъезжались на экскурсионных автобусах до ужина. 

       Ещё раз вспоминаю свой первый выход на берег в столице Шотландии в 1980 году во время выполнения Олимпийского круиза на теплоходе "Клавдия Еланская". Из порта был свободный выход, никакой охраны мы не увидели. Сразу начинался старинный город. Мы целый день бродили по улочкам, разглядывая старинные здания и памятники. Когда уставали ноги, то заходили в бар, а их здесь было очень много. В то время моряки не носились по магазинам, так как денег нам выдавали совсем не много, но на отдых хватало, а что бы купить, что то дорогое, большое -  нет. Покупали в основном разные  сувениры на память, но я тогда впервые купил себе куртку-канадку.  Огромные магазины тоже поразили меня. Заходишь в такой, а там от автомобиля до  любой мелочи - все найдется... У нас в стране еще не было таких торговых центров. Возвращались мы на судно уставшие, но довольные. Увольнение было разрешено только до 22 часов. И все группы должны были вернуться до этого времени. На входе всех встречает помополит – спиртное запрещено, и он  проверяет пакеты, что бы не принесли спиртное на борт, но разве моряка этим возьмешь? Все равно покупали и проносили... Главное, пьяным не попасться помпалиту на глаза, а то можно было лишиться и визы.

      Гуляя по городу, я впервые услышал и игру на шотландской волынке, а также увидел шотландцев в пиджаках и юбках… Королевский замок, нависающий над городом, был виден издалека, но туда мы уже не пошли, так как устали.... На обратном пути мы встретили группу палубных матросов и решили зайти в бар попить пивка.  Зашли в первый, попавшийся на пути. Пиво там было на любой вкус и цвет. Уселись все за один большой стол, заказали пиво, моряки тут же на столе, на простой газете разложили балык из окуня -  на закусь. Официант выразил удивление, и мы его угостили балычком, а он нас орешками и сухариками - за наши же деньги... Однако мы как то не привыкли так закусывать пиво.  Здесь можно было и курить, но когда я  попросил пепельницу, так как ее не было на столе, то официант показал, что можно просто стряхивать пепел на пол, и окурок туда же. Неудобно даже как то стало. Но потом когда я покурил и бросил окурок, тут же подошел человек с веником и совком и все убрал. И так было каждый раз, В зале было всё время чисто.

     И ещё. За заходы в иностранные порты, мы на весь экипаж, за счет части скоропорта и культмассовых денег, закупили в Эдинбурге на весь экипажпо по коробке конфет Макинтош, и по бутылке шотландского виски. На закупку скоропортящихся и свежих продуктов выделялась валюта, и ежемесячно на судно закупали свежую капусту, картошку, овощи и другие продукты, по заявке директора ресторана и шеф-повара. Но всегда находилась возможность сэкономить валюту, а оформив закупку продуктов, часть валюты удавалось выкроить. И на эти деньги покупалось что то на весь экипаж. На заграничных судах по закону также выделялись деньги и на культмассовые мероприятия, но это были сущие копейки, их тоже обычно пускали в общую кассу на закупку подарков для дома и семьи.

      Районы Эдинбурга — Старый город и Новый город — в 1995 году были занесены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. По результатам переписи населения 2001 года, население Эдинбурга составляет 468 070 человек.  В  августе в городе проводится крупнейший в мире ежегодный Эдинбургский фестиваль, в рамках которого или одновременно проходит несколько тематических фестивалей. В этот период население города удваивается из-за наплыва туристов. В целом Эдинбург привлекает около 13 млн. туристов ежегодно, являясь, таким образом, вторым по популярности (после Лондона) туристическим направлением Великобритании.

      Глазго (англ. Glasgow) — крупнейший город Шотландии и четвертый по численности населения в Великобритании (после Лондона, Бирмингема и Лидса). Является административным центром области Глазго. Расположен на западе центральной части Шотландии, на реке Клайд в 32 км от её устья. Сердце Глазго — это площадь Джордж-сквер, к которой примыкают Городские палаты, место заседания муниципалитета. Основные пешеходные улицы — Бьюкенен-стрит (Buchanan Street), Аргайл-стрит(Argyle Street) и Сокихолл-стрит (Sauchiehall Street). В центре города сосредоточены не только основные достопримечательности, театры, музеи и галереи, но и множество ресторанов, кафе и торговых центров, что делает эту часть города привлекательным местом для шопинга и досуга

      Тромсё (норв. Troms) — город и коммуна в Норвегии, административный центр фюльке Тромс. Муниципалитет Тромсё  занимает большую территорию за пределами города. Тромсё — восьмой по числу жителей город Норвегии. Центр города находится на небольшом острове Тромсёя  (его площадь составляет 22 км;), почти в 400 км севернее полярного круга. Здесь находятся самые северные в мире университет (Университет Тромсё), ботанический сад, пивоваренный завод, футбольный клуб и планетарий.

   Хоннингсвог (норв. Honningsvgi) — город в Норвегии,  в фюльке  Финнмарк. Расположен на южной оконечности острова Магерё, на котором также находятся мысы Нордкап и Кнившелльодден — северная оконечность Европы. Главное поселение и административный центр муниципалитета Нордкап. В порт Хоннингсвога заходит множество круизных лайнеров, кроме того, здесь совершают остановку корабли Hurtigruten, следующие вдоль берега Норвегии по маршруту Берген—Киркенес. В городе имеется аэропорт с ежедневными рейсами в Тромсё, Хаммерфест и другие населённые пункты, главным образом в провинции Финнмарк. В городе имеются музей и деревянная церковь постройки 1885 года.

      Нордкап (англ. North Cape, норв. Nordkapplatet) — мыс на острове Магерё на севере Норвегии, в коммуне Нордкап. Высота мыса 307 м, считается самой северной точкой Евросоюза, координаты 71°10;21; с. ш. 25°47;40; в. д. (G) (O). Тем не менее, соседняя точка Кнившелльодден выступает в море на 1500 м севернее. Оба места находятся на острове, самая северная точка континентальной части Европы — мыс Нордкин. Ближайший к мысу порт — небольшой рыбацкий городок Хоннингсвог. Мыс Нордкап — часть большой скалы. Гранитная скала разбита трещинами на три выступа: средний, самый большой, и есть Нордкап. Верхняя часть Нордкапа плоская, покрыта каменистой тундрой с небольшими озёрами.

      С 5  по 25 сентября 1981 года «Еланская» выполнила очередной арктический круиз. Поработав, чуть больше месяца, на местной линии «Клавдия Еланская» 06 ноября вышла в очередной рейс на Кубу. 25 декабря 1981 года мы возвратились с Кубы в Мурманск.