Наука? Искусство? Философия! (Черновой вариант)
Итак, опираясь на свою модель бытия (мировоззрение) я определил философию, как явление, процесс и предмет.
Использую следующий термин:
Индивид – носитель мировоззрения (мысленной модели бытия).
Философия, как явление, - это стремление индивида к созданию собственного мировоззрения (мысленной модели бытия).
Философия, как процесс, - это поиск индивидом закономерностей в создании и развития своего мировоззрения.
Философия, как предмет, - это свод закономерностей развития и использования мировоззрения индивида.
Мировоззрение первоначально формируется только из чувственных образов. Необходимость обозначения чувственного образа фонетическим или графическим символом (произнесенным или записанным словом) возникает только при столкновении с другим мировоззрением (индивидом).
Способность обозначать предметы, процессы, события, их свойства, положения и состояния фонетическими или графическими символами (словами) приводит к координации действий индивидов и зарождению коллективного мировоззрения.
Коллективная модель бытия (мировоззрение) представлена культурой, которая формируется наукой и искусством.
К чему относится философия? К науке или искусству?
Что в них общее и в чем противоположность? Можно ли из этой пары сделать философскую категорию (в моем понимании).
Вновь поясняю, что я понимаю под термином «философская категория».
Недавно я спросил об этом одного человека, который также относит себя к «категории» философов.
- Категория, которая используется в философии, – был его ответ.
- Тогда, что такое категория? – спросил я.
- Наиболее общее понятие.
Больше я спрашивать не стал. Такая система определений ни к чему, кроме новых вопросов не приводит. Так определяют истину и ложь.
- То, что противоположно истине – ложь, то, что противоположно лжи – истина.
Но это, на первый взгляд бессмысленное определение и привело меня к пониманию значения термина «Категория» и собственной его лексической формулировки.
Категория – это (обязательно) пара терминов связанных между собой единством противоположности.
Термину я дал следующее лексическое определение:
Термин – это имя, которому лексическим определением, называемым «определение термина», присвоено единственное значение.
Имя – это слово, обозначающее предмет, процесс, событие или их состояние, положение и качество. Имена многозначны.
Слово – это краткая мелодия, которую рассудок способен вычленить из набора звуков, и отождествить с чувственным образом.
Понятно? Это как игра «Угадай мелодию»: «Со скольки нот Вы угадаете название песни?»
Вернусь к терминам «Наука» и «Искусство» Какое их определение.
Наука - это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. (Философский словарь, http://www.insai.ru/slovar)
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной[5], так и в религиозной картине восприятия мира. (Википедия)
Вычленим основное – это «особый вид познавательной деятельности» и «один из способов познания». Проясняет такое определение сущность категориального отношения? Для меня нет.
Помогли мне в выявлении категориальных отношений мои исследования о возникновении свойств Числа и формулировка категории Количество-Качество (Счет-Измерение).
Парадоксально, но и здесь категориальные отношения формируются при помощи категории Один – Много (единственного и множественного числа).
После анализа сходства и различия науки и искусства я выделил один фактор: значение имени.
Проанализировав использование имен в науке и искусстве, я обратил внимание на следующую закономерность:
- как только имени придается строгая однозначность (переводится в термин), мы относим результат этой деятельности к области науки;
- как только имя используется в своей многозначной форме, мы относим результат к области искусства.
И сразу получается философская категория: Наука – строгая однозначность имен, Искусство – обязательная многозначность.
Различные науки используют одинаковые термины, но при использовании каждой оговаривается его обязательное лексическое значение.
Так термин «Душа» в религии, психиатрии и математике (в топологии Душа - это, компактное тотально выпуклое тотально геодезическое подмногообразие) имеет свое конкретное значение, данное «определением термина», а вот имя «Душа» в искусстве столь многозначно…(ты душа моя, моя душа, душа творения, душу вложил…)
В искусстве же обратное явление: чем имя многозначнее, тем больший вклад оно вносит в культуру.
Пример: строгая однозначность и мы имеем дело с ЧЕРТЕЖОМ (черчение), чем многозначнее творение, тем талантливее РИСУНОК (живопись).
Теперь возвратимся к философии. В моем определении философия есть формирование мировоззрения (метод, процесс и свод закономерностей).
Разделение мировоззрения на две области – наука и искусство формируются в самом процессе возникновения мировоззрения. Причем в процессе формирования рассудок может быть генетически предрасположен к однозначности и к многозначности, и в таком случае мы говорим, что индивид имеет талант (предрасположенность) к точным знаниям (науке), или гуманитарным знаниям (искусству).
Кстати, по моему, уже опытным путем наукой установлено, что за однозначность отвечает левое полушарие мозга, а за многозначность правое (или наоборот).
Философия же является началом и того и другого и не может быть отнесена ни к тому, ни к другому виду рассудочной деятельности индивида. Философия - это Исток (Начало) и Науки, и Искусства.