Мысли о врачевании. глава 8. о врачебном долге

Вениамин Бушмелев
Вениамин БУШМЕЛЕВ

МЫСЛИ О ВРАЧЕБНОМ ДОЛГЕ
               
                Теория    врача    есть   опыт.
                Парацельс.               

                Слова мудрости приходят нелегко — только годы  и   опыт
                в  сочетании    со    знанием    рождают  их.               
                Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель

      
     С возрастом к человеку приходит доброта, это замечательно.
В этом мудрость  и  правда жизни.  Посему их необходимо не терять, а в полной мере использовать.

         Не знаю, есть ли Всевышний - Создатель Природы или нет, но считаю, что  Природа материальна и разумна.  Создав человека,  она продумала все досконально, до мелочей.  Обдумала предназначение не только всего организма, но и его органов с их анатомией и физиологией, которые трудно переносят вмешательства извне, в том числе и медицинские.

Природа не выносит грубых вмешательств и насилий над человеком, в каком бы виде они не были нанесены: физическом или духовном. 
Не прощает она и человеку подлых поступков и ошибок, по христианскому понятию допущенного греха. 
За любой грех она всегда со временем воздаст по заслугам и в полной мере.  Недаром в известной песне Александры Николаевны Пахмутовой поется: «Ни что на земле не проходит бесследно…».
      
Посему, прежде что-либо совершить, следует хорошо обдумать свои действия и поступки.
Для этого и создала  Природа человеку мозг -  рабочий орган,  который подобен боевому штабу.  В нем вырабатывается  вся стратегия и тактика человеческой деятельности.  Выработанная стратегия (цель действий) должна подтверждаться четкой тактикой (задачами работы), а затем серьезным анализом проведенной работы.
   
       Один из основоположников материализма Фридрих Энгельс считал:
«Мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько   в   объединении   связанных друг с другом элементов в некоторое единство.  Без ана­лиза  нет  синтеза».   

Поистине, не проведенная оценка труда – путь к неуспеху.
 
Известный французский   философ и физиолог Рене Декарт выразился так:
«Мало иметь хороший ум, главное, уметь его хорошо применить».

Другой мыслитель эпохи Возрождения,  итальянский поэт Франческо Петрарка развил эту мысль:
«Что пользы в том, что многое ты знал, раз не сумел применить свои знания к своим нуждам».
 
А, первый российский философ - богослов Григорий Саввич Скоровода высказал такой афоризм:
 «Не тот глуп, кто не знает, а тот, кто знать не хочет».
       
Крупнейший врачеватель нашего времени Евгений   Иванович  Чазов однажды изрек: «Врачевание — это не только наука, это еще и искусство. У каждого клинициста существует свой особенный почерк  в подходе к больному, который складывается из опыта, знаний. Однако немалую роль играют характерологические особенности, быстрота реакции, вдумчивость, способность к обобщению, сопоставлению. Иногда это просто интуиция, но сложившаяся на основании опыта, причем не только данного врача, но многих поколений».
 
Орфографические словари  объясняют, что слово интуиция происходит от латинского (intuitio — пристально смотрю) и означает постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования доказательств.

Человеку присуща субъективная способность мысленного «озарения» или обобщения в образной форме непознанных связей и закономерностей, тонкого понимания и чутья, путем проникновения в самую суть предмета. 

Врачебная интуиция или чутьё вырабатывается только на основании  большого опыта работы при наличии  аналитического уменья и клинического мышления.
      
По определению известного академика АМН, Анатолия Иннокентьевича Нестерова, медицинский долг органически  соединяет  долг  и моральный, и   профессиональный,  из чего состоит медицинская деонтология.
 Ибо деонтология, составляющая раздел этики, рассматривает проблемы долга  и должного.

В медицине применяется как учение об юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника, главным образом по отношению к больному,  затем к  окружающему миру.

       По образному выражению большого знатока медицинской этики и деонтологии  академика А.Ф. Билибина,  деонтология - это нравственная стратегия и тактика    врача,  ее понятие следует расширить таким образом, чтобы деонтология вырисовывалась   как   универсальный   нравственный   регулятор   врачебной    деятельности. 

Почетный кардиолог России, профессор Лев Александрович Лещинский, выделил «деонтологический потенциал», что определяет врачебный характер.

А, известный польский врач и общественный деятель Владислав Беганьский считает, что  всякие инструкции и правила поведения врача останутся навсегда мертвыми буквами, если не будут исходить из чувства собственной ответственности и тех идеалов, которые должны вдохновлять деятельность врача. 

В. Беганьский, размышляя о миссии медицины, придерживался древнего афоризма: «Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком». Главными качествами врача он считал человечность, совестливость и решительность. «Хорошего врача, как хорошего капитана, по настоящему узнаешь во время шторма, в минуты опасности. Истинный врач – это тот, кто в раздумьях и сомнениях не теряет выдержки и умеет воздействовать на больного благотворно, как и на окружающих его людей», - писал он.
Ему же принадлежит крылатый афоризм: «К сожалению, общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые».   
          
К этическим нормам в медицине относится и внешний облик врача.
Еще Гиппократ подчеркнул, что врач должен быть спокоен и приветлив, скромно  и аккуратно одет.

Символом чистоты и скромности всегда была принятая еще в древности форма врача – белый халат.
Вот что написал в своей книге «Поэзия и проза врачевания» казанский профессор Роман Аронович Камбург:
«Белый халат олицетворяет чистоту тела и духа. Одевая его, мы отгораживаемся от многого, освобождаемся от одних предрассудков и приобретаем другие. Халат отделяет врача от больного. Отделяет, но не отдаляет. Халат не форма, а символ, которому нужно соответствовать. Врач должен  возвышаться над пациентом не телом, а духом. Мелкие душонки и белый халат – безобразное сочетание».

 Поэтому каждый из тех, кто имел дело с медициной, не раз невольно замирал, услышав песню Э. Кольмановского, на слова поэта Л. Ошанина «Люди в белых халатах» в исполнении  прекрасного певца Владимира Трошина:
 
            «Вечный подвиг – он вам по плечу,
              Ваши руки бессонны и святы.
              Низко вам поклониться хочу,
              Люди в белых халатах.
              Люди в белых халатах.
               Низко вам поклониться хочу».
      
В дополнение к этому следует добавить слова одного мудрого поэта:
              «В халате белом, с руками сильными,
                всегда умелыми, оперативными…
                В борьбе с болезнями вы – беззаветные
                И нет полезнее призвания этого… .».
 
          В настоящее время произошло опошление вида медицинского халата, особенно это заметно в хирургических клиниках.  Появилась мода   заменять  белый халат  костюмом (свободные рубаха и шаровары), которые предназначены для работы в операционных и манипуляционных кабинетах, а не для присутствия в таком виде вне операционного зала.
Появление медицинского работника в общественных и других местах лечебного учреждения, особенно за его пределами, всегда вызывает недоуменный вид.   

Облаченный врач в хирургический костюм, как правило, мятый и замызганный,    имеет небрежный, неопрятный вид,  и создаёт в целом безобразное впечатление.  У пришедшего человека со стороны в такое лечебное учреждение, всегда  возникает к такому медику недоверие и отсутствие уверенности  в  его добросовестности. По моему, такому явлению не должно быть места в  солидном ЛПУ.
 
          В последнее время искаженную форму широко стали применять и учащиеся студенты. Группа студентов, облаченная разношерстно, которая приходит  в клинику на практические занятия,  имеет вид разнузданной толпы,  как будто пришедшая на   какое-нибудь топ-шоу.

          В свою бытность, в родной для меня клинике госпитальной хирургии был  заведен строгий порядок: каждый сотрудник, независимо от ранга и подчинения, должен быть на рабочем месте одет в глухой хирургический халат с засученными  по локоть рукавами и обязательно в хирургической шапочке или косынке.

 Руководитель клиники профессор  Александр Иванович Зверев в  рабочей обстановке всегда выглядел подтянутым, в белоснежном халате, никогда сам не нарушал заведенный порядок и строго требовал его выполнения.
Помню, как он не раз просил удалиться из аудитории присутствующих, одетых не по форме, чтоб они привели себя в надлежащий вид.  И хотя в то время здание больницы  было весьма   неприглядным, лечебное учреждение выглядело  солидно, и клиника  пользовалась авторитетом,  благодаря внешнему и дисциплинированному облику всех сотрудников. 

Так, что вид врача, также относится к моральному облику медицинского работника.
 
          В свое время еще Карл Маркс указывал, что мораль есть знание человека о самом себе, определенное знание своей общественной природы и коллективности. Именно, коллективности. В не общества, не в коллективе, отдельно взятый  человек в настоящее время существовать не может, тем более заниматься трудовой деятельностью.
 
            Мораль близка к житейским делам. Это форма массового мировоззрения. 

В понятие морали мы всегда относим свой индивидуальный опыт со смыслом жизни, с общественным предназначением человека. 
Хотя, в нашей стране, которая часто участвует в войнах с большим количеством жертв, где высока преступность, а жестокость членов общества друг к другу является темой, еже­дневно обсуждаемой в СМИ,  и люди самой гуманной профессии, к глубокому сожалению, так­же становятся более жестокими.
Но умение выделять нравственный смысл в явлениях, событиях нашей жизни, умение подчинять свое поведение моральным законам – в этом суть нравственного развития личности.
 
            В сфере морали, так же, как в священослужении, отражаются и быт, и бытие одновременно. Несомненно, сила священнослужителя опирается, в частности, на христианскую веру, так и врачебная деятельность многократно прирастает деонтологическими связями.
Мы живём и работаем в тесном взаимодействии со своими коллегами.  Хотя наши профессиональные взаимоотношения не всегда бывают простыми, и человеческое, не чуждое никому из нас, приво­дит к различным коллизиям, но наша профессиональная ноосфера, сфера разума и, в конечном счёте, служит единой цели - здоровью детей и создают нам бесконечное количество точек опоры.
Авторитет врача вырабатывается только успешным опытом работы, в результате которого приходит к нему доверие.

         Врачебная этика существует в силу многовековых традиций, и призвана ответить на насущнейшие вопросы медицинской практики.
Чувство долга принимает соответствующую конкретность тогда, когда возникает вопрос, за что отвечает медицинский работник.
Сознавая свою профессиональную ответственность, он от вопроса   «Что должно?» переходит к вопросу «Что и как делать?».
Не может быть стандартного подхода к больным, стандартного метода выбора диагностики  и средств лечения при одних и тех же заболеваниях, поскольку врач лечит не только болезнь, но и больного.

          В большинстве врачебных ошибок  в основе профессиональных правонарушений медицинских работников лежит недобросовестность.
Анализ этих правонарушений показывает, что большинство из них связано с низким моральным обликом медицинского персонала, с грубыми нарушениями правил медицинской этики и деонтологии.
 
           К сожалению, встречаются  отдельные медицинские работники, которые низкий уровень своей квалификации пытаются компенсировать самомнением и апломбом.
Когда нет элементарной человеческой морали, тогда начинают страдать нравственные устои. Самоуверенность таких врачей, нежелание посоветоваться с более опытными коллегами приводят к ошибкам и даже к правонарушениям.
Моральные качества врача этих врачей, как правило, оказываются  невысокими.

Естественно, высокие моральные качества необходимые врачу не возникают самостоятельно, они воспитываются  в процессе обучения в высшем учебном заведении.   
Воспитанию высоких нравственных качеств у студентов  в первую очередь  должны  способствовать высокие нравственные качества преподавателей. 

«Личный пример воспитателя – это луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно», - говорил русский основоположник российской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский.
Об этом свидетельствует многовековой педагогический опыт.  Еще в глубокой древности один мудрец сказал: «Примеры полезней наставлений». 
А, знаменитый российский юрист и общественный деятель Анатолий Федорович Кони выразился так: «Сила убеждения  в доводах, а не в эпитетах».

 Доктор! Поставьте себе цель, и пусть ваша жизнь будет дорогой к ней.

Уместно помнить слова знаменитого английского политика Уинстона Леонарда Спенсера Черчилля:
«Бесполезно говорить: мы делаем все, что можем. Надо делать то, что необходимо». 

Не забывайте, что  в настоящее время в условиях современной медицины необычайную остроту вновь приобретает  древнейший принцип:
«Primum non nocere!», что дословно переводится на наш просвещенный русский язык, – «Прежде всего не вреди жизни, не вреди здоровью больного».
 
         Запомни, что ты хозяин своей судьбы и ее должен создать своими руками.
Вспомните слова Короля из сказки Ганса Кристиана Андерсена «Золушка»:
«Никакие связи и никакой протекционизм не поможет иметь светлую душу и доброе сердце.  Можно купить Славу, но умную голову и доброе сердце  ни за какие деньги не купишь». 
Согласитесь, что для того чтоб стать знаменитым, необязательно, как Герострат, сжигать храм, храм врачебной науки.
   
Для каждого из нас в назначенный час придет Судный день и каждому воздастся свое.
Всевышний спросит: «Почему лукавил, обижал ближнего своего, торговал честью и совестью?».
Чтоб не было в будущем мучительно больно стоять на коленях и просить прощения, не нужно сегодня грешить.
               
                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Научно-популярное издание "Думы о врачевании и хирургической клинике или введение в профессию" было выполнено по настойчивой просьбе абитуриентов школы довузовской подготовки в 2010 году.
 
Рецензентами  издания были Профессор В.А.Ситников, зав.кафедрой факультетской хирургии и доцент В.В.Семенов, директор центра довузовского и дополнительного образования, которым выражаю глубокую благодарность.

Книга рекомендована к изданию Ученым советом ГБОУ ВПО Ижевская медицинская академия - Ижевск, 2012.- 76 с., тираж - 100 экз.

В настоящее время автор не располагает ни одним свободным экземпляром издания и рекомендует при необходимости обращаться в библиотеку академии.

С уважением В.Бушмелев.