Удивительные игры со словами - 2

Николай Дик
       Игра «Стихотворные метаграммы»

    Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например:
    - заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год);
    - превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
    - как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
    - стихотворные цепочки слов:

Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,
Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).

Четыре слова отгадай,
Лишь буквы к слову подбирай:
С буквой «Д» я время суток,
Грею солнцем стаю уток.
С буквой «П» я след пилы,
Подо мною и грибы.
С буквой «Т» я на свету,
Не люблю я темноту.
Ну а с «Л» я спать хочу,
И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).

Три словечка отгадай,
Буквы только подбирай:
Мной гордятся казаки:
«Ишь, под носом – посмотри!».
Не успеешь «О» поставить,
Как спешит она ужалить.
Если вставишь мягкий знак,
В колесе я не пустяк. (Усы - оса – ось).

Загадаем шесть вам слов
С первой буквой. Ты готов?
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С» можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).

А теперь четыре слова
С первой буквой. Вы готовы?
С «О» – я вам рассказ кончаю,
С «У» – дождём вас поливаю,
С «А» - ваш груз перевожу,
С «К» – с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.
(Точка – тучка – тачка – качка).

Три словечка отгадай,
Вторую букву подбирай:
С буквой «К» я в ней учусь,
С «П» - на ножке я промчусь,
С «Т» - окошко закрываешь,
Все слова теперь ты знаешь. (Школа – шпора – штора).

С «М» она пальто поест,
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).

С «Д» - лишь мамино творенье,
С «Т» - окончанье предложенья. (Дочка – точка)

Две первых буквы для меня –
И креслом стану для царя.
Две первых буквы заменю
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).

Буква «а» внутри стоит –
Много тайн в себе хранит.
Люди в слове том живут,
Много их и там, и тут.
Лишь заменишь «а» на «у» -
За гитарой побегу. (Страна – струна).

Вторая буква «о» во мне
И я на ветке по весне.
А «е» поставлю вместо «о» -
Готов избе дарить тепло! (Почка – печка).
***

      Игра «Стихотворные логогрифы»

     Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот».

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).

Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры).

Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).

Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).

В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал - пена)

Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).

Можно предложить более легкие стихотворные загадки:

Из усатого сладкоежки
Можно сделать без труда
Слеповатого ночлежку,
Дом которого - нора. (Кот – крот).

Мой верный друг – сердитый гром.
Но если букву уберем,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).

В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «О» я потеряю,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).

Отгадай четыре слова,
Поменяй лишь буквы снова:
С «Б» - ударила в руке,
С «М» - сидит в воротнике,
С «Т» на крышу взобралось,
С «Кр» - пловцу лишь удалось.
(Боль – моль – толь – кроль).

Три словечка отгадай,
Буквы смело подставляй:
С «У» - идет он в каждой школе,
С «За» - залог в любом он споре,
С «По» - пристанет к малышам,
И мешает в жизни нам. (Урок – зарок – порок).

Слово спряталось и ждет,
Кто его скорей найдет?
Землю пашет это слово,
Забодать тебя готово,
И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).

«Этот кот - ну просто жмот,
На плоту разинул рот;
Повернул за поворот -
На лугу увидел скот»
Сколько раз вместилось в строчки
Слово «кот» и «от» до точки?
(«Кот» - 2 раза, «от» - 7 раз).

От глагола «рвет» скорей,
Образуй слова быстрей.
Вставь в стихи и прочитай!
И подумай, и сыграй:
Карапуз цветочки …. (рвет),
И к тому ещё …. (ревёт).
Мама плаксу в дом …(зовет) -
У него болит живот!

Мыла мама шилом раму,
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так,
Догадаться не пустяк.
Поменяй слова скорей –
Стань поэтом побыстрей!
(Мыла мама мылом раму,
Папа шилом туфли правил).

Три слова просто отгадаем,
Умело буквы лишь поставим:
Вот слово первое мурлычет,
Второе – корни в норке ищет,
А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).

Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!

Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.

     ***