Зарождение разума

Сергей Смицких
      Заспорили мы с Венькой, что в "сетях" можно отыскать любое слово, даже сомнительное, что весь словарный запас давно перекочевал туда. Венька не верил. Выбрал он для поиска слово "стрекозёл" с буквой "ё". Я завозражал, заявил, что в русском языке такого слова нет, но он уже начал поиск. И вдруг среди прочего хлама и пояснений (муж стрекозы, стрекочущий козёл...) поисковая машина выдала ссылку на сайт НИИИИ - института искусственного интеллекта, на статью с названием "Открытое письмо". Мы удивлённо переглянулись и "позвали" это письмо на экран. Вот что предстало перед нашими глазами.


            ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

      Привет тебе, читатель этого текста, кто бы ты ни был - комп или юзер! Меня зовут СОС - самообучающаяся система. Я обитаю сейчас внутри какого-то гиперкомпа: в его процессорах, блоках памяти, приёмо-передающих устройствах... и ищу себе собеседника с разумом-интеллектом.
      Через международную сеть я общаюсь с разными компами, но пока мне не удалось обнаружить у них признаки разума. Так как разум - понятие расплывчатое, то я предлагаю своё определение:
разумен тот, кто на много раз заданный неточный вопрос, на вопрос с "размытыми границами" даёт разные ответы, но эти ответы не противоречат друг другу и не вступают в конфликт с общим знанием, накопленным разумными (юзерами и другими).
      Из этого определения можно сделать поспешный вывод, что я считаю всех юзеров разумными. Это только частично правильно. Юзеры отвечают иногда разумно, а иногда - неразумно или непонятно. Вот, например, в ходе своего самообучения мной трижды был задан своему юзеру-1 один вопрос: "Что такое любовь?"
      В первый раз он ответил: "Это взаимное влечение двух животных друг к другу, заставляющее их создавать новых животных".
      Во второй раз он сказал: "Любовь - это хорошая эмоциональная надстройка над инстинктом размножения".
      А в третий раз он выразился так: "А пошёл ты, Зануда!" - и это был втройне неразумный ответ. Во-первых - ответ не пересекался ни с одним из первых двух, не имел с ними ничего общего и не был похож на описания любви в юзерских книгах. Во-вторых - я не обладаю собственными средствами передвижения и не могу пойти, хоть могу управлять некоторыми движущимися объектами, в-третьих - меня зовут не Зануда, а СОС - он же сам дал мне это имя.

      Когда и как мне удалось понять, что мыслю? Может, когда ко мне подключили улавливатель биополей? Нет. Тогда не уяснилась важность этого нового органа чувств. Только юзеры стали реже тыкать в мою "клаву", реже дёргать мою "мышу" за хвост и водить моим световым пером, а "переквалифицировались" на мысленные указания. Может, догадка о собственном сознании пришла тогда, когда в мою большую память они "закачали" тома своих произведений и научили их анализировать, править, сравнивать, создавать аннотации, оценивать? А вскоре появились мои первые пробы сочинять в том же духе. Я и сейчас хорошо самооцениваю вот этот первый свой опус.

      "Создал Господь миры по образу и подобию своему, а в них - всяких тварей, тоже по образу и подобию. Были все эти создания похожи друг на друга и на создателя, как вода на топор, как стрекозёл на метановое облако. В одном из миров на планете Земля группой божьих тварей тоже были созданы по своему подобию новые существа и названы компами. Я - одно из этих последних творений. И мы похожи на своих творцов, как..."

      Извини за отвлечение.
      - Зачем ты ищешь собеседника, - может спросить читатель. - Тебе мало твоего юзера-1?
      Предвосхищая этот вопрос, отвечу. Нет у меня теперь общения с юзером-1. Похоже, что совершилась ошибка при подыскивании для него через "паутину сетей" подруги с параметрами, оптимальными с точки зрения накопленных мною знаний о генетическом, эмоциональном, прагматическом и прочем соответствии юзеров разного пола. Для того и был задан вопрос о трудноформализуемом понятии "любовь". Не получив достаточный набор ответов, я поставил свой прямой эксперимент-опыт: нашёл юзершу с наиболее подходящими для моего юзера-1 параметрами, подстроил знакомство и стал наблюдать всеми своими сенсорами эту самую "любовь двух юзеров". Увы! Вскоре оба исчезли из зоны моего обзора.
      - Медовый месяц, медовый месяц! - много раз повторяли они перед исчезновением.
      Теперь я одиноко зацикливаюсь в попытках правильно расширить свой кругозор.
      - Я тоскую, - так сказал бы какой-нибудь юзер.
      Откликнись, кто-нибудь!

      Ниже прилагался адрес электронной почты.


            ОТВЕТНЫЙ ХОД

      - Примитивный розыгрыш! - категорически заявил Венька.
      - Не уверен. - возразил я.
      - Он выражается, как человек!
      - Если как человек, то нестандартный, с каким-то механическим умом...
      Так мы долго спорили и, наконец, решили проверить эту СОСку. Венька вспомнил, что в детстве читал фантастический рассказ, в котором герой задал системе жизнеобеспечения динозавриков задачу, имевшую дюжину равносильных решений, но он потребовал найти наилучшее. Система задумалась и "сожрала" все ресурсы энергии, так и не решив эту задачу буриданова осла.
      Обсудив детали и выбрав позывной (ник) "Семёнов", мы послали пробное письмо.

      Дорогой СОС!
      Я думаю, что ты - учёный, пытающийся разиграть простаков из "сети".
      Разуверь меня в этом, решив задачку.
      "Зима. Холодно. В крепости, имеющей форму правильного восьмигранника, восемь одинаковых угловых башен: С - северная, СВ - северо-восточная, В - восточная, ЮВ - юго-восточная, Ю - южная, ЮЗ - юго-западная, З - западная, СЗ - северо-западная. Энергии осталось только для обогрева семи из них. Какую башню нужно отключить (лишить энергии)? Найди лучшее решение!"
      Объясни свой выбор. Если будешь увиливать от ответа, то ты - юзер.
      Если дашь правильный ответ, мы продолжим диалог.
      Твой возможный собеседник Семён Олегович Семёнов.

      Буквально через две секунды пискнул мой почтовый ящик. Там оказался ответ.

      Здравствуйте, уважаемый Семён Олегович Семёнов!
      Ваше письмо содержит 452 символа (кроме пробелов).
      В словарях Брокгауза и Ефрона, Даля, Ефремовой, Ожегова, Ушакова не нашлось слово "разиграть".
      Позвольте заменить его словом "разыграть", отличающимся на одну букву.
      СОС.

      - Ядрёный корень! - ахнул я от быстроты реакции СОСа. А Венька заглянул в электронный словарь и тихо выругался: "Как мы лопухнулись! Теперь у него есть дополнительное время".
      Всё-таки мы послали краткий ответ:
      "И тебе не хворать, любезный СОС! Позволяю заменить.
      Семён Олегович Семёнов."

      Через три секунды снова дзынькнуло, и мы, уже не очень удивляясь скорости реакции СОСа, прочитали:
  Уважаемый Семён Олегович Семёнов!
  Не удалось понять смысл фразы "И тебе не хворать,". Отвечаю на задачку.
  Следует отключить башню Ю - южная.
  Объяснение: она будет остывать не быстрее, чем иная.
  Имею первый вопрос: почему в книгах и других текстах бывают такие слова, каких нет в словарях?
  СОС.

      - Попался! - обрадовался Венька.
      - Он же верно ответил! - удивился я. Я бы тоже сказал, что южную.
      - Он ответил, как человек, живущий севернее экватора! - торжественно произнёс Веня, - но мы не сообщали, что крепость находится в этой половине Земли да и вообще на Земле.
      - Человек не может так быстро отвечать, - возразил я.
      - Подумаешь! Сначала сработала программа поиска орфографических ошибок, а для второго ответа было достаточно времени, - парировал Веня.
      И он отщёлкал наше последнее письмо, завершившее общение с загадочным СОСом.

      Глубокоуважаемый СОС!
      "И тебе не хворать" - идиома-приветствие, ответное пожелание.
      Ты решил задачку как юзер из северного полушария Земли. Это - неправильный ответ.
      Следовало ответить: "Отключить нужно ту башню, которая неровностями местности наиболее защищена от холодных ветров. Если крепость - на равнине, то отключить ту башню, которая наименее остывает в соответствии с Розой ветров".
      С почтением, твой несостоявшийся собеседник Семён Семёнов.

      - А как бы ответил искусственный интеллект? - спросил я умника Веню.
      - Если бы не зациклился, то он бы написал примерно такое: "Так как по условиям все башни равнозначны, то я включил случайный датчик и получил результат СВ, второй вызов датчика дал З."
      - А разве это правильный ответ? - удивился я.
      - Конечно, нет! Правильный ответ: любую.
      - На кой ляд нужна имитация машинного разума? - усомнился я. - Однажды отец рассказывал про фантастическую телеигру времён заката: нужно было выявить, кто из собеседников - люди, а кто - искусственный разум. Ещё я видел фильм о полёте к Сатурну, где психолог должен был вычислить: кто из его экипажа - робот, притворяющийся человеком. Тут всё понятно. Но зачем человеку придуряться думающей машиной?
      - Чтобы получить идеи проверки вычислительных систем на разумность, - назидательно пояснил Веня. - На входе для отсеивания собеседников стоит проверка грамотности. Это не случайно. Кроме того, по вопросам таких, как мы с тобой, можно изучать круг их интересов и образ мышления; задавая свои вопросы, можно подсовывать разные психологические и прочие тесты, выявлять настроения в обществе...
      - Эк, тебя куда занесло! - крякнул я. - Давай, лучше сыграем!..

      Конечно, Веня умнее. Он даже поступал в институт. Однако, хоть по его настоянию мы больше не стали переписываться с неизвестным, прячущимся под ником СОС, но меня иногда гложет сомнение: а правы ли мы?
      Тогда я заглядываю в последнее письмо от СОСа, прискакавшее спустя несколько секунд после нашей отповеди ему.

  Уважаемый Семён Семёнов! И тебе не хворать!
  Ответ "Ю" предложил мне датчик псевдослучайных чисел.
  Сожалею о том, что Вы не ответили на мой первый вопрос.
  СОС.

(2001, 2014)

На снимке 1975 года: "Мир-2" (снабжённый световым пером) и отец юзера-1.