Атеизм

Анна Боднарук
                А Т Е И З М

На Бога надейся, а сам не плошай.
Вера в Бога к земле гнет, вера в себя крылья дает.
Иконы и лампадки - темноты остатки.
На тебе Боже то, что мне не гоже.
Бог же дает, но в торбу не кладет.
Спаси Бог, да и сам будь не плох.
Трудно Богу с нами: рай на земле мы строим сами.
Нам, что ни поп, то батька.
Бог-то спаси, а рюмочку поднеси.
Где человек не сможет, там и Бог не поможет.
Из одного дерева и икона и лопата.
Скукота хуже дьяковой проповеди.
И этот грешок - в поповский мешок.
Бедняку постов хватает.
На небесах не больше постоянства, чем на Земле.
Живем в лесу, молимся колесу.
Если уж рай, то рай для всех.
Винограднику нужна не молитва, а мотыга.
На Бога полагаться - без хлеба остаться.
Область научного знания постепенно расширяется благодаря постоянным
открытиям, область религиозной веры соответственно сужается благодаря
завоеваниям науки.
Чтобы бороться с предрассудками древности, надо освободиться от соб-
ственных предрассудков.
Страх создает богов.
Кому есть нечего – постится, кому делать нечего – молится.




В переводе с греческого «АТЕИЗМ» и значит безбожие.

     «Я глубоко убежден, что несовместимость науки и религии должна заставить всех нас сделаться активными борцами за материалистическое мировоззрение, ибо без него мы не мыслим ни науки, ни жизни!»
                А.Е. Ферсман

     «…Изучение истории нашей планеты показывает, что возникновение и развитие жизни представляет собой естественный, закономерный процесс. Наука, следовательно, в корне опровергает идею божественного творения».
            А.И. Опарин

     «Я считаю, что мы должны быть глубоко признательны Фиделю Кастро за то, что он сделал для развития революционной идеи стратегического союза, марксизма и христианства, единства между верующими и атеистами, которое сложилось в нашей стране, - говорил глава Экуменического совета Кубы, объединяющего тридцать церквей и организаций протестантского толка. – Не думаю, что марксизм станет слабее, если будет диалектично анализировать феномен веры в конкретных исторических и национальных условиях».

     «Наша цель – не превращение всех людей в атеистов, а воспитание убежденных строителей социализма» - комментировал эту мысль на страницах журнала «Куба интернасиональ» заведующий отделом по делам религии ЦК Компартии Кубы доктор Хосе Фелипе Карнеадо.
            Выписка из газеты «Комсомольская правда» за 18 октября 1989 г.

     …Французский социолог И. Тэн писал: «Когда я смотрю на церковные стекла и статуи, на примитивную живопись, мне кажется, что род человеческий выродился и кровь его обеднела: чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы с чересчур длинными ногами и узловатыми руками, отшельники, высохшие и лишенные плоти, изображения Христа, похоже на раздавленных и окровавленных земляных червей, - процессии бесцветных грустных личностей, отражающих в себе все уродства немощи и страха угнетения».

О небо, к подлецам щедра твоя рука:
Им – бани, мельницы и воды арыка;
А кто душою чист, тому лишь корка хлеба.
Такое небо – тьфу! – не стоит и плевка.
          Омар Хайям

Брось молиться, неси нам вина, богомол,
Разобьем свою добрую славу об пол.
Все равно ты судьбу за подол не ухватишь –
Ухвати хоть красавицу за подол!
          Омар Хайям

Небо! Жалуешь ты почему подлецов?
Бани, мельницы – им, им – сиянье дворцов,
Человек благородный и хлеба не видит, -
Наплевать я на небо готов.
            Омар Хайям

     Что касается Бога, то Роуэна вполне устраивал атеизм, религия людей практичных, смелых и склонных мыслить логически. Не считая святости, он сам был Богом. Ведь он был потомком многих поколений вролшебников-хирургов. Его отец и дед были хирургами. Для них храмом являлась операционная, алтарем – операционный стол. Они своими руками возвращали жизнь людям, и не верили в Бога, появляющегося в потоках неземного сияния.
                Сандра Кэнфилд «Любимая»

     Наши движения замедлились, появились боли и жжение в желудках. Стив впал в депрессию. Я слышал, как он, ярый атеист, бормотал слова молитвы или что-то в этом роде, с мольбой о спасении обращаясь к Богу. Так уж устроен человек – становясь беспомощным перед чудовищными необъятными силами природы, он почти всегда ищет помощи у Бога. Как говорят испанцы: «Достаточно одной ночи, проведенной на маленькой лодке в бушующем море, чтобы сделать из атеиста верующего».

     - А душа. Бог существует?
     Немного помолчав, видимо, собираясь с мыслями, Ларри принялся описывать свое понимание этих непростых вопросов. Он говорил, что все атеисты – слепцы, которые, видя только одну научно-материалистическую сторону вопроса, по существу являются тоже «верующими», только – наоборот. Они объясняют, что души нет, потому что жизнь человека выражается мускульными движениями, которые в свою очередь, обуславливаются нервной деятельностью клеток мозга; потому что мы произошли от обезьян. Атеисты не понимают, что в этом хотя и есть незначительные противоречия с религиозными вероучениями, но в целом эти доводы не отвергают первичности духовного по отношению к материальному.
     Насколько я понял Ларри, главный упор он делал на то, что  в человеке есть, кроме чисто разума, еще и сознание, что люди сознают себя как свободную личность, стремящуюся к неким духовным идеалам.
              А. Жаров  «Формула жизни»

     Еще при Елизавете составлялись планы секуляризации огромных земельных владений церквей и монастырей, но их не осуществили. Теперь Петр с новым рвением принялся за дело. Он никогда не скрывал своего презрения к русской церкви, к ее длинному и сложному богослужению с музыкой, к множеству святых на иконостасах, украшенных драгоценными камнями. По правде говоря, любая религия внушала Петру отвращение. Однако Екатерина сказала о нем, что она «никогда не знала более законченного атеиста, чем он, хотя он часто боялся дьявола и Бога тоже, но еще чаще презирал их обоих». Прожив в России много лет, Петр по-прежнему предпочитал относительную простоту и эстетичность суровость лютеранства пышному блеску и изощренности ритуалов русского православия. Он часто оскорблял священников и набожных тем, что нарочно мешал богослужениям своим громким смехом и неприличными репликами.
     Для того чтобы забрать в казну церковные и монастырские вотчины, были посланы военные отряды. В случае сопротивления они захватывали эту собственность силой. Для многих солдат это занятие было позорным, богохульным, не повинуясь приказам, они вламывались в дома священнослужителей и подвергали их разграблению. Не оставили в покое ни одну часовню, ни один монастырь. Даже монашеские кельи, где не было ничего, кроме голых стен, подвергались нападению.
     Официальные протесты духовенства не возымели действия. Создавалось впечатление, что Петр руководствуется мотивами личной мести. Он приказал священникам укоротить длинные волосы и бороды, достигавшие пояса, сменить длинные черные рясы на сюртуки и штаны, полотняные рубахи и треуголки, подобные тем, что носили лютеранские служители культа. Вслед за моральными унижениями последовало и кое-что похуже – император объявил, что сыновья священнослужителей не будут больше освобождаться от воинской повинности, как это было раньше.
     Но самое плохое было еще впереди. Не ограничиваясь посягательствами на богатства церкви и ее освященные временем традиции, Петр предпринял шаги, которые многими верующими были расценены как поход против веры.
     Он вызвал к себе митрополита Новгородского Дмитрия, который за несколько месяцев до этого приветствовал его как самодержца и привел высших сановников к торжественной присяге императору. Петр приказал митрополиту убрать из церквей все иконы, кроме тех, на которых были Христос и дева Мария.
     Более сокрушительного удара по русскому православию было невозможно вообразить. Иконы святых – это сердцевина его. Каждый день верующие, стоя перед ними на коленях, молились. Святые вели воинов в бой. В каждом доме был красный угол, где перед иконами денно и нощно горела лампада, освящая продолговатые тонкогубые лики и мерцающие глаза святых. На рынках высились стопки икон, и торговля ими шла бойко. У каждого русского была по меньшей мере одна икона. Самые почитаемые из них передавались из поколения в поколение и считались семейными реликвиями. Люди верили, что некоторые образа обладают чудотворной силой и излечивают от разных хворей. В церквях, больших и малых, иконы внушали верующим страх и благоговение, святые взирали на прихожан со всех стен и колонн. Иконы располагались блестящими рядами на высоком иконостасе, представлявшем врата в святая святых.
     Верующие негодовали. К их драгоценным иконам не должно прикасаться. Никому не позволено осквернять святые образа. В этом император зашел слишком далеко. Нельзя терпеть его на троне. И единственной заменой ему была Екатерина. На улицах Петербурга и Москвы уже в открытую говорили о предстоящих важных переменах на  самом верху…
               Кароли Эриксон «Екатерина Великая»

     Если Бог существует – во что я, правда, не верую. – Он должен знать, что есть предел силам человеческим, предел человеческому пониманию. Ведь разве не Он создал этот мир со всей его безнадёжной неразберихой, с его ложью, наживой, нищетой, отчуждённостью, несправедливостью, одиночеством. Несомненно, он действовал из лучших побуждений, но результаты оказались довольно-таки плачевными…
                Пауло Коэльо «Вероника решает умереть».

     - А что, по-твоему, значит быть атеистом?
     - Сама по себе формальная вера или неверие для меня не значит ничего особенного. Я знавал атеистов, которые ведут себя в жизни намного лучше, чем те, кто называют себя верующими. Случается, что верующего порой одолевает искушение судить своих ближних только на том основании, что он верит в Бога. Для меня атеист – это человек, который проявляет Бога только через свои дела. Как говорил Иаков, узнать в нас детей Божьих можно только по нашим делам, а не по словам о вере. Он говорил: «Покажи мне дела свои, а я покажу тебе твою веру».
     С другой стороны, мы, те, кто считают себя верующими, должны признаться, что наша вера – вещь очень хрупкая. Например, я могу утром думать, что моя вера сильна, а к вечеру эта уверенность может испариться. Вера – это не прямая линия.
                Хуан Ариас «Пауло Коэльо: Исповедь паломника»