Закон каменных джунглей

Ирина Минкина
… Видит Бог, я не люблю слишком проблемных тем. Не люблю их затрагивать, не люблю их раскручивать прилюдно, не люблю делать относительно них какие-либо выводы. Инвалиды, эвтаназия, смертная казнь, аборты – это всё порой настолько непонятно, сложно и противоречиво, что ой как непросто бывает сформулировать какую-то мысль по этому поводу и в то же время остаться Человеком (ну хотя бы с маленькой буквы, что ли…).

Тема детей-инвалидов – одна из таких тем «за гранью», что называется. Но были моменты, в которые я просто не смогла не выразить своего мнения на этот счет. На их счет. Относительно того, что дети-инвалиды, равно как и все остальные, имеют право на эту жизнь. Право дышать, думать, мечтать, надеяться, любить – в общем, делать всё то, что они могут в силу данных им кем-то свыше особенностей. Я так утверждала потому, что искренне в этом убеждена.
Комментарии в ответ на мои рассуждения были простыми, ясными и оттого убийственными. «А как эти дети-инвалиды будут жить одни, если их заботливые мамы умрут раньше них?». Или вот еще: «Зачем мучить человека, который страдает? Зачем продлевать его страдания?»

…Эти вопросы – они настолько сокровенные, настолько глубокие и мучительные, что к ним страшно прикоснуться даже краешком мысли. Однако, сказав А, я неминуемо должна была получить эти самые Бэ и Хэ в ответ от как будто бы бессердечных, но в то же время объективно справедливых читателей. И поэтому волей-неволей мне приходится находить какие-то ответы на эти вопросы. На вопросы, на которые никто еще не ответил. И, наверное, не ответит никогда. Потому что эти вопросы находятся в одном списке с вопросами вроде «А есть ли справедливость в этом мире?», или «Что есть добро?», т.е. с вещами сакральными, базовыми, первостепенными. Истинными.

Для себя ответ на эти вопросы я уже сформулировала. Тем не менее я изначально понимала, что не я должна отвечать. В том смысле, что все мои ответы будут далеки от реальности. Я должна, именно должна была задать эти ужасные вопросы мамам тяжелобольных детей. Ведь они единственные, кто, по большому счету, имеет право на ответ в данном случае.

И я задала этот вопрос мамам детей-инвалидов. Не столь важно, где, когда и каким образом. Главное – они, мамы, увидели этот вопрос. Я точно знаю, что многие его прочли, многие посмотрели мои тексты, касающиеся детей-инвалидов. Но ответил только один человек… Что понятно и объяснимо. Все-таки, наверное, ни ради чего не нужно наступать ногами на открытые раны…

Однако же вернемся к тому единственному ответу, который мне написали. Попытаюсь его воспроизвести максимально близко по мыслям. Там нет прямых ответов на вопросы, а что делать детям-инвалидов без родителей и гуманно ли продлевать страдания неизлечимо больных (а есть ли вообще ответы на эти вопросы?). Зато там есть искренняя попытка объяснить, зачем обществу нужны больные дети. Повторюсь: зачем ОБЩЕСТВУ НУЖНЫ больные дети.

… Наверное, больные дети нужны обществу для того, чтобы его, общества, душа развивалась, росла. Это можно сравнить со строками «Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь». Таким же образом можно спросить, а зачем обществу нужны наркоманы или ВИЧ-инфицированные. Не проще ли их сразу усыпить? Никто не поймет тех чувств, которые испытывает мать, глядя на своего больного ребенка. Надежда тогда действительно умирает последней. Возможно, что больные дети гораздо важнее для общества, чем здоровые, но праздно живущие особи….

Вот такой ответ я получила. Да, откровений в этом ответе нет. И вряд ли кому-то открылась истина. Но та житейская правда, которая содержится в приведенных выше словах, - она дороже многих рассуждений из серии ЗА и ПРОТИВ.

Как я сама сформулировала для себя ответы на два поставленных передо мною вопроса? Признаюсь: на вопрос, что будет с детьми-инвалидами после смерти их матерей, у меня ответа нет. Наверное, ничего хорошего. А может быть, какой-то счастливый случай сыграет свою счастливую случайную роль. Но скорее всего это будет исключением, а не правилом.

А вот на вопрос «Почему мамы сохраняют жизнь тяжелобольных, неизлечимо больных детей?» - для себя я нашла ответ. Он прост и, по-моему, очевиден. Потому что эти мамы просто не смогли поступить иначе. Просто потому, что они мамы.