Музей

Малахитовая Шкатулка
МУЗЕЙ
 Летят годы, проходят века за веками, всё созданное в мире человеком хранит музей. Принято считать, что через музеи общество выражает своё отношение к историко-культурному наследию. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, музеи ведут просветительскую и воспитательную работу.
  Значительный пласт истории с начала века и до наших дней отражён в экспонатах музея железнодорожного депо. Не удивительно, что музеем интересуются гости нашего города из Новосибирска, из Петербурга и Москвы.
  Благодаря основателю музея Портянкину Борису Григорьевичу в залах музея локомотивного депо разместились написанные маслом на холсте картины, рассказывающие о развитии депо от начала его строительства до наших дней.
Паровозное депо  было построено в 1914г в связи со строительством в Рубцовске железной дороги(1913 -15гг). С появлением депо создавалась система жизнеобеспечения посёлка: развивались связь, водоснабжение, медобслуживание, строилось жильё, детские сады, столовые, магазины.
В нашем депо эксплуатировались паровозы серии «ЭМ», и «ЭР». Они водили  поезда весом 600 т со скоростью 25 км/час.  В начале 40-х годов были освоены мощные паровозы , серии «СО», «Серго Орджоникидзе».
Фотографии трудившихся в разные годы рубцовчан, воевавших в Великую Отечественную, фотографии уехавших и прославивших Рубцовск за пределами края , украшают стены музея. Пройдём по музею.
В центре – макет первого тепловоза ТЭЗ 1095, который вела бригада машиниста Александра Прокопьевича Малицкого 22 ноября 1958  года, изготовленный учащимися железнодорожного училища.
  Фотография
      Литературное объединение «Старт» в музее локомотивного депо. Слева направо:Инна Горячева, Валентина Филиповская, Тамара Гребенник Яна Никишина, Сергей Медведев, Эльвина Аксёнова, Александр Павлухин, Николай Лаппа.

Поблёскивает, несмотря на время металлическая табличка 1930 года «СССР, паровозо-вагоностроительный завод Красный Профинтерн. Орджоникидзе».
 (Такие таблички крепились на паровозах сбоку, ниже номера.)
Очень интересный экспонат музея – сатирический журнал на старых обоях, чем-то напоминающий « Крокодил».
Смахнём пыль веков с пергаментов журнала, перевернём его страницы. Талантливые карикатуры Васильева Анатолия Викторовича, сатирические стихи рассказывают о жизни коллектива паровозного депо в 1955-59 годах. Редколлегия журнала высмеивала недостатки, имеющиеся в коллективе: пьяниц, бракоделов, воров, случаи халатности и тому подобное. В коридоре висел стенд, где и появлялась по понедельникам очередная карикатура с меткой подписью. Люди шли в понедельник с любопытством на работу: «Кого  же на этот раз высмеяли?». Этот журнал поддерживал дух юмора и сатиры в коллективе.
Пройдем немного далее. Ряд картин и гравюр посвящен появлению тепловоза в депо. В конце 50-х годов в стране происходило техническое перевооружение железной дороги – замена паровозов тепловозами. Проходило оно и в Рубцовском депо. Тепловоз вырабатывает энергию для движения на собственной электростанции. Сердце тепловоза – двигатель внутреннего сгорания или дизель. Тепловоз  на дизельном топливе работает, значит  надо в депо топливный цех открывать, готовить слесарей, готовить мастеров, повысить грамотность с 4-х классного образования до 7-ми классного (все мы помним школы рабочей молодёжи). Людей посылали обучаться вождению тепловозов на другие станции, ( где немного раньше началось техническое перевооружение): в Аягуз, в Джамбул, на станцию Тайга. Получен специальный экипировочный поезд. В июне 1959 года  группа товарищей ездила на переподготовку в депо станции Тайга, Томской области. В их числе: Макаров, Дорофеев, Барышев, Масленников, Скорых, Сапунов, Булкин, Булгаков, Татаринцев, Волков, Кононов, Гончаров,… всего 29 человек.
Перешагнём через время и попадем  в годы Великой Отечественной  войны.
На время войны у топок паровозов машинистов-мужчин заменили женщины: К.В.Григорьева, Р.С.Тарасова. На станции Рубцовка зародилась инициатива изготовлять своими силами запчасти для ремонта, а не получать со спецзаводов.  В депо был создан экспериментальный цех для выпуска боевого оружия: армейских миномётов, мин, автоматов ППШ. Паровозы «Феликс Дзержинский» обеспечивали теплом и электроэнергией строящиеся заводы: «Алтайский тракторный», «Алтайсельмаш», и др. В 1941году в армию было призвано 153 работника депо. Многие из них совершали подвиги; награждены орденом Ленина: Костенко, Ивлев, Дорофеев, Соболев, Бондаренко, Черников и другие.
О некоторых из них рассказал поподробнее экскурсовод Николай Прохорович.
Братья Сагайдачные.
В Сад-городе на второй улице жила семья Сагайдачных. И дед, и отец работали машинистами на железной дороге. В 1921 году родились в этой семье братья-близнецы Василий и Кузьма. В клубе железной дороги был духовой оркестр, где и играли братья Сагайдачные.  В 1939 году они поступили добровольцами в 765 стрелковый полк Батракова Матвея Степановича, который был расквартирован в городе Рубцовске. Когда началась война, Василий Николаевич и Кузьма Николаевич пошли воевать, отложив музыкальные инструменты, стали стрелками и были зачислены в первый стрелковый взвод, в первую роту 765 стрелкового полка, входившего в состав 5-й Гвардейской дивизии.
Полк Батракова в битве за Москву отличился при освобождении Ельни, после чего стал Гвардейским. Батраков был очень внимательным командиром, встречая на фронте братьев Сагайдачных, интересовался их жизнью: «Как воюется, сибиряки?» Николай и Кузьма награждены орденами Славы третьей степени за взятие Кенигсберга, орденом Красной звезды, медалями за отвагу, медалями за оборону Москвы.
Наши земляки были разведчиками. Однажды при «взятии языка» братья попали под миномётный обстрел , и Василий был тяжело ранен. Кузьма доставил его в госпиталь. Там суета, спешка, все заняты, столько раненых. Кузьма зашёл прямо к хирургу в кабинет с братом на руках и автоматом наперевес и говорит: «Я тебя застрелю, если не спасёшь жизнь моему брату» Налетели, скрутили, отобрали у него автомат, отправили ждать в коридор.
Сидит Кузьма на скамейке и плачет, переживая за брата, смотрит, какой-то человек стоит, взгляд упал на его сапоги. Человек этот подходит к Кузьме и говорит: «Не плачь, старшина, всё нормально будет с твоим братом. Это был хирург Крюковской, который Василия с того света вытаскивал ( буквально возвращал к жизни).
В мирное время  уже после войны в общей кампании встретились Кузьма Сагайдачный и хирург Крюковской. Хирург поинтересовался: «Помнишь, как ты на меня автомат наставил, неужели б ты меня застрелил?» Кузьма прощения попросил : « Я не виноват, Я не в себе был».
Закончили братья войну в Кенигсберге. Когда под Кенигсбергом военные действия проходили на границе с Германией, Сталин издал приказ: «Пленных брать» (а раньше расстреливали). Недалеко от Кенигсберга Кузьма Сагайдачный  увидел, что во рву солдат немецкий барахтается. Кузьма вытащил испуганного семнадцатилетнего мальчишку, вспоминая потом: «Смотрит на меня огромными от ужаса глазами» . Немец очнулся немного, достал сигареты: «Битте». А Кузьма достал махорку бийскую, скрутил сигаретку, дал ему, немец закашлялся, не смог наши курить. Мальчик отдал Кузьме автомат, тут пленных уже собирали, немец пошёл к пленным, а сам оглядывается, боится, что в спину будут стрелять. После войны Кузьма часто вспоминал этого пленного: «Неужели он живой остался? Хотел бы я после войны встретиться с ним».
После войны Кузьма занимался с ребятишками, организовал при депо детский музыкальный оркестр, вёл воспитательную работу.  Собирал родителей, убеждал: «Лучше пусть занимаются музыкой, чем по подворотням шататься».  Проверял у детей дневники, отличниками может они и не стали, но вели себя на уроках нормально, уважали учителей.
Филипп  Евтушенко.
Среди экспонатов музея локомотивного депо хранится фото Филиппа Евтушенко. Вспоминая годы войны, Филипп Евтушенко рассказывал коллегам,  как прославленный впоследствии командарм Василий Чуйко ставил им задачу по «взятию языка», причём предупредил, чтобы румын не брали, мол с них мало толку, ( к тому же румыны мародёрствовали безбожно). Филипп Евтушенко вместе со своими фронтовыми друзьями выполнил указание генерала, взял в плен трёх итальянцев, в том числе одного офицера.  В окопах Сталинграда Филипп Иванович чудом разминулся со смертью, был очевидцем пленения фельдмаршала Паулюса и разгрома его армии. Вернулся домой только в 1947 году после разгрома на  Дальнем Востоке милитаристской Японии.
Память о хорошем человеке и отважном солдате живёт среди нас. Филипп Иванович принадлежал к породе мужчин, которые твёрдо стоят на земле. Он был трудолюбив, честен, крепко держал данное слово и никогда не оставлял товарищей в беде.
Когда в депо на смену паровозам стали поступать тепловозы, Филипп Иванович освоил профессию слесаря по ремонту аккумуляторных батарей. Знавшие его вспоминают, как с напарником Филипп Иванович проверял ящики с батареями, устранял грязь и неисправности, а с виновными по-фронтовому проводил воспитательную работу. Второй беседы обычно не требовалось. Ветераны-железнодорожники его хорошо помнят.
Николай Шевченко
 Николай Андреевич Шевченко работал в рубцовском паровозном депо помощником машиниста, активно участвовал в жизни коллектива, был членом профкома,  выступал на сцене, играл в футбол.
О нём писали газеты тридцать восьмого года:
«Геройский подвиг комсомольца Шевченко».
Его бригада вела поезд в сторону Семипалатинска, в то время шла борьба за скорость, поэтому паровоз должен работать как часы. Задача кочегара следить за уровнем воды . Николай Шевченко и был тем кочегаром, который обнаружил, что в котле нет воды. Доложил об этом машинисту: «В тендере воды нет». Машинист посмотрел: есть пока ещё, в водомерном стекле показывает, что есть вода . У паровоза сзади прицеплена цистерна с водой. Николай побежал туда, заглянул в цистерну, а там нужно клапан открыть, чтобы в котёл вода поступала, клапан тот оборвался. Шевченко доложил машинисту. Машинист беспокоится, уже потёки пошли по стенкам котла, т.к. он без воды вот-вот раскалится и  треснет от нагрева, а в сталинские времена за порчу котла – расстрел.
Стоял декабрь месяц. Было холодно. Николай разделся, четыре раза нырял в цистерну, пока клапан не открыл. Даже ногти на руках все оборвались до крови. Вода пошла. Машинист обрадовался и говорит: «Всё. Дело сделано.» Достал шкалик. Николай выпил спирта, согрелся. Поехали дольше.
Этот поступок его прославил. Газеты тех времён пестрили заголовками: «Геройский подвиг комсомольца  Шевченко», «Человек несгибаемой воли», и т. п. Позже с Николаем Шевченко случилась очень неприятная история, которая круто изменила его жизнь. На него написали донос.
Коля Шевченко был членом профкома железнодорожного депо.
Председатель профкома был нечестный человек, вёл фиктивные ведомости ,воровал из профсоюзной кассы. А Коля горячий был  и покритиковал его на заседании профкома (не держать же в себе). Председатель профкома злобу затаил и подговорил женщину, присутствовавшую при этом, написать на Колю донос, сулил, что ей будет квартира и прочие блага. « Видишь, как он меня оскорбляет, ты напиши,»-     продиктовал, как написать донос в ГУБЧЕКа.  К тому же в тридцатых годах была статья «за недоносительство». Допустим, сидели в кампании несколько человек, кто-нибудь анекдот политический рассказал.  Кто слышал, обязан донести. Не донесли, всех – в тюрьму. Написала эта женщина кляузу: «Шевченко подрывает устои профсоюзного комитета, оклеветал честного председателя профкома и т. п.»
Не успел Николай Шевченко вернуться из поездки и поставить паровоз на промывку, как его арестовали. Отвезли в Семипалатинск, в тюрьму.
Холодно . Воздух сырой. Одинокая лампочка горит. Вызывает его в три часа ночи на допрос капитан: «Что ж ты , гражданин , натворил?» Коля только хотел подняться в ответ и доказать что-то, как его грубо оборвали: «Сидеть.»
Начальник НКВД Ухватов отправил Колю в Магадан на пятнадцать лет, в открытый забой.
После развенчания культа личности Сталина решением военной комиссии Николай Шевченко был реабилитирован, восстановлен в правах, ему вернули трудовой стаж, он продолжал работать в депо, но уже не машинистом, а нормировщиком. В Алма-Ате ему довелось встретиться с женщиной, оклеветавшей его, которая проливала горючие слёзы, каялась в своём поступке, просила прощения.  Во время реабилитации, следователь, изучавший дело, поинтересовался: «Как же  Вы, политработник, не смогли ничего сказать в своё оправдание, доказать свою правоту?» На что Николай Шевченко ответил: « Сейчас мы с вами разговариваем, между нами пачка «Казбека» лежит, а тогда на этом месте наган лежал».

В двадцатом веке история предприятия богата выдающимися личностями.
Один из них,
Альберт Николаевич Бевзенко, начал свою карьеру в Рубцовском  депо. Работал помощником машиниста тепловоза, бригадиром, мастером, старшим мастером, начальником технического отдела с 1964 года, затем начальником депо Карасук, главным инженером и начальником  Карасукского отделения Западно- сибирской железной дороги.
Интересен тем, что на всех должностях проявлял свои незаурядные способности, организаторский талант и прекрасные человеческие качества.
Альберт Николаевич готовил себя к руководящей деятельности. Железнодорожный транспорт – это государство в государстве. У железнодорожников есть своя прокуратура, милиция, своя связь, своя больница. Альберт Николаевич изучил все аспекты железнодорожного дела: локомотивную службу, путейскую, связь изучил, водоснабжение, бухгалтерию, экономику. Достал где-то книгу «Инженерная психология». В горкоме университеты были, были, учили партийно-хозяйственный актив, он поступил туда,  готовясь стать руководителем. Он и психолог был, и логику знал. Работая в  Рубцовском  депо, никогда разносы не давал, то есть, как руководитель был умный и дальновидный, знал психологию предприятия.
Его способности оценили. Поднимаясь по служебной лестнице, Бевзенко работал заместителем начальника Западносибирской железной дороги, начальником Западносибирской железной дороги. Впоследствии был переведён в министерство путей сообщения и назначен первым заместителем министра путей сообщения СССР.
В 1986 году Бевзенко был направлен правительством для руководства железнодорожным транспортом во время ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС. Не считаясь со своим высоким положением, находился на переднем крае и получил чрезмерную дозу радиации. От чего и умер преждевременно в 1988году в возрасте 61 года.
Четвергов Виталий Алексеевич
 прошёл путь от помощника машиниста – до ректора Омского института.
Доктор технических наук, академик, профессор, автор научных трудов, автор книги стихов, вышедшей в Омске в 2002году. Пришел на работу в  Рубцовское локомотивное депо в 1959 году, окончив механический  факультет ТМИ по специальности « тепловозы и тепловозное хозяйство».
Будучи по образованию инженером-механиком работал сначала помощником машиниста. Познакомившись со всеми нюансами работы на железной дороге, стал мастером цеха. Одновременно вёл занятия в рубцовском филиале дорожно-технической школы для машинистов тепловозов. В 1961 году по путёвке горкома комсомола был переведён в среднюю школу №112 на должность завуча по производственному обучению, где  организовал новое направление в школьном образовании.
В 1963 году ректор Омского железнодорожного института А. А. Серёгин пригласил талантливого студента на кафедру «Тепловозы и тепловозное хозяйство». В ВУЗе Виталий Четвергов становится зав.лабораторией кафедры, затем преподавателем, доцентом, профессором, проректором по научной работе, а с1986 года и ректором ОМИТа.
В сложный период перестройки Виталий Алексеевич Четвергов обеспечивал не только выживание ВУЗа, но и его развитие и повышение статуса ВУЗа до академии в 1984 году и Университета в 1997году. Научная деятельность В.А.Четвергова связана с решением задач по проблемам надёжности тягового подвижного состава, первые разработки были сделаны учёными-авиаторами. Под руководством В.А.Четвергова  выполнены десятки хозяйственных договоров для предприятий железнодорожного транспорта, издано значительное количество монографий и учебных пособий, опубликовано более 250 научных трудов и изобретений. Проведены крупные межвузовские и сетевые конференции по проблемам надёжности железнодорожного транспорта, многие результаты научной деятельности приняты МПС для совершенствования системы технического обслуживания и ремонта локомотивов. Подготовка научно-педагогических кадров через докторантуру и аспирантуру – главное в деятельности профессора Четвергова. Им подготовлено три доктора и 34 кандидата наук, которые представляют сегодня созданную им научную школу по надёжности подвижного состава. Большинство сотрудников кафедры являются  учениками В.А.Четвергова. Долгое время был членом докторских диссертационных советов в ЛИИЖТе(г Ленинград, 1978-1987гг) в институте теплофизики СОРАН (г Новосибирск, в1991-1999гг). Работал в редакции газеты «Транспортник», (заместителем редактора, редактором). Избирался депутатом городского и районного совета народных депутатов. Был членом совета ректоров города Омска, вице-президентом СОРИА (г Красноярск, бессменным председателем Омского филиала РИА ( с 1991г по настоящее время), председателем докторского диссертационного совета ОмГАПС(1990-2001гг. 
Автор статьи Яна Никишина