Все в памяти моей... Гл. 12. Поженимся уже, что ли

Светлана Компаниец
    И  снова  будни. Но для  меня они  и  тревожные,  и  интересные. Уже подходим  к  последней  сессии  и  в деканате  вывешены   темы   дипломных  работ:  выбирай  по  вкусу, а с  ней и руководителя. Выбираю  азотно-кислородную  станцию  о-очень  большой  производительности  (а  чего  мелочиться!)  с   разработкой   совершенно  новой  конструкции  детандера,  вернее,  его  лопатки,  и  если  мои  соседки  по  комнате, выбрав темы, уже просиживают вечера в публичке,  (публичной  библиотеке  Одессы),  чувствуя  себя  почти  соратниками  великого  Капицы,  то  я  отношусь  ко  всему  спокойно, так  как  понимаю,  что  революции  в  технике  производства  кислорода  с  моей  “лопаткой”  не  будет!
               
    Руководитель  у  меня   некий   Красовский  И. Д.,  поначалу   разочаровавший    меня: дергается   все  время   как-то,  улыбается  без   причины,  глаза  смотрят  куда-то в сторону, не  поймешь, о чем  говорит...  А  ведь  надо  уже  готовиться  к  практике, к сбору  материалов. Поначалу  пугаюсь, но странно: И.Д. Красовский, запугав  меня  до  смерти,  сам  же  успокаивает,- прорвемся!
               
    Да, но  ведь пора  уже что-то решать нам  с  Виктором!  Подружки  уже  замуж повыскакивали, - и  Галка, и Майка-одноклассница, и Лена Хвойцева...   И  друзья  подстегивают:

-  Светка!  А что вы тянете?  Скоро диплом  получать! Будет потом  все  на разных
фамилиях!

   А  Виктор  молчит,  как-то  даже  отчужденно,  а  время  идет,  не  за  горами  и   распределение.  И  тут  до  меня  доходит:  он  не  скажет  ничего,  пока  я  не  решу  сама.  И  я  решаю:
               
 -  Ну,  долго  мы  так  будем  молчать? Давай  уж  поженимся,  что  ли!      
               
    После  зимней,  последней,  сессии,  перед  практикой,  я  еду  на  каникулы   домой.  Со   мной   письмо  Виктора  к  маме,  где  он,  как  в  старых  романах,  просит  ее  согласия  на  наш  брак.
               
    Мама читает  письмо, а потом  плачет  и качает  головой: ну, что  поделаешь?              Воля  ваша!               
               
    Вечером  к нам  домой  приходят  мать Виктора, моя  будущая  свекровь, (о ней в  двух  словах  не  скажешь!)  и  старший   брат  Виктора - Анатолий:  сватать!  Свадьбу  решили  справлять  в  Златополе,  и  регистрироваться,  соответственно,  тоже  здесь,  но   для  этого  надо   подавать   заявление  в  местное  отделение  ЗАГС  и  обязательно  вдвоем  с  женихом, а  где его  взять, если  он  в  Одессе!  И  на  следующий  день  мы  с  Анатолием  (он  в  роли  жениха) подаем  заявление  на  регистрацию.
               
 -  Вот, купил я  Витьку невесту, - смеется  он, уплатив  госпошлину  один  рубль  пятьдесят  копеек.
               
    Регистрация  назначена  на  десятое  февраля,  в  зимние  каникулы,   а  пока  я  отправляюсь  в  Запорожье,  на  преддипломную  практику.               
               
               
    Знаменитый  “Запорожсталь”  поражает   меня  копотью,  грязью, чавкающей  под               ногами  серой  снежной  кашей  и  скрежетом,  грохотом  и  гулом  машин,  кранов,  паровозов.  Я  прыгаю  через  лужи, оскальзываюсь  на  грязном  льду,  балансирую  на  рельсах  и,  наконец,  добираюсь  до  “азотки”.  И  всякий  раз,  как  только  я  стараюсь    как  можно  быстрее  проскочить  к  входной  двери  вдоль  длинной     кирпичной  стены,   в  верхней   части  которой   огромными   амбразурами  торчат  выхлопные  трубы,  непременно  раздается  оглушительный   хлопок  выбрасываемого  в  атмосферу  азота, и я  в  непроизвольном  страхе  приседаю, застыв  на  месте.  “Ну,  и  выбрала  же  я  себе... профессию!...” -  мелькает  в  голове.
               
    За  две  недели  успеваю  собрать  все,  что  мне  нужно,  тяжело  переболеть   гриппом,  с  высокой  температурой, с  потерей  сознания, с  бредом, от  которого  в  страхе  убегают  из  комнаты   девочки-соседки, - и  на  десять   дней  раньше  положенного  срока  уехать  домой:   скоро  свадьба!...               
               
               
   Начало  февраля.  Снега  мало,  но  морозно.  Я  в  легком  платке,  в  старой  фуфайке   и   маминых  валенках  на  босу  ногу  колю   во  дворе  дрова.  Мороз  забирается  под ситцевое  домашнее  платье  и покалывает  голые  колени и  бедра.
               
 -  Света!  Тебе  письмо! Из  Одессы! - слышу  от  калитки  голос  Маруси,  нашей  почтальонши.
               
    Так  и  есть,  снова   задерживается:   не  сдал  математику  и   еще   надо  пересдавать  немецкий!  А  через  два  дня  свадьба!  Уже  гости,  мамины  братья  и  сестры,  завтра  приезжают,  а  жениха  все  нет,  никак  не  сдаст  сессию!
               
    Следующим  вечером  я, в сопровождении  Нади, она уже  приехала  на  каникулы  домой,  разношу  “шишки”,  маленькие  куличики-плетенки,  всем,  кого  приглашаю  на  свадьбу.  В  конце  шествия  приходим  к  хате  моей  будущей  свекрови:  ее  я  тоже  должна  пригласить  и  вручить  ей  “шишку”.
               
    Останавливаемся  у дверей, надо, - все-таки, перевести  дух. Из  хаты  слышно  пение,  поют  женщины,   что-то   по-молдавски.  Стучим.   В   маленьком   окне  приподнимается  белая  занавеска  и  тут  же  опускается.  На   какое-то   время  пение  прекращается.  И  вдруг  дверь  стремительно  распахивается  и  на  пороге  вырастает  здоровая  деваха  в  светлой  полотняной  блузе, расшитой  по  широким  рукавам  красными  маками,  в темной,  цветастой  юбке  и  ярком, тоже в  цветах,  платке, как-то  по-особенному  повязанном  вокруг  головы. Она  руками  и  грудью  теснит  нас  назад:
               
 -  Нэ  можно, нияк  нэ  можно! – кричит  она  и захлопывает  перед  нами  дверь,  скрывшись  за  нею.
               
    Мы  в  растерянности,  испуганно   топчемся  на  снегу,  ничего  не  понимая.  И  вновь  открывается  дверь  и  перед  нами   Елена  Никифоровна,   баба  Лена,   или,  как  ее   еще  звали  в  Златополе –  Ленка-молдованка,  моя  почти   уже                свекровь, -“свекруха”.
               
 -  Здрастуйтэ, - громко  и  певуче  говорит  она. – Заходьтэ  до  хаты!
               
    Зеленые,  чуть  прищуренные, глаза  ее  смеются,  собирая  у  висков "гусиные    лапки” – тонкие  морщинки. Похоже, она  сдерживает  смех,  сведя  трубочкой  губы  и  сморщив  нос.
               
 - Спасибо, - отвечаем  мы  разом, в два голоса,  и  вслед  за  ней  проходим  в  тесные  темные  сени.
               
    Она  распахивает  вторую  дверь, -  и  вот  мы  уже  в  просторной, с  низко           нависшим  потолком,  кухне.  Две  женщины,  одна   уже   знакомая   нам   деваха,  другая,  поменьше  и  постарше,  одетая   точно  так   же,  не  обращая  на  нас  никакого  внимания  и  не  прекращая  пения,   друг  за  другом,  гуськом,  носят  и  ставят  в  пышущую  жаром  печь   большие  листы,  “дека”,  сплошь  заложенные  куличами,  пирогами,    бубликами,  рулетами.  Ноги   их,  в  толстых  и   мягких  вязаных  носках,  неслышно  ступают   по  земляному   полу,  устланному   чистой    желтой  соломой.  Пахнет  сырым  тестом,  пареным,  тертым  маком,  ванилином.
               
 -  Сидайте, -  баба  Лена  указывает  нам   на  табуретки  у  стола,  покрытого  чистой  светлой  клеенкой. -  Невесте  нельзя  входить  в  хату  на пустую  печь, - поясняет  она, - мы  поставили  первое  деко,  теперь  можно.  Так,  я  слухаю  вас,  дивчата.
               
 -  Позвольте  пригласить  вас  на  мою  свадьбу! – на  украинском  языке,  чужим  голосом,  произношу  я  и, поднявшись  с  табуретки, кланяюсь  ей  почти  в  пояс  и  протягиваю  завернутую  в  белое  полотенце  “шишку”.
               
 -  Спасибо  за  приглашение, -  она  быстрым   движением    вытирает   кончиком  повязанной  на  голове  косынки  губы  и  забирает  кулич  из  моих  рук.
               
    Зеленые  (Витины, - отмечаю  про  себя)  глаза  ее  снова  смеются  и  полные  губы  растягиваются  в  улыбке,  открывая  белые  молодые  зубы.               
               
               
    Девятое  февраля.  Завтра  свадьба, а  жениха  все  нет.  Уже  приехали  дядя  Миша  с  тетей  Олей,  тетя  Маруся,  дядя  Жорж. Приехал  Лев  с  молодой  женой  Галиной.   Все   суетятся   на   кухне,  толкутся   в  комнате  и   сочувственно  посматривают  на  меня. Славка,  сын соседки  Ани, -  ему  уже   тринадцать  лет,  ходит  за  мной  по  пятам  и  печально  заглядывает  в  глаза. А  они  постоянно  на  мокром  месте!
               
    С  утра ухожу  к  дяде  Васе, там, под  руководством  тети  Клавы, буду  печь  пироги:  она  собиралась  это  сделать   сама,  но  порезала   палец. И  вот  я,  склонившись  над  большим  эмалированным  тазом,  изо  всей  силы  бью  кулаками  мягкое, податливое  тесто, словно  оно  виновато  во  всем. Голова  моя  по самые глаза  повязана  белой  ситцевой  косынкой,  а  по  щекам  катятся  и  падают  в  тесто крупные  слезы.  Я  вытираю  о  плечо  щеку  и  шмыгаю  носом.  Тетя  Клава    стоит  рядом,  держа  у  груди,  как  ребенка,  пораненную  руку.
               
 -  Ладно,  Света,  будет  тебе,  не  плачь.  Никуда  он  не  денется,  приедет,-    успокаивает  она.
               
    А  я  уже  совсем  не  могу  удержаться  и  тихо  скулю  над  тестом...

    Вечером  мы  со  Славиком  снова  выходим  к  автобусу,  идущему  со станции. Нет,  не  приехал...  Хорошо, хоть  темно  на  улице  и  никто  не  видит  моего  зареванного  лица.
               
    Поздно  вечером  за  столом  сидим  я,  мама,  Аня  и  Славик.  Гости   уже  спят.  Вкусно  пахнет  пирогами.  И  снова  не  могу  сдержать  слез.
               
 -  Ну, успокойся. Завтра  еще  поезд, утром. Приедет, - мама  старается  убедить  меня,  да  и  себя  тоже.
               
 -  Я  поеду  на  вокзал,  я  не  могу  ждать  здесь, - реву  я.
               
 -  Хорошо,  хорошо,  поедешь. Славик  будет  с  тобой. Слышишь,  Славка,  смотри  там  за  ней!
               
    Славик  с  серьезным  лицом,  молча  кивает  головой,  как  взрослый.  “Они  боятся,  что  я  могу  броситься  под  поезд!” – мелькает   в  голове  догадка  и  мне  становится  смешно:  надо   же,   нашли  Анну  Каренину!   Я  что,  совсем  дура?  Увидев  во  мне  перемену,  Славка   радостно  улыбается.
               
    Утро  следующего  дня  выдалось  ярким, солнечным. Свежий снег слепил  глаза,  когда  мы  вышли  на  перрон. А  поезд  уже  подходил  к  вокзалу. Вагоны  быстро  проносились  мимо  нас  и  в открытой  двери  одного  из них  я увидела  Виктора.  Поезд  остановился  и  он  спокойно,  не  торопясь, спрыгнул  с  подножки  вагона  и  увидел  нас.
               
 -  Привет! – поцеловал  меня,  похлопал  по  плечу  Славика.
               
    И  все  это  с  таким  видом,  будто  ничего  не происходит,  будто это не он         заставил  меня, и  всех нас, ждать  и  беспокоиться. А  мои  слезы, моя  тревога?  Он  даже  не  понял,  или  не  захотел  понять,  почему  я  так  взволнована  и  расстроена!
               
 -  Ничего  же  не  случилось!   Я  сказал:  приеду,- и  приехал, - невозмутимо  проговорил  он.
               
    Тогда  и  я  не  поняла,  не  почувствовала,  что  это  предстоит   мне  всю     нашу  совместную  жизнь:  ждать,  ждать  и  беспокоиться,  ждать  и  терзаться,  а  он  никогда  не  будет  меня  понимать  и  никогда  не    изменит  себе...
               
    И  сессия  осталась  незавершенной:  не  сдал  немецкий...
               
    ...Теперь,  по  прошествии  стольких  лет,  я  считаю,  что  в  своей  жизни  я  встретила  только  двух  человек, мужчин, которые,  как  мне  кажется,  смогли  бы  понять  меня  в  любой  ситуации.  Общение  с  ними  было  коротким,  но  оно  оставило   в  моей  душе   столько   света  и  тепла,  сколько  я   не  получила  (теперь  я   могу  уже   откровенно  сказать  об  этом)   за  все   годы  своего  замужества,  хотя,  если   честно,  у  нас  с  Виктором  было  много  счастливых  не  только  минут....
               
    Первая  встреча  была еще до  замужества, незадолго до свадьбы, в  институте. Мы  познакомились  в  красном  уголке  общежития,  куда  я  уходила  иногда  по  вечерам  готовиться  к  занятиям,  когда  в   комнате  что-то  мешало. Он  просто  сел  рядом  на  свободный  стул  и  раскрыл  тетради. Немного  времени  спустя  попросил   разрешения   воспользоваться    моей   таблицей   логарифмов.  Мы  познакомились.  Он  учился   на   втором   курсе  механического   факультета.  В  институт    пришел  из  суворовского  училища,  во  время  хрущевской  кампании   по  сокращению  вооруженных  сил.  Я  слыхала  от  подруг,  что  к  механикам  поступили  несколько    ребят-суворовцев,  но   это  как-то  прошло  мимо  меня.  А  сейчас  вот  он,  живой  суворовец, сидит  рядом. Разговорились. Потом  каждый  вечер  он  искал  меня  в  красном уголке  или  в читалке  института,  усаживался  рядом с  книгами  и  конспектами.  Говорили  мы  обо  всем. Мне  было  так  легко  и  просто:  я  совершенно  не  думала  о  том,  как  я  выгляжу,  не  подбирала  слова,  не  задумываясь, говорила  то,  что  хотела  сказать. Мы  много смеялись, даже  дразнили  друг  друга.  Но   не   было   даже  намека  на   романтические  отношения,  он  стал  для  меня  подружкой.  И  все  же  что-то  удерживало  меня  рассказать  ему  о  Викторе,  а  он  ни  о  чем  не  спрашивал  (  этим  я  потом  и  оправдывала  себя).
               
   А потом  я  уехала  на  практику. И  была  свадьба. А  когда я  уже  вернулась  в  общежитие  после  свадьбы,  он,  еще  ничего  не  зная,  ждал  меня  у  дверей  моей  комнаты. Мы  поздоровались,  он  взял  меня  за  руку. В  сумраке  коридора  блеснуло  на  пальце  простенькое  обручальное  колечко.
               
 -  Ты  вышла  замуж?! –  изумленно  спросил  он.
               
    А  я  вдруг  все  поняла  и  в  каком-то  ступоре  не  могла  произнести  ни  слова. Он  молча  повернулся  и  пошел  по коридору. А  мне  вдруг  стало  пусто  и  очень  одиноко, я почувствовала,  что  потеряла  очень дорогого мне  человека,  и  впервые  мелькнула  мысль:  не  совершаю  ли  я  ошибку?  Но  предать  Виктора  я  не  могла,  уже   было   чувство  ответственности  за  него:  я  его  повела  за  собой,  я  заставила  его  учиться,  и  я  знала – он  любит  меня...
               
    Вторая  встреча  была  уже  в  зрелые  годы.  Но  вспоминать  мне  о  ней  сейчас  не  хочется,  слишком  больно...               
               
               
    Вернемся  в  Златополь.  10-е  февраля,  1962- й  год.
               
    Вечером  у  нас  в  доме  накрыт  стол,  в  самом  центре  мы  с  Виктором  и  Лев  с  Галиной.  Левка  все  время  кричит:  “Горько!” -  поднимает  со  стула  Галину  и  они  целуются.
               
    Я  в легком  розовом  платье  из  китайского  шелка (сшила сама, из лоскутов, по-дешевке),  Витя  в  новой,  подаренной  моей  мамой,    рубахе,  в  брюках,  сшитых  в  Одессе  по  заказу,  и  в  пиджаке,  одолженном  у  двоюродного  брата  (для  свадьбы)  и  привезенном  дядей   Петей  из  Кривого  Рога  (дядя  Петя – родной  брат  бабы  Лены,  моей  свекрови). За столом  мои родственники, подруги, соседи,  баба  Лена, дядя  Петя,  Толик,- брат  Виктора,- с  женой.
               
    Вечер  в  самом  разгаре.  Виктор  танцует  с  моими  сестрами,  я  стою  в  окружении  маминых  братьев:  дяди  Жоржа,  дяди  Миши,  дяди  Васи.  Только  что  они  дурачились  и  хохотали,  как  мальчишки  над  очередным  анекдотом  дяди  Жоржа,  теперь  окружили  меня   и  расспрашивают  о  Викторе,  и  снова  шутят,  подначивая  друг  друга  и  меня.
               
- Света,- блестя  очками,  наклоняется  ко  мне  дядя  Вася, -  вот  он     как-будто  неплохой  хлопец,  но  что  же  брюки  у  него  такие  узкие?   Как  он  влезает  в  них?

-  Как,  как! А  то  ты  не  знаешь,  как!  Потыхэньку  та  з  мылом! - это  дядя  Жорж. -  Цэ  ж  така  мода!  От  бы  тоби,  Вася,  таки,  та  в  школу! -  и  он  закатывается  звонким,  почти  детским,  смехом.

   Я  немного смущаюсь:  ведь  все  они директора  школ  и  я  все  еще  чувствую  себя  перед  ними  школьницей,  особенно  перед  дядей   Васей  (он  преподавал  у  нас  в  школе  украинский  язык  и  литературу  и я  помнила,  как  он  влепил  мне  двойку,  единственную  за  все   годы  учебы  в  школе,  как  говорится,  за  компанию  со  всеми,  кто   не  подготовил  задание  по  внеклассному  чтению).               
               
    Ну,  что  я  им  скажу?  Что  это  самый   шик,  “писк”   моды:   узкие,  до   невозможности,  брюки,  туфли  на  “манной  каше” – белой  каучуковой  подошве  и  стрижка  “ежик”,  или  “под  бобрик”!               
               
  На следующий  день  мамины  родные  остались  догуливать  у  нас    дома, - им  интересно было  побыть  вместе, виделись-то  редко,- а  мы, молодежь, отправились  в  дом  моей  свекрови,  где  уже  все  было  готово  для  продолжения  свадьбы  с  ее  родней.
               
  От  нашего  дома  шли  пешком, процессией: впереди  мы с Виктором  и  “дружки”,  Надя  и  Толик  Никифоров,  друг  Виктора,  перевязанные  через  плечо  лентами  и  рушниками.  На  меня  одели  венок  из  белых  восковых   цветов  и   длинную  фату,  шлейф  которой  я   держу  на  руке.  Все  это  принесла  свекровь,  взяв  на  время  у  кого-то  из  своих  деревенских  родственников.
               
    День  ясный,  солнечный.  Легкий  морозец. Под  туфлями  поскрипывает снежок.  На  ветках  деревьев  пушистые  кружева  инея.  Мягкий  воротник  шубки  приятно  щекочет   мне   шею  и  разгоревшиеся   щеки.  Виктор  в  пальто  нараспашку,  с  непокрытой  головой.  В  его   волосах  серебрятся  снежинки.  Это  иней,  слетая  с  деревьев,  легкой  дымкой  несется  в  воздухе,  сверкает  и  тает  на  наших  разгоряченных  лицах.  Почему-то  очень    смешно  и  мы  шумим  на  всю  улицу,   еще  тихую  и  сонную  в  это  погожее  воскресное   утро.               
               
   Во  дворе  у свекрови  меня  сразу  уводят  в  дом  ее  старшего  сына  Толика  и  там  его  жена,  Валентина,  приводит  в  порядок  мои  волосы, фату  и  учит:
               
 -  Когда  тебя  мать  спросит:  с  чем  ты,  дочка,  ко  мне  пришла? – отвечай:  с  хлебом-солью  и  красной  калиной.
               
 -  А  при  чем  тут  красная  калина? – спрашиваю  я.
               
 -  Ну-у, так принято, - лукаво  отвечает она  и  добавляет: - постарайся  первой  переступить  через  порог,  раньше  ее,  тогда  будешь  в  доме  хозяйкой...
               
    И  вот  я   перед  свекровью,  в   окружении  ее   родственников,  соседей  и  просто  завернувших  с  улицы  “на  толпу”  зевак,  отвечаю,  как   меня   учили.  Мать  пропускает  нас  с Виктором  вперед,  как  бы разрешая  мне первой  ступить  через  порог.  Случайно   ловлю   ревнивый   взгляд   Валентины.  А  в  хате  нас  усаживают  в  красный  угол,  под  иконами. Перед нами  на столе чистая  тарелка,  две  ложки,  две  вилки,  графин  с  розовой  водой  (морс)  и  большая  горбушка  серого,  ржаного,  хлеба. И  вокруг  любопытные  и  хитрые  глаза  старух, теток,  девчат  в  ярких  платках  и  легких  косынках.  Витя  шепчет  мне  на  ухо:               
               
-  Видишь  горбушку?  Кто первый  от нее  откусит, того второй  всю  жизнь  будет  любить  и  целовать...  Вон  как  за  тобой  все  бабки  следят!
               
    Гости до  отказа  набиваются  в  тесную,  низкую  комнатенку. Многие  говорят  на  молдавском  языке.  Слышу,  как  повторяют: “Фрумоасэ!”.  Спрашиваю  Виктора:  что  это  значит?
               
 -  Красивая!  Эх,  ты,  тютя! – и  целует  меня  в  щеку.
               
    Я  беру  обеими  руками  горбушку  и  с  невозмутимым  видом  съедаю  ее  всю  под   взглядами  старух  и  веселых  теток. Виктор  смеется,  подает  мне  стакан  со  сладким  морсом :
               
 -  Запей,  не  давись, - и  на  глазах  у  всех  целует  меня  в  губы.            
               
    ...И  свадьба  пела  и  гуляла!  Молодых  одаривали:  на  большой  голубой  тарелке,  полной  сахара,  лежали  смятые  рубли  и  трешки  и   сверху  сверток  с  подарком.  Дарили  посуду,  платки,  простенькие    скатерти,  простыни  и  полотенца...
               
    Теперь,  вспоминая  то  время, я вижу  рано  постаревших  женщин  с  темными,  изрезанными  морщинами,   лицами,  с  огрубевшими,   в   мозолях  и  узлах   вен,  руками  и  думаю:  а  ведь  шел  уже  семнадцатый  год  после  войны, - по радио, в  газетах  и  на  парадах  кричали  о  победах  в  труде,  о  богатых  колхозах,  о  «растущем  благосостоянии  тружеников»!  Но  как  же  они  были  бедно  одеты,  как  бедно  жили!  Отдавая  всю  себя  работе, свекровь  ютилась  в  старой  хате  с  земляным  полом  и  низко  нависшим  потолком.  Как  скудно  и  тяжело  жилось  моей  маме  на   мизерную   зарплату,  имея   трех  иждивенцев!  Куда   же   все  уходило,   где  копилось  или  растрачивалось  все,  заработанное  ими?   Какими  же  бездонными  были  «закрома  Родины»,  о  которых  так  много  толковалось  на  всех  партийных  и  непартийных  сборищах?  Какое  чудовище  пожирало  плоды  их  нелегкого  труда?  Или  их  приучали  к бедности, к безрадостному,  неустроенному  быту,  как  приучают  безмолвную  скотину  к холодному, грязному хлеву,  позволяя  редкую  радость –  зеленый  луг  с  сочной   травой.  И  сейчас   эти   женщины  отдавались  веселью  с  таким  неистовством, с такой  страстью, словно  это  было  их  последнее  гулянье.  Пили  и  чудили,  пели и  плясали... А пели! У меня  уши       
сворачивались  в  трубочку   от  откровения  частушек  и  припевок.  Ноги  сами  неслись  в  пляс  под  заливистые  переборы  гармошки  и звон  бубна!  Невозможно  было усидеть  на  месте!  И бабки,  притопывая  старыми  сапогами  и  стоптанными  валенками,  трясли   широкими   пестрыми   юбками,  расшитыми   рукавами   рубах,  цветными  платками.   Мелькали   распаренные,  потные   лица,  сияющие   глаза,  белозубые  и  беззубые  улыбки:               
   
               ...Як  приихала  сваха  до  свахи,               
                Та  посидали  с..ка  до  с..ки!...
               
    И  так  три  дня  подряд,  с  утра  до  вечера.  Мы  уже  уехали  в  Одессу,  а  у  бабы  Лены  гулянье  продолжалось  еще  неделю...
               
    А  через  два  месяца  свекровь  снова  оказалась  в  тюрьме  за  спекуляцию.  Думаю,  настало  время  рассказать  о  ней  подробнее.               
               
      *****