Про Настеньку

Олег Селюнин
Слушай, деточка, сказку про голубоглазку, про Настю-красу - рыжею косу!

Зная, чем сказка кончилась про Ивана младшего брата и куда его стрела прилетела, отправился я на болото счастье искать. Гляжу, а на пригорочке сидит девица. Рыжая коса, голубые глаза, губки алые, щёки румяные. На лице веснушки.
- Кто ты, красная девица?
- Настенька.
- Почему здесь одна? Или ждёшь кого?
- Жду, мил человек, своего суженного, не дождусь, кочку болотную стерегу.
- Долго ли ждёшь?
- Семь лет уж прошло.
- Что же не пришёл он?
- Не нашёлся такой человек, что бы покорил моё сердце.
- А какой он, Настенька, может я его видел?
Вынула Настенька тарелочку, покатила по нему яблочко.
- Рост 183 утром и 182 вечером. Вес 87,5 килограмм, - сказала тарелочка. - Волосы русые, глаза зелёные, есть бородка и усы.
- Как зовут его, яблочко?
Тут тарелочка упала и разбилась. Посмотрела на меня Настенька с ненавистью и молвила:
- Делай что хочешь, ищи где хочешь, а суженного мне найди!
- Где искать его, Настенька?
- Не знаю, ждала, может придёт... Да тут ты на беду мне явился.
Глаза её потемнели, вот-вот молнией ударят.

Подумал я и решил, отчего не помочь красной девице найти ей суженного.
- Только ты не сиди здесь больше. Лучше я тебя домой провожу. Живёшь то ты где?

Проводил я девицу красную и отправился искать её суженного.

Каждый день возвращался к её дому, рассказывал где был, что видел. Только не было никого похожего на её идеал.
То ли все они бородки сбрили, то ли ниже ростом стали.
Обошёл вокруг - нет такого. Стал ходить дальше, пока сам бороду отрастил. И пока Настенька куделью и огородом занималась, был по соседним лесам да сёлам, так далеко, что возвращался к Настеньке через неделю с докладом.

Слушала она меня внимательно и смотрела на меня из-за шторки своими голубыми глазами. А рыжая коса была украшена голубой ленточкой и ложилась ей на грудь.

Так продолжалось до тех пор, пока Настенька не пропала.

Тут со мной случилось непонятное. Может она косу огненную остригла? И оставила на комоде? Не знаю. Только почувствовал я, что нет мне счастья без её улыбки и волос волшебного цвета.

Везде искал я её!
Вернулся на болото и спросил у кикиморы, не знает ли она где моя Настенька. Не знала кикимора.
Ходил в поле, спрашивал у месяца ясного, где моя Настенька. И месяц не знал ничего.
Залез на гору и спрашивал у ветра, у осени, у ясеня. Ни кто не ответил.
Опустел её дом, словно и не жил там никто.

- Неужто, сама пошла искать своего жениха? - подумал я.

От отчаяния бросился в лес не разбирая дороги и наткнулся на избушку. В избушке бабушка, весёлая такая, спрашивает:
- Что, милок, потерял свою Настеньку?
Не по себе мне стало, не буду лукавить.
- Да, бабушка, потерял. Не знаешь ли ты , где она?
- Знаю, только назови мне своё имя.
- Олегом зовут.
- Олегом? Так ты из другой сказки! - захихикала старушка.- И примешь ты смерть от коня своего...
- Нет, бабушка, не из этой...

И рассказал, что есть такая девица-красавица, сидит горюнится, ждёт суженного, а он не идёт чего то.

- Дурачина ты, простофиля! - говорит мне бабушка, - Возвращайся обратно, дома твоя Настенька, заболела, а сейчас выздоровела.

Вернулся я к Настиному дому. Вижу, у окошечка сидит, на меня глядит. Глаза чистые лучистые, злато-волосы пушистые.

- Ну, что? Нашёл ты моего суженного?

Красота солнечная! Бровью поведёт - с ног собьёт!
Богатырь девица! В аккурат мне до подбородка.

- Послушай, мил человек, как зовут тебя?

Махнул я рукой и пошёл дальше искать.

- Не обижайся, просто хочу узнать твоё имя! - крикнула она во след.

Так и не назвался.

(А девица слезы горькие льёт. Ушел друг её в края неведомые. Оставил одну оденёшеньку горе горевать. И текли слезы горючие по щечкам алым да, падали на сыру землю. А где слеза падала там трава повяла. Наревелась, да и спать пошла... Положив свою голову на пухову подушку думу думала. Чтоб берег себя мил сердечный друг, одолел бы всех врагов- недругов. А в пути лишь встречались люди честные православные.)

Обошёл я все земли и леса наши. Нет такого по приметам. Возвращаюсь через месяц на закате к дому. Вижу коня привязанного и какого-то мужичка, хватающего Настеньку за талию.
Думаю, чёёё тугарин змей приперся? Ростом не тот, без бороды, не люб он ей. Подхожу ближе, мужичёк развязно обращается ко мне с вопросом, зачем я здесь.
Не ожидал я вопросов таких невежливых и дискуссию проводить не собирался, а привёл два аргумента - один в челюсть, второй в междуножье.

- Настенька, это кто тут такой? По приметам не сходиться.

Подняла на меня Настенька свои синие очи.

- Это муж мой первый.

Гляжу на Настеньку - точно! Когда она сердится - светло становится ночью! Из глаз молнии хлещут! Мужики трепещют! Оглянулся, а тугарина и след простыл.

Где искать её суженного? Видать не по себе я дерево свалил. Долго ли коротко, возвращаюсь к Настеньке прощения просить. У ворот стоит старик высокого роста, кожа да кости. В чёрном плаще, с дудкой в руке. Лица не увидать - капюшон надо убрать. На плече коса, в кармане колбаса. Куда свирелью поведёт - туда и Настенька идёт...

- Так, - говорю я Настеньке, - а это что за супостат?

- А это муж мой - второй ... гад.

Подумал как быть. Всех врагов не перебить. Подошёл как будто боком, дёрнул дудку ненароком, отобрал свирель и скорее за ель! Тут меня не догнать, припустился бежать! Бежал, бежал пока не упал. Тут волшебна дудка и разбилась. Оглядываюсь вокруг, старик тут как тут, сглотнул мундштук от свирели, заспешил подальше за ели, ошарашенный глупостью, одышкой и трусостью.

Пора сказку завершить. Как же Настя? Как с ней быть? Пора возвращаться, во всём сознаваться.
Подхожу к дому до боли знакому. На пороге - Настя. В руках топор...
- Здрасте...
- Что ж ты быстро так ушёл? Что мне дров не наколол?
Стою - робею - шевелиться не смею.
- Топором я не колю, мне б колун, тогда смогу.
- И, смотри, не торопись, как наколешь - приберись!

Колю дрова мечтаю, как сознаться не знаю.
- Как тебе одной живётся? Мужиков тут много вьётся?
- Двое деток у меня. Вот и вся моя родня! И гостей я привечаю - сковородкою встречаю. Если хочешь и тебя подрихтую голубя!
- Нет, спасибо, я уж сыт! Брюшковец так и висит.
- Ты закончил, милый друг?
- Да.
- Ступай себе вокруг. Не туда! За домом баня. Дожидается с утра...
- Нет, хозяюшка, прости! Не досуг сейчас гостить! Я не справился с заданьем! Вот такие новости...
- Полотенце вот, мочалка. Заработал. Мне не жалко. Что задумался? Не вмочь? Сковородкою помочь?! После бани будет квас. Ну, скорее скройся с глаз!

Да, признаться, я попал, ситуация, пропал! Обещал, так держи слово! Ляг костьми, а выполни!
Есть ещё края чужие! Есть большие корабли!

(Настенька ещё пуще слёзы льёт. Друг безымянный из головы не идёт. Куда подевался? За море подался. Вот! Мужик не подлец так идиот! От слёз потока коса промокла. Ревёт завывает, в лесу волки подвывают! Всю ночь проревела, под утро засопела)

Отплыл я за океан, вот дурак, а был не пьян. За каким, скажите, лешим ей жених заморских стран? Может ей судьба такая, как же быть? Я сам не знаю. Жаль детей. Ведь без отца муж не выйдет из мальца. Года два я так скитался - в рассужденьях сомневался. Так зачем его искать? Повернул дорогу вспять!

Подхожу тихонько к дому. И гляжу в окно, в другое. Нету Настеньки нигде. Я рукой по бороде. Самовар огнём горит, ключ под ковриком лежит. Выхожу дорогой в поле. Больше нету мочи ждать, вот земля - пора пахать. Запрягаю в плуг коня, здравствуй матушка земля.



Тут работой всё кипит. Взял косу, ослабил ворот и размашисто пошёл.


Продолжение следует...