Эпоха перемен Глава 19

Алекс фон Джаго
 Разумеется, не с моим "симпл инглишь" надлежало проповедовать за океаном столь сложные материи. Но ведь существовала уважаемая гильдия переводчиков, зазубрившая заранее доставленные им тексты. И мне оставалось теперь только лучезарно перед камерами улыбаться и на пресс-конференциях "Здрасте!!!" говорить. Газеты же печатали уже расширенную версию моего высказывания.

  Причём, свежесть взгляда на проблему потрясла наивную американскую "почву", обильно до меня фантастами удобренную. Уже полтора десятилетия англоязычный мир зачитывался страшилкой Уэлса "Война миров". Если на эту жуть наложить мои "воспоминания" из "Космических войн", то, с непривычки, от страха перед "Империей" и обделаться можно. Ну а нашим Воинам Света, готовящимся к битве с мутным мужиком в чёрном плаще, всему миру совсем не грех помочь  материально-технически (да и от финансового не откажемся). Не всё же время России планету Земля спасать. Вот не так давно на своей территории она удар Тунгусского метеорита выдержала, а если бы тот рванул над Нью-Йорком?

   Хотя, когда "случайно иль нарочно?" столкнулся в том мегаполисе с Теслой, то, напустив тумана, почти грубо намекнул, что кое-кому известно, кто в России 5 млн. м3 прекрасной древесины уничтожил, и "некий электрик" (хи-хи!) попал на очень большие бабки. Ничего, мол, личного - онли бизнесс! И пусть радуется, что Гринпис ещё не подключили.

  Изобретатель-коммерсант, быстро в уме сосчитав сумму ущерба, предпочёл договориться. А мы не звери - таланту на встречу пошли, и даже в рабство не определили. За приличную зарплату предложив набрать в САСШ команду и спроектировать-построить всего-то одну электростанцию.  Но Бурейскую!

 Ещё более интересной оказалась встреча с Айседорой Дункан. Россию навещала она многократно, но как-то все не получалось мне на модную танцовщицу полюбоваться. Даже во время последнего её визита в Питер в 1913 году я как раз на Балканах воевал. Эмансипированная мадам скромно решила - "Магомет идёт к горе!" и заявилась ко мне в номер. Слава Богу,  до теории "Стакана воды" дамочка ещё не докатилась, но Ницше уже усиленно штудировала, и всяким мусором прекрасная головка загажена оказалась изрядно. Намёки про неизбежность сексуальной революции я, прикинувшись военным дуболомом, не понял (пардон, женат!), но вот Нестеров от дискуссии наедине не уклонился и чести ВВС не опозорил!

 А вот после поговорили все сообща уже и о деле. Оказывается, о нашем с женой танго в Париже газеты и в САСШ восторженно  писали, и я как бы предстал перед мировым сообществом также поборником нового в искусстве.  Под Луначарского, с его обещаниями златых гор, конечно, не косил, но на приглашение взбаломошной танцовщицы в наш Ансамбль песни и пляски полномочия имел и ими воспользовался. Каждый должен делать то, что он делать мастер.

   Только, припомнив печальный конец жизни Айседоры, порекомендовал диве длинными белыми шарфами не увлекаться. Ведь косвенно в её гибели себя винить стану - авиаторы на такие шарфы моду ввели. Но нас нужда заставляла - очень шея о воротник растирается, когда головой постоянно вертишь, германский истребитель боясь пропустить. Хотя зачем обязательно должен быть шарф? Заменим-ка его на шейный платок (или галстук скрытого ношения)! И белым ему быть не обязательно - алый цвет более жизнеутверждающий. В общем, теперь космомольцам ещё традиция добавится: "Как повяжут галстук - береги его!", процедура припомнилась мне до мелочей. Старший товарищ под горн и барабан повяжет.  Пусть ими как мореманы тельниками форсят. А шелка алого женушке я ещё во Владике у контрабандистов целую штуку на трофейный Маузер выменял. Думаю, простит и поймёт что "опять не в дом".

  Также в Штатах ещё наказ от Царя исполнил. Сманить группу архитекторов, что небоскрёбами принялись Манхеттен застраивать. В зарождающейся очередной столице России новшества в зодчестве весьма необходимы - мы ведь и тут отставать права не имеем. Так что аж пару арх.бюро сагитировал, больше пока не потянем. Но и в ретрограды уже не запишут.

    Далее следовал первый в истории перелёт через Атлантику (с дозаправкой в Исландии) через Скандинавию и триумфальное приземление в Питере. Правда, перед отлётом взобралась на борт мадам Дункан и заявила, что либо сей же момент летит с Нестеровым, либо ноги её более в России не будет. На шантаж пришлось сломиться - взяли. Последний перелёт аппарат еле выдержал - так его раскачивала влюблённая парочка, периодически "уединяющаяся" за занавесочкой (вовсе не звуконепроницаемой) в хвосте салона. Я же, по прибытии, от митинга сачканул и на всех парах к жене понёсся - тут уж "всё в дом".

 Долго нежиться не дали, ибо помимо "супружеского" так же множеством прочих долгов неожиданно оказался обременён. Благо, что до "интернационального" не докатился, и если дрался "за речкой" или "за бугром", то только как кондотьер. В лживую идеологию стараясь не лезть - не хотелось потом себя обманутым чувствовать. Как Портос  - "Дерусь потому что дерусь" (летаю, потому что летаю). Хотя внешне представлено всё оказывалось совсем обратным - этакий странствующий рыцарь в поисках ковчега. И в процессе этих путешествий практически Орден себе сколотивший. Но в отличие от масонского, (к примеру), переделов мира не замысляющий.

  Интересно по прибытии было узнать, что уже в России и узаконенный. В "Табеле о  рангах всех чинов воинских, статских и придворных" приписка образовалась " а так же орденских". По которому мой "косморг раз" относился к VI-му классу, наравне с коллежским советником. Обозначаемый соответствующими галунными петлицами с двумя просветами на воротнике джинсовой рубашки (правда, декоративные, "чистые как совесть" погончики так же на ней присутствовали). Или полковником и капитаном первого ранга, и являлся "высокоблагородием". Но для членов Ордена я по-прежнему оставался "камарадом" или уже по-русски - "товарищем". Это уж кому как удобней, ибо переманенных из Франции механиков переучивать никто не собирался. Более того - все старались общаться с ними на их родном - в целях "шлифовки" ин. языка. Да и за штатовское турне, немало там волонтёров в Орден навербовал походя (помимо финансовых вложений  "сочувствующих") - первую группу ждали уже с ближайшим пароходом. Так что и в английском представлялся шанс попрактиковаться. Организация то у нас  получалась интернациональная.

  Вот в частности к разрешению и этого орг. вопроса незамедлительно пришлось приступить. И так довольно рыхлая "старая" схема организации эскадры, на Западном фронте выдерживала только за счёт подбора грамотных и инициативных командиров авиаотрядов. Для реального руководства "осетров требовалось урезать". Хотя путь "Авиаканца", где каждый "прикреплённый" к наземным частям авиаотряд формально замыкался на дом на Фонтанке, также являлся тупиковым.

 Катастрофически не хватало мне теоретических знаний. Ведь формально то в ТОМ мире я только на среднюю школу окончить смог. Командуя нынче подобно Чапай дивизией: " Где должен быть командир?" (и тут же этого отваренного в мундире "командира" съесть).

 Большое спасибо тестю, постоянно подсовывавшему мне разные "умные" книжки, да и самолично "за жизнь" случай не упускавшего поговорить. Опыт - сын ошибок трудных, также постепенно в виде шишек набирался. Но как же обидно чувствовалось от сознания того, что в ТОМ времени остался он уже собранным и по полочкам разложенным. НО В ТОМ! А пока синяки требовалось собственные набивать. Успокаивало только то, что "потенциальный противник"  вынужден был идти только таким же тернистым путём. А тут то, хоть маленькая фора у меня уже имелась.

  Может и нашелся бы на Руси кто-либо более достойный, хотя бы для того, чтобы возглавить направляемую во Францию эскадру. Но тогда бы "принимающая сторона" наверняка её растаскала и переподчинила. А вот на "лучшего авиатора планеты" замахнуться духу уже не хватило - сдрейфили. В итоге, Россия "на чужом бензине получила опыт вождения" крупного авиационного соединения. Руководил которым "коллектив авторов" - моих очень опытных в логистике (и т.д.) замов.

 Я же у них усиленно учился и мог себе позволить геройствовать. Приятно ощущать себя знаменем - все тебя берегут. Для сохранения имиджа ведь и кругосветный авиаперелёт затевался, хотя и влетел он в копеечку. Понты дело не дешёвое.

   Да ещё и тесть, несмотря на постоянную критику моих поступков, "зачатки авиационного таланта" (без ложной скромности) у меня узрел. Может хоть это компенсирует отсутствие у меня даже классического образования - ведь "АКАДЕМИИ УМА НЕ ДОБАВЛЯЮТ!" Но это знал только я и никому об этом открытии не говорил.  Хотя формально, я её даже закончил, и более того, регулярно сам стараюсь так лекции почитать. Но всё это потому, что в мире слепых и кривой - король. Надеясь, что мои преподавательские старания заставят ещё кого- то чуть раньше прозреть.

Тем более, что даже мне известный метод мозгового штурма, в этой эпохе был в новинку. Но мозги то имелись - главным оказалось их организовать.
   Вот таким способом "коллективный разум" (под моим руководством) и провёл работу над ошибками, наделанными за минувший год.
   И выяснилось, что надлежит мне считаться, по меньшей мере, маршалом авиации. Ибо полк - это три эскадрильи+управа (50-60 аппаратов). Значит, каждому моему командиру авиаотряда, вдвое большим ресурсом обладавшему, автоматом полосатые штаны положены.

   И даже АГ(авиагруппы) более как из 8 полков не состояли. Так что по меркам Второй Мировой - "командовал" (уж как мог, извините - но в целом неплохо) я как минимум Воздушной армией (сам о том не подозревая)! И если припрёт, то по второму разу даже получше это сделать смогу. Причём без нянек! Но проявим скромность - в России и без меня генералов всегда избыток наблюдался. Готовых хоть прачечной или баней, но КОМАНДОВАТЬ, понятия не имеющих, где мыло взять.


  Потому-то  очень спокойно отнёсся к выработанному решению, на переформирование эскадры. Хотя бы по причине перехода на новый тип аэроплана. Ведь прежним числом пилотов уже бывшую структуру не сохранить - удвоение как минимум. А моторов и утроение, значит и снабжение горюче-смазочными (и т.д.) соответственное. Грузоподъемность аэропланов и вовсе раз в 5-8 возрастала, значит и боепитание... 

  Хоть и по живому, но нужда возникла по живому резать. Получивший боевой опыт личный состав распределялся по четырём эскадрам. Численностью 250 самолётов каждая. Там пилот-фронтовик дополнялся напарником-стажёром и уберегал молодого от шишек и синяков.
  Так как вернувшись в лоно родной российской армии все наши орденские звания "уходили в запас", то вновь пилоты становились подпоручиками и штабс-капитанами, а я соответственно полковником воздухоплаванья.

  Вновь под комбез поддевали мы "защитны гимнастёрки", спрятав джинсу на дно чемоданов, а вместо нетяжёлых (да и не очень то лётчикам необходимых) браунингов, пришлось нацепить через плечо ремешок "престижного" Маузер а(ведь аж в 40 рублей казне обошёлся), предписанного уставом. Отстоять удалось только механикусов. Избавив старый состав от "военнообязанщины", и уговорившись на статус "служащих армии"(но с набором подписок). Не ставя толковых спецов в зависимость от медкомиссии, возраста или подданства.

  Мне даровалось право продолжить руководство эскадрой-раз, В.К. Михаил получал вторую эскадру (причём заслуженно), ну и на пару вновь образованных, так же от "присланный свыше" начальников отбиться удалось - подобрали из толковых бывших ком.отрядов. Все мы напрямую подчинялись "Авиаканца" на Фонтанке, но оперативно сотрудничали с руководством Округов, по месту будущей дислокации вновь сформированных эскадр (подготовительная работа по этой теме уже усиленно велась).
  Дополнительным смыслом в преобразованиях являлась демонстрация войскам того что власть не собирается пестовать ещё каких то "любимчиков", растворив их в войсковой массе. Хватало уже и того, что гвардия презирала армейцев, а те взаимно платили ненавистью. В Японии же конфронтация флота и армии и вовсе невероятных размеров достигла. Узлы противоречий требовалось распутывать, а не затягивать. Иначе неизбежно их разрубать придётся, но при этом и шанс "порезаться" возрастает.

  "Приятную новость" донести поручалось мне, но не только её. Прилагалось и подслащение, в виде награждения всех ветеранов космомольским значком (правда, без Ленинского профиля). Типа - "не расстанусь с космомолом, буду вечно молодым". А ещё жёнушка, как ни странно, ободрила мою идею с "нецелевым использованием" алого шёлка. И накроила-обоверложила дорогое импортное сырьё на пионерские галстуки. Времена, когда этот символ преданности делу КПСС стоить будет 75 копеек, наступят не скоро - синтетику ещё не изобрели.

  Возвращаться в часть мне предписывалось опять в компании Нестерова на нашей старенькой (но надёжной и регулярно "молодящейся") "Екатерине-2". Причём и маршрут проложили как для советского человека - не ищущего лёгких путей.
  Ладно ещё приводнение на Двину в Риге доставило удовольствие - старых друзей и первых своих соратников-авиаторов встретить получилось. Но следующая посадка предписывалась на реку Нямунас за литовско-еврейским местечком Алитус. Будто это самое удобное место для дозаправки топлива.

  Всё стало понятно после того, как у моста через реку я увидел уже знакомый мне царский поезд. Ведь на нем возвращался Николай 2-й с Дальнего Востока, но видно заплутал? Справиться о дороге от него к нашей амфибии подгрёб на лодке какой-то штабс- , и пригласил пред царские очи. Обладатель коих не удивился нашей очередной встрече и заявил, что вновь мне работать у него воздушным извозчиком.


   Только в этот раз будет не рекламно-познавательный авиаперелёт, а наоборот - тайная миссия. Строго на запад с приводнением в Пруссии на речку Преголя у чистенького городка Инстербург. Мне известного уже как Черняховск, куда ещё во время срочной меня разок на учениях занесло (неисповедимы пути господни).

   Государь туману напускать не стал - в буквальном смысле ведь в одной лодке находились, и поведал, что запланирована у него там неофициальная (секретная) встреча с кузеном Вилли. Приспело время им вновь за жизнь поговорить.