Глава четвертая. ч. 2. Хадж

Николай Львов 4
.
       Теперь о Хадже рассказать хочу.    
        Всю информацию об этом важном в религии Ислама "столпе" как мусульмане говорят, я почерпнула из Сетей. Моих познаний в истории последней на Земле религии, что дал Пророк Муххамед, явно не хватает, чтоб нарисовать картинку путешествия в Святую землю.   
       В моем повествовании пойдет рассказ о том, как мой возлюбленный друг совершил его ( а может быть лишь в мыслях совершил...), что вносит некоторую определенность во все  мои попытки исследовать феномен Души, что называет себя Эльбрусом.   
        Мне было очень важно узнать мотивы его поломничества в Мекку, поскольку несмотря на всю его религиозность, ни одного раза не видела за две недели как он молился! То бишь совершал Намаз. Слов много было сказано о Господе Миров, но когда же он с Ним общался, в какое время дня иль ночи преклонял колени?   
         Меня этот вопрос начал волновать с первого дня пребывания гостя в моем доме. Я его даже спросила о коврике для совершения молитв. Однако он ответил, что мне не о чем беспокоиться. Коврик может был в его огромной дорожной сумке? Так и не узнала.    
         Вот про сумку должна сказать здесь пару слов. Меня позабавил вид багажа Башлама в первые мгновения нашей с ним встречи в аэропорту. Он мне сказал накануне прилета, что пробудет у меня не более недели. Зачем же при нем такая огромная и довольно тяжелая спортивная сумка? Дни стояли очень жаркие у нас, - об этом был предупрежден. Майки, шорты да сандалии могли лишь только ему потребоваться. Что было в той сумке? Понятно, что я и не подумала за все время его пребывания у меня ни единого раза к ней прикоснуться. Но обратила внимание,когда я его провожала, сумка была довольно  легкой не смотря на то, что в нее положил он все мои многочисленные и довольно увесистые подарки. Вот это обстоятельство и толкнуло меня к дальнейшим подозрениям об истинной цели приезда Башлама в наши края.   
          Но перейдем все же к Хаджу! 
               

       Ислам основывается на пяти столпах: 1) свидетельстве о том, что нет божества, кроме Господа миров Аллаха, и что Мухаммад — раб и посланник Аллаха; 2) совершении пятикратной молитвы ( пятикратной!!!); 3) соблюдении поста в месяц Рамадан; 4) выплате закята ( у православных это десятина на нужды церкви и помощь нуждающимся) богатыми людьми в пользу бедных; 5) совершении хаджа.

Основа Веры раскрывается в "Иман му фассаль": Я уверовал в Единого Господа, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Ад и Рай, в Судный День, в Воскрешение после жизни, в божественное предопределение.   

       "Ходж" в переводе на русский. - ПРАВИТЬ. В буквальном переводе с арабского языка означает «стремление, намерение или стремление к прославленному» и «возвращение, возобновление»: так как хаджи (совершающий хадж) следует вокруг Дома (Каабы) совершить обход, после определённого времени вновь возвращается, чтобы совершить обход, затем направляется к долине Мина и после завершения всех обрядов опять возвращается к Дому для совершения прощального обхода. История обрядов хаджа, согласно мусульманским преданиям, восходит к самому пророку Адаму и Хаве (Еве), после их изгнания из Рая они встретились на горе Арафат (стояние на горе Арафат является одним из обязательных обрядов хаджа) и Ибрахиму (Аврааму), и его сыну, которого должны были принести в жертву, но Аллах Всевышний воспротивился человеческой жертве. И дабы почтить память о приношении в жертву, было приказано устроить великое жертвоприношение, принеся в жертву жертвенное животное. Испытав веру Своего пророка — Ибрахима (Авраама), Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Ему не нужны кровавые жертвы.
"Не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но дойдёт до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!"

В настоящее время мусульмане всего мира празднуют великий праздник жертвоприношения в десятый день месяца зуль-хиджа — Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), который отсутствует в остальных авраамических религиях, бытуя только в исламе.

На протяжении веков смысл и традиции этого праздника были забыты и вновь восстановлены Мухаммедом.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).   С точки зрения ислама, хадж является одним из наилучших деяний для мусульманина. «Пророка Мухаммеда спросили: „Какое дело является наилучшим?“ Он ответил: „Вера в Аллаха и Его посланника“. Его спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Борьба на пути Аллаха“. Его снова спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Безупречный хадж“».
Хадж является одним из видов джихада.
Паломники являются гостями Всевышнего Аллаха
Посланник Аллаха сказал:"Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их."
Посланник Аллаха также сказал:"Гостями Всевышнего Аллаха являются три категории людей: паломники, совершающие хадж и умру и воины."
Прмечательно то, что существуют Обязательные условия совершения хаджа и умры! Вот ряд обязательных условий, при выполнении которых становится возможно совершение хаджа и умры:

- Исповедание ислама является обязательным, поскольку немусульманину или кафиру запрещается совершение хаджа и умры. Совершение хаджа и умры запрещается мусульманину, отступившемуся от истинной веры ислама (фасик).
- Булуг (зрелость): поскольку маленьких детей, не достигших зрелости, шариат не обязывает совершать хадж и умру. Если ребёнок разумный и совершил хадж и умру или одно из этих действий, то его паломничество будет считаться действительным. Несмотря на это ребёнок не поймёт всего смысла паломничества и в будущем проведение паломничества является обязательным.
- Акл (здравость рассудка): паломничество следует совершать в здравом уме. Хадж и умра умалишённого или недееспособного человека не действительно.
- Хуррия (свобода): рабу или находящемуся в заключении также не вменяется в обязанность совершать паломничество к святым местам.
- Иститоа (возможность совершения): возможность совершения мусульманином обряда хаджа и умры в соответствии со словами Аллаха:
"Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать." 

Поскольку все мусульмане пытаются попасть в Мекку, бывает одновременно на пути к этим святым местам одновременно несколько миллионов человек! Вследствие чего и случаются трагедии.

      Для тех, кому интересна эта тема привожу краткий порядок процедур Хаджа. Последовательность хаджа:

Облачение в ихрам. Пройдя микат (это специальные места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света (афак) прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не войдя в состояние ихрам), мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента считается, что он вошёл в состояние ихрама.
7-й день зуль-хиджа — первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой . В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.
Сай — семикратный бег между холмами Сафа и Марва.
После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног.
Молитвенное стояние в долине Арафат — вукуф. На 9-й день совершается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и совершают молитву, обращённую к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом
10-го зу-ль-хиджжа (на следующий день) паломник держит путь в долину Мина, где бросает семь камней, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд побивания камнями Шайтана, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.
В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и укорачивают бороды; женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина.
«Прощальный» обход вокруг Каабы (таваф аль-вада).


      В течение трёх дней, паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба.



      Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера Хира, где пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы посетить могилу пророка и его ближайших сподвижников — праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования мекканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

        Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда и могилы праведных халифов Абу Бакра и Омара.

        Затем совершают молитву, обращённую к Аллаху, которая заканчивается словами: «О Господь! Сделай моего Пророка заступником за меня!». После этого паломники подходят к могилам Абу Бакра и Омара, перед которыми тоже произносят слова приветствия и совершают молитву. Женщины к могилам не приближаются — им разрешается только войти в Мечеть Пророка и совершить в ней молитву.

        Затем паломники посещают две знаменитые мечети — Куба и ат-Таква. Совершив малое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению пророка Мухаммеда: «Кто очистится в своём доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру». Согласно традиции, сам пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине. Другая мечеть, ат-Таква, была построена ещё во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб — ниша в мечети , один из них обращён в сторону Мекки, другой — в сторону Иерусалима.

        Паломники-мужчины поднимаются на гору Джабаль ат-Таур, где пророк Мухаммед скрывался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда: дочь Фатима, внук Хасан и праведный халиф Осман, а также могилы павших за веру в битве при Ухуде.

        Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление пророка Мухаммеда, который говорил:"Тот, кто совершает хадж и не посещает меня — ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня — воздастся ответным приветствием."


       Когда Эльбрус мне говорил о своем поломничестве, к моему большому восторгу и, вместе с тем,- удивлению, он упоминал все эти ритуалы достаточно подробно. Потому и не было у меня никаких сомнений в реальности путешествия моего гостя к святым местам. Более того! Я была прямо-таки зачарована его рассказом и безупречным знанием текстов Корана. Сомнения у меня родились только после его отъезда, когда много дней размышляла о его религиозности действительной или показной. Особенно мое воображение занимало то обстоятельство, что за две недели совместного сосуществования я ни единого раза не застукала его за совершением намаза!

               Продолжение: http://www.proza.ru/2014/12/19/1802