Снежный человек. Рассказ геолога

Александр Квиток
 

Вы видели снежного человека? Йети – так его называют в Гималаях и в ближних окрестностях. Да простят меня знатоки географии, но Тибет я тоже включил в окрестности Гималаев. А что? Это же рядом, особенно когда смотришь на глобус.

Наверное, некоторые видели это загадочное человекообразное существо, если не в натуре, то на фотографиях в печатных изданиях. А уж рассказов о снежном человеке все наслышались и начитались! Но фотографии сплошь и рядом расплывчатые, а личные впечатления очевидцев мне всегда казались восторженно-неубедительными.

«Не верю!» – говаривал Станиславский. И я тоже так говорю: «Не верю, пока сам не увижу».

И всё-таки мне довелось встретиться со «снежным человеком». Может быть, не совсем со «снежным», а с человеком, который при не очень пристальном рассмотрении и на некотором удалении был весьма похож на йети.

 Я работал вместе с этим человеком в полевых геологических партиях не один год и хорошо его знал. Мы общались в совместных маршрутах, спали в одной палатке, вечерами сидели у костра. А зимой на камеральных работах наши столы стояли рядом.

Прескучнейшее дело, я вам скажу, эти камеральные работы. Для тех, кто не геолог, поясню: камеральные работы – это обработка полевых материалов на зим-них квартирах, в городских комфортных условиях.

 Накопленный за полевой сезон материал – пробы, образцы горных пород, полевые журналы, кубометры горных выработок, километры маршрутов и круглые столбики керна из пробуренных скважин – всё это изучается, анализируется, преобразуется в цифры, текст, линии, значки на бумаге.

В конечном итоге появляется отчёт по результатам работ за год. Это несколько килограммов исписанной бумаги в виде больших книг, графиков, геологических и геофизических карт. Одновременно идёт подготовка к новому полевому сезону.

Скучное однообразие зимнего сидения приятно украшали многочисленные праздники – политические, военные, религиозные. Да ещё дни рождения, новоселья, «тринадцатая зарплата», разные другие поводы. От ноября по май-месяц – почти сплошной праздник. Имело место воплощение в жизнь неофициальной национальной идеи: «Гуляй страна!».

И, конечно же, зимой мы вспоминали разные случаи из нашей полевой жизни. Случалось много интересного – и смешного, и печального. Многое стёрлось из памяти, кое-что сохранилось. Рассказ геолога (назовём его Юрием) про «снежного человека» мне запомнился. Ещё тогда я внимательно к нему присмотрелся и понял, почему его приняли за пресловутого «снежного человека».

***

Это случилось в горах Центрального Кавказа, в одном из диких скалистых ущелий. Центр Кавказа – это цепь самых высоких, всегда заснеженных гор от Эльбруса до Казбека. Между ними – ещё несколько вершин-пятитысячников, также входящих в систему Главного Кавказского хребта.

К северу от Главного хребта и параллельно ему протянулся Передовой (Боковой) хребет. Здесь абсолютные высотные отметки будут пониже и летом вершины гор уже стоят без снега. Далее к северу, с понижением протягиваются (опять-таки параллельно Главному) хребты Скалистый и Пастбищный.

К примеру: город Ессентуки находится в зоне Пастбищного хребта, а город Кисловодск – уже в зоне Скалистого хребта, в нижней его части. Плоские горы Большой Бермамыт и Малый Бермамыт своими высоченными обрывами обращены к югу, то есть к Эльбрусу. По ним и проходит верхняя граница Скалистого хребта.

На некоторых географических картах ещё выделяют Лесистый хребет, начинающийся от предгорных равнин и постепенно переходящий в среднегорный (по высоте) Пастбищный хребет. На картах, с которыми мне пришлось работать, Лесистый хребет не значился. Здесь он просто включался в полосу Пастбищного хребта.

Время действия – август-месяц на рубеже 50-х и 60-х годов 20-го века. Тогда геология была в расцвете. В горах шли интенсивные поисковые работы и научные исследования по разным полезным ископаемым. В одной из полевых партий в качестве альпиниста трудился Юрий, тогда ещё молодой, здоровенный и бородатый.

Обычно в маршруты у геологов принято ходить парами: геолог с геофизиком или геолог с рабочим. Иногда ходили втроём – геолог, геофизик и рабочий. В данном случае в маршрут вышли трое – геолог, геофизик и альпинист.

 Район работ был сложный, насыщен скалами, высокими обрывами, осыпями, и требовал к себе самого серьёзного отношения. Потому ввели в штатное расписание несколько альпинистов – «в целях обеспечения безопасности геологоразведочных работ». Ходить в маршруты по одному категорически запрещалось. Такое вольнодумство могли позволить себе только крепкие опытные маршрутчики, да и то – делалось всё тайком от начальства.

 Строгие меры безопасности были не лишними. С людьми случалось всякое: тонули в бурных горных речках, срывались со скал, исчезали вообще бесследно, но это было редко.

***
 
День выдался с утра ясный. Август на Северном Кавказе – это вообще самый солнечный, а для геологов – самый продуктивный месяц. В том смысле, что дожди в это время – явление редкое, и погода позволяет многое сделать.

 Геологи вышли из лагеря, и пошли к начальной точке маршрута. Подход был дальним, прошли уже половину пути. На переправе через речку Юрий поскользнулся на мокром валуне и упал в воду. Горные реки даже в августе несут очень холодную воду. Одежда, обувь, рюкзак со всем содержимым – всё промокло.

 Здесь же, на берегу реки, среди больших валунов быстро сообразили небольшой костёр. Стали сушить одежду и отогреваться у костра, но этот процесс был нескорым. Согреться удалось довольно быстро, да и солнышко прибавило тепла, а вот с одеждой дело затянулось.


Идти в маршрут в мокрой одежде – дело весьма чреватое для здоровья. Другое дело, если под дождь попали. Там процесс смачивания идёт постепенно и, если идти, не останавливаясь, то не замёрзнешь. Ну, а если дождь затянулся, то вообще уже лучше возвращаться в родные палатки.

Посидели, покурили, посовещались, решили: в маршрут идти вдвоём, а Юрия оставили сушиться. Уже отойдя на расстояние голосовой слышимости, крикнули ему, чтобы он их здесь не ждал, а топал в лагерь по окончании просушки. Геологи бодро зашагали вниз, и вскоре их маленькие фигурки скрылись за поворотом речной долины.

***

Оставшись один, Юрий решил усилить костёр. Прошёлся туда-сюда вдоль берега, но здесь с топливом было бедновато. Выше на склоне, под скалами, наблюдались заросли рододендрона, а по ним, в дружном симбиозе, росли сосны и берёзы. Туда и двинулся Юрий в поисках сушняка. Поход за дровами, кроме усиления костра, принёс существенную пользу: альпинист согрелся окончательно.

Солнце поднялось ещё выше и теперь уже ощутимо пригревало. Юрий стоял у костра и держал в руках брюки, поворачивая их поочерёдно, то одной стороной к огню, то другой. Остальные вещи, разложенные на валунах, сушились под солнышком.

Спокойно и предсказуемо закончился бы этот день, да так уж случается, что, если мы не ищем приключений, то приключения находят нас.

Ровный шум реки, ласковое солнце, уютный костерок с дымом действовали расслабляющее. Среди суровых трудовых будней вдруг неожиданно нарисовался один день курортной жизни. А на курорте что надо делать? Правильно – купаться и загорать. Купалка поневоле уже состоялась, желания окунуться в горную речку ещё раз не возникло, а вот немного позагорать – это то, что надо.

 Юрий избрал нудистский вариант пляжной формы, остался в чём мать родила. Но, слегка подумав, обмотал вокруг бёдер рубашку, завязав её рукава сзади. Самокритично прикинул, как он выглядит со стороны и развеселился – ну натуральный дикарь из племени «мумбо-юмбо». Сделал несколько прыжков возле костра и ещё больше развеселился. Прямо как на концерте великого юмориста-сатирика Аркадия Райкина.

«Ха-а!» – выдохнул он на очередном прыжке. «Ху-у!» – само собой вырвалось на следующем прыжке. Звуковое сопровождение придало танцу ритуальный характер. Не хватало только барабана для придания ритмичности движениям. Но и так, без барабана, было хорошо! Вот так вот – просто хорошо! И никаких других эпитетов сюда не вставишь. Это надо самому прочувствовать.

***

Оставим нашего героя в упоительном дикарском танце возле костра и опишем его внешний облик. Выше среднего роста, с заметной сутулостью, длиннорукий и длинноногий, сильно загорелый, с чёрной неухоженной бородой, с чёрными (с проседью) взлохмаченными волосами.

 И, самое главное, самая важная деталь – всё его тело было покрыто довольно заметным волосяным покровом, особенно густым на груди и на спине. Вот я представил его голого, в одной набедренной повязке, пляшущего возле костра и понял, откуда берутся «байки про снежного человека».

Вернёмся же к нашему герою. Увлёкшись танцем диких племён, свободно, никого не стесняясь, выплясывал Юрий вокруг костра. Всё реже и реже выкрикивал он на выдохе «ха» и «ху»: усталость брала своё. Не было никакого стеснения, да и кого здесь стесняться в этих диких местах? Здесь вообще, кроме пастухов и геологов, никто не ходил. Но, но…

    Оказывается, здесь ходили иногда туристы – народ неугомонный и вездесущий Вот они-то и получили возможность оценить танцевальные движения полуголого волосатого мужчины.

Юрий услышал голоса, когда танец дикарей подходил к концу. Ушам он своим не поверил, но глазам пришлось поверить. Выше по склону, на тропе, которая проходила через заросли рододендрона, стояли люди в ярких одеждах и оживлённо переговаривались между собой. Некоторые из них указывали руками в сторону Юрия и кричали: «Да вот же он! Смотри, за камень спрятался!».

Юрий к этому моменту действительно скрылся от любопытных взоров за большим валуном и выглядывал оттуда, уже понимая, что это за люди и откуда они здесь появились.

Два дня назад видел он из своего лагеря эту группу туристов, когда они шли вверх к перевалу, человек десять-двенадцать. В те годы в горах Кавказа был очень развит туризм, как вид отдыха. Ходили группами большими и малыми, организованно (через турбазы) и «диким образом». Часто встречались самодеятельные группы школьников и студентов из разных городов Северного Кавказа.

 Эти любознательные туристы, видимо, были хорошо подготовленными искателями приключений. Они жаждали приключений – для того и ходили в горы! И восторг, с которым они громко обсуждали увиденное, показывал, что уж для них-то сегодня приключение состоялось. Будет что рассказать дома. Один из туристов, парнишка с фотоаппаратом, решил спуститься ниже, чтобы сделать сенсационные снимки «реликтового гоминоида» , но старший группы резко осадил его и велел вернуться.

 Минут двадцать торчали туристы на тропе, потом всё же двинулись в путь. Они уходили медленно, неохотно, часто оглядываясь.

***

Юрий вздохнул спокойно, когда они скрылись. Костёр потух, лишь лёгкий дымок поднимался от кучки серой золы. Курортное настроение исчезло начисто, без остатка. Он собрал почти высохшие вещи, оделся и двинулся к лагерю. Обратная переправа через речку прошла благополучно.

 Далее он вышел на тропу и пошёл не спеша вверх по ущелью. «И чего они так орали? – вопрошал сам себя Юрий. – За кого они меня приняли?». И не знал, что придумать. Да и думать особенно не хотелось. Тогда ещё мало кто слышал о «снежном человеке».

И только потом, спустя лет двадцать, когда он нам рассказал этот случай, в кол-лективном обсуждении мы пришли к выводу, что его приняли за «снежного человека». Рассказ Юрия мне запомнился. Наверное, вот так и возникают «достоверные свидетельства о снежном человеке».

И ещё раз я вспомнил об этом несколько лет спустя, увидев Юрия, раздетого до пояса, когда он после маршрута вышел из палатки с полотенцем на плече. Прежде, чем идти к ручью, он задержался на минуту у сваленных возле палатки образцов (штуфов) горных пород, которые мы притащили из поисков.

Он стоял и смотрел себе под ноги – рослый, ещё более сутулый, чем в молодости, седой, слегка взлохмаченный. Длинные руки расслабленно свисали, доставая почти до колен. Густая серая шерсть покрывала грудь и спину. Вот здесь он был сильно похож на «снежного человека». Ничего я не сказал ему тогда по этому поводу, сдержался, хотя желание сострить из меня так и выпирало. С возрастом он стал обидчивым, и мне не хотелось лишний раз его огорчать.

***


…С тех пор много воды утекло. Сейчас его уже нет в живых. Он умер ночью, во сне. Люди говорят – лёгкая смерть…Соседи, обеспокоенные его отсутствием, позвонили родственникам. Те приехали, отперли входную дверь в квартиру. Его нашли лежащим на кровати, лицо его было безмятежным, спокойным.

 Я не был на похоронах, и по этой, видимо, причине запомнил его таким, каким он был при жизни – живым, сутулым, устало стоящим у палатки, «снежным человеком».

На днях смотрел по ТВ фильм о «снежном человеке». Фильм серьёзный, толковый, хотя не обошлось без того дешёвого выпендрёжа, когда телевизионщики из кожи лезут, чтобы «шибануть по башке» телезрителя очередной сенсацией. Показали несколько довольно чётких видеокадров с движущимся через лес рослым «йети».

Слишком хорошее качество съёмки, кратковременность показа (буквально пять секунд), а также подозрительное внешнее сходство «гоминоида» с Кинг-Конгом из недавно показанного на ТВ американского фильма, наводят на мысль: нам опять, в который уже раз, «втюхивают» костюмированную сенсацию.

В ходе обсуждения привели высказывания учёных по поводу «снежного человека». Мнения были разные, но мне показалась достоверной мысль одного биолога, который считает, что это всё-таки люди, оторвавшиеся от своей социальной среды. И, видимо, у них есть причины уклоняться от встреч с собратьями.

 Спросить бы у них об этих причинах, только как? Пока ещё это не удавалось никому. Одичание же этих людей приводит к тому, что они ходят либо в лохмотьях, либо в звериных шкурах, используя их как одежду.

Я и сам несколько раз встречал странных людей в диких лесах Северного Кавказа, которые уклонялись от общения. Это всегда были одиночки, появлялись они внезапно и быстро исчезали из поля зрения, благо, что густой лес позволял укрыться. Рассмотреть их более-менее детально не получалось.

 Не припомню я такого, чтобы кому-то из моих знакомых геологов или охотников случалось перекинуться парой слов с этими необщительными ребятами. Возможно, это были браконьеры или золотоискатели, не желающие попадаться на глаза кому бы то ни было.

Из рассказов местных жителей, хорошо знающих лес и его обитателей (а их я наслышался много), складывается ещё один резерв пополнения семьи «снежных людей». Бывало так, что человек, совершивший тяжкое преступление (например, убийство с отягчающими обстоятельствами), уходил в лес, и его больше никто не видел. Я слышал о трёх таких случаях.

 Конечно, не факт, что все люди, скрывшиеся в лесах, там и поселяются на всю оставшуюся жизнь. В лесу можно укрыться на время, а потом уже перебраться в другие регионы большой страны, где искать не будут.

А ещё мы находили следы пребывания человека в сухих пещерах, вполне пригодных для некомфортного жилья. Это были глухие, труднодоступные места, куда мы проникали не по своей воле, а в соответствии с проектным заданием, когда шли по намеченному маршруту.

 И если в поле зрения попадала пещера, то, как же мы могли её пропустить и не рассмотреть? Там мы видели простенькую посуду, алюминиевые миски, деревянные корытца (видимо, для кормёжки мелкого скота). Но все эти пещеры были уже нежилые, брошенные. Кто в них обитал, когда и почему – это нам не дано знать. Можно только фантазировать, если так уж хочется.


10.03.2009