Действие 6-той листовки

Маргарита Школьниксон-Смишко
В начале февраля 1943 года студент химического факультета Ханс Лейпельт получил 6-тую листовку по почте (это была одна из 800 разосланных). Её содержание он пересказал своей подруге Марии-Луизе Ян. Каждый вечер они с Марией встречались в Английском саду Мюнхена, где могли, не боясь подслушивания, делиться своими критическими по отношению к режиму мыслями. Хотя раньше друзья ничего не знали о движении «Белая роза»,  только то , что София и Ханс Шоль были арестованы и казнены, они решили действовать. На пишущей машинке размножили листовку, добавив надпись: «Их дух, не смотря ни на что, продолжает жить!» и в апреле 1943 года  передали листовки своим друзьям, студентам из Гамбурга. Кроме того Ханс и Мария решили помочь вдове казнённого профессора Хуберта и стали собирать для неё деньги. Это стало известно гестапо, и 8 октября 1943 года Ханс Лейпельт был схвачен. Он советовал своей любимой, чтобы в таком случае она постаралась скрыться за границей. Но Мария никуда не уехала, и была 8 дней спустя тоже арестована. На допросах Марии зачитывались личные письма, написанные ею Хансу, поэтому она не смогла отрицать свои действия.
13 октября 1944 года состоялся суд. Так как Ханс взял всё на себя (он был на половину евреем* и знал, что шансов остаться в живых у него практически нет),  Марию-Луизу приговорили к 12 годам тюрьмы, а Ханса к расстрелу.
29 января 1945 года приговор был приведён в исполнение.
Вместе с Хансом, из 30-ти арестованных в Гамбурге, до победы не дожили ещё 8 человек, осуждённых за продолжение деятельности «Белой розы».

Сегодня их именами названы улицы и некоторые школы.

* Тем, что Ханс вообще мог стать студентом университета, он был обязан профессору химии, лауреату Нобелевской премии Генриху Отто Виланду. Благодаря своей премии, профессор имел право принимать к себе на факультет всех, кого хотел. А Ханс того заслуживал, ведь и его мама была кандидатом химических наук. Единственной её "погрешностью" была её еврейская кровь, за что она и поплатилась в конце концов своей жизнью.
На фото Ханс Лейпельт