Воскресная школа

Ковалёва
        Оглядываясь назад, осознаю, что ни одно событие в нашей жизни не бывает случайным. Они являются лестницей к духовному совершенствованию. Меня она привела на порог воскресной школы, где я не столько преподавала, сколько училась сама жить по-новому. И только благодаря необыкновенной мудрости и терпению нашего батюшки, написанные мной страницы, стали своеобразной воскресной школой, прославляющей Господа и Его безграничную любовь к нам.
         Подросла в стенах храма дочь. Бога воспринимала живым советчиком, скорым помощником во всех немудрёных детских обидах и шалостях. В пять с половиной лет, переступила порог школы с программой 1-3, и сразу начались проблемы. Но мы не переставали удивляться, как скоро они исчезали после каждого молитвенного обращения за помощью.
        Когда после очередной молитвы классным руководителем первоклашек стала учительница, живое воплощение ангела, то проблема осталась только одна: мальчик второгодник из неблагополучной семьи, который срывал почти все уроки и своими безобразиями приводил в ужас всю школу. Труднее всего приходилось моей малолетней девочке. Родители настаивали на отчислении, или переводе этого несчастного ребёнка в другой класс. Но мне-то, педагогу-ученице воскресной школы, негоже было подписываться под вердиктом равнодушия, и надо было поступить так, как поступил бы Господь. Потому попросила директора школы повременить с переводом. Познакомилась с семьёй Коли и попросила его маму отпустить мальчика ко мне, чтобы подготовить его ко крещению и окрестить. Измученная мама с радостью согласилась. Зато мы во всей «прелести» ознакомились с бесноватостью! 
           Но вот молитва Господня выучена, купель шагнула в историю, мы собрались идти домой. На землю опустились сумерки с пронизывающим ветром и с бодрящим морозом для идущих, но беспощадным, для вынужденных стоять.
         - Коля, сейчас мы приложимся к иконе, перекрестимся перед выходом из храма, а потом  на крылечке ещё раз осеним себя крестным знамением с самой коротенькой молитвой, которую ты знаешь: «Господи, прости, помилуй, благослови» и поедем домой.
        В храме, в присутствии батюшки, он выполнил мою просьбу, а на улице наотрез отказался.
             - Дружок, на безобразия, причинявшие боль мне, я закрыла глаза, но Бога обижать - не позволю. Или ты крестишься, и мы уходим, или будем стоять и мёрзнуть. Упрямство твоего беса нам одним не одолеть. Поэтому не буду терять время, и почитаю, акафист Богородице -  она поможет. А ты смиряй, пожалуйста, свою гордыню - пожалей детей.  Я читала акафист третий раз, платочек, от слез, превратился в ледяную корку. Все изрядно замёрзли, а Коля продолжал игнорировать просьбу детишек. Сторож, несколько раз выходила из храма, предлагала войти погреться. Потом потребовала, чтобы окоченевшие дети шли в сторожку, к жарко натопленной печке. Я уступила её просьбе, а сама ещё усерднее продолжала чтение. Через несколько минут дети возвратились. Коля степенно трижды перекрестился с молитвой и все довольные друг другом пошли на автобус. Его я отправила домой одного.
          Только на следующий день поняла причину скорого смирения мальчика – он украл в сторожке целую горсть крестиков и медальончиков. Это ошеломляющее известие настигло меня в тот момент, когда я с огромным пакетом конфет, который батюшка передал в воскресную школу деткам-инвалидам экспериментальной группы детского сада, собиралась покинуть храм.
          Староста церкви порекомендовал заведующей детским садом привлечь меня для работы  в их воскресной школе. Я, безвозмездно, жертвуя личным временем, добиралась на другой конец города и с радостью наблюдала за усидчивостью и прилежанием непосед, которые с большим интересом  выполняли задания, учили молитвы и стихи к празднику Рождества. Чуткая детская душа очень тонко воспринимает Бога. Под влиянием истинной красоты вырастает свободной и щедрой на отдачу тех благ, которыми одаривает её Господь. При воспитании без христианской мудрости вырастают рабы правил этикета и законов, рядом с которыми, культивируется желание нарушать их. 
          Попросила расстроенного сторожа пока не огорчать батюшку и пообещала возвратить всё украденное. Обещание-то дала, но как его выполнить? Если такое мерзкое явление, как воровство, является обыденным для их семьи, к матери обращаться за помощью нет смысла. Привлекать милицию – себе дороже. Запугивать? Чем можно напугать этого пуганого-перепуганого, битого-перебитого ребёнка, глубоко усвоившего силу своей разнузданности и слабость педагогики? А ещё мне хотелось, чтобы стыдом для него не закрылась дорога в храм, и он увидел во всём величии всемогущество Божьей любви. Опыта адских мучений и райского наслаждения у него пока нет, поэтому говорить о них нет смысла. Как пробудить совесть не только у мальчика, но и у всей семьи? Как посеять  у них желание изучить заповеди и жить по ним? Пропагандистский опыт, обретённый в горкоме партии – бессилен.
           Как поступить?! Знает один Господь. И я, покаявшись в своей немощи и отсутствии разума, начала со слезами молиться, пока ноги несли меня к деткам-инвалидам. И снова Бог наполнил душу неописуемым восторгом, указав гениальность в простоте! Когда в очередной раз начала доставать носовой платок, мешавший пакет с конфетами, словно прошептал: «Ударили по щеке, подставь другую». Эврика! Осталось отработать детали. Если говорить от своего имени, цена моих поисков упадёт. Наградой будет только похвала людей. Меня это не устраивает. Значит, надо диалог вести от имени батюшки, а его потом поставить в известность. Наверное, и конфет сегодня так много по усмотрению Господа. Если я половину отдам Коле, доставлю радость всей семье, и для воскресной школы на неделю хватит. Но как без благословления распорядиться тем, что не принадлежит мне? Ладно, лучше каяться в этом грехе, чем совершить больший – не показать людям преображения  несчастного человечка.
        Я заглянула в группу. Все детки поглощены игрой, один непоседа Кирилл как всегда не находит себе дела и уже назревает конфликт из-за того, что он пнул у Юли домик из кубиков. Чтобы избежать потасовки, которую пока не заметила воспитательница, окликнула мальчика и показала пакет с конфетами. Группа огласилась  индейским кличем: «Нана Тана пишла!».  Дети оставили  свои дела и бросились ко мне. Когда все уселись за столом, на котором  уже лежали  картинки со всевозможной деятельностью ребят – на одной девочка поливает цветы, на другой мальчик перебегает дорогу и т.д., я объявила:
        - Сегодня мы отправляемся путешествовать  в  городок незнаек, где детки не знают ни одной молитвочки, даже самой маленькой, а некоторые даже не умеют себя правильно вести. Видите, один дразнит собаку, другой открыл  дверцу в печи, далеко ли до беды! Нам надо срочно спешить на помощь этим ребятам. Мы будем заходить в каждый дом, и учить деток, какую молитвочку надо читать в том, или ином случае. Для тех, кто потрудился, и выучил  молитвочки,  наш добрый батюшка снова прислал конфеток. Ну что, друзья мои, в путь? Кириллка первый тихонько постучится в  дверь, поздоровается и научит незнайку. Если он ошибётся, мы будем дружно помогать, чтобы не было на земле незнаек.
          Занятие пролетело незаметно, спешу к Коле, обдумывая каждое слово – на проигрыш я не имела права. Ведь к нам приковано внимание стольких пристальных глаз… Дверь открыла мама, из-за её спины выглядывал Коля со старшей сестрой Таней. За радостными улыбками промелькнула искра тревоги. Я поняла, что отсюда можно уйти только с победой.
          - Мир вашему дому. Здравствуйте. Очень рада вас видеть. Вчера отправила в потёмках Колю одного. Очень волновалась. Решила после работы узнать, как он доехал.
           Напряжение немного спало, очевидно, они решили, что мне ещё ничего не известно. Я хвалила мальчика за всё, за что можно было похвалить. Вскользь коснулась его проказ, но выразила твёрдую уверенность, что ангел - хранитель теперь постоянно будет помогать Коле, и он будет становиться всё лучше и лучше.
         - Коля, ты очень понравился батюшке и он верит, что ты теперь каждое воскресенье будешь приходить на службу с новой выученной молитвой. У тебя просто замечательная память. Я трачу гораздо больше времени на заучивание молитвы. А ещё батюшка просил рассказать тебе об одном замечательном правиле, которое существует в церкви: «Ударили по щеке, подставь другую». Батюшка очень огорчился, когда узнал о совершённой тобою краже, и, подставляя вторую щёку, передал тебе вот этот пакет с конфетами.
         В немой сцене остолбенения, на лицах таяли и исчезали довольные, счастливые улыбки.
        - Ты ведь возвратишь мне всё, что взял без разрешения, а то у бабушки Нины очень маленькая пенсия. Она сейчас сидит в сторожке и плачет, потому что ей нечем погасить недостачу.
       - Я не брал!
       - Да, Коля ничего чужого не приносил, кроме крестика, который на нём и книжки о законе Божьем, - вмешалась в наш разговор мама, - не верите, можете проверить все ящики, у нас прятать в одной комнате негде.
       Коля, с поспешностью убегая от моего взгляда, начал открывать ящики письменных столов и выгребать их содержимое.
        - Дружочек, я знаю, что их там нет. Лучше давайте пить чай. Конфеты, наверное, очень вкусные и я расскажу вам одну удивительную историю, а потом вы сами решите, как вам правильно поступить.
         За чаем, они внимательно выслушали историю о том, как один священник помогал каждую неделю своему нищему брату, у которого была целая орава малолетних детей.
       - Но чем больше он помогал, тем плачевнее становилось их положение. Тогда он пошёл за советом к опытному старцу, который порекомендовал прекратить всяческую помощь.
       - Прости, дорогой брат, мне нечего тебе сегодня дать, - с глубокой печалью сказал священник, когда брат пришёл за очередной подачкой. 
      Тот обиделся, долго не приходил, а когда пришёл, то не с пустыми руками, а со скромным подарком. В следующий раз подарок был богаче, а потом к подарку были добавлены роскошные овощи и фрукты. Священник радовался возрастающему благополучию многострадальной семьи, принесённые подарки раздавал нуждающимся, а чтобы узнать причину чудесных перемен, снова отправился к старцу.   
       - Ты разве не знал, что чужое богатство – это огонь поядающий, тем более церковное имущество. Пока они надеялись на твою помощь, не работали и пребывали в нищете. Теперь у них прекрасная нива и сад, от которых они кормятся сами и приносят пользу другим.
       - У вас, друзья мои, сегодня положение такое же трудное, как у всего русского народа. Но те, другие, с честью проходят выпавшие  испытания, и скоро их положение поправится. Неужели вам не надоела ваша нищета?
         Напряжение, затянувшегося молчания, Коля не выдержал первый.
        - Я не могу ничего возвратить, мы всё раздали соседям.
        - Нужно честно рассказать им о случившемся, всё забрать и вернуть. Когда ты сможешь это сделать? Что мне передать батюшке?
        - Сегодня уже поздно. А завтра после школы всё принесу.
       Все снова улыбались. Коля пообещал подготовить сестру, которая тоже захотела покреститься. А я пообещала Коле написать о нём сказку, и  рассказать о злющей беде, от которой он смог избавиться в церкви. Мальчуган с нетерпением ждал почтальона, пока не увидел огромные буквы, сложившиеся в добрые слова:   
                Золотое сердечко.   
         Жил на свете замечательный мальчик. Как все дети, он был необыкновенно добрый и открытый. Больше всех он любил свою мамочку. Однако кошек, собак, особенно щенков, любил не меньше, ведь они не ходили на работу и весёлой вознёй прогоняли скрюченное, скучное одиночество. Ему нравилось притаиться в кустах и наслаждаться пением птиц, успокаивая очередного пушистого друга. Его широко распахнутые глазки сияли от восторга, когда он любовался причудливыми линиями и необыкновенным сочетанием красок у цветов. Но броское, дворянское благородство хризантем, роз, или королевских лилий привлекало его меньше, чем благоухающие мелкие соцветия душистого горошка, маттиолы, ландышей и тысячелистника, - в них жила тайна. А кто не любит тайну? 
         Ведь если цветок большой, в нём и запаха должно быть больше, а получается наоборот. И где он в такой крохотуле прячется? Он по-своему искал разгадку. Спасал от зноя цветы  серебристой влагой любви и улыбался, наблюдая оживление поникших лепестков. Крошками помогал птицам пережить натиски стужи. Старался во всём помогать мамочке, у которой сердечко трепетало, даже при воспоминании о сыне.
         Беда свалилась как всегда нежданно. Однажды мамочка попросила Колю сходить за хлебом. Но ему подарили на день рождения пластилин, о котором он очень долго мечтал. Малышу не хотелось отрываться от увлекательного занятия – он лепил образец такой сложной техники, о которой миру ещё только предстояло узнать. И вместо того, чтобы поцеловать любимую мамочку и вприпрыжку бежать в магазин, он недовольно прогудел: «У-у-у!»
          Мама очень удивилась, повторила просьбу, но услышала ещё более сердитое: «У-у-у!»  Она огорчилась, но постаралась убедить его в послушании. Однако Коля в ответ буквально прорычал: « У-у-у!»  У мамы на глаза навернулись слезы, и она голодная ушла на работу. А Коля до самого вечера всё лепил, лепил и лепил. А рядом лежали и жалобно взирали на мальчика денежки, которым так хотелось послужить его голодной и уставшей маме.
           Но Коля уже не мог видеть этот умоляющий взгляд, потому что на его добром сердечке мамины слезы обратились в противную ржавчину равнодушия, которая сделала его слепым к чужим страданиям. А ржавчине того и надо! Ей хотелось расти и расти, чтобы стать всемогущей, а для этого нужны слёзы: много-много слёз!
         Утром Коля проснулся и хотел по старой памяти насыпать птицам крошек, но ржавчина прошипела: «Не скачи! Да и хлеба нет – пусть поголодают, слезинки пороняют – не мешай мне расти». Мама уже ушла на работу, и голодный Коля вышел во двор. Вместо того, чтобы погладить белоснежного котёнка, который потёрся о его ногу, он сердито пнул его. Котёнок забился в кусты, и из глаз его выкатились слезинки, а ржавчина злобно захохотала.
             Сначала все удивлялись и не могли понять, что происходит с добрейшим ребёнком. Коля тоже удивлялся. Ему не хотелось никого обижать, но что-то непонятное толкало его на озорство и грубость. Кому-то  нужны были слёзы обиженных животных, растоптанных цветов, беспомощных малышей. Потом  все стали сторониться его. Однако ему было скучно одному, он тянулся к людям, но не мог не причинять им боль: детишкам он строил такие ужасные рожицы, что они начинали плакать и в страхе убегали, девочек дёргал за косички, дразнил старушек, по птицам стрелял из рогатки. Все плакали, а ржавчина пухла, глотая горькие слёзы, и всё дальше упрятывала доброе сердечко мальчика.
            Коля рос, а вместе с ним росла и ржавчина. В один прекрасный день, когда на деревьях засияли золотые монетки листиков, а в воздухе волнами плыл аромат астр, мама повела Колю в школу.
           - Сынок, ты подрос, стал сильнее. Пообещай, что станешь хорошо учиться, будешь добрым и умным, как раньше! Глубоко упрятанное ржавчиной сердечко Коли затрепетало, как воробушек в сетке. Оно хотело утешить мамочку, но злобная ржавчина грызла его и не выпускала на свободу ласковых слов. Поэтому Коля ничего не мог с собой поделать и угрюмо молчал. Никто не мог ему помочь: ни врачи, ни учителя. А ржавчина самодовольно потягивалась и пухла, пухла, пухла. Но вот однажды…
           Выпустив обойму злых дел, побрёл он, куда глаза глядят, и добрёл до православного храма. Дверь была открыта. «Здесь я ещё не отличился, а ну-ка заглянем!» - подумал он. Но его верная соратница, лениво зевнув, вдруг прошипела: «Не стоит связываться». «Вот ещё! И ты против меня?! Ну, так смотри!..» 
           Коля заглянул внутрь – никого! Окинув взглядом, строгие лики икон, слабо мерцающие язычки лампад, столпы подсвечников, стоящих  на страже, как древнерусские воины, Коля собрался переступить порог, но ржавчина заворочалась в страхе, застучалась из груди: «Сматываемся отсюда скорее! Здесь не место для полёта наших фантазий!» И вдруг он услышал тихое всхлипывание. Такое тихое и жалобное, что даже его, насквозь проржавевшее сердечко, забилось тревожнее. Он вошёл в храм, огляделся...  И вдруг во всхлипываниях расслышал умоляющий шёпот:
            - Николай, за что ты Меня распинаешь!?
            Мальчик повернулся на голос и увидел распятого Исуса Христа, который плакал, и из ран Его сочилась кровь.
             От неожиданности Коля попятился и прошептал:
              - Я не распинаю – это не я!
              - Да, брат, это не ты! Это твои злые дела терзают Меня. Подойди поцелуй мои раны  и своим страданием я освобожу тебя от рабских оков.
             - Не надо, Исус! Какое тебе дело до меня!
Заверещала ржавчина, а Исус продолжал:
            - Жизнь дана на добрые дела. Сделать твоё сердечко золотым может только доброта. Радуйся обретённой свободе сам и радуй других.
           Из оцепенения мальчика вывел ласковый голос старушки:
           - Внучек, я могу тебе чем-то помочь?
           - Бабушка, можно я поцелую раны у Боженьки?
           - Пощади!!!
          Завопила ржавчина, словно её посадили на раскалённую сковороду...
         - Поцелуй, внучек, поцелуй, золотое сердечко!
        С улыбкой промолвила старушка...
         Коля вприпрыжку бежал домой. Никогда ещё небо не было таким глубоким, и синим-синим, трели птиц такими чарующими, ветерок таким ласковым, цветы такими яркими...
        Учебный год мальчик окончил без троек. Все свидетели его преображения задумчиво посматривали мне вслед, иногда заводили разговор о Боге, всё чаще стали появляться в храме. Танюшку мы тоже окрестили. На одной из последних встреч Таня с грустью спросила:
        - Почему в церкви не все такие добрые, как вы?
        - Они очень добрые, но Богу угодно, чтобы вы не всегда видели их такими, чтобы научились любить и прощать. Я, грешница, тоже пока учусь этой премудрости, но через меня Господь показал вам, какой должна быть истинная любовь. Вам есть чему учиться. А как? Спрашивайте у Господа, Он всегда рядом. 
         Со временем удушающая узда нищеты развела нас по разным жизненным путям. Не знаю, как сложилась жизнь этой семьи. Но даже если они и отпали от церкви, им есть куда возвратиться...