Фирма - рассказ замполита о военных ремонтниках

Арсений Одуорб
Подполковник в отставке Папсуев Михаил Дмитриевич, бывший заместитель командира войсковой части 11291 по политической части   (на фото 1979 года - второй слева):

О семидесятых годах прошлого века.....

.....................................
Мы, русские люди, привыкли к дискуссиям на различные темы, часто по вопросам, о которых имеем довольно смутное понятие. Например, об армии любят порассуждать люди сугубо гражданские, весьма далёкие от Вооружённых Сил.

Часто от гражданских руководителей немалого ранга в острых ситуациях можно слышать : «Это Вам не армия.Там ПРИКАЗАЛ и ВЫПОЛНЯЙ».

Талантливый командир должен постоянно анализировать –выполнИм ли приказ, кому приказ отдать, способен ли его выполнить исполнитель, в какие реальные сроки. За 30 лет службы в Вооружённых Силах СССР  мне приходилось служить в различных должностях.

Я был командиром взвода, старшим техником, секретарём комсомольского бюро части (освобождённым), помощником начальника политотдела по комсомолу, заместителем начальника школы сержантов по политической части, заместителем командира зенитно-ракетного дивизиона по политической части, секретарём партийного комитета зенитно-ракетного полка, заместителем командира ремонтно-технической базы в/ч 11291 по политической части.

Исходя из своего послужного списка я могу утверждать, что я знаю, как отдаются и выполняются приказы.

Характерный случай у меня произошёл 31 декабря 1958 года. Солдат моего взвода КОМКОВ отказался нести ужин из жилого городка на техпозицию для солдат, дежуривших на станции заправки ракет.

 Задушевную беседу я с ним вёл до тех пор, пока он не сказал : «Да, товарищ лейтенант, я виноват и поступил по-свински». После этого я объявил ему двое суток ареста (тогда командир взвода имел такое право) и в течении 40 минут КОМКОВ доставил пищу людям.

…А финал был таков. Я вскоре был назначен на другую должность. Через год КОМКОВ с обходным в руках пришёл ко мне на квартиру и благодарил за урок, который я ему преподал в ту Новогоднюю ночь.

Так вот, если бы в той ситуации был применён принцип : «Получил команду и выполняй», дело , пожалуй, закончилось бы ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ.

Почти всю службу я прослужил на политработе. Но системного военно-политического образования я не имел. Я даже не кончал никаких политических курсов.

Очевидно, моё начальство считало, что с меня хватит и того, что имел. Ведь генерала из меня никто делать не собирался, а для практической работы с личным составом я, очевидно, отвечал всем требованиям. А требования были весьма высокими.

Армейские остряки, которых к порядку призывали политработники и политорганы, породили тезис, что замполит рот закрыл , и работу закончил. М. В. Фрунзе на роль политработника смотрел иначе. Он говорил: «Без военкома (военного комиссара –прим. ред.) не было бы армии».

Престиж политработников начал падать , когда в военные Училища , особенно Политические, стали поступать распущенные подростки высоких чиеов, КОГДА НА ДОЛЖНОСТИ СТАЛИ НАЗНАЧАТЬ НА РЫБАЛКАХ И В ФИНСКИХ БАНЯХ.

В этих условиях в частях появились юристы, стали заезжать военные прокуроры, частыми гостями стали милиционеры. Вопросами, которыми сегодня занимаются вышеназванные категории , раньше в основном занимались политработники.
Но самой тяжкой участью замполита было общение с родителями погибшего солдата.

Я много хоронил подчинённых. И только одна мать застрелившегося солдата, БЫКОВА из Брянска, сказала: «Простите, товарищи командиры, мы его, наверное, неправильно воспитали…»

К тому времени, когда я был назначен на должность зам. по политчасти командира в/ч 11291, я уже имел достаточный опыт работы  с личным составом.
С личным составом, но не с профсоюзом (обьединяющий гражданских  рабочих , служащих  и ИТР -прим. ред.) , который имел в части НЕМАЛЫЙ ВЕС.
 
Влияние гражданского персонала ощущалось и на офицерах части.Офицеры обращались друг к другу по имени-отчеству. Начальники цехов не прочь были спекульнуть производственным планом (при назначении дежурств, премий и т.д.) Форму все офицеры уважали, не нарушали . Но построения не уважали (якобы, тратилось время, которое нужно на производство, за которое-основной с них спрос).

Офицеры ВСЕ были грамотными, почти все с высшей подготовкой, но в низких званиях. За это ни на кого не обижались, так как сами не хотели менять место службы.

Большое количество прапорщиков были высококлассными специалистами-несли службу в выездных бригадах, в производственных цехах части. Прапорщикии механического цеха могли сделать как памятные медали, так и рубли (последнее не нравилось местному «чекисту»)

Около сотни солдат срочной службы- шофёры; солдаты, выполнявшие малоквалифицированную работу в цехах, были отданы на откуп командиру и замполиту батареи.  Долгое время ими были капитан Колесник Пётр Сидорович и ст. лейтенант Глаголь Владимир Иванович.

Другие командиры солдат срочной службы , как однажды сказал начальник 1 цеха майор Кирилл Новиков, происходили от одного корня «Лев». Это были командиры взвода ст. лейтенант Лёвкин, командир автовзвода лейтенант Лёвочкини автотехник прапорщик Левчик, который закончил службу в должности заместителя по тылу командира в/ч 11291 в звании подполковника.

Высококвалифицированными специалистами с высокой гражданской ответственностью были рабочие и служащие части. Среди них Павел Сомин, Борис Корнеев, Дроздов, Сошитов, Виноградов, Лагута, климкова и многие другие.
……………………………
Поняв всю сложность работы с таким конгломератом в части , я месяца три не выходил на трибуну , пока не побывал в каждом углу части, не изучил в пределах возможности суть и назначение части. Моё деловое любопытство и простота общения очевидно импонировали взаимопониманию с людьми.  Я никогда не ощущал неприязни от подчинённых.

В мою бытность заместителя по политчасти  командира в/ч 11291 частью командовали полковник Каплич Виктор Константинович и полковник Андреев Сергей Иванович.

По отношению к делу, пониманию командирского долга это были совершенно разные люди.
Полковник Каплич В.К. , в основном не мешал работе цехов и отделов, руководимых компетентными людьми. Будучи обременённым семьёй с тремя взрослыми дочерьми, Виктор Константинович много внимания уделял решению семейных проблем.

И когда полковника Каплич В.К. назначили советником в Индию (на 6 месяцев), а главным инженером в/ч 11291 былназначен майор Алабов Юрий Фёдорович, не нюхавший солдатских портянок (не согласен, ведь Ю.Ф. Алабов 5 лет был рядовым курсантом, но с солдатами , конечно работал намного меньше  автора этих строк – прим. ред.), исполнять обязанности командира базы назначили меня – замполита.

… Исполнение обязанностей длилось около 8 месяцев.При этом показатели части мало в чём изменились. Заслуга в этом прежде всего начальников цехов , отделов и служб.

Среди них майор Сушков, майор Мирошников А.А., майор Попов М., майор Богатов М.К., майор Соколов Н.И., майор Коробкин Н.И.,майор Дмитриев А.П., майор Волков, майор Взоров Б.К., майор Трутнев А.С.

Хотя вначале они поняли моё назначение исполнять обязанности командира как моё стремление стать командиром. Отсюда имели место различные подвохи. Но откровенный разговор с ними устранил все проблемы.

Полковник Андреев С.И. был человек чести и долга. Зная некоторые свои недостатки , Сергей Иванович не сбавлял обороты в служебном плане. В части не было такого угла, который не знал бы командир, не было ни одного решения технически сложного вопроса, в котором бы не принял участия командир, при этом он всегда советовался с компетентными людьми.

Я не знаю случая, чтобы Андреев С.И. не выполнил данного кому-нибудь обещания, БУДУЧИ БЕССЕРЕБРЕННИКОМ (в наше время командиры поставлены перед сложным выбором в этом плане, время другое-прим. ред.)

Особое место в жизнедеятельности части занимали апрельские коммунистические субботники. По инициативе рабочих и служащих части они превратились в настоящие праздники. В нормальном коллективе людям нужна не только работа , деньги, но и нормальное человеческое общение в неформальной обстановке  (это понимали и коммунисты, и понимают капиталисты-проводят «корпоративы»- примю ред.)

Субботник начинался митингом в сквере у механического цеха, где были столовые рабочихи служащих, и солдат (отдельно).

После митинга предполагалось, что производственники будут заниматься выпуском продукции, а служащие и - уборкой в помещениях и наведением порядка на территории части.

Но к субботнику готовились заранее. В большинстве случаев продукция к субботнику уже была готова заранее.

А из субботника делался ПРАЗДНИК!

В цехах и службах выделялись женщины, которым было поручено готовить ИТОГОВЫЙ ОБЕД для коллектива подразделения  с умеренной дозой спиртного (как купленного накануне, так и сэкономленного - от производственных нужд). Мужчины в это время убирали территорию, в предвкушении праздника. Часть женщин наводила лоск в цехах и лабораториях.

Командование части не препятствовало такой постановке вопроса, ибо «не хлебом единым сыт человек».
Высокая подготовка руководителей подразделений части , их компетентность, взаимопонимание и разумная требовательность привели к созданию прочного, работоспособного, дружного коллектива, СПОСОБНОГО РЕШАТЬ СЛОЖНЕЙШИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ  в короткие сроки и с высоким качеством.

 В результате часть в течении ряда лет вышестоящим командованием по результатам инспекций объявлялась ОТЛИЧНОЙ. Неслучайно начальнику метрологов части Николаю Ивановичу Соколову и секретарю парткома части Михаилу Андреевичу Ходюк  было присвоено звание «подполковник» НА ОДНУ СТУПЕНЬ ВЫШЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ.

Основатель в/ч 11291 полковник Малютин Сергей Сельвёрстович однажды назвал созданную им часть «ФИРМОЙ, СПОСОБНОЙ НА РЕШЕНИЕ МНОГИХ ЗАДАЧ». (Тогда он говорил, что придёт время, и мои рабочие будут в шляпах ходить – прим. ред.)
«ФИРМА» стала синонимом в/ч 11291.

Члены коллектива части С ГОРДОСТЬЮ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ ФИРМОВЦАМИ, а соседние части по –доброму завидовали, ведь ФИРМОВЦАМИ они были для всего гарнизона Трудовая.