Думы о врачевании. глава 7. о стиле работы руковод

Вениамин Бушмелев
Вениамин БУШМЕЛЕВ

Раздумье о стиле работы руководителя лечебного учреждения

  Учиться быть врачом – это значит учиться быть человеком.
  Хороший врач – результат огромной подготовки  и внутренней самоподготовки
                Академик АМН  А. Ф. Билибин               

Руководителем ЛПУ любого уровня должен быть квалифицированный специалист, имеющий опыт лечебной и преподавательской работы.
Ему необходимо обладать качествами  лидера и быть примером для своих подчиненных.
У него должна быть развита самодисциплина, обязательная самоотдача и отеческая забота о коллективе, которым он руководит.
Прежде чем требовать от других слаженной  работы, ему необходимо уметь делать ее самому, причем выполнять дело  отлично и личным примером воодушевлять других.

Любой заведующий клинической кафедрой, особенно хирургической, должен играть роль, играющего тренера и обладать харизматическим даром.
Такие руководители способны вдохновить подчиненных на сложные дела, побудить к исканиям.
Широта взгляда, умение угадывать верные стратегии, находить нестандартные решения — вот безусловные плюсы таких людей, ибо вся стратегия должна быть направлена на созидание, а не на разрушение достигнутого ранее.
 
Успех руководителя, безусловно, заключается не в харизме, а в способности собрать вокруг себя сильную команду.
У руководителя клиники главной чертой характера должна быть самооценка своих действий, отсутствие зависти и хвастовства, а также твердое понятие, что не место красит человека, а человек место.

Безусловно, большинство окружающих людей судят по конечным результатам его работы, а не по хвастливым речам. Не дай бог, когда руководитель заражен снобизмом и непомерными амбициями.

Снобизм, в настоящее время повсеместно процветающий в учебных заведениях и медицинских учреждениях, где заботятся не о настоящем деле и профессионализме, а только о собственном величии, заключается в заносчивом поведении человека, уверенного в своем интеллектуальном превосходстве над окружающими его людьми.

Сноб всегда обращается к вам со снисходительной величавостью, глядя сверху вниз.  Надменный сноб ведет себя так, будто он выше всех и это поднимает его самомнение.
Как образно высказался один из современных сатириков Сабир Омаров: «Снобизм это такое явление, когда привитая любовь к себе не уживается с любовью к людям». 
Непомерное тщеславие, пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы и почитания, приводят, как правило, к развалу коллектива.

Учебно-воспитательный процесс в хирургическом коллективе, как и всякое воспитание, подчинено старым, незыблемым, научно обоснованным педагогическим законам: «рассказом, показом, приказом и строгим контролем».
 
Умелый рассказ, четко сформулированный приказ, подкрепленный скрупулезной проверкой, имеют для коллектива огромное консолидирующее значение.
Убеждающий рассказ может быть в виде лекции, научно-практической конференции, семинарского занятия, детального обсуждения или разбора истории болезни больного, а также личной беседы с исполнителем задания.

И все-таки для воспитания больше всего решает личный пример в виде показа, то есть необходимость лично своими руками показать, как это следует делать.
 
Еще в свое время великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в своих философских трудах подчеркнул:
«Прежде чем проповедовать людям,  какими им быть, покажите это на себе…. Исполни это на себе прежде, чем других заставлять, - вот в чем тайна первого шага». 
А один из первых российских детских хирургов Николай Наумович Теребинский  считал:
«Хирург лишь тогда в полной мере понимает своего пациента, когда он сам перенес хотя бы часть того, что выносит его подопечный. Любому хирургу следует побывать в шкуре своего пациента. Испытание того, что ты предназначаешь своему  ближнему, дело полезное».

Специалист - хирург должен умело использовать опыт коллег, перенимая самое лучшее. В данном случае уместно подражание и заимствование, но не присвоение чужих заслуг и выдача их за свои наработки.
Главной чертой руководителя хирургического подразделения должна быть способность выбирать лучшее и отбрасывать недостаточно эффективные приемы и привычки, чем создается свой стиль работы.

Руководителем любого медицинского подразделения может быть врач профессионал своего дела.
Профессионализм – это то, что отличает человека в совершенстве знающего свой предмет. Руководителю необходимо владеть всеми методами медицинского анализа и в совершенстве знать номенклатурные и законодательные акты, ибо судят о качестве руководимого им коллектива по конечным результатам показателей работы всего ЛПУ.

Каждый врач на своем рабочем месте – это уже администратор. Он по существующей «вертикали власти», руководит сестрами, санитарками, пациентами, их родителями и т.д., и если мечтой его жизни станет не профессиональный рост, а эфемерная цель карьеры, то ему не место в клинической медицине.
 
Профессиональный рост обязательно должен опережать рост по карьерной лестнице.

Пост руководителя сам по себе крайне ответственен.
С руководителя берут пример подчиненные.
Если он нравственно не воспитан и бахвальство его превышает врачебный долг, то большинство окружающих будет считать себя вправе делать то же самое, каким путем это делает руководитель.
Какие хорошие слова бы он ни произносил, какое разнообразие мудрых советов от него бы ни исходили, но если он нескромен, то будут развязны и его подчиненные.
Если он полуграмотен и не понимает значения рационального подхода к жизни учреждения, то и работа других будет подменяться  бессмысленным словоблудием.
 
Руководителю ни в коем разе нельзя огрехи работы руководимого им подразделения перекладывать на плечи других и винить в не успехах всех и вся, а самому оставаться «правым».

Русская мудрость говорит: «Чтоб доказать кто в доме хозяин, необязательно раздавать направо и налево тумаки, а самому следует хозяйски относиться к своему дому».
Руководителю в своих поступках не допустимы самомнение и непогрешимость.

В своем разделе деятельности самым важным у него является не собственный авторитет и узкокорыстные интересы, а благо всего коллектива.
Ко всему коллективу, а не только к избранным его членам у него должно быть заботливое отеческое отношение.
Только тогда в коллективе, в котором он работает, вырабатываться  почтение к учителям, к старшим коллегам и накопленному ранее опыту работы клиники.

 Руководитель должен быть наставником для каждого члена коллектива, и почтительное отношение членов коллектива к руководителю создается не за счет страха перед ним, а в связи с уважением к его знаньям и уменьям.
 
Здесь уместно привести строки одного из произведений  Максима Горького: «Прийти на помощь не только словом, но и личным примером, воздействовать на молодых ребят не поучениями, а работой – это суть наставничества. 
В народе говорят:  «отец – это сокровище, брат – опора, а друг – и то и другое. Так вот истинный Наставник – и то и другое и третье». 
И вы, наверное, не раз убеждались, как верно подмечено, что совет человека, умудренного  жизненным опытом, сил прибавляет, а добрый пример учит трудолюбию!
Около хорошего человека потрешься, как медная копейка о серебро, и сам потом за двугривенный сойдешь».
 
Очевидно, кардинальной задачей является установление такой системы, при которой невозможен отрыв руководителя от коллектива.
Это связано с необходимостью выполнения целого ряда условий.
Демократизм учреждения определяется в первую очередь уважением к мнению любого сотрудника.
Деловая атмосфера дает простор для проявления широкой инициативы. Деловитость порождается лаконичностью суждений и мнений.
Обсуждение любой проблемы должна проводиться коллегиально в виде собраний, научно-практических конференций, слаженной работой комиссий, технических учебных занятий и т.д., но с обязательным принятием решений.
После этого решение становится правилом для всего коллектива, которое подлежит безоговорочному выполнению.
 
Жесткая дисциплина является непременным условием работы любого медицинского подразделения. Стремление к обособлению работы отдельных подразделений с отступлением от принятых правил, не допустимо.
Общеизвестно, что сепаратизм так же страшен, как терроризм.

В хирургии существует общепринятый девиз:
«В рабочей обстановке во время проведения операции должен быть слышен только голос ведущего хирурга», который в серьезных клиниках принят к строгому выполнению.
 
Вот, что рассказал мне мой ученик и в последующем коллега, в настоящее время уже ветеран нашей службы, Ростам Рафкатович Ахметзянов. 
Он в свое время проходил интернатуру в Казанской клинике детской хирургии, руководимой профессором Михаилом Рафаиловичем Рокицким,  широко известным торакальным хирургом.
 
Однажды М.Р.Рокицкий проводил показательную операцию по сегментарной резекции легкого в присутствии большой группы студентов, интернов и ординаторов, подробно комментируя ход операции.
В операционной стояла напряженная трудовая тишина, изредка нарушаемая звоном инструментов и скупыми, но в тоже время четкими и понятными фразами профессора, произносимыми его приятным густым баритоном.
В конце операции, при подготовке закрытия грудной полости, Михаил Рафаилович произнес:
«А сейчас приступим к наложению полиспастных швов на пересеченное  межреберье».
И тут среди полной тишины, любознательный воспитанник ижевского института Р.Р. Ахметзянов, который не слышал о таком виде швов и не представлял, как их производят,  вслух спросил:
«Что это за шов такой – полиспастный?».
Шеф от неожиданности прозвучавшего вслух вопроса, на миг недовольно замер от того, что кто-то нарушил заведенный порядок, затем удивленно повернулся к учащимся и  строго произнес:
- Это кто тут спрашивает?
Ростам не на шутку стушевался:
-Я, а что, мне, например, не знаком такой вид шва. -  Но тут, же нашелся и с пафосом процитировал восточную мудрость:
«Вопрошать ведь стыд минуты, каждый нам его простит. Не спросить, лишиться знания – это целой жизни стыд».
Профессор был приятно удивлен, похвалил Ростама Рафкатовича за любознательность и во время проявленную смелость, но, будучи сам большим  эрудитом и любителем поэзии, тот час процитировал продолжение восточной мудрости:
«Мудрец хоть знает, но вопрос задаст, чтоб знанье укрепить. Глупец не знает и не спросит нас, чтоб знающим прослыть».

 Я думаю, что это повествование Ахмедзянова может служить серьезным уроком для многих из нас.
Кто оказался в данном случае мудрецом, судить Вам.

В клинике, где не соблюдается  преемственность принятых правил, имеет место разброд, разболтанность и безответственность.
Любая безответственность ведет к разгильдяйству или, как говорил наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, к раздолбайству.
Раздолбайство сопровождается развалом работы, а порой и должностными преступлениями.
 
Очень важно, чтобы в учреждении была создана атмосфера, исключающая несправедливость, а коль скоро такое бывает, то задача руководителя незамедлительно ликвидировать ее в рабочем порядке.

Вынесение личных отношений и мелких проблем на всеобщее обсуждение и сплетни вызывают пустое любопытство, что приводит только к словоблудству, как в известной телепрограмме «Пусть говорят», в которой участники программы все враз говорят, не понимая, и не слыша друг друга.
При этом ухудшаются личные отношения, страдает общее дело, наносится вред больным.
Младший и средний медицинский персонал быстро усваивает подобный стиль общения, и такое лечебное учреждение в целом производит плохое впечатление.

 Поэтому в любом медицинском учреждении следует решительно пресекать в разговорах, выступлениях на конференциях и совещаниях всякие иные интонации, кроме уважительных и доброжелательных.
 Докажи свою правоту не тем, что кто-то где-то что-то сказал, а опираясь на свой  положительный, надежно проверенный опыт. 
Не наступай на одни и те же грабли. 
Не повторяй чужих ошибок, а учись на них. 

Руководитель любого медицинского подразделения должен знать законодательные акты. Ему доверено анализировать и контролировать работу подчиняемого коллектива, в том числе проводить профилактику должностных преступлений. А, как проводить? Только беспристрастным  контролем и оценку любой работы следует давать по итогам конечного результата работы. Поэтому контролер должен быть профессионалом и компетентным в данном вопросе.
Некомпетентный контролер может наломать больше дров, чем разгильдяй.

Как выразился один современный мудрец: «Кто будет предотвращать злодеяния, если тот, кто обязан бороться с пороками, сам им подвержен?». 

Стиль работы руководителя должен быть направлен на пользу дела, а не  на публику и антураж.
Компетенция контролирующего должностного лица заключается не только в том, что он обладает определенным кругом полномочий, предоставленных законом, уставом или иным законодательным актом, но должен иметь знания и в той области, которую он представляет и опыт в тех вопросах, в которых он хорошо осведомлён.

Примитивизм, т.е. упрощённый подход к решению контроля над сложными вопросами результатов работы подразделения не допустим.
Руководитель любого ранга вправе требовать от подчиненных четкого и достойного выполнения его распоряжений и указаний с ясным и понятным докладом. Именно, понятным и грамотным докладом. При  докладе всегда становится ясно, как выполнено задание.

Поистине, «Речь – это показатель ума», - изрек древнейший философ Луций  Анней Сенека.
Другой мудрец -  древнегреческий философ Сократ отметил: «Нельзя научиться хорошо думать, не научившись хорошо говорить».
В связи с этим, великий французский писатель Анри  Мари  Бейль Стендаль высказался:
«Главное достоинство языка – в ясности».
 Посему: «Что неясно представляешь, то неясно и высказываешь. Не точность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей» - считал  литературный критик и публицист Николай Гаврилович Чернышевский.
Ему вторил другой отечественный публицист и литературный критик Дмитрий Иванович Писарев:
«Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, ошибка в словах -  вызывает ошибку в делах».
 
В старину существовал обычай. Когда хозяин нанимал работника, то он смотрел, как тот ест.
Если ест хорошо – значит, будет хорошо и работать.
Проводя аналогию с этим обычаем, я думаю, что если хирург сумбурно говорит – так он и мыслит.
А если он не умеет мыслить, то так и оперирует.
Особенно это заметно в докладах врачей на утренних планерках, пятиминутках, конференциях и т.д. 
По докладу становиться понятным, как он мыслит и в связи с этим, правильна ли его тактика.
Цель же руководителя обязательно дать оценку деятельности докладчика.

Между прочим, для меня всегда был примером стиль ведения утренних конференций, проводимых искусным детским хирургом профессором Эдуардом Александровичем Степановым. В докладе дежурного врача он моментально улавливал все ошибки хирурга и отступления от нужной хирургической тактики, давал беспристрастную оценку его деятельности и тут же жестко требовал безукоризненного исправления ошибки. А за хорошо выполненную работу всегда благодарил и ставил ее в пример другим.

Такого же стиля работы поддерживался известный всем детским хирургам, его коллега, профессор Вахтанг Панкратьевич Немсадзе.

Привожу краткое содержание одного из данных им интервью на заданный вопрос о допустимости гласного обсуждения допущенных нарушений хирургической деонтологии.
Вопрос корреспондента:
«Вы никогда не считаете необходимым замеченную ошибку проговаривать с молодым доктором тет-а-тет? Вы эти вопросы всегда решаете через конференцию? Потому что бывает: отзовут ординатора в сторонку и выговаривают:  вот ты сделал то-то и то-то, а надо бы вот так. Вы так не делаете. Это принципиальная позиция?  Или вы об этом просто никогда не задумывались?».
На этот вопрос  Вахтанг  Панкратьевич  ответил:
«Такие вопросы лучше обсудить в широкой аудитории, сказать о них открыто. Не принимая каких-то радикальных мер, не наказывая, я просто ставлю в известность, чтобы все присутствующие обратили внимание, что в такой-то ситуации может крыться ошибка. Ошибка, которая может дорого стоить. Поэтому я не стараюсь шептаться в уголке, а стараюсь сказать, об этом на конференции. 
Я знаю, что в аудитории находится огромное число тех,  кого надо учить. По-видимому, это всё же такая позиция. Но надо знать, в какой аудитории ты  говоришь».

С некоторых пор, в любимой мной службе детской хирургии  был потерян контроль над профессиональной деятельностью.
Как только хирургическую тактику начали решать некомпетентные доктора, моментально появились коллизии, столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов. При этом под угрозу стали ставиться не только исход оперативного вмешательства, но часто  жизнь и дальнейшая судьба пациента.

 Общеизвестно, что судьба больного всегда находится в руках эскулапа.

Так и хочется выразиться афоризмом незабвенного Кузьмы Пруткова:
«О, как я устал от бездарности окружения, непрофессионализма и нарушений врачебного долга».