Если бы, да кабы

Анжела Стальная
       Лиза с детства была уверена: у девочки обязательно должен быть отец. Это убеждение шло откуда-то свыше. Ей казалось, что мальчики могут обойтись и без папы, они такие уверенные, сильные. Они твёрдо стоят на крепких ногах. А Лизу тонкие, длинные, нездоровые ножки подводили. Она так долго училась ходить. Так случилось, что свои первые, неуверенные шаги она совершила только к трёхлетнему возрасту. А побежала к пяти годам. Пусть и неуклюже, при падении набивая себе шишки на коленях, и ставя синяки на детские розовые ладони. Слышала вслед, как дразнят соседские ребятишки, придумывая обидные прозвища. Но играть-то во дворе с другими детьми хотелось.
   
       Как мечталось ей, чтобы отец был рядом! Нет, не сейчас, а именно тогда, в детские годы! Ведь он мог поддержать её на скользком льду, обучая кататься на коньках? Или медленно скользить по зимней лыжне, идя вслед по колее, оставленной от её детских лыж? Или бежать рядом с велосипедом, тем самым подстраховывая свою дочь от падения?

       Разве могла она с мамой попасть в огромный зал ресторана "Арагви", что был расположен в полуподвальном помещении, рядом с цирком? Туда раз в месяц, после получения своей пенсии, Лизу водил её дед. Как туда пропускали девочку, которая ещё не ходила в школу, - осталось загадкой. Они ели кавказские блюда, очень любили тушёное мясо с картошкой и специями в горшочках. После гуляли в центральном парке, ели мороженое. И сытые и довольные ехали домой. Лиза в такие дни была счастлива. И всё же рядом был не отец. А ведь он мог отвести её тогда пусть не во взрослый ресторан, хотя бы в детское кафе "Буратино", что у Детского мира.

       Он мог говорить с ней взрослым языком, не повторяя её детский лепет, как это часто делали мама и бабушка с дедушкой. Сколько пропущено совместных игр, которые способствовали бы умственному развитию, учили бы логике и жизненному восприятию других вещей. Девочка бы не ограничивалась игрой в куклы, в "дочки-матери", сидя в одиночестве на садовой скамейке.  Отец мог бы научить её играть в шахматы, карты, лото, домино и шашки, научить запоминать ходы и стремиться к победе. Ведь по словам близких, отец был умным и весёлым. Но и эта роль учителя была отведена деду.

       Мать любит ребёнка безусловной любовью, за то, что он есть. Она всегда держит своё дитя лицом к себе, прижимая и обнимая. Отец же держит ребёнка лицом к миру, подбрасывая его и неся на своих плечах. Он любит ребёнка за то, какой он. Значит настоящий отец будет прикладывать усилия, чтобы воспитать его таким, каким он хотел бы его видеть. С детства он общается с ним по-взрослому, то есть как бы немножко с "будущим человеком".

       Многие люди не любят рассуждать в сослагательном наклонении, даже поговорку придумали: "Если бы, да кабы - во рту бы выросли грибы!" И всё же, Лизе очень интересно знать, оправдала ли она надежды отца? Такой ли он хотел видеть свою дочь? Только вопрос этот задать уже некому. Ни в детстве, ни во взрослой жизни отца рядом с Лизой не было.

       Лиза так и не научилась кататься на коньках, лыжах и велосипеде. Сама не справлялась, а деду было не по силам. Зато неплохо научилась играть в настольные игры. И продолжает быть уверена в том, как важно, чтобы рядом с девочкой был её папа, благодаря которому, она бы знала кто такой настоящий мужчина!