Все в памяти моей... Гл. 11. Студенческие будни

Светлана Компаниец
    И   потекли  студенческие  будни.  Я  уже  училась  на  четвертом курсе  и  в                сентябре   уехала  на  практику  в  Сумы,  на   компрессорный  завод.  Выглядело  все  это,  как  представление  в театре: мы, шесть  девочек,- ребят  наших  сразу  увели  что-то  грузить,-  в  пышных,  накрахмаленных  юбках  и  ярких  кофточках,  в  лодочках  на тонкой  шпильке – в  огромном  чадном  цеху, в какой-то  бетонной   яме,  измазанной  мазутом,  держа  наманикюренными  пальчиками  грязные  метчики,  нарезаем  резьбу  на  болтах  и  гайках!!  А  сверху,   от  станков,  с  эстакад,  с  кранов  до  нас  доносятся  громкие  шутки   и  гогот  рабочих.  Так  проходит  первый  день  практики.  Мы  взбунтовались  и  стали  появляться  в  цеху  только  утром, - поздороваться  и показаться  на  глаза  своему  руководителю -  молодому  мастеру,  которому страстно хотелось  тут же  заставить  нас  рубить  и  сверлить  железо,  шабрить  и   чистить   подшипники,  таскать   металлическую   стружку  и  подметать  проходы  между  станками!(Простите, - это мы проходили на практических  занятиях в институтских  мастерских! И  уже получили зачеты!)  И  мы  ведь  были  из  Одессы!  Мигом  нас  окружали  советчики  и  помощники, -  молодые  ребята-рабочие, -  и  через  час-другой  мы  уходили  из  цеха  с  чистыми  руками,  в нетронутых  грязью  нарядах, оставляя  готовыми  и  гаечки,  и  болтики,  и  даже  чистые  проходы!
               
    Скучала  ли  я  по  Виктору?  Наверное. Но  это  не  помешало  мне  вскружить            голову  комсоргу  завода,  который,  как  пришитый,  ходил   за  нашей  группой,  а  потом  провожал  нас  с  Аллой  домой,  хотя   жили  мы  довольно  далеко  от  завода,  на  самой  окраине  города.               
               
        *****               
    Виктор был салагой-первокурсником, и если я уже хорошо ориентировалась, зная,   где  можно  пофилонить, а где  и попотеть, то  он  еще  ходил  с    перепуганными   глазами,   замороченный   лекциями,   семинарами,  лабораторными  работами.  Виделись мы только по  выходным, иногда  ходили на  вечера  ко  мне  в  институт,  в  театр, в наше, студенческое, дешевое  кафе,  но  звонил  он  часто,  на  вахте  в  моем  общежитии  его  уже  хорошо  знали  и  свободно  пропускали  ко  мне, не требуя  студенческого  билета.
               
    Еще  в  мае, в  первый его  приезд  в Одессу, я  на  танцах  в нашей столовой      познакомила  его  с  Иваном  Федоровичем, (пришлось...) тот  сам  подошел  к  нам  и  представился. Позже  Виктор  ревниво  спросил:
               
 -  Почему  это  он  все  говорил:  береги  ее?
               
    Я  промолчала.
               
    Первую  сессию  он завалил  и  второй  семестр  жил  без стипендии, на десять рублей  в  месяц,  которые  присылал  ему  из  Златополя  Толик,  родной  брат. Я  стала   чаще  звать   его  к  себе,  чтобы   накормить,  все-таки   я   получала  стипендию  и  мама  присылала   мне   пятнадцать-двадцать  рублей   ежемесячно.  Да  и  жили  мы  коммуной,  всегда  было  что  пожевать.  Мать  его,  баба  Лена,  в  это  время  сидела  в  тюрьме  за  спекуляцию:  продавала  на базаре какие-то  платки  и  чулки,  за что  суд  определил  ей  наказание -  год  тюрьмы...               
               
   Летом  я  снова  уехала на  практику,  в  Днепропетровск, на  металлургический   комбинат. Мы  опять  были  той   же  компанией,  только    из  девочек  приехали  сюда  я  и  Алла  Соллогуб,  моя  подруга  по  группе, - это  была  уже  практика  по  специальности.

   К  десяти  часам  утра  мы  появлялись в  чистом,  как операционная  больницы,  кислородном  цеху, почтительно,  на  расстоянии,  разглядывая   ректификационные    колонны   высотой  в  пятиэтажный   дом,  и   удивлялись  смелости   и  ловкости  девушек-операторов,  бойко бегающих  по  крутым   металлическим  лесенкам  вокруг  колонн  и споро управляющихся с огромными  маховиками задвижек  на трубопроводах, внутри  которых  (мы  знали,  потому  и  трусили!) было  давление  более  двухсот  атмосфер.  Затем,  потолкавшись  в  конструкторском   бюро,  уходили  на  Днепр, сверкающий   в   солнечных   лучах   и   манящий  влажной  прохладой  прямо  за  бетонной  оградой  комбината.               
               
    Поселили  нас  с  Аллой  в  женском   общежитии,   ребят –  в  мужском.  Эти  два  больших  пятиэтажных  дома  стояли  рядом и  длинные  балконы по  их  торцам  вдоль  всех  этажей  находились  метрах    в  пятнадцати  друг  от  друга.  Наша  комната  была  в  торце  и  большая  дверь  из  нее  вела  на  балкон,  увешанный  бельем  и  заставленный  стульями  и  столиками. На  балконе  напротив  постоянно  торчали  курильщики, с любопытством  наблюдавшие за  жизнью в комнатах  “женского  монастыря”, -так  называли  наше  общежитие. Каждое  новое лицо было на  примете.  Помню,  я  вышла  на  балкон с  выстиранным  платьем  в  руках  и  тотчас  кто-то  из  наблюдателей   напротив  крикнул:
               
 -  Привет,  смуглянка!  Как  тебя  зовут?  Ты  новенькая?
               
    Я  не  успела  опомниться,  как  позади  меня  прозвучало  громкое:
             
 -  Маша!
               
    Это   крикнула   моя  соседка   по  комнате,  с  которой  я   еще  не  успела  познакомиться.
               
 -  Не  говори,  как   тебя  зовут, иначе  он  не отстанет  от  тебя,  это  такой  тип...  Ты  с  ним  осторожно,  иначе...
               
    Она  не  продолжила,  что  “иначе”,  а  Ленька,  так  звали  этого  “типа",   стал  часто  попадаться  мне  на  глаза:
               
 -  Маша,  привет! -  он  с  улыбкой  махал  мне  рукой.
               
    Но  вот  однажды  я,  опаздывая,  спешила  на  комбинат  одна,  без   нашей  дружной  компании. А  жили  мы  в  рабочем  поселке   и  девушки  из  общежития  не  советовали  ходить  поодиночке. Но утро было  яркое,  солнечное,  и  никакого  страха  я  не  ощущала.  Становилось  жарко. На  высокой  лестнице  и  деревянном  мосту,  переброшенному  через  железнодорожные  пути,  повеял  свежий  ветерок.    
Было  приятно   идти   по   слегка  пружинящим  доскам  в  легких  босоножках  и  открытом  сарафане  с  узким  лифом  и  широкой  развевающейся  юбкой. Голову  я  повязала  маленькой  косыночкой,  затянув  узелок  с  торчащими  хвостиками  под  подбородком.  Я  шла  и  с удовольствием  смотрела  на  город  сверху,  на  небо,  на  солнце. Хорошо! И  вдруг  словно  споткнулась: навстречу  шел Ленька,  “тип”!    
И  никого  на  мосту,  только  паровоз  шипит  внизу.
               
 -  Ну,  что  скажешь,  Светик?  Или  Маша? Что  ж  ты  врешь! – он  крепко  сжал  в  кулаке   хвостики  под  моим  подбородком. -  Что,  я   в  калашный   ряд   не  вписался?  Вот  сейчас  сброшу  туда, - и  он  головой  указал  вниз,  под  мост, - и  ничего  от  тебя  не  останется!
               
    Я  стояла,  онемев  от  страха, глядя  ему  в  лицо, и видела  в  его  глазах  усталость  и  презрение.
               
 - Эх,  ты-ы,  Маша-Света! – произнес  он  и  отпустил  мой  платок.
               
   Я  пошла, не  оглядываясь. Страха больше  не  было,  был  только  стыд  перед  этим  рабочим  парнем.               
                *                *               
                *               
    И   вот   мое  последнее  студенческое   лето.  После  практики  я  вернулась    в  Златополь  раньше  Виктора,-  он  все  еще  сдавал  и  пересдавал  сессию.  А  я  в  это  время  занималась  дома  побелкой  и  покраской.  Дом  наш  полностью  перестроили,  теперь  в  нем  были  только  две  квартиры  и  жили  в  них  мы  с  мамой  и  Аня  с  сыном  Славиком,  который  был  младше  меня  на  девять  лет.  Теперь у  нас с  мамой  была  большая, в три  окна,  комната  и  уютная,  светлая  кухня  с  хорошей  плитой  и  духовкой,  где  мама  пекла  вкуснейшие  пироги.
               
    Пока   мама  была   на   работе,  я  красила   окна,  полы,  белила  стены  и  потолки.  И,  конечно,  не  одна.  Помогал  мне  одногруппник,  Саша  Деркач,  он  жил  в Новомиргороде,  наш  отличник  и  будущее  светило  науки (он потом  уехал  работать  в  Харьков,  в  Институт  низких  температур,  где  предлагали  место  и  мне). Ах,  как  он  нравился   маме! Я  видела  в   ее   глазах   надежду:  а  вдруг  я   оставлю   Виктора?  Но  Саша   был   влюблен  в   мою   подругу - Аллу  Соллогуб... А вскоре,  после  сессии,  опять  неудачной,  появился  Виктор  и  мы  все  вечера  проводили  с  ним  вдвоем.
               
    Мама  устроила  меня  работать  “оклейщицей” на  консервный  завод, где  сама  была  главным  бухгалтером. Короче, я пристроилась по блату,  так  как  студентов  на  работу  не  брали.  В  те  годы  не   принято  было  студентам  и  школьникам  трудиться  во  время  каникул: дети  должны  были  отдыхать,  наслаждаясь  летом,  солнцем,  свободой, а не  гоняться  за  рублем!  Это  уже  позже,  после  целины,   появились   студенческие  отряды,  где-то  в  начале  шестидесятых.
               
   Работали  мы с Лидой, мама пристроила  и  ее, клеили  этикетки  на  стеклянные  банки  с  огурцами. Было  скучно и  нудно лепить  зеленые картинки  на  смазанный  вонючим  клеем  бок  банки. Работали с семи часов  утра  до трех дня. Я  умирала,  так  хотелось  спать:  домой-то  со  свидания  возвращалась  в  два,  а  то  и  в  три  часа  ночи,  а  в  шесть  уже  надо  было  вставать.
               
   Августовские  ночи  были  теплые,  звездные.  Мы  уходили  далеко  за  город,  в  поле,  где  слышались  голоса  перепелов  и  первого  жаворонка  на  рассвете,  пахло  полынью,  сухим  сеном  и  чебрецом,  и   еще  чем-то  пряным  и  сладким,  не  то  гречихой,  не  то  медовой  кашкой.  Поздно  ночью  не  могли  расстаться  у  моего дома,  сидели  на  узенькой  скамейке  под  окном  кухни  и краем  глаза  я  видела, как время от времени  поднималась за окном занавеска: мама не спала...
   
  И  снова,  под  звездным  небом  летней  ночи,  он  повторил   свое  признание  в  любви  на  чистом  украинском  языке:
               
 -  Я  тебе  кохаю,  дуже  кохаю...
               
    Это  прозвучало,  как  заклинание.
               
    Уже  тогда мы были  уверены, что  будем  вместе, хотя  ничего  не  загадывали  наперед  и  не  строили  планов.  Жили  тем, что занимало  нас в  данный  момент:  надо  было  продолжать  учебу.  И  хотя  мы  уже  встречались  второй  год, наши отношения  были  самыми  чистыми,  только  поцелуи   и  невинные   ласки, -  мое  пуританское  воспитание  накладывало  строгое  ”табу”...
               
    Это  было  наше  последнее  лето  вольной,  холостяцкой  жизни.               
               
    Заработала  я  за  лето  сто  сорок  шесть  рублей  с  копейками  и  на   эти  деньги  мы  с мамой  купили  мне прелестную шубку  из кролика, черную,  пушистую,  сшитую  по последней моде – длинную, с отложным  воротником  и высокими  плечами.  Покупка  была  богатой  и  мы  очень  гордились  ею.               
               
    Шла  осень  шестьдесят  первого  года, я  уже училась  на  последнем,  пятом,  курсе,  Виктор  был  на  втором. Уже  встречали  из  космоса  Гагарина  и  других  космонавтов.  В  Одессе  появились  студенты  из  Кубы.  А  вот   студентов   из  Китая  отправляли  из  Одессы  и   вообще  из  Союза:   отношения  с   Китаем   в  те  годы  были  не  из  лучших.               
               
   С  первого сентября  Виктора с однокурсниками отправили  в  колхоз  в  далекий  степной  район.  А  через  две  недели,  по  примеру  Галки,  решившей  проведать  своего  Сашу, -  тот  был  студентом  второго  курса  нашего  института  и  тоже  уехал  в  колхоз, - я  отправляюсь  к  Виктору. Галка  долго   уговаривает   меня  на  этот  «подвиг»:               
      
 -  Ты  представляешь,  как  он  обрадуется! – твердит  она.
               
    И  вот  я  на  Привозе,  знаменитом  одесском  рынке,  ищу  попутку в  Арциз,       
районное  село,  где  поселили  студентов.  На   мне  легкие   спортивные  брюки,  блузка  из  черного  атласа  и  синяя  шерстяная  кофточка, в  руке  студенческая  папка.  Быстро  нахожу  нужную мне  машину.
               
    В  кабине  грузовика  я  сижу  рядом  с  молодым  парнем-шофером.  А  впереди  сто  пятьдесят  километров  пути...  И  только   когда   мы  выезжаем  за  город,  мне  становится  не  по  себе.
               
 -  И  зачем   же    едет   такая   молодая   девушка   далеко  в  степь? – сияя  белозубой  улыбкой  на  симпатичном  загорелом   лице, спрашивает  водитель.
               
 -  К   мужу,  он   студент,  в   колхозе, - выпаливаю  я,  словно  сообщение  о  замужестве  может  меня  защитить.
               
 -  А-а, молодожены,  значит! Это  хорошо. Я  тоже молодожен,  уже   две  недели!
               
    И  он  рассказывает  о  своей  жене,  о   своей  любви,  подробно,  с    тем  откровением  и   доверием,   которое   внезапно   возникает   между    случайными  попутчиками.  Я  чувствую  себя  легко  и  свободно,  и  признаюсь,  что  наврала  ему  из  страха.  Мы  смеемся  и он  опять    рассказывает  о  своем  доме,  о  молодой  жене.  И  я  тихонько,  про  себя,  завидую  ей...
               
   Поздно  вечером  приезжаем  в  село. Южные  ночи  опускаются  на  землю  очень  быстро,  без   сумерек, -  сразу   же,  как-то  вдруг,  все   вокруг   окутывает  непроглядная  темень,  до  той  поры,  пока  не  появятся  в  небе  звезды  и  не  взойдет  луна.
               
    Мой  водитель подвозит  меня  до самой  школы, где  в спортзале  разместились  студенты.  В  окнах  темно,  слышна  тихая  музыка.  Стучим. Рядом,  в  открытом  окне,  появляется  чья-то  голова.  С  трудом  узнаю  Валеру,  друга  Виктора.
               
 -  Светка!  Ты?  А  Витек  в  клубе,  в  кино!
               
    И  мы   едем  к  клубу.  Растерянный,  взволнованный   Виктор   выбегает   на  крыльцо.  Он  никак  не  ожидал  от  меня  такой  смелости.  Я   чувствую  себя  почти  “декабристкой”!  Ребята  суют  нам  из  окна  суконные  одеяла,  увесистый  сверток  с  едой  и  мы  уходим   в  степь.   На  верхушке   высоченной   скирды  устраиваемся  на  ночь.
               
    Летние  яркие  звезды  мерцают  над  самой   головой  в   низком  небе. Тихо.  Ни  шороха,  ни  звука.  Даже  цикады  молчат.  Треск  сухой   соломы  при  самом  легком  движении  кажется  оглушительным,  как  гром, и  мы  лежим, не  шевелясь,  словно  боимся  разбудить  уснувшую  после  дневного  зноя  степь...
               
    Просыпаемся  от  духоты  и  жара.  Солнце   уже  высоко  и  на  скирде,  как  на  сковородке,  мы  полностью  в  его  власти.
               
    Проводим  в степи  весь  день. Забредаем  на какую-то  бахчу и  едим  сладкие  рассыпчатые  арбузы.  Руки  и  губы  липкие  от  их  сока.  Находим  родник  и  пьем  ледяную,  пахнущую  талым  снегом,  воду. Умываемся  и  долго лежим,  глядя  на  его  прозрачные,  тугие  струйки.
               
    И  снова  ночь.  Вялые,  сонные   блудим  в  темной  степи:  надо   выйти   к  станции, -  обратно,  в  Одессу,  я  поеду  поездом.  Пытаемся определиться  по  звездам,  хотя  все  равно  не  знаем,  в  какую  сторону  идти.  Бредем  наугад.  И  вскоре  устало  валимся  на  теплую,  еще  не    остывшую от  дневного   жара,  землю  и  я  тут  же  засыпаю. И  сразу  же  просыпаюсь...  Сухая  трава  сквозь  легкую   кофточку  колет  руки  и   спину.  Виктор  спит,  я  слышу  его  ровное  дыхание,  чувствую  его  тепло:  голова  моя  у  него  на  руке.  Крупные,  яркие  звезды  совсем  низко  над  землей.  Вон   упала   звезда  и  тут   же   погасла,  оставив  недолгий  светящийся  след.   Почти   рядом  упала  вторая,  и  еще,  и  еще...  Звездопад...  Надо  успеть  загадать  желание,  пока  она  летит.  Пусть  все  будет  хорошо, - успеваю  подумать, глядя, как  гаснет  тонкий  и  короткий,  яркий  лучик...
               
    ...Поднимаю  руку  и  веду  ею, слегка  касаясь  кончиками  пальцев  Млечного  пути...  Он  шероховат.  Из-под  пальцев  вниз, мне  на лицо  и  плечи,  сыплется  легкая  серебряная  пыль...   Вдруг  я  легко    взлетаю  вверх  и  парю,  словно  птица,  над   бескрайней   степью:  вот   она   вся   внизу,  подо  мной,  залита  синим  светом  звезд.   Я  вижу  нас,  лежащих  посреди  этого  синего  простора,  родник,  сонно  журчащий  в  сухой  траве.  Он  шумит  все  громче  и  громче...  И  вдруг   гудит,  как  паровоз...
               
    ...Я  открываю  глаза:  надо  мной  мерцают  неподвижные  звезды,   они  уже  отдалились  от  земли,  небо  стало  выше  и  светлее.  Скоро  рассвет. И точно, шумит  поезд,  совсем  недалеко,  и  коротко  гудит   паровоз,    предупреждая  станцию  о  своем  прибытии...   
               
       *****