Помнят ВНУки и МИЛы - ВАШи пУли и МИНы

Владимир Крыленко
Помнят дЕтки и МАМы ВАШи ГРАДы, снарЯды...
(МОЙ НЫНешний комментарий к любимой МНОЙ ПЕСНе)

ФОТО Автора: 19 июля (1 августа) 1914-го: МОЙ РОДный ДЁД ЯКОВ
             (сидит второй считая справа - у НЕГО полтора пальца на две рукИ);   
             Проводы СЫНа, МУЖа, ПАПы на ТУ Германскую войну 1914-го...

В 1930-40-е годы была очень популярна любимая МНОЙ ПЕСНя:
<По военной дорОге>, котору нам приказывали петь на марше...

А МОЙ РОДный ДЁД ЯКОВ (отец моей МАМы, ВНУК запорОжца КаличЕнка,
ВЗЯВшего КРЫМ в 1774-том) - в ТОМ "боевом восемнадцатом годУ" -
на СВОЙ голове прочувствовал СМЫСЛ СЛОВ этой песни:
          <<Были сбОры недОлги -
            от КубАни до Воги -
            МЫ конЕй забирАли в прхРд>>:
Яков работал подрывником в шахте; в 1903-м годУ у Якова в руках
взорвался детонатор и оторвал пальцы обеих рук (остался безымянный
на правой; большой и указательный на левой).
    После этого Яков уже не мог уезжать далеко и работал ближе к дому:
в карьерах бил и добывал камень (для строительства коксохимзавода
в Кадиевке, для Хуторских строек, для тынов-заборов и других целей),
пахал землю, сеял хлеб, держал пасеку пчёл, посадил сад (в основном -
дикие груши, вишни и сливы). В 1918-том Красноармейцы забрали у Якова
ЕГО единственную лошадёнку; Яков их стал стыдит:
<- Як же я з моимы руками бэз пАльцив зможу зЭмлю пахАты-орАты
та на життя хлиб зароблЯты!?>
Его поставили к стенке хаты, передЁрнули затворы винтовок,
прицелились, а Яков выставил им перед собой свои руки-обрубки:
<- СтрилЯйтэ, дОбри лЮды!>
Но дОбри лЮды не стрельнули: пожалЕли -
НЕТ - НЕ Якова пожалЕли -
патрОны СВОИ пожалЕли:
приклАдом винтовки стУкнули по голове,
Яков упал - думали, что готОв, но Яков ВЫЖил...
    И пришлося моей 15-ЛЕТней МАМе идти работать на соседнюю шахту
<Варвара Борисовская>, чтоб зарабатывать на хлеб. И моя 15-ЛЕТняя МАМа -
через какие-то две недели - стала миллионером:
ЕЙ 5 = пять миллионов денег заплатили - красивых фиолетовых
(я - Владимир Крыленко - ДО СИХ ПОР хорошо помню) КЕРенок,
выпущеннык в 1917-том (взамен былых царских денег), когда Премьер-Министром
Временного Правительства был школьный друг, а в 1917-том = идейный ВРАГ
Ленина - Александр Фёдорович КЕРенский:
         ДавнО БЫЛо Это ДЕЛо =
         ПочтИ ВЕК УЖ - просвисТЕЛо,
         Но ТА ПЕСНя - долеТЕЛа -
         ДО душИ моЕй и ТЕЛа!
А МОЯ МАМа - от тАКОЙ РАДости - аж ПЕСНю заПЕЛа -
и забАвну и пеЧАльну ПЕСНю заПЕЛа:
<<""- миллиОншей СТАЛа я,
      МОЯ БЕДНая семьЯ, -
      Да ВОТ ДЕНег - НИ х..ренЯ!
      ЗабегАю я в буфЕТ:
      НИ хренА в буфЕТе НЕТ,
      НИ коПЕйки ДЕНег НЕТ
      (ВМЕСТо ДЕНег - ТОЛЬКо миллиОны:
       ВМЕСТо ДЕНег - НЫНЧе - миллиОны!):
      ра3меНЯю ДЕСять миллиОнов:
      ВОТ я КИЛечку куплЮ
      (Да на ВОДКу посмотрЮ!):
      ра3меНЯю ДЕСять миллиОнов
      (миллиОншей СТАЛа я,
      МОЯ БЕДНая семьЯ!):
      ВОТ я КИЛечку куплЮ
      (ЧервячкА ЧУТЬ придвалЮ!),
      А на СДАЧу с КИЛек -
      КоРОбочку СПИЧек!
      А нуждА приСПИЧит, -
      ОбойдУсь БЕЗ СПИЧек:   
      На бугрЕ вон КРЕМень ЕСТЬ -
      Можно ИМ ОГОНЬ заЖЕЧЬ,
      А поТОМ - и ПЕЧЬ разЖЕЧЬ:

      ВОН КАК СОЛНЦе СВЕТит:
      ВЕСело на СВЕТе!
      Да темнО МНЕ в ШАХТе -
      БорИсовых БРАТЬев:
      На подМОСТКах ШАТкАЛенких,
      Да в шикАрных ЛАПТях,
      Да в дырЯвых ЛАПТях,
      Да на БОСы НОЖКи -
      МНЕ б - оДЕТЬ саПОЖКи,
      Иль, хотЯ-бы, - ВАЛенки -
      НА НОЖеньки БЕДНеньки,
      НА НОЖеньки МАЛеньки, -
      НА больнЫе НОЖки...

  СПАТЬ - НЕ НА роГОЖке,
  А в уЮТной СПАЛенке -
  В объЯтиях СерЁжки -
  ПриЯтеля МИЛенька,
  НО - НЕ ТАК уж МАЛенька...
 А я ТУТ - УГоль добывАю:
 вагОны тяжеЛЕННые тасКАю,
 Да по-коЛЕНо в ледяной ШАХТной воДЕ:
 с УГЛем, с поРОДой:
 УГоль - НЭП-МАНам,
 поРОДа - НаРОДам! =
 ТакАя ВОТ у НАС - <СвобОда>:
 СвобОда - ДЛЯ НЭП-МАНов
 И <СвобОда> - ДЛЯ НаРОДа!

 НО, ВСЁ-ж, - я УГоль добывАю:
 вагОны тяжеЛЕННые тасКАя
 И ПЕСНю ВЕСело поЯ:
 ВЫ начинАйте-ка с наЧАла:
 ОТ ЕВЫ и АДАМа, -
 ВЕСЁЛы ПЕСНю - НЕ конЧАя!"">>

ВОТ ЧТО для моей 15-ЛЕТней МАМы означАли ТОГДА ЭТИ залихватские стрОки:
     <<Были сбОры недОлги -
       от КубАни до Воги -
       МЫ конЕй забирАли в прхРд!>>...

А ведь подОбным образом - <<МЫ конЕй забирАли в прхРд>> -
у миллиОнов бедных трудящихся людей!

А вот ниже я привёл (по памяти) слова этой любимой МНОЙ ПЕСНи -
перемежая ЕЁ куплеты - моИми НЫНешними комментариями:

По военной дорОге
шёл в борьбЕ и тревОге -
боевой восемнадцатый год:
Были сбОры недОлги -
от КубАни до Воги -
МЫ конЕй забирАли в прхРд!
-
ЧТО же делать сельчАнам _
БЕЗ конЕй и тачАнок -
Весной, летом, холОдной зимОй
КАК вспахАть и поСЕять,
КАК скосИть  и развЕять,
ПривезтИ хлеб и сено домОй

Среди знОя и пЫли -
МЫ с БудЁнным ходили -
на рысЯх на большИе делА:
По кургАнам горбАтым,
по речнЫм перекАтам -
НАШа звОнкая слАва прошлА!

ВСЮ скотИну побИли,
ВСЕХ сельчАн разорИли,
ВСЯ истОптана бедна землЯ
ПЛАчут вЕси и сЁлА,
ПЛАчут дЕти и вдОвы,
ВСЕ пропАдли лугА и полЯ...

На ДонУ и в ЗаМОСТье -
ТЛЕют НАШи же КОСТи,
Над костЯми шумят ветеркИ:
Помнят псы атамАны,
Помнят ПОЛЬские ПАНы -
КонармЕйкие НАШи клинкИ!

По ДонУ и в ЗаМОСТье -
ТЛЕют НАШи же КОСТи,
Слёзы льют бедны дЕтки, вдовкИ,
И НЕ ПСЫ атамАны,
И НЕ ПОЛЬские ПАНы -
НАШи детки и МАМы -
ПОМНят ЗЛЫе ТЕ ВАШи клинкИ...

По военной дорОге
шёл в б боЯх и тревОге
боевой восемнАдцатый год:
Были сбОры недОлги -
от КубАни до Воги -
МЫ конЕй забирАли в прхРд!

По военной дорОге -
ПРЁТ в боЯх и тревОге -
боевой четырнАрдцатый год:
БЪЮТ НАС СНИЗу и СВЕРХу,
БЪЮТ НАС СЛЕВа и СПРАВа,
БЪЮТ винОвных и ПРАВых
НИ КАКОЙ НЕТ уПРАВы -
ВОТ такОй четырнАрдцатый год...

Пусть НЕ тОПчут наРОДы -
БоевЫе ТЕ гОды, да кровАвые ВОйны:
Пусть НЕ тОПчут садЫ и полЯ!
Пусть НЕ ПлАчут ВСЕ вдОвы,
Пусть изгИнут ВСЕ ВОйны,
Пусть возРОДится НАШа ЗемлЯ!
          Владимир Крыленко 17 декабря 2014
          17 декабря 1942-го - 72 года назад -
          при штУрме занятого немцами Главного Кавказского хребта -
          погиб мой брат - красноармеец миныМЁТчик -
          Крыленко-Никанков Александр Алексеевич
          ( http://www.proza.ru/2011/12/17/1671 ):
          почтим ЕГО СВЕТЛую ПАМять
          и ПАМять ЕГО товарищей ...