Деньги и их цена...

Евгений Заикин
Что есть цена и что есть такое деньги? Никогда не задумывались? А надо бы, особенно ныне в час кризиса вдруг пришедшего! Но мы все прекрасно знаем, что деньги – это всего лишь плата за товар и услуги, причем деньги – это тот же, товар. А вот уровень стоимости мы устанавливаем сами. Бывает это и неожиданно, к примеру.
«А что у тебя есть к оплате?» – спросил пацан один другого. Второй разжал ладонь, на ней лежал огрызок яблока и три семечки! Книга «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», Марка Твена. Помните? Как вам такая цена, оплата, да и стоимость? Неважно, что по содержанию предложено, но это есть самая дорогая цена для каждого из нас. Вот это и есть альтернатива деньгам, причем любым. Значит можно любому из нас организовать этакий «колхоз», произвести эмиссию своих внутренних денег и жить-поживать спокойненько так! А то оно вон чего творится то ныне, страшно, аж жуть! Но речь, если честно не об этом…

Расскажу я лучше сказочку из мира фантазий, но с определением к исполнению!

Картина такая из моего детства. Мы очень часто с пацанами бегали в магазин на соседней улице, чтобы поглазеть там на всякие интересные продаваемые штучки – фотоаппараты и разные инструменты, по ценам просто недосягаемые практически для большинства советских людей. То же самое и с продуктами питания – на прилавках было все от колбас и шоколада до сливочного масла, сгущенки и разного вида чая. Один только аромат этих магазинов навсегда остался в моей памяти. В то время все это было для нас настоящей сказкой, а продавщицы – феями, правда, некоторые из них иногда покрикивали на нас, таскающих в магазин либо снег в зимнее время, либо грязь по весне. Так вот…

Веселая продавщица, как помню – в несуразном русском кокошнике, сбитом как-то набок и фартуке в яркий голубой горошек, что не соответствовало предновогоднему времени, как всегда стояла за прилавком и смотрела, как я старательно обиваю валенки на входе в магазин. Она пока не знала, что предпринять по поводу меня, так как я был сегодня один, да еще с самого утра! Тихонько, как на ходулях и прошествовал мимо ее продуктового отдела и направился к промтоварам, где я уже давно (еще с летнего времени) приметил то, что хотел при возможности прикупить для своего друга. Это был фотоаппарат «Школьник», на который мы всей ватагой, прибегая в магазин, глазели с вожделением и надеждой на то, что когда-нибудь, да кто-то его купит, и мы все будем фотографироваться. Деньги на покупку и копил еще с прошлого года, откладывая по 20 копеек со школьных обедов. Фотоаппарат тогда стоил чуть более 8 рублей и это были просто безумные деньги. К справке – заработная плата у моей мамы тогда была всего 70 рублей и она вынуждена была подрабатывать по вечерам, чтобы более или менее хорошо содержать нас с сестрой.

Наконец-то, требуемая «астрономическая» сумма у меня поднасобиралась и я решился на этот первый героический поступок в своей жизни – по-настоящему совершить покупку в магазине, причем не так просто, а купить подарок для своего друга. Помню, подошел тогда к прилавку и выпалил скорее продавщице (видимо боясь, чего-то…), что я хочу купить вот этот фотоаппарат. И я показал на витрину, где лежал рядом с коробкой «Школьник». Продавщица даже не шелохнулась, а только четко выговаривая слова, сказала: «А деньги то у тебя есть? Тоже мне покупатель нашелся!» Трясущимися руками я из глубины своих огромных карманов достал тряпичный сверток, где находился мой баснословный капитал. Развернув его, выложил содержимое на прилавок, демонстрируя продавщице деньги. Она взяла в руки деньги и стала считать, при этом спросила меня: «Ты деньги, что на паперти возле церкви собирал? Тут же одна мелочь…» Но до меня, ее фразы не доходили, я находился в бредовом состоянии, уже представляя, как сегодня достану из сумки фотоаппарат и подарю его другу!

Вывел меня из этого гипнотического и мечтательного состояния голос продавщицы: «Здесь не хватает ровно 60 копеек!» Для меня эти слова были, как удар молотком по голове. Сказка моментально закончилась, в горле у меня пересохло! Первое, что пришло на ум – это, что 60 копеек умыкнула сестра!» Целых 60 копеек! Это же три дня моих школьных обедов. Тут со мной реально чуть не случился обморок! Все в глазах поплыло, я прислонился к прилавку и заплакал. Слезы лились рекой, я понимал, что фотоаппарат теперь не смогу подарить своему другу. Продавщица, смотря на меня, и сама разревелась. Потом, утирая лицо носовым платком, спросила меня: «А ну-ка, давай посмотри там у себя по карманам, может, где-то затерялись там твои копейки?» Услышав мой рев и наш разговор, к нам подошла другая продавщица из продуктового отдела. Стала помогать в поисках, перетряхивая мою тряпку и пересчитывая деньги.

Тут я у себя в нагрудном кармане нащупал отцовскую медаль «За отвагу», которую он мне подарил на мой день рождения, сказав: «Пусть эта медаль всегда будет с тобой и принесет тебе удачу! Однажды она мне уже принесла удачу, спася меня от вражеской пули!» И правда, на этой медали был глубокий след от пули, которая скользнула по медали и отрикошетила в сторону, спася так моего отца в бою!» Я ее всегда носил с собой, веря в то, что это мой талисман. Но сегодня я был готов отдать этот свой оберег и реликвию, но только чтобы купить подарок для друга. Под общие взгляды женщин я извлек из кармана медаль, как факир и положил ее на прилавок, произнеся сквозь слезы: «Может эта медаль моего отца заменит эти 60 копеек?» Что тут случилось в магазине с этим двумя продавщицами – трудно передать, но скажу одно, что началась настоящая истерика. В то время все прекрасно понимали, что такое медаль или орден и какой ценой они доставались!

Обе в один голос, со слезами на глазах мне сказали: «Да ты, что это надумал? Это же твой отец своей кровью заслужил эту медаль! Даже и не смей больше этого делать, денег мы тебе сами дадим, добавим!» Помню, тогда ответил им: «Папа сказал, что эта медаль принесет мне удачу!» Продавщица из продуктового отдела погладила меня по голове и сказала: «Ну, вот значит и нашла тебя твоя удача!» И та и другая сразу засуетились, достали свои кошельки, стали выкладывать деньги и монетки на прилавок, обгоняя друг друга. Потом продавщица из промтоварного отдела, открыла витрину и достала тот самый фотоаппарат. Бережно его водрузила назад в коробку и поставила передо мной. Обе проводили меня к выходу, на прощание сказав: «Никогда больше так не делай, какие бы трудности у тебя не были! Береги свою Удачу!» По улице я не шел, я бежал, нет – летел, причем не домой, как вначале хотел, а сразу к другу, так хотелось преподнести ему это драгоценный подарок.

Мой друг просто и поверить не мог в такой подарок. Для всех пацанов нашего двора это была заветная, но неисполнимая мечта, как сказка. Долгое время мы потом вместе фоткали этим фотоаппаратом, учась желанному ремеслу фотографа. А что насчет денег? Как я понимаю, уже в то далекое теперь время моего детства я впервые применил систему нового расчета, предложив альтернативу существующей денежной системе! Неважно – бартерная форма то была или как еще ее назвать, но случай вот был, который я и описал. А медаль моего отца до сих пор хранится у меня, принося мне Удачу!








Фото размещено из Интернета...