Патриотизм

Владимир Толок
 Страны распадаются, появляются новые, меняются экономические модели их развития, внедряются передовые технологии в производстве и невиданные ранее товары повседневного использования, а спрос на патриотизм в системе государства остается неизменным. Он поддерживается во всех странах мира, на его финансирование затрачиваются огромные финансовые и интеллектуальные ресурсы, хотя коэффициент полезного действия от этих затрат, далее это будет легко доказано, приближается к нулю.

В большинстве стран, начиная от США и заканчивая КНДР, правительства имеют программы патриотического воспитания своих граждан, а в некоторых  (больше двух, это гитлеровская Германия и майданная Украина, я не знаю) даже были созданы министерства пропаганды.

В качестве примера типичной работы властей по укреплению патриотизма в стране приведу суть концепции по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.
В этой концепции, в частности, отмечается, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в стране единого гражданского общества. Цель патриотического воспитания – развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненных интересов и устойчивого развития.

Примерно так же мыслят чиновники и во многих других странах мира. Казалось бы, что тут плохого. Правильные слова, возвышенные намерения. Скверно то, что красивые слова без экономического наполнения могут реализовываться только волшебниками  в сказках. Повиснув в воздухе, эти высокие слова падают на землю ядовитыми дождями и смертоносным градом, то есть несут обществу свою противоположность – разобщенность, вражду, бездуховность,  безнравственность и т.д.

Про  вербальный патриотизм Лев Толстой в своей работе «Патриотизм или Мир?» писал: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение тем, кто во власти.»
Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное – безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Патриотизм, по его мнению, глубоко чужд простым людям во всех странах земли.

Патриотизм враждебен религиям и, в частности, христианству. У верующего единственная родина  это царство небесное. Патриотизм ставит страну на место Бога, тогда как соблюдение (отстаивание) религиозных истин совершенно независимо от того, где, в какой стране это происходит. Следовательно, любой монах, будь то Алексей или Филарет, занимающийся патриотическим воспитанием, несет своей пастве ересь, то есть ложь.
Есть критики патриотизма, которые сравнивают его с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями своей общности.

Противоположностью патриотизма обычно считается космополитизм, как идеология всемирного гражданства, при которой привязанность к своему отечеству теряет всякий смысл с точки зрения универсальных идей. В универсалистской этике человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством.
В патриотизме заложен парадокс: если патриотизм – добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны. Получается, что за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.

Из-за всего этого  апелляцию политиков к толпе (народу) их критики называют зомбирующим патриотизмом, искусственным, лубковым, а взамен предлагают по сути ложный, лакейский, квасной патриотизм, то есть меняют шило на мыло.
О пропагандистском патриотизме Самуэль Джонсон, английский литературный критик и поэт эпохи Просвещения, в дискуссии о патриотизме как-то произнес: «Патриотизм – это последнее прибежище негодяя».  С тех пор это выражение стало крылатым.
В новое время  фразу Джонсона, на мой взгляд, удачно подправили, и получилось: патриотизм – это единственное прибежище негодяя. На патриотической теме политические баллы легко набирает любой проходимец.

Существующая во всех странах патриотическая пропаганда является громадной  ложью. Поэтому она не имеет успеха у какого-либо народа.
Вспомним советское время, когда человеку с детских лет всеми способами прививали патриотизм, СМИ изо дня в день убеждали, что Советская Армия всех сильней, социалистический строй самый справедливый, дружба народов страны самая крепкая… Других примеров такой массированной и продолжительной пропагандистской атаки на человека найти сложно, но случилась война с сильным противником, и актуальными стали патриотические проявления советского   народа, а он не хуже любого буржуазного стал сдаваться врагу в плен целыми армиями. 
Война была выиграна не за счет патриотизма народа, враг был остановлен ценой жесточайшего правления в стране, сравнимого с каторжным,  и утоплен в море  советской крови. Естественно, что надзиратели из этой каторги для своей же выгоды переадресовали все заслуги в победе на счет патриотизма советского народа, но пассионариев в этой войне было, мягко говоря, гораздо меньше, чем конформистов.

Потом пришел 1991 год, и без сталинской модели управления государством цена пропагандистского патриотизма раскрыла свою истинную стоимость, и она оказалась близкой к нулю.
Страна распадалась, а советский патриотизм, на продвижение которого были затрачены огромные народные средства, не решился даже на митинг в защиту своей страны.
Здесь скажут, что в СССР проживало сто народов и национальностей и в отличие от этой империи национальный патриотизм может оказаться более патриотичным, чем советский. Пустые надежды, во всех странах с населением больше миллиона человек проживают те же или иные сто национальностей, поэтому все недостатки советского патриотизма плавно перетекли к его национальным осколкам.

Например, в Украине волна патриотизма в 2014 году захлестнула всю страну. Через майдан прошло более четырех миллионов активных патриотов, выборы президента и в парламент выявили патриотические настроения еще у половины украинцев. Однако польза от украинского национального патриотизма такая же, как от советского  в 91 году.
Патриоты Украины, как советские свою страну, сдали Крым без единого выстрела, из миллионов украинских патриотов не нашлось несколько тысяч пассионариев для пресечения вялотекущего сепаратизма в стране. Но революция без массовой пассионарности - это ее симуляция. Готовность пожертвовать жизнью – вот оселок, на котором проверяются люди, считающие себя патриотами.

При взятии Бастилии или Зимнего дворца никто не требовал от волонтеров   щитов и касок, и революционеры не прятались за спинами, так сказать, патриотирующих журналистов, чтобы, приблизившись к неподвижным рядам милиционеров, поджечь кого-то из них, потому что у патриота нет чести выше, чем пожертвовать своей жизнью ради лучшего будущего для своего народа или просто человеческого достоинства. 
У украинской контрреволюции те же проблемы пассионарности. Поддержка независимости от Украины у сепаратистов массовая, а воевать за свободу от нее практически некому.

Во всех странах быстро наращивается патриотическая пропаганда, по своему напору она во многих государствах уже перещеголяла брежневскую и приближается к гитлеровской, от нее уже начинает тошнить.
Украинские власти, недавние советские коммунисты и комсомольцы, уверены, что чем сильнее патриотическая пропаганда в стране, тем быстрее народ станет управляемым,  поэтому, когда они говорят об оболваненном путинской пропагандой, то мечтают иметь болвана у себя в стране и для этого не жалеют никаких средств. Но народ умнее этих и всех остальных прохвостов у власти. Он может   подпевать гимны, хоть перед игрой в подкидного или домино выкрикивать лозунги, приятные слуху чиновников, поддерживать на высоком уровне рейтинг политиков, в общем, вести себя как цыгане на чужой свадьбе, но только в минуты роковые становится видно: совок он, укрок, янки или совсем не патриотичная личность.
Тотальная ложь патриотической пропаганды зомбирует прежде всего политическую элиту и всяких майдановских (революционных) парашек, из своей убогой деревеньки вознесенных в высшие эшелоны власти или к популярности, от народа, как правильно заметил Толстой, она отскакивает как горох от стенки.

Итак, затраты любого государства на патриотическое воспитание уходят в свисток. Патриотизм сеет вражду между народами, унижает человеческое достоинство и является очевидным обманом. На фоне патриотической лжи и все остальное в стране – американская мечта, реформы, валюта, отношения и вся жизнь общества - становится лживым.
Так, что выходит, патриотизм следует взять и отменить? Допустим, на уровне ООН. А тех, кто пропагандирует его, сажать в тюрьмы на длительные сроки?
От этого в мире ничего не изменится. От нуля, отняв нуль, нуль и останется. Кроме этого, когда  сталкиваюсь с пропагандой разного  патриотизма (обычно по телевизору, кино), по субъективным ощущениям  меня охватывает не только чувство стыда как бы за соучастие в чем-то неестественном, извращенном, но и некое возвышенное чувство.
 Так происходит потому, что, неся блуд, предлагаемый патриотизм затрагивает и какие-то настоящие чувства, заложенные в человеке на уровне инстинктов, а  политики различными технологиями стимулируют их у людей для достижения своих корыстных интересов. Поэтому отменить повсеместно предлагаемый бюрократами патриотизм не получится.

В этой связи, как и многие  до меня, я стал искать суть истинного патриотизма, и вот что из этого получилось.
Патриотизм – это любовь к Родине. Любовь -  чувство многогранное. Для читателя наиболее интересны любовные связи между мужчиной и женщиной, еще семья считается ячейкой государства, поэтому есть смысл проиллюстрировать любовь человека к Родине на любовных отношениях между мужчиной и женщиной.

Пропагандистский патриотизм на земле, на мой взгляд, имеет много общего с секс-индустрией. У народа есть инстинкт любви к Родине, и он требует удовлетворения. Народ, как говорит герой известного фильма, к разврату готов. По своей животной натуре. Вот и  предлагают политики удовлетворение его патриотических устремлений по  монитору, телевизору, кино, через стриптизеров, которые  возбуждают инстинкт  на сцене перед толпой, в патриотических клубах, при военно-патриотическом воспитании подростков и т. д.  Народ клюет на эти дешевки, потому что  у него, словно у  заключенного, нет возможностей проявить настоящую любовь, возвышенную и плодотворную, но есть инстинкт, требующий хотя бы эрзац удовлетворения. Результат такого удовлетворения опустошенность, цинизм и потребительское отношение к высоким материям.

Активные патриоты, например, Украины, как  капризные актеры требуют от  постановщиков патриотического действа (война в Донбассе) гарантий безопасности своего здоровья в рискованной работе -  бронежилеты, приборы ночного видения, буржуйки - и обязательно -  справку участника. Пассивные занимаются популяризацией  этих актеров, превращают их в звезд шоу-программ и ищут возможность раздобыть для себя все ту же вожделенную справку участника. Этим патриотам невдомек, что после окончания конфликта очень возможно, что по этим справкам героев будут идентифицировать, чтобы судить, как преступников против своего народа.  Но скорее всего амнистируют, то есть сведут все их подвиги к нулю, чтобы страна как можно скорее позабыла весь этот кошмар.

В этой войне единственные герои и патриоты не те, кто стреляет, а мирные жители Донбасса, страдающие от бандитов с обеих сторон. Их патриотизм заключается в том, что с началом войны они не вышли из зоны боевых действий с двумя простынями, не построили из этих простыней примитивные палатки, не создали палаточные городки с общим числом населения в несколько миллионов человек, потому что такие действия  быстро и навсегда привели бы к гибели их страну. Эти герои  терпят огромные лишения от войны в своих домах, а кто покидает их, тот пытается устроиться на чужбине самостоятельно.
 Конечно, донецкие не считает себя патриотами Украины, многие, быть может, ненавидят ее, просто этот пример показывает: чтобы быть патриотом, не нужно кричать об этом на всех углах и вымазываться краской, даже знать об этом иногда совсем не обязательно.

Любовь, кроме сексиндустриальной, может быть нормальной. Это такая любовь, которая не противоречит морали, не мешает соседям и гармонирует с общечеловеческими ценностями.
Любовь - это духовное и физическое взаимопроникновение и единение влюбленных. Семья продолжает это единение с прозаической экономической точки зрения. Она состоит из конкретных экономических единиц, частей. Штамп в паспорте или физическая близость не гарантируют создание семьи, для нее нужна совместная экономическая жизнь.

Известно, что любовь к Родине не противоречит привязанности к своей семье. Наполним семейным (экономическим) содержанием любовь к Отчизне и,  возможно, тогда преданность  Родине  перестанет быть фиктивной.
Экстраполируя супружескую любовь на любовь к Родине,  видим, что для нормальной любви к Отчизне необходимо, чтобы гражданин стал экономической частью страны, а страна включала эту часть в себе. 
Географически, геодезически и по здравому смыслу часть страны -  это конкретная территория, а не носитель  бумажки о гражданстве, работник или иной житель   страны, который может быть и перелетной птицей. Следовательно, Отчизна для реализации своего меморандума (концепции) по патриотическому воспитанию своих граждан должна поделиться с ними своей землей, как супруги передают друг другу в  пользование свое движимое и недвижимое имущество. Это, на мой взгляд, основополагающее условие для нормального проявления патриотизма в стране.

Собственность гражданина, как первый шкаф, купленный молодой семьей сразу после бракосочетания, а не политические штампы, является фундаментом истинного патриотизма. 
Гражданство по своей сути должно быть аналогом брачного договора, если мы хотим иметь в стране истинный патриотизм,  а также  вытекающее из него все остальное, истинное в общественной жизни. В договоре между гражданином и Родиной (в конституции) должен содержаться  пункт, по которому каждый гражданин, достигший совершеннолетия получает от государства недвижимость или наличные в сумме, достаточной для открытия малого бизнеса, как стартовый капитал для вхождения молодого человека во взрослую жизнь.

В идеале, чтобы вырасти настоящим патриотом, человек должен появляться на свет не в коммуналке, хрущевке или трущобах, а  в родовом поместье. Только в нем зарождается и, без пышных фраз, воспитывается истинная любовь к Отчизне, истинное до жертвенности единение с ней и возможно с-часть-е.
Человек счастливый – это тот, который реально является частью целого, пребывает в своей стране в качестве гражданина (хозяина)  собственной земли. Не в речи политика по бумажке, не в голословной концепции, а по факту. Но счастливый человек – это угроза для всех властей, вот главная причина распространения блудливого патриотизма на земле. Он тиражирует несчастных, которыми легко управлять.

У гражданина земли нет причин враждовать с гражданином мира, если и тот живет в поместье, так как и истинный космополитизм основан на проявлении любви.
Гражданин, чтобы способствовать благу всего мира, должен иметь любовь к своей земле. Без любви к собственному клочку земли наивно ожидать от человека любовь к Отчизне или ко всему миру. Однако человек, любящий свою собственную землю, может быть  настоящим патриотом и настоящим космополитом одновременно, так как в этом случае патриотизм и космополитизм взаимосогласованы друг с другом любовью.

Вместе с повсеместными проявлениями истинного патриотизма на земле  исчезнут войны между людьми, еще много чего  дурного и безнравственного, так как искренне любя свою, быть может, пустынную  землю, человек не станет завидовать соседним райским кущам.
Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны и человечества в целом. Однако оно не должно возбуждаться одним патриот шопом, так как без практического соединения части  с целым  редко у кого при помощи приятных слов  и прочей возбуждающей мишуры проявляется такая ответственность.

               
                Декабрь 2014 г.