Ты не русский!

Станислав Бук
Случается часто путешествовать в электричках, - то под Выборг к родне и могилке сына, то в Заходское в грибные дни. Всякие случаи бывают, чаще забываются.


Был дождливый день. Но я люблю лес именно в такие дни: и солнечные блики не слепят глаза, и конкурентов меньше.

Двери в здание вокзала были открыты. Я курил, и видел, как один гражданин фотокамерой пытался запечатлеть расписание электричек.

Пол был мокрый и грязный. Огромный пёс - из тех бездомных, что приживаются на вокзалах - лежал посреди зала, заставляя пассажиров уважительно обходить себя. Пьяный мужичок бомжеватого вида неудачно обошел пса, поскользнулся и... растянулся у ног "фотографа". "Фотограф" посторонился. Упавший вставал, ещё раз упал, наконец встал и вышел на платформу.

В электричке "фотограф" оказался на соседней скамейке. "Бомж", падавший в зале, шел по вагону, прихрамывая.
Увидев "фотографа", остановился рядом:
- Ты почему не помог мне подняться, когда я упал? Ты - не русский!

Хромой прошел дальше, а "фотограф" обвёл глазами вокруг - кто-то что-то понял? Встретившись взглядом со мной, он догадался, что я всё видел, опустил глаза и ещё долго сидел, глядя себе под ноги. Перед следующей остановкой он заторопился к выходу.

Электричка несла меня к лесным таинствам. Через двадцать минут вышел и я. Проходя по платформе, я увидел "фотографа". Лицо его мелькнуло в окне соседнего вагона.

Он взмахнул рукой, пытаясь прикрыть лицо. Но электричка рванула и я решил, что это мне только показалось.

*     *     *     *     *    

Вспоминая этот эпизод, я краснею, Нет, не за "фотографа". За себя.
А я на его месте - помог бы?

Так помог бы или нет? Логика подсказывает, что тоже посторонился бы, как тот "фотограф". И тоже получил бы пощёчину - "ты - не русский!"...

Хотя - я знаю себя?
Наблюдая подобные случаи с интригой, встречаясь с ними в книгах и фильмах, в рассказах близких и неблизких людей, мы невольно проецируем ситуацию на себя. Потому и сопереживаем, и плачем за других.
Так знаю ли я, какая моя логика отступит при той самой внезапной секунде, когда вдруг приходится вспомнить, что ты - человек?

Фото моё