12. Первые международные

Вячеслав Ледовский
С Енисеем связаны и первые международные контакты красноярских любителей холодового плавания, пришедшиеся на начало 90-х. К этому времени Павлов установил контакты уже и с заокеанскими «моржами», изъявившими желание посостязаться на великой сибирской реке с аборигенами.
- Приехал американец, Марк Свальцерс. И решили плыть вниз по реке от Енисейска на выносливость, кто сколько продержится, - вспоминает Антонина Ракчева-Сильвер.
К месту состязаний участников доставил зафрахтованный финнами теплоход. Впрочем, сами представители «страны озер»  участвовать в заплыве не решились. Помимо представителя США, на это «подписались» четверо красноярцев. Две женщины,  Н. Петряева и А. Ракчеева-Сильвер. И двое мужчин - Вячеслав Солодовников и Валерий Вайник.
- Я только-только в клубе появилась, своих границ еще на знала, - вспоминает ставшая победительницей заплыва Ракчеева-Сильвер.  - Судья спрашивает: ты сколько проплывешь? Я честно ответила, что понятия не имею. Мужики наши стали после этого на меня коситься - зачем взяли непроверенного новичка, ведь опозорит клуб..
Заплыв от Енисейска начался в час дня. К чести наших пловцов, первым не выдержал бросивший им вызов американец. Он продержался около трех часов. Потом вышли Вайник, Петряева, Солодовников. Ракчеева-Сильвер же продолжала плыть. Сначала мимо одной ранее планировавшеся организаторами для финиша деревни, потом мимо другой, третьей.
К девяти вечера солнышко склонилось к горизонту, по воде стало холодать.
- Тут на меня с корабля стали ворчать - хватит уже, вылазь, хоть заночуем нормально, на берегу, че ж всем из-за тебя страдать. У сопровождающего лодочника мозоли на руках набились и  деньги оплаченные за фрахт судна заканчиваются А я говорю, да ладно, давайте еще хотя бы несколько часов... - рассказывает Антонина (отчество) - Но все равно меня вытащили. Стою грустная, потому чувствую и знаю, что только разогналась. 
Отстановились в тайге, прямо на берегу разожгли костер, поставили палатки. У лодочников с собой было три литра самогона, и все, кроме самих моржей, стали отмечать достойное завершение созтязаний. За восемь часов десять минут победительница преодолела 76 километров. И похудела на восемь килограммов.
Приехала домой, ничего понять не могу : штаны сваливаются, одежда мешком висит, костюм болтается, - смеется Ракчеева-Сильвер. - Так что рекомендую такое всем желающим сбросить вес. Лучше и быстрее всех диет.
Не забывали красноярцы и ближних соседей. Примерно в то время уже упоминавшийся  В. Солодовников вместе с Валентиной Костырева приняли участие в двухсуточном амурском марафоне по маршруту Хайфе (Китай)- Хабаровск.
- Правда, плыли только днем, на ночь приставали, поскольку все в пограничной зоне происходило, - вспоминает В. Костырева. - А на финише организаторы выдали нам две визы назад в Хайфе, чтобы мы хотя бы город посмотрели.
Имевшие международный резонанс достижения красноярских моржей вызвали к ним закономерный интерес исследователей холодовых нагрузок.
- В конце 1993 года в наш город из Лондона приехал физиолог, профессор Билл Китеж, сотрудничавший со знаменитой Линн Кокс, - рассказывает Ракчеева-Сильвер. - Работал с нами. К примеру, устойчивость сосудов к холодовой нагрузке определялась опусканием пальца в воду со льдом. С прикрепленных датчиков считывались показания. Если в норме испытания ввиду риска некроза прекращались через 5-10 минут, то красноярцы выдерживали в два-пять раз дольше. Эти и ряд других исследований позволили англичанину сделать вывод, что, к примеру, показатели красноярских моржей аналогичны данным Л. Кокс и достаточны для того, чтобы переплыть Ла-Манш.
Впрочем, в это время наши земляки нацелились на другой пролив - Лаперуза, что между Сахалином и японским Хоккайдо. Однако рано начавшиеся шторма сорвали этот проект.