Отзыв Г. Щекина Хоба

Анастасия Нуриджанян
http://magazines.russ.ru/ural/2014/7/2ch.html - ссылка на текст.

Психологическая повесть "Хоба" Галины Щекиной удивительна. С первых страниц  "поглотило" ощущение детскости, легкости, тонкого юмора и безобидной иронии, такой, что порой непонятно - она случайно вышла или написана с черновиков.

В дороге всегда проще познакомиться и разговориться, чужому человеку легче открыть все свои секреты, нежели кому то еще, вот и Макс Хоботов в автобусе заводит разговор с незнакомцем, всего скорее, своим ровесником.
"Помнишь, каким ты был десять лет назад? <...> Почти как я."
И, с этого момента, начинается психологическая, дорожная, биографическая повесть-воспоминание, повесть-взросление, повесть-исповедь, повесть-монолог Максима Хоботова.

Ну, кому из нас не угрожали, что мы посинеем как лягушата, если тот час не выйдем из воды! "Плавниками" начинается повествование. И сразу покоряет меня лично как читателя.
Мы вместе с Максом вспоминаем, как это - радоваться или хотя бы просто замечать простые вещи. Мы оказываемся в восемь утра на тропинке возле речки, которая как "стекло" и слушаем кукушку.
"-А пусть!Кукушка не будет нам мешать купаться! И зачем ты хитрая такая? И на каникулах хочешь, чтобы я считал!"
Мы вместе с Максом выпрыгиваем из воды, притворяясь замерзшими, на деле испугавшись собаки. Вместе спим на чердаке дачного домика, едем в автобусе в самое пекло, покупаем в очереди квас, топчемся недовольно возле матери, пока она разговаривает с кем-то "по делам"...

С той же откровенностью и пылкостью продолжаются воспоминания впечатляющей "Книгой про себя" - дневником Макса. Создается впечатление, что это - реальный дневник ребенка. Так искренне, так понятно он написан. Даже сюжеты с "пытками током", "камнями в голову" и мучениями в школе заставляют задуматься, но не воспринимаются как трагедия, а лишь помогают глубже понять Макса и его маму.

"Так я понял, что люблю не дело делать, а всякое баловство"
Куда уж там удержаться от "Ддзынь-ляля", между прочим! :)

"На втором уроке девятилетний Сидоров из нашего класса бросил десятилетнему мальчику камень в голову. <...> Прошла неделя. Мальчик не ходит больше в школу. А Сидоров ничего, ходит"
Даже это воспринимается, как наблюдение Макса. Такое же, как "двеннадцать человек прошли, триннадцатые - с маленьким ребенком".

На протяжении повествования, мы наблюдаем за ростом и взрослением ребенка со всех сторон. От совсем детских страхов Макса: о большой собаке, гоблинах, школьном коридоре и о мокрых простынях, до смелости, проявленной в спасении своей 93-х летней бабушки и взрослых рассуждений о корнях страха:

"Страх начинается тогда, когда человек не может изменить ситуацию. Когда ему больно. И когда он - плохой. И когда он не понимает, что происходит".

От детской нетерпеливости:
"Ты все свои дела делаешь, а про меня забываешь!"
до созревания ответственности и заботы к близким: как дети решились поехать в ветеринарку, как прощались с кошкой:
"А я принес плед и укрыл маму, упавшую на диван"

От "книги про себя" до публичного "самоанализа" в ЖЖ.
От боязни заговаривать в ситуации, где количество людей больше двух, до откровенного монолога с попутчиком, через своего рода "роман" двенадцатилетнего мальчишки с молодой веселой продавщицей.

Отдельно хотелось бы отменить образы родителей - мамы Неды и папы Ивана. Настолько автором тонко, весело, иронично и по-семейному написаны их образы, что возникает ощущение - ты дома. Родители всегда родители, они подталкивают, переживают, бегают договариваются, подначивают, поощряют, поучают, переживают и радуются вместе с ребенком. Такой перед нами предстает мама Неда. Она, по сути, второй главный персонаж в повести - воспоминания Макса переплетены рассказами о матери, о ее привычках, ее рвении, ее характере, ее живом отношении к жизни, ее хитрости, ее женской обыкновенности, ее привычке прикипать к людям, о ее надеждах, ее воспитанниках, ее переживаниях. И в развитии Макса, мама занимает первое место, порой, возлагая на него больше, чем он может сделать.

На протяжении всего повествования Макс растет:

"Я рос изнутри, как почки на деревьях. Сам в себе обнаруживал залежи руды. Полезные ископаемые"

И, в последней главе, мы вместе с героями отмечаем не день рождения Макса Хоботова, не Хобы, а день рождения льва.

"Просто я такой независимый человек с медленной походкой"

Прочтение "Хобы" подтолкнуло меня к "Графоманке" Галины Щекиной, которая, впрочем, с первых глав показалась мне неразрывно связанной с "Хобой". Впрочем, об этом позже.