Думы о врачевании. глава 4. хирургический менталит

Вениамин Бушмелев
Вениамин БУШМЕЛЕВ


                Хирургия чем-то похожа на морскую авиацию. 
                В ней, как и в море, нет прощения легкомыслию,
                некомпетентности и небрежности.
                Френсис Д. Мур, американский сценарист

Слово «менталитет» с латинского языка (mentalis) переводится, как  понятие особого образа мыслей или совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или  целой  общественной группе, в том числе и лечебному учреждению.
 
Зачастую поведение хирургов может в корне отличаться от образа действий врача-интерниста. Исходные, главные положения хирургического лечения, как известно, связаны с кровавыми вмешательствами. 

Едва ли можно согласиться со словами писателя - сатирика Геннадия Малкина, что «хирург – это вооруженный терапевт». С большой долей вероятности нет,  ибо у врача-интерниста  менталитет иной, не воинствующий.

В хирургических клиниках должны работать врачи, обладающие хирургическим мышлением, поистине профессионалы своего дела.

Известный хирург профессор А. В. Гуляев так определил причину повышенной требовательности общественности к хирургии:
«Хирург — это человек, вооруженный ножом, и, как всякое вооруженное лицо, он представляет опасность для окружающих, если применит свое оружие не там, где требуется, и не так, как это дозволено».
 
       Однажды мне рассказали анекдот  о специалисте, держащем в руках острый нож, следующего содержания:
 « Беседуют две бабки. Одна другую спрашивает:
-  Кем сын-то твой работает?
- Сама  до сих пор понять не могу: то ли слесарем, то ли  бухгалтером, то ли хирургом.
-  Как так?
- Да вот так. Вечером ножик точит, на ночь уходит на дежурство, а утром деньги считает».

Один из ведущих детских хирургов нашей страны академик АМН, профессор Станислав Яковлевич Долецкий  в своей замечательной книге  «Мысли в пути» по поводу отношения к профессии  хирурга высказался так:
«Профессионализм — это то, что отличает человека, в совершенстве знающего свое дело. И врачу менее всего пристало быть дилетантом. Как и математик, и балерина, и космонавт, хирург может заниматься своим делом только профессионально». 
В дальнейшем мы не раз будем приводить ссылки на изречения этого искусного хирурга и мудрого человека.
         
Еще непревзойденный знаток русского языка Владимир Иванович Даль определил слово «хирургия» как «рукочиние, рукочинство, рукодействие». 
Хирурга – врача, занимающегося этим искусством, он называл рукодельником. 

Если признать, что хирургия – это рукодействие, то его ни в коем разе нельзя заменять рукоприкладством или рукоблудием.
Посему хирург должен быть не столь ремесленником, а в большей степени художником.
Ибо хирург ремесленник, не обладающий хирургическим мышлением, подобен  вооруженному профану,  и такой малограмотный хирург может быть страшнее бандита
.
         Для подтверждения этих понятий, считаю необходимым привести нижеследующие «нешуточные» тестовые вопросы:
1. Что может быть общего между хирургом и уличным хулиганом?

2. Какая разница между хирургом и уличным хулиганом?

3. Какая разница между ранами, нанесенными хирургом и  уличным хулиганом?

Эталоны на поставленные вопросы предусматривают нижеследующие ответы:

1. Хирург  и  уличный хулиган, тот и другой, вооружены ножом и могут нанести кровавые раны.

2. Хирург наносит раны ради здоровья пациента, а хулиган с дурных побуждений приносит вред здоровью.

3. Грамотный хирург наносит раны с учетом течения раневого процесса, а хулиган наносит раны без  соблюдения правил хирургии.

В связи с поставленными вопросами, возникают вполне серьезные выводы:
1. Безграмотный врач, вооруженный ножом, ничем не отличается от уличного хулигана.       

2. Безграмотный врач, не соблюдающий  твердо установленных, общепринятых правил хирургии и не представляющий, как протекает раневой процесс, не может  считаться состоявшимся хирургом.

3. Врача, не владеющего элементарными оперативно – хирургическими приемами, не умеющего лечить раны, накладывать кишечный, сосудистый и сухожильный швы нельзя допускать к самостоятельной хирургической работе.

4. Совершенная операция - это вмешательство, при котором хирург не делает ничего лишнего, а проводит только  абсолютно необходимые  действия.

5. Ошибки хирурга от не отработанных оперативно-технических приемов и плохого их усвоения могут очень дорого обойтись пациенту.

Еще в начале 19 века родоначальник отечественной хирургии, лейб-медик Императорской медицинской академии, профессор Илья Васильевич Буяльский, в своих «Филосовских записках» заложил основные каноны хирургии. 

В частности, он писал: «Тщательность в исследовании больного, неторопливость с диагнозом и осторожность в показаниях к операции в значительной мере исключают возможность совершения грубых ошибок…
Операция делается иногда для того, чтобы сохранить жизнь, но мы обязаны подумать о том, чтобы эта сохраненная жизнь, по возможности, была менее тягостна. … 
Чтобы сделать операцию скоро, безопасно и ловко, необходимо знать не только ее важные моменты, но и отчетливо представлять себе взаимоотношение частей тела, где она производиться….
Если операция сделана с осторожностью, то рана заживает через первое краев сращение;  в противном случае бывает воспаление раны, нагноение между мускулами, особливо в теле слабом,  раздражительном и остроты имеющем… .  Легко отнять руку или ногу,  но никогда еще не удавалось приставить ошибочно отнятую руку или ногу,  а отсюда:
семь раз подумай и один раз отрежь… . 
Хирург, не лечащий после операции больных своих,  не имеет права говорить об успехах своих».

Следует учитывать, что эти поучительные слова были высказаны в эру, когда не было понятия об асептике и антисептике.

В 80-х годах прошлого столетия на страницах Медицинской газеты проходила дискуссия по вопросам  этики и деонтологии, в частности в хирургии. 
В одной  из номеров газеты профессор  Ю.П. Колесников из Курска опубликовал статью, выдержки которой привожу почти полностью, так как в настоящее время ее содержание  имеет не меньшее   значение,  чем в советское время,  30 лет назад:
«Я прихожу в отчаяние, когда встречаю хирурга с равнодушными глазами. ... Где равнодушие, там неизбежны халатность, пренебрежение к мелочам, пустякам, которые, накладываясь, и усиливая друг друга, приводят к браку в операционной. А этот брак, ни с каким другим сравнить нельзя.
За него расплачивается не виновник, а больной, вверивший в наши руки свое здоровье, свою жизнь… Равнодушный со скальпелем в руке! ...
Равнодушным вход воспрещен,  — иногда хочется, чтобы такое табло горело перед входом в операционную. …
Какими же качествами должен обладать сегодняшний, студент, завтрашний врач, чтобы он мог выбрать и осуществить наименее травматичный и наиболее эффективный метод врачевания?
Он должен быть, прежде всего, гражданином и патриотом в высоком смысле этих слов.
Гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, самообладание — без этих моральных качеств из молодого человека врача  не получится, сколько бы средств и сил мы ни вложили в его профессиональную подготовку.
Путь в хирургию можно открыть лишь тому, для кого чуткость, внимание, сострадание к больному — потребность души, - кто и дня не может прожить без напряженной работы ума и рук.
Что же такое высокая профессиональная подготовка?  Современный хирург должен обладать самым широким врачебным кругозором.
Усложнился наш труд: от узкого, локального знания об одном каком-то органе мы снова — уже на новом, более высоком  уровне — возвращаемся к организму человека в целом.
В этих условиях немыслим специалист без знания не только смежных разделов хирургии, но и основ математики, физики, химии, электроники. Хирургу требуются солидная философская подготовка, знание теоретических основ клинического мышления.

Как известно, наиболее гармонично подготовка молодых специалистов проводится в клиниках медицинских ВУЗов, особенно на последних курсах, в интернатуре и клинической ординатуре. Именно здесь, под руководством старших товарищей, молодой коллега может стать не просто искусным оператором, а полноценным, хирургически мыслящим и хирургически действующим врачом.
 
И вот наш молодой коллега в операционной. Что его ждет?  Работа в трудных, нередко экстремальных условиях.  Без самоотверженности, беззаветной самоотдачи,  нет хирурга.
Имеет ли он право на человеческие слабости? Да, конечно, но не во время операции. Здесь за его слабости расплачиваются больные.
Нельзя   равнодушным  доверять скальпель».
         
       Я полностью солидарен с изложением этой серьезнейшей проблемы, приведенной в статье профессора  Ю.П. Колесникова, которая в настоящее время имеет еще большее значение, и советую серьезно задуматься над ее содержанием каждому, кто  собирается связать свою судьбу с профессией хирурга.

В известном лозунге -  «Рожденный ползать летать не может» пролетарский писатель Максим Горький имел в виду и лиц не способных к врачеванию.

А ему, вторит профессор С.Я. Долецкий: «Рожденный конем не обладает силой слона».