Вениамин БУШМЕЛЕВ
РАЗМЫШЛЕНИЕ О РАБОТЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
Нельзя забывать о желании пациента найти в докторе человека
гуманного, сочувствующего, избавителя от недугов.
И никакой самый совершенный аппарат к доброте
и состраданию не способен. Не заменит он человека и тогда,
когда необходимо выполнить лечебные процедуры, тем более,
хирургическую операцию, пусть простейшую.
Академик АМН СССР, кардиохирург Е. Н. Мешалкин
Когда говорят о лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), с особым уважением произносят слово «клиника». Что это за такое особое лечебное учреждение, чтоб о нем говорили с глубочайшим почтением?
Своеобразно толковал происхождение слова «клиника» преподаватель латинского языка Николай Антонович Бадюл.
По врачебной специальности он был дерматологом. Когда в свою бытность ему, уже в преклонном возрасте, наскучило заниматься лечебной практикой, в основном ликвидацией чесотки, он пришел в мединститут преподавать нам, несмышленым первокурсникам, латынь.
Страстно влюбленный в красоту древнего языка, он знал сотни пословиц и поговорок на латинском языке и беспрестанно по любому поводу с пафосом произносил их, украшая своим украинским говорком.
Он разъяснял нам, что уже в древние века существовал метод лечения больных солнечными лучами (вероятно, речь шла о гелиотерапии).
Суть метода заключалась в том, что страждущих укладывали на южные склоны холма или клиновидные лежаки так, чтобы солнечные лучи падали на больное место строго перпендикулярно, чем якобы достигался лечебный эффект.
Вот от такого способа лечения - лежать на косогоре (klinos – косой), произошло якобы слово «клиника». Так объяснял нам Николай Антонович.
Хотя в «Словаре медицинских терминов» указано, что слово «клиника» происходит от греческого klinike — врачевание и kline — постель, что дословно означает – стационарное лечение. Коротко и ясно.
В тоже время в «Большой медицинской энциклопедии» греческое слово «klinike techne» переводиться на наш просвещенный русский язык, как – уход за лежачим больным или искусство врачевания.
В дальнейшем разъясняется, что «клиника» - это медицинское учреждение, в котором лечение стационарных больных сочетается с научной и педагогической деятельностью.
В чем же состоит отличительная черта клиники от обычной больницы? В том, что коллектив ее состоит одновременно из клинических и больничных работников, единодушно сплоченных кафедрой медвуза, которая определяет стратегию и тактику работы всего ЛПУ.
По общему положению, выработанному еще в советское время (Пр. МЗ РФ №228 от 29.09.93 г.), клиническим является лечебно - профилактическое учреждение, в составе которого работают клинические подразделения (кафедры, отделы, лаборатории) медицинских вузов, НИИ, факультетов усовершенствования врачей, медицинских факультетов университетов, оказывающие медицинскую помощь населению, а так же, осуществляющие повышение квалификации и переподготовку кадров, разработку и внедрение в практику новых медицинских технологий.
Статус клинического ЛПУ присваивается вышестоящим органом здравоохранения, в ведении которого оно находится, на основании договора о сотрудничестве, включающего все аспекты совместной деятельности: лечебной, учебной и научной.
Основные задачи и функции клинического ЛПУ - это оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, создание условий для организации и проведения учебно-педагогического процесса по подготовке медицинских кадров на циклах, рабочих местах в ординатуре, аспирантуре и интернатуре.
С тех пор до настоящего времени положение о совместной работе кафедр и лечебных учреждений не менялось и едва ли претерпит основные положения в ближайшее время.
Неотъемной чертой работы всего врачебного коллектива клиники должен быть научный подход ко всем видам медицинской деятельности, в том числе внедрение в практическое здравоохранение новых методов лечения и профилактики болезней. В клинике необходимо соблюдение отработанных годами традиций и обязательна преемственность, т.е. рациональное использование наработанного опыта работы клиники.
В нашей стране некоторые медицинские научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения имеют собственные клиники, либо проводят научную и педагогическую работу на базе городских больниц и других ЛПУ, подчиненных органам здравоохранения.
Больница, используемая медицинским ВУЗом, для педагогической и научно-исследовательской работы называется клиникой. Если для целей преподавания или научно-исследовательской работы используются только некоторые отделения больницы, им также присваивается название клинических.
Клиника может быть хирургической, терапевтической, педиатрической и др. Таким образом, в каждой клинике по профилю дисциплины создается своя школа врачевания, где проводится ежедневный напряженный учебный процесс обязательный для всех в ней работающих.
Учебный процесс касается не только студентов и больничного медперсонала, но и самих клинических работников, в том числе преподавателей и руководства клиники.
Профессора и доценты клиники избираются по конкурсу, объявленному ВУЗом. В настоящее время кое-где практикуется положение, когда завкафедрой, профессор, доцент или старший преподаватель кафедры одновременно может быть главным врачом ЛПУ или заведующим клиническим отделением.
Подбор больных в клиниках производится по роду заболеваний в соответствии с научно-исследовательской тематикой и задачами преподавания.
Использование крупных ЛПУ под клинические базы способствует ликвидации отрыва преподавания клинических дисциплин от практики, приближению подготовки врачей к нуждам здравоохранения, внедрению новых лечебных и профилактических методов медицины в клиническое преподавание.
В клиниках медицинских ВУЗов и научно-исследовательских институтах существует клиническая ординатура для подготовки квалифицированных кадров врачей - специалистов, а также ведется работа по повышению квалификации городских и сельских врачей.
Назначение на руководящие должности в клинике производят преимущественно из числа специалистов, закончивших клиническую ординатуру или аспирантуру.
Один из ведущих советских кардиохирургов академик Николай Михайлович Амосов однажды задал обществу вопрос: «Что требуется от медицины?». На который сам и ответил: «Совсем немногого – правильной диагностики и хорошего лечения».
И тут же добавил: «Надежные методы лечения вырабатываются десятилетиями».
Без внедрений научных достижений в практику лечебного учреждения, без строгого соблюдения традиций и преемственности, не может существовать своего «лица клиники».
Как известно преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы.
В обществе преемственность означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
В медицине она означает сохранение совокупности существующей в клинике традиций врачевания. Во многих клиниках традиции вырабатываются на основе многолетнего опыта работы.
Особенно это заметно в хирургических клиниках, в связи с тем, что каждой хирургической клинике присуща особая ментальность или, как говорят, менталитет.