Любуша-дочь Кудеяра старинная легенда

Мирослав Авсень
               

                *         *         *


Много седых веков  минуло с той поры, как бродил по земле со своей  лихой  шайкой атаман Кудеяр. Легендарной был личностью  грозный разбойник, и множество историй и сказаний оставил по себе. Но не только в нашем  Усманском крае похаживал он с кистенём, грабя купеческие обозы да караваны. Вот какая легенда ходила в начале минувшего столетия в Калужской  губернии, близ  Оптина монастыря...
 
                * *  *  *

На заросшем лесом высоком бугре, господствующим над окружающей  местностью, стояла дозорная башня разбойников, срубленная из дубовых брёвен. Глухой  бор на многие  вёрсты скрывал всё это. Трёхобхватные  дубы-исполины,  и строевые сосны  говорили  о том, как  могуч и величав был этот  дикий  край!  Изобилие ягод и орехов, не проходимые  заросли, овраги, гнилые болота, полные чертей и прочей  нечисти, и  близость  Козельского трака на  Лихвин, представляло удобное место  для разбойников.  Велика в числе шайка у Кудеяра, крепкое дубовое городище в самой чаще надёжно скрывает её от недругов. А много их у атамана!  Не разбирал он как другие кого грабить, купцов ли, послов иноземных, или караваны самого царя Московского, всем от него доставалось! Не жаловал  Кудеяр  и татарские  шайки,
перехватывая у них добычу... И никого не боялся, да и кто ему страшен, если под началом шесть сотен с лишком молодцов у него? Нырнут в чащу, и целым полком не взять их. Вот и летал разбойный  атаман там да сям, и сеял всюду о себе  недобрую славу...
Сильно любил Кудеяр злато и серебро, и много его запрятано было им по разным тайным погребам. Но была у атамана ещё одна ценность, которую он берёг  пуще собственного ока, красавица дочь, по имени  Любуша. Высока и статна собой была девушка, с младенчества не знала нужды и горя, всем наделял её суровый отец,  надеясь что она будет надёжной опорой ему в старости. Но по мере того как взрослела  Любуша, начинала понимать она, откуда у отца достаток,  и не в радость уж были ей золотые  блюда с кушаньями  да шелковые одежды. И всё чаще уходила она из терема в лес, чтоб там, среди цветов и трав, насладится покоем, которого  ей  не  хватало среди грубых  душегубов. Напевая своим мелодичным словно звон хрусталя голосом, Любуша  гуляла по цветочным полянам,  собирала  душистые  букеты, плела из них венки, да  разговаривала  с лесными обитателями. Любили добрую  девушку зверята  да птички, коих она часто подкармливала тем, что кушала сама. Бывало вьются вокруг её головы  птички, щебечут клювиками, и тоненько машут маленькими  крылышками, выпрашивая  угощение. Засмеётся  весело  Любуша,  и достаёт из сумы горсть семечек и хлебных  крошек.
-Покушайте птахи малые! - просит  она, и с грустью вдруг начинает говорить- Птички малые,  вы  высоко  летаете, далеко видите, вы летите сердешные,  в Чертоги небесные, ко Престолу Всевышнего! Передайте милые вы Господу  просьбу мою. Пусть образумит он мово  батюшку  многогрешного,тяжко видеть  мне  как он душегубствует, и  губит свою  душу! Мне  тяжело жить с ним, тяжело глядеть на груды золота и серебра, всё это людской кровью ведь добыто! - очень часто обращалась  Любуша с такой просьбой к птицам, и словно понимая её, густыми стайками уносились они в поднебесье... Даже хищники, и те не трогали доброй
девушки. Выйдет она бывало на полянку где над душистыми цветками кружат пушистые шмели и пчёлы, приложит ладонь ко рту, и негромко позовёт.
-Мишка! Мишка!- и сейчас же вылезет из чащи треща кустами мохнатая  бурая туша, и Топтыгин радостно сопя затрусит к девушке. Любуша весело  засмеётся, и запустив пальцы в его шерсть, ласково потреплет косолапого за загривок, да и в добавок ещё угостит его медовым пряником. Съест зверь угощение, да в благодарность начнёт отплясывать на задних лапах, смешно виляя и тряся толстым задом. До того весело становилось каждый раз  Любуше, что в такт мохнатому плясуну начинала она весело хлопать в ладоши. Единственной радостью для Любуши было это общение, ибо ни с кем из людей она почти не разговаривала. Отец почитай ежедневно уезжал на разбои, и возвращался всегда по ночам, с воем да посвистом. Приедет Кудеяр, и сразу в светлицу к дочери, несёт дорогие подарки. Но тяжело было Любуше смотреть на эти подарки, и видя это, начинал атаман сердиться.
-Что ж это ты дочь моя единственная, не хочешь со мной поговорить?  Не хочешь чтоб осыпал тебя златом-серебром?!
-Батюшка!-заламывая руки зачастую отвечала  Любуша - Тошней  плена  басурманского мне эти подарки!
-Ишь ты. Тошней плена?-зло усмехался  Кудеяр - А пошто ты горлица сизая,  знаешь как оно в басурманском-то плену?  Ты ж не была даже бита мной ни разу!
-Люди сказывали что нехристи, народ как скотину продают, за золото!-отвечала  Любуша.
-Продают, ну и что? На то они и басурмане!
-А ты?!-вспыхнет  вдруг  Любуша.
-Что я?
-Ты разве не басурман, коли людей  губишь? Зачем тебе золота столько , и так уж полно его везде, скоро вместо муки хлеб из него печь будем, а тебе всё мало!  Уймись отец, обрати взор к богу, и давай жить как люди!
- Молчи Любуша! Не могу я уже каяться...слишком много на мне всего такого, что и сам вспоминать боюсь! И не заводи больше эти разговоры, не рань моего сердца!-грозно ответствовал атаман, и гремя саблей, выскакивал  прочь. Зарыдает девушка, кинется в подушку, жаль ей отца!  Какой он ни есть, а всё ж родитель. Так шло довольно долго, пока девушка не стала замечать за отцом каких-то  необычайных перемен. Всё угрюмее становился он день ото дня, всё мрачнее, и всё  чаще предавался  буйному хмельному веселью, вместе со своей шайкой. Какая-то не объяснимая перемена произошла с атаманом. И всё чаще уходила  Любуша в лес, и больше времени проводила там. Бывало гладит рукой  косулю сидящую у неё на коленях, и роняя слезинки шепчет.
-Косулюшка моя милая, может уж последний разочек  вижу я тебя, и потчую. Чует моё
сердечко, что скоро померкнет для меня  белый свет, и не увижу более солнышка ясного!- а косуля,  словно понимая о чём говорит  девушка, повернёт свою мордочку к ней, и вдруг заплачет... Уж  и Топтыгин косолапый не так весело пляшет, ёжики всем семейством  фырча сурово, сбегались к ногам хозяйки, и чесались носами о её  сапожки. Всё словно прощалось с девушкой, и вскоре беда пришла...
Однажды, возвращалась Любуша с прогулки напевая свою любимую песенку.

                Поля  мои, поля  чистые,
                Лужки мои зелёные,
                Травушки шелковые,
                Цветки мои лазоревые,
                Любила я по вам гулять,
                Я по вам гулять красоваться,
                Своей путёвую косой восхваляться
                Уж одна у меня была коса,
                Да две волюшки,
                Две  волюшки, и обе вольные,
                Хоть две у меня будут косы,
                Да одна волюшка,
                Одна волюшка, и та не вольная...

Подошла девушка к терему, смотрит, а уж отец провожает  у ворот какого-то странного человека на  вороном коне. Махнул незнакомец в огненном кафтане рукой, и точно молния исчез с глаз.  Заколотилось сердечко у Любуши в предчувствии чего-то нехорошего, и побледнев как  полотно, вступила девушка во двор.
-Любуша! - басом позвал отец с крыльца, дочь медленно подошла.
-Любуша- повторил отец- Ты уже  выросла  у меня, стала большая, и пора тебе горлица сизая замуж  идти!- глядит атаман что дочь ему ответит?  Любуша подняла на отца глаза полные слёз.
-За кого ж ты хочешь отдать меня, батюшка?...
-За боярина знатного, ты его чай видела?
-Из даля только, но уж дюже страшен показался он мне, мнилось что у него во рту  зубы страшно  блеснули, да когти на пальцах...- едва слышно, дрожащим  шёпотом  пролепетала Любуша, но отец сдвинув брови, сурово бросил.
-Ну и что с того что зубаст? Родилси таким, а когти не когти вовсе,  а ногти давно не стриг, вот они и долги потому!  Что с того что личина смурна?  Зато молод и богат, а я хоть и не стар ещё, но всякое может случится. Вдруг одна останешься?  А за ним ты не пропадёшь, у него богатые  палаты, и у царя  таких нет!
-Откуда ж ты его знаешь, ты ж  боярам враг, зоришь их!
-Зорю - невозмутимо ответил отец,  чувствуя что дело как бы уже идёт на лад - но не всех вить, которые  мне  друзья-приятели, тех не трогаю, даже служу  некоторым!
-Что ж он за человек, душегуб? 
-Он та? Нет, он просто увидав тебя влюбился без памяти, я давно с этим боярином знаюсь. Что ж ты решила, дочь?
-Разве ты будешь спрашивать моего решения? - грустно ответила  Любуша, и отвернулась от отца. Атаман  только усмехнулся в бороду.
-И верно дочка, не спрошу... я отец тебе и воля моя закон для тебя!
-Батюшка!-взмолилась дочь - но  я же совсем его не знаю, что он за человек, злой или добрый, не мучь меня, что я тебе сделала? 
-Любуша, ты погодь. Я же не говорю что б ты прямо  щас под венец, нет. Завтра он приедет к тебе на  свидание, погуляете, поговорите, он щедрый, всё может что ни попросишь! Стерпится-слюбится, ну?
-Я попробую...- упавшим голосом ответила  Любуша.
- Ну вот и славно, завтра ровно в полдень женишок  тут будет, приготовься..!-напутствовал отец, и уж собрался было уйти.
-Как хоть зовут его? - спросила девушка.
-Амвросий! - буркнул  Кудеяр, и скрылся в темноте. Ни жива ни мертва поднялась  Любуша в свою светлицу. Села  на постель, и горько зарыдала. Тоска-кручина, белым привидением  скользнула  в покои, и широко расправив свои одежды, обволокла ими  кругом бедную  Любушу... Рыдала она в предчувствии что недолго уж осталось гулять ей по белому свету, да радоваться солнышку. На дворе орала сотнями  глоток разбойничья ватага, да ухали где-то в чаще леса седые филины... Уже совсем стемнело, когда молодой серп месяца  одним глазком заглянул в окошко Любуши. Она встала и зажгла свечку. В светёлке мгновенно стало видно, и причудливые тени в разнобой запрыгали по стенам. Тихо, словно шелест ночной травы подошла  Любуша к окну, и отворила ставни.  Внутрь  хлынули  дивные ароматы  древнего леса!  Глядя на ночное светило, Любуша воздела к нему руки, и роняя серебристые слёзы, тоненько  взмолилась.
-Месяц-молодичек, у тебя золотые рожки, высоко ты сидишь, далеко видишь, весь белый свет озаряешь, Спаси меня, месяцок! Забери из терема, завтра приедет постылый, будет меня сватать, и придётся мне покорится, не посмею ослушаться батюшки!... Спаси меня златорогий, протяни мне лучик, я по нему к тебе уйду... Мне тяжко тут находится, я не могу более спокойно взирать на отцовы преступления! Помоги мне... Скоро конец наступит моей волюшке, не  увижу  более любимого леса, зверят моих милых, моего мохнатого  Топтыгина, птах малых....- так довольно долго просила  Любуша, пока не почувствовала   как  дрёма окутала  её, и она медленно опустилась на постель... Но ничего страшного не привиделось  Любуше в ту ночь, наоборот: душа её порхала  в сказочных садах среди белоснежных горлиц и тысяч разноцветных  бабочек. И никогда ещё  Любуше не было так хорошо, как в эту последнюю  спокойную ночь, в её  жизни...
Проснулась она довольно поздно, когда солнце стояло уже высоко, и близился урочный час. Ахнув, Любуша оделась, и подхватив вышитый  рушник, побежала к лесному озеру умываться. Шайка частью была на промысле, а частью находилась с атаманом в городище, где уж во всю готовились встречать будущего зятя. Едва  Любуша прибежала  домой, как отец  позвал её.
-Любуша! Поди сюда, гость приехал!
Вздохнула девушка, и глянув по сторонам, приметила чужого коня у крыльца. Не успела она как следует поразмыслить над происшедшим, как повторился настойчивый  приказ отца. Не чуя ног поднялась Любуша  на крыльцо, и медленно прошла в горницу, где ждали её отец, и новоявленный  жених. Едва взглянула на  Амвросия, и сердце упало: больно необычен и страшен вид оказался у гостя! Совершенно голое  лицо, ни бровей ни век, ни усов, не поймёшь и какой нации: турок не турок, или бес знает кто вообще! Но страшнее всего, показались девушки длинные ногти жениха. Узрев такого «суженного»  в испуге прижалась она к стене, а отец грозно  вопросил.
-Ну, что столбом-то стоишь? - и добавил повелительно- Иди, приветь жениха!
А женишок медленно поднялся из-за стола, и прогудел глухим сиплым басом.
-Не боись меня красавица, я тебя золотом осыплю! Все богатства мира  будут у твоих ног!
-Довольно у меня и так всякого золота и богатств немалых!-ответила  Любуша, и вдруг увидела глаза  Амвросия... Как же это она не приметила раньше? Да  у него же очи зелёные как изумруд! Вмиг догадалась девушка кого привёз ей родной отец!  Совсем видимо помутился ум у старого разбойника, коли единственную дочь за чёрта отдать хочет... Словно от кинжального удара, вскрикнула пронзительно Любуша, и закрыв ладонями лицо, с плачем выскочила вон, и что есть силы помчалась в глубь леса, не слыша уже за  собой грозный окрик отца. Долго бежала она меж сосен и ёлок,  промеж дубов, пока не упала без сил на травяной бугор, и  зарыдала в голос. А  уж лесные обитатели услышав плачь своей хозяйки, со всех сторон  слетались и  сбегались к ней, чтоб  утешить добрую девушку. Лисичка-сестричка вместе со своими пушистыми лисятами  прибежала, села рядом, и осторожно трогая  Любушу лапкой, тоненько  заскулила. Стайки птиц тревожно  щебеча закружились над её головой. Мишка косолапый притрусил из чащи, сел рядом, обхватил свою морду лапами, жалобно заревел. Все  пришли, и даже серый  разбойник-волк,  припожаловал , сел в сторонке и тягостно завыл  на верхушки деревьев. Увидела  Любуша что не одна, и заговорила.
- Здравствуйте мои милые дружочки! Конец  приходит моей волюшке! Обуяла мово батюшку  сила злая...затуманила очи, сватает меня  за чёрта мерзкого, и не знает того! Что ж  делать мне, Мишенька?- обратилась она к Топтыгину. Тот лишь проревел да и всё.- Как избегнуть доли страшной? Как  глаза открыть моему батюшке? Что б увидел он, что за мужа нашёл мне! Не лежит моё сердечко идти за чёрта, лучше утоплюся в быстрой  реченьке, буду жить там с другими утопленницами, берегинями да русалками!..- так горестно убивалась несчастная девушка, не зная всей страшной правды...
С тех пор потекли тягостные дни ожидания. Чёрт каждый день заезжал на городище,  начинал ухаживания, но успеха не имел. От такого к себе отношения, нечистый свирепел, не доволен был и Кудеяр. Любуша каждый день молила бога открыть отцу глаза на  Амвросия. Но однажды, чудовищная  истина  открылась ей  самой... Как-то спряталась она от назойливого жениха в лопухах у  крепостной  стены,  и напряжённо ждала, когда уедет треклятый ухажёр, как вдруг, совсем близко за углом, она услышала голоса. Это разговаривали  отец с Амвросием.
-...Я уже устал ждать Кудеяр, ты обещал мне дочь, а уговора своего не выполнил! - гневно рыкнул чёрт.
-Я ничего тебе не обещал!- огрызнулся атаман - Ты сам настоял, я же сказал «Действуй, получится-твоя воля, нет-не взыщи!»
-Нет Кудеяр, когда ты заложил мне свою душу, я обещал что буду делать для тебя всё что ни пожелаешь, и я делал, а теперь, ты не хочешь помочь мне в такой малости?!
-Ничего себе «малость!» дочь-красавицу писаную за тебя отдать!... Да ты когда на свою харю срамную в зеркало-то последний раз глядел, образина???- возмутился атаман.
-Возможно я и не красавец, но чарами я заставлю её повиноваться!-важно заметил  чёрт.
-Да? И что ж до сих пор не заставил?-усмехнулся атаман.
-Она должна принять меня, хоть для виду сказать «да», и тогда всё. Ты  должен помочь мне, иначе я отступлюсь то тебя!-пригрозил  нечистый.
-Куда ты денешься? Тебе моя душа потребна, без неё тебя в пекле самого в смоле сварят. А вот я могу плюнуть на тебя, да уйти в монастырь!
-Ха. В монастырь? Нет атаман, ты ужо увяз так, что лишь шапка торчит, и ухватиться не за что! Так что мы с тобой теперь как два пальца на руке...
-Ну что ж мне её, на аркане к тебе привести?
-А это уж как хочешь, но коли сладим дело, проси чего пожелаешь!-посулился чёрт.
-Что ж ещё просить?
-А что пожелаешь!
На минуту голоса затихли. Ни жива ни мертва сидела  Любуша! Ледяной пот заливал всю её, и зубы стучали как в лихорадке. Вон оно что... так отец знал всё с самого начала! Он заложил свою душу нечистому, и теперь...От страшного откровения, Любуша едва не лишилась чувств: хотела встать и уйти, но сил не было, мысли в голове перемешались как мука с песком, не разгребёшь..."Матушка моя родная, зачем ты меня оставила?» подумалось девушке, и тут она услышала окончание разговора.
-Ладно шиш, я отдам тебе дочь, но и цену запрошу не малую, не золота и каменьев, нет. Этого добра  у меня хоть коров корми, я прошу тебя сделать так, чтоб не было мне смерти, чтоб земля не принимала меня, хочу быть всегда!
-Много просишь атаман... это противоречит нашему договору!
-Совести у тебя нет собака! Ты ж не  овцу  на ярмарке покупаешь!-вспылил Кудеяр- Хошь соглашайся, не хошь-проваливай ко всем чертям!
-Хорошо, будь по твоему, но Любуша сегодня же должна  быть моей!-поставил условие чёрт.
-Клянёшься?
-Клянусь, но и ты клянись Кудеяр!-пророкотал нечистый.
-Клянусь!-подтвердил атаман сверкнув глазами.
-Всё, сегодня  после захода солнца  я буду тут, и Любуша должна стать моею суженной! Не забудь  Кудеяр-атаман!- страшная тоска овладела тут девушкой...Отец, отец продал её чёрту...
Но она ни за что не согласиться плодить колдунов и демонов, ни за что! Как только голоса стихли и сговаривающиеся ушли, незаметно вылезла  Любуша из укрытия и что есть духу (откуда  только силы взялись) помчалась обратно в лес, где и пробыла до трёх часов по полудни. Потом еле доплелась до своей светёлки, и там в изнеможении и отчаянии закрылась. Тяжко было на душе, скорбь и обида захлёстывали. Всю жизнь прожила она с отцом не зная ни горя ни забот, не зная что душа родителя давно запродана нечистому. Теперь понятно почему в крепости ни одной иконы нет, лишь у неё в светлице в тайне от чужих глаз, хранился образ Николая  Чудотворца оставшийся от покойной  матери. К нему и бросилась несчастная девушка погрузившись в глубокую молитву.  Но видно много зла было накоплено в городище, не почувствовала Любуша облегчения... Но ни смотря ни на что, она решила не покорится чёрту. Её горестные раздумья прервал повелительный стук в дверь.
-Любуша открой!-это был отец.
-Нет, я тебе не открою!-пересилив страх ответила девушка, и почувствовала как пребывает в ней решимости.
-Чтооо???!!!-заревело за дверью - Да ты кому дерзкая так отвечаешь??? Отопри а не то вышибу!
-Не отопру!  Иди зови на помощь своего дружка рогатого, кому ты душу продал, а опосля меня!-крикнула Любуша. В следующее мгновение дверь загудела от ударов и рухнула, в светлицу ворвался отец  с нагайкой в руке. Необычайно грозен и дик был вид  в тот момент у атамана, от чего девушка помертвев замерла  прикрыв рот ладошкой. Чёрный кафтан  Кудеяра  отливал сталью, из-под смоляных бровей сверкали молнии, а на губах закипала пена. Атаман  рассекши плетью воздух проревел быком.
-Что ты несёшь дочь??? Опомнись!!
-Я... всё слышала сегодня днём! Всё о чём договорился ты с бесом, и о твоём условии  чтоб земля тебя не приняла я тоже слышала! Зачем ты продался чёрту? Что ты сотворил? О-о-о, ты не мой отец, ты оборотень в его обличии! Ты служишь дьяволу, ты колдун!-собравшись с силами единым духом выпалила девушка, и сама испугалась своей  храбрости.
-Замолчи!-бешено вращая беликами,  зарычал Кудеяр топая ногами - Не твово ума это дело, негодная девчонка!  Я сам за всё  отвечу!!  А ты выйдешь за Амвросия, ты выйдешь... ты всё равно за него выйдешь, иначе....- разбойник погрозил корявым как коряга пальцем  с золотым перстнем.
-Нет!!- снова во всю мочь крикнула Любуша - убивай  лучше! Голодом замори! Но никогда я не стану женой нечистого духа! 
-Станешь! Я твой отец и приказываю тебе!-опять зарычал душегубец.
И тут  Любуша рухнула перед ним на колени, и принялась умолять о милости! Она  умоляла его именем покойной  матери, своим, упоминала даже бога, пролив потоки горючих слёз, но всё было тщетно: смягчить сердце атамана она не смогла, Кудеяр остался непреклонен. Наконец  силы у Любуши иссякли, и она как мёртвая  опустилась на пол и затихла мелко подрагивая всем телом.  Атаман решительно подвёл  черту.
-Ничего больше слушать не желаю! Выйдешь замуж и этим всё сказано!
-Нет, не выйду за чёрта, лучше утоплюсь!-снова донеслось с пола , но уже едва слышно.
-Выйдешь, иначе я предам тебя вечному проклятию!-глаза разбойника налились кровью от бешенства: он не привык чтоб ему перечили. Любуша подняла на него взор. Никогда он ещё не видела его таким страшным...
-Хорошо...будь по-твоему...если ты настолько не любишь меня....что ж...выйду и за чёрта...но с одним условием...- заплаканным голосом проговорила девушка.
-Каким ишшо условием? - рыкнул слегка уже остывший  Кудеяр.
-Это я ему сама скажу..
-Ну и славно, давно бы так! Он будет после  заката, будь готова  дочь!- и тиран-родитель гремя сапогами вышел. А бедная затворница стала размышлять как бы ей обмануть  нечистого. Долго она думала, и спасительная как ей показалось мысль, пришла...
Вот и подошёл урочный час. Солнце размазавшись по горизонту, медленно пропадало за краем земли, и городище окутывал серым саваном,  колдовской вечер. Разбойничье скопище собиралось на раздобытки. С ужасом ждала  Любуша момента, когда явится Амвросий. Сердце щемило так, словно там торчал кусок  железа, и не было сил укротить смертельную  тоску.
-Заря-заряница, красная девица! Заглуши тоску девичью , скрой меня от взоров постылого!-страстно шептала Любуша глядя на исчезающий  бугорочек солнца, и вот он скрылся совсем.
Заухало, зашумело вдруг по всему девственному лесу, послышались отовсюду стуки да громы, гибельный вой да треск сопровождал их. То не буря и ураган разлетелись по земле, то мчит на вороном скакуне, чёрной тучей Амвросий-жених, жилец преисподней, и похититель душ человеческих. Одна, последняя ночь осталась на земле Любуше, чтоб  сделать выбор.
-О боже, вот я слышу стук его копыт! - побледнела девушка - Он уже  близко, вот он!!!- и прямо из чащобы  выскочил Амвросий. Конь его пускал из ноздрей серный дым, а из пасти било пламя.
-Вот  Любуша душа моя, я и приехал!-прогудел чёрт - Говори же теперь, согласна ты стать моей женой или нет?
-Согласна...батюшка настаивает и я подчиняюсь...-опустив взор ответила  Любуша  едва дыша - Но ты должен выполнить одно условие,  согласен?
-Согласен!-не раздумывая ответил чёрт.
-Ты согласился даже не спрашивая что я потребую?
-Мне всё равно что ты потребуешь красавица! Нет того чего я не смог бы сделать! -самонадеянно осклабился  Амвросий.
-Хорошо же - хмуро проронила Любуша - слушай. Вон  на том самом бугре, где стоит вышка, ты должен за одну ночь, до петухов, построить каменный  замок. С колоннами, арками, подвалами, стеной и прудом внутри. Сделаешь всё  как прошу -буду твоей женой, не сделаешь-не взыщи! Согласен?
-Согласен! - ещё раз рявкнул чёрт - Завтра  ты будешь моей,  дорогуша!.. -Амвросий  вдруг задрожал как от холода, глаза его задёргались и  запрыгали, а посинелые губы стали выплёвывать какие-то непонятные  слова, при  которых опять поднялся свист, да заходила  ходуном  земля. Обмерла  Любуша от страха, и поняла что чёрт творит заклинания...Из  чащоб, из-за сухих кочек да замшелых  пней, разом вдруг выглянуло несколько десятков  мерзких личин. Бескровные  образины с выпученными глазами, показывались отовсюду шевеля конечностями. Уже сам воздух наполнился  шумом летучих тел, и целые сонмища неверной силы, словно  снег опускались на землю, и собирались подле полумёртвой от страха девушки. Из разверзнутой с гулом земли, свечами выскочили чумазые  черти, и смешавшись с остальной  нечистью, подняли такой вой и верещание, словно где-то  давили легион крыс. Амвросий принял прежний  облик, и заорал на подопечных.
-Эй, вы!  Нечисть земная, воздушная и подводная! Слушай мою волю! - духи вытянули морды и навострили уши.-До петухов, вон там на горе - чёрт указал лапой - должен быть возведён каменный двух этажный замок со всем что полагается  приличному замку! Горе вам  если вы не успеете к сроку! Как спустится ночь, всем приниматься  за работу! - в ответ нечисть завыла-засвистела  на все голоса, согласно кивая  рожами. Сам Кудеяр с частью разбойников остался в городище чтоб посмотреть как сладиться дело у «молодых». Прочие ускакали на промысел. На радостях, атаман  преобразился: огненно-красный кафтан затянутый у пояса жёлтым  кушаком за которым торчали множество дорогих пистолетов, делал разбойника почти не узнаваемым.
-Пора!- простонал словно от боли  Амвросий, и воздел руки к верху - Начинайте строить!- и вмиг вся окаянная сила, всё нечистое сборище с гаем и визгом сорвалось со своих мест, и рассыпалось по округе, чтоб таскать камни. Духи  ринулись  вёрст за 15-ть от городища, к селу  Слаговищи, где имелось большое количество дикого камня, из которого они и принялись складывать замок. Ёкнуло у Любуши сердце,  видя как немытики,  беспрестанно таскают камень на стройку, и уже было видно что Успевает проклятый жених  до указанного срока. Отчаяние взяло её...
-Нет, не быть по-твоему ирод!-решила она, и спешно пошла на подворье. Там она юркнула в курятник, осторожно сняла с насеста заворчавшего петуха, и вышла.
-Петенька, миленький, я кормила тебя зёрнышком когда ты был ещё цыплёнком, послужи же и ты мне горемычной. Сватают меня  за нечистую силу проклятую, помоги!...
Взяв  птицу, она посадила её в большой  горшок и накрыв  тряпицей, понесла на строительство. Там села неподалёку, перевернула горшок кверху дном, и принялась наблюдать за работой.
Быстро двигалось дело!  Уже были выложены два этажа,  поставлены  колонны для  ворот( они лежали в обломках возле городища). Мало того, черти сделали лестницу к дому, и выкопали пруд!
Укладывался Амвросий в срок, и видя  беду неминучую, девушка принялась незаметно  дразнить  петуха. Внимание на неё никто не обращал, даже отец с будущим зятем были полностью поглощены  зрелищем. Девушка подталкивала горшок, хлопала в ладоши подражая  хлопанью крыльев, и петух потеряв  всякое представление о времени, подумал что начинается рассвет, и что есть силы издал свой  оглушительный крик!...
Общеизвестно, что нечистой силе, положено гулять под покровом ночи лишь до петухов, то бесы, услышавшие крик птицы, с воем и визгом ринулись кто-куда, не докончив работы. Испуганно вереща провалились в преисподнею черти, побросав камни там где их застал крик. В гнилые болота, в стародавние могилы и прочие свои норы,
кинулись все остальные духи, от взмахов крыл которых снова поднялась буря, и ударила молния.
Смрад горелого угля да жжёной серы,  наполнил округу. Жутко завывая словно от холода, уходили под землю упыри да вурдалаки. Вся же оставшаяся бесовская сила, скрутившись в один гигантский  клубок, с оглушительным взрывом сверзилась в ад, и только страшно загудела на многие вёрсты вокруг  земля... Сам же Амвросий, стоявший на пригорке, испустив вопль  бессильной ярости, чёрным вихрем исчез в ночном небе.
Так и остался замок недостроенным, а на огромных валунах поросших потом  мхом и лишайниками, находили  в последствии отпечатки лап. Перехитрила  девушка и чёрта и отца, но не избежала несчастная, своей  горькой  участи!  Едва только сгинуло нечистое сонмище, лютей лютого зверя подскочил к дочери отец.
-Ты, негодная, посмела обмануть меня?! Своего отца???!!!
-Отец, прости!...- попыталась было  умолить Любуша, но лишь сильнее разозлила разбойника.
-Молчи!!!-заревел Кудеяр - Я покараю тебя так, как ни карал ещё ни кого! За обман твой, будешь ты теперь заточена на века, и будешь мучится всё то время,да исполнится же это!!!- произнёс атаман, и неверная сила подхватив пронзительно
 закричавшую девушку, с грохотом и гулом заточила в самом сердце  Чёртовой  горы...

                *     *     *     *     *

Много воды утекло с той поры... Канули в вечность  Кудеяр и его  войско, но душа Любуши, продолжала томится в стенах недостроенного замка. И много людей рассказывали страшные истории о том, как  тяжко и надрывно стонет по ночам Любуша, наводя ужас на всех, кому в ночную пору  случилось близко подходить к проклятому  месту. Но с течением времени, срок заточения видимо подходил к концу, и печальное  Любушино привидение, стало по ночам показываться наружу. Особенно страшно было лесным сторожам, им-то частенько приходилось её  видеть: выйдет она вся в белом  на гору, сядет на серый  валун и плачет.
-Тя-а-а-ажко-о-о-о....ох тя-а-а-а-ж-ж-жко-о-о  мне-е-е!...Дайте кре-е-ест!!...- и стремглав, прочь летит случайный  свидетель от такого зрелища, и мало кто вообще ходил  возле поганого того места... Говорили что оптинские монахи, дважды ставили тут крест, да он не устоял, видать не пришло ещё  ему время! Учёный люд осматривавший гору, сделал вывод что весь этот ансамбль, действительно похож на недостроенное  строение  правильной формы. Городище постепенно разрушалось, и врастало в землю. Неподалёку от этого места, показывают  Кудеяров  Колодец, где он, по преданию, зарыл 12 бочек золота. Много желающих находилось  добыть золото атамана, но лишь почистили от грязи колодец, а казны не добыли, потому что не знали как оно добывается! И по сию пору неизвестно,  отпустило ли городище несчастную узницу, или тень  Любуши, и по ныне томится в мрачных подвалах Чёртовой горы....
 


                К О Н Е Ц.

                с.Песковатка-Казачья.
                25 мая 2000 года.


-