Думы о врачевании и хирургической клинике. Г. 1

Вениамин Бушмелев
  Вениамин БУШМЕЛЕВ


ДУМЫ О ВРАЧЕВАНИИ И ХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ ИЛИ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: научно-популярное издание.- Ижевск, 2010
               
Рекомендовано Ученым советом ГОУ ВПО ИГМА               
          
На основании полувекового опыта работы в лоне медицины, автор излагает свои и мысли великих людей о врачевании и хирургической деятельности.
Издание адресовано будущим и нынешним врачам, студентам и преподавателям медицинских вузов и училищ, а также широкому кругу читателей,  которым интересны вопросы медицины.
               
Здоровье сохранять – задача медицины,
Болезней суть познать и устранить причины
                Авиценна

Предисловие. Глава 1.

 Медицина есть энциклопедия жизни...
 Кто же, как не врач, видит рождение,
 жизнь и смерть, здоровье и болезнь,
 боль, страдания, радости, все величие
 и всю ничтожность человеческой души,
 и все это в новых формах и проявлениях!                В.Л. Боголюбов
               
      Мы живем в век узкоспециализированной медицины. В настоящее время существует более 1,5 тысяч врачеб­ных специальностей. Перед выпускником медицинского вуза всегда встает дилемма выбора специализированной врачебной профессии.
И набор их достаточно велик, начиная от семейного врача широкого профиля  до диетолога,  нутрициолога и т.д.
 
Хотя специализация является прогрессивным явлением, она имеет положительную и отрицательную стороны.  Узкий специалист изучает те заболевания, которые  относятся к группе болезней его специальности, более глубоко овладевает клиническими приемами и методами их распозна­вания и лечения.
 
Однако болезнь не может существовать изо­лированно, вне связи с организмом человека.  Арсенал болезней  может быть еще более широк, чем врачебные специальности. Поэтому будущий врач любой специальности, если он желает быть грамотным врачом, должен  в совершенстве овладеть основными приемами врачевания, о которых пойдет речь ниже.

В конце 70-х и начале 80-х годах прошлого столетия при медицинских вузах функционировали так называемые «рабфаки», предназначенные для подготовки абитуриентов к поступлению на медицинские факультеты.
 
В программу рабфака  входил цикл лекций, объединенный единой темой «Введение в профессию».  Лекции читали, как правило, ведущие специалисты  -  терапевты, хирурги, педиатры, акушеры-гинекологи и др. В лекциях освещались значимость и трудности той или иной медицинской специальности. 
Прослушав их, у абитуриента появлялся живой интерес к той или иной специальности, а иные претенденты теряли желание стать врачом.

К сожалению, учебные программы сейчас составлены таким образом, что с особенностью той или иной медицинской профессией студент начинает знакомиться, когда впервые приходит на клиническую кафедру уже на 3-4 курсе после общеобразовательного обучения. И бывает обидно, когда молодой человек осознает, что медицина не его призвание и им потеряно 3 года творческой жизни.
      
Более 50 лет моя трудовая деятельность связана с преподавательской работой  в медицинской академии.  Все эти годы, общаясь с будущими и молодыми врачами, я убедился, как много значит для них слово и личный пример Учителя, его профессиональное мастерство, клиническая эрудиция,  широта интересов и общая культура.
Эти качества Учителя оказывают огромное влияние на формирование будущего врача, его профессиональные и нравственные принципы.

Врачебный долг и христианское  священнослужение имеют один общий принцип - передачу знаний, умений и нравственных начал от Учителя -  ученикам, который делает врача звеном единой цепи врачебных поколений.  В зависимости от того,  какой след оставит после себя каждый,  в значительной степени определя­ется тем, чему научился он от своих предшественников. 
От этого  принципа будет зависеть и то, что он сможет сделать и сумеет создать нового, чтоб передать свои знания и умения, идущим за ним последователям. Каждый из врачей  должен знать и помнить своих Учителей, ибо  для познающего науку врачевания очень важно чему учат, как учат, и кто учит.
Например, меня всегда удивлял факт, что студенты столичных медвузов обладают более твердыми и уверенными теоретическими знаниями, чем учащиеся нашей периферийной академии. 
Они умело пользуются медицинской терминологией и легко ориентируются в определении предмета, о котором идет речь. Позднее я понял, что это обусловлено тем, что их учат «светила науки» и, в первую очередь тому,  как правильно выделять главное от второстепенного понятия, чтоб четко и ясно осветить любой вопрос.
 
Преподаватель высшей школы должен дать студенту определенный запас прочно установленных теоретических сведений, научить его умению приложить эти сведения к больному человеку и при этом всегда  логически, клинически и диалектически мыслить.
Конечная цель обучения - подготовить медицинского работника, который по окончании медицинской школы обладал бы таким развитием, чтобы свое медицинское образование мог считать базой для своей практической работы и отправной точкой для дальнейшего совершенствования  (советский терапевт Максим Петрович  Кончаловский).
Мне посчастливилось учиться у замечательных Учителей, которые смогли привить любовь к профессии и вложили в меня достойные знания, которые постигал, а затем применил в своей работе. 
Считаю, что для врача,  так же как для любого человека, настоящих  Учителей с заглавной буквы, может быть несколько. Настоящего Учителя определяет нравственная чистота, деловитость, бескорыстие и здравые помыслы.

Самым главным Учителем, Наставницей и жизненным примером для меня была родная тетя, сестра моей матери, Иовлева Екатерина Петровна, врач акушер-гинеколог, которая помогла избрать профессиональный путь. Красивая и умная женщина, добрейшей души человек, по характеру альтруист, она была настоящим воспитателем молодежи.  До конца ее жизни я всегда с благодарностью принимал ее добрые советы и практические рекомендации.
 
Во время учебы в институте любимым преподавателем была профессор Анна Ивановна Чукавина.  Многие врачи помнят ее, как инфекциониста, заведующей кафедрой инфекционных болезней, но она до мозга костей была доктором с отличными знаниями пропедевтики внутренних болезней.
Чудеснейшая женщина, великолепный педагог, в то время работала ассистентом на терапевтической кафедре знаменитого профессора Александра Яковлевича Губергрица и преподавала нам, студентам 3-го курса пропедевтику внутренних болезней.
Занятия Анны Ивановны, по освоению практических навыков непосредственного обследования больного памятны мне до сих пор. Благодаря этому Учителю, я уяснил, что без усвоения азов пропедевтики не может состояться ни один врач, какой бы узкой специальности он не был.
 
Следующим наставником и примером практического врача – хирурга считаю  Владимира Федоровича Фирекеля,  с которым посчастливилось работать, будучи районным хирургом. 
Владимир Федорович был учеником легендарного хирурга Александра Васильевича Вишневского, слыл хорошим диагностом хирургических болезней и,  хотя, не обладал широким диапазоном хирургических вмешательств, имел великолепную  хирургическую технику.
Оперировал он исключительно под местной анестезией,  бескровно и анатомично.  Кровотечений во время проводимой им операции не было, как будто вмешательство проходило в безсосудистой  зоне. 
Его хирургической работой  можно было любоваться и проследить весь ход оперативного вмешательства гораздо яснее, чем в любом учебном пособии или хирургическом атласе.

Владимир Федорович был строгим и требовательным человеком.  Требовательным он  был,  прежде всего, к самому себе, и  своим примером учил точно и верно выполнять основные постулаты общей хирургии. Помню, как во время операции он немногословно, но очень доступно рассказывал и показывал, как следует выполнять те или иные важные оперативно-технические приемы.
Благодаря прекрасной хирургической технике и чистоте  ее выполнения,  после его вмешательств не было послеоперационных осложнений. 
При  переломах костей он применял только ручную репозицию или крайне редко скелетное вытяжение. 
Всегда это делал под местным обезболиванием, накладывал аккуратные гипсовые повязки, и переломы зарастали без смещения отломков.    У Владимира Федоровича  была исключительно трезвая голова и золотые руки хирурга.

С полным правом считаю своими Учителями и Наставниками прекрасных специалистов, мастеров своего дела, педиатра - профессора Александру Ивановну Перевощикову, профессоров  хирургов – Семена Ивановича Ворончихина  и  Александра  Ивановича  Зверева.  От них я учился не только профессионализму, но человечности, нравственности и душевному отношению к пациентам. 
Кроме того, они дали мне направление в науку,  к  ответственному и честному в ней подходу.
Считаю своим долгом с благодарностью отметить уроки и советы прекрасного человека, одного из основоположников советской детской хирургии  Станислава Яковлевича Долецкого. Виртуозный хирург, литератор с философским складом ума, он был для меня ярким маяком в нашей специальности.  Только одна его книга «Мысли в пути», автобиографическое эссе о медицине, настоящем и будущем детской хирургии, отношении к профессии и воспитанию детей, о том,  как лучше лечить детей,  по значимости  стоит дороже, чем  какой-либо многотомный философский труд. 
Станиславу Яковлевичу всегда были присущи большая любовь к детям, огромная душевная молодость и отеческое  отношение к коллегам, в том числе к тем, которые трудятся в глубокой периферии.

Благодарю судьбу за то, что в свое время меня окружали эти  удивительно хорошие люди. Они помогли мне стать тем, кем я стал. Бесконечно  остаюсь им благодарным  до конца дней своей жизни.  Ни одна моя лекция или занятия со студентами и курсантами факультета повышения квалификации не проходят без упоминания уроков этих Учителей. 
Постоянно  ориентируюсь на крылатое выражение известного австрийского профессора, знатока истории медицины  Гуго Глязера: «Ссылка    на    слова    учителя — не   ошибочный   консерватизм, а основа знаний   врача».
Хотя,  если раньше учителя умирали на трепетных руках своих учеников, то сейчас учителя умирают непосредственно от грубых рук своих учеников. В основном умирают не только от рук, а от шельмования.

В те времена, когда я был еще  начинающим преподавателем, но уже имел научную степень кандидата медицинских наук, услышал от доцента Юрия Александровича Башкова,  с которым непосредственно работал на кафедре госпитальной хирургии,  горько высказанную фразу: «Докторов-то в наше время развелось много, но вот жаль, -  лекарей мало». 
Это изречение вначале меня оскорбило, а затем заставило серьезно поразмыслить. Стало быть, чтоб стать хорошим врачом, необходимо неустанно трудиться по повышению профессионального уровня.
Недаром один из виднейших отечественных клиницистов Н.Я. Чистович  высказал тезис: «Чтобы быть хорошим врачом, необходима непрерывная, неутомимая работа, и только сам врач, делающий все от него зависящее, чтоб быть на высоте современного уровня медицины, может считать себя добросовестно выполняющим свой долг».

Я отыскал в энциклопедии значение слов «доктор, врач и лекарь».
Слово «доктор» в первом значении означает то же самое, что слово «врач». Врач - это специалист с высшим медицинским образованием.   Он может быть терапевтом и хирургом, педиатром  и невропатологом, санитарным  врачом, и др.   
А вот слово «лекарь» относится к тому лицу, кто непосредственно лечит, независимо от того,  доктор, врач или помощник врача – фельдшер, а может быть и доморощенный лекарь. 
Только по-прошествии десятка лет врачебного стажа я понял, что имел в виду Юрий Александрович. 
Лекарь – это тот врачеватель, который воистину лечит и излечивает, а не тот врач, который хотя и имеет диплом, пусть даже доктора медицинских наук или аттестат профессора, но только ограничивается указаниями, как следует лечить.

Представленные вашему вниманию строки касаются  не только воспоминаний об Учителях и выдающихся медиках,  а в большей степени сложившемуся состоянию современного здравоохранения,  о котором в настоящее время складывается  нелестное отношение общества, вплоть до обсуждений в желтой прессе и на грязных форумах в интернете. 
В связи с этим пришел к выводу, что следует изложить свои размышления о близкой мне работе лечебных учреждений. 

Приступая к воспоминаниям и выражению своего отношения к прошлому и настоящему в тех областях жизни, в которых выпала судьба мне трудиться и оказывать какое-то влияние на развитие той медицинской дисциплины, в которой работаю, писал, как умею, стараясь придерживаться русла правды и реальности.
 
Конечно, как любой человек, я, наверное, обладаю какой-то степенью честолюбия и вероятно  хочу, чтоб мое имя оставило в жизни добрый след.
Очень надеюсь, что некоторые мои отеческие советы кому-нибудь окажутся полезными и помогут найти достойное место в жизни. 

Как получилось, о том судить читателю.