Бригадир. Часть вторая, глава десятая

Николай Орлов 4
                Глава десятая
   Вот что рассказала Оксана Петровна Ашукову.В субботу 21 июня у 10 класса, руководителем которого являлась Оксана Петровна, был выпускной вечер. После окончания банкета весь класс, в количестве 15 человек, восемь девочек и семь мальчиков вместе со своим руководителем отправились на околицу села встречать восход Солнца. Девчонки собрали хворост и мальчишки разожгли большой костёр. Настроение у ребят было весёлое и немножко грустное. Школьная жизнь закончилась, кто то собирался ехать в Минск поступать в институты, а кто то ещё дальше.

   Где то в половине четвёртого утра, перед самым восходом Солнца, когда часть выпускников разошлась по большому лугу, а часть перебрав домашней горилки дремала у костра, раздался авиационный гул моторов. В небе появились множество летящих огоньков. "Наши летят с учений", сказал кто то из ребят. А ещё через час, когда уже взошло Солнце, в небе появились четыре больших трёхмоторных самолёта. Самолёты начали перестраиваться в круг как раз над лугом, где находились выпускники десятого класса. Все подняли головы, наблюдая за самолётами.

   - Ребята, это же немцы! - воскликнул кто то.

   На крыльях и фюзеляжах самолётов были ясно видны чёрные кресты. Перестроившись в круг самолёты сбавили скорость и от них начали отделяться какие то предметы, а затем раскрываться купола парашютов.

   - Парашютисты! Уходим в лес!

   Все дружно бросились к лесу, до которого было всего метров двести. Когда мальчишки и девчонки добежали до леса и залегли в траве на его опушке, начали приземляться первые парашютисты. На груди у них висели короткие автоматы, на головах были стальные каски, а рукава мышиного цвета формы были закатаны до локтя. Немцы даже не убирали свои парашюты, просто отстёгивали лямки и бежали строиться в шеренги.

   Прошло всего пятнадцать минут после начала десантирования и на лугу уже стояли три шеренги немецких солдат. Шеренги развернулись в сторону райцентра и растянувшись тремя цепями двинулись в населённый пункт. Потрясённые мальчишки и девчонки молча наблюдали за немцами. Вскоре из центра села, где находились райвоенкомат и отделение НКВД начали доноситься короткие автоматные очереди и разрывы гранат.

   - А сегодня рано утром мы услышали сильную стрельбу на опушке леса со стороны луга. Двое мальчиков подкрались и увидели, что немцы из засады расстреливают большую группу наших военнослужащих. Жаль, что мы их раньше не встретили и не смогли предупредить. Третьи сутки мы живём в лесу, мальчишки построили несколько шалашей, - закончила свой рассказ Оксана Петровна.

   Рассказала о своей встрече с немецкими диверсантами и Вера Михайлова. Ей и ещё нескольким молодым ребятам удалось на другой день после захвата села сбежать в лес, где они и повстречали Оксану Петровну и её класс.

   После всего услышанного от Оксаны Петровны и Веры Михайловой,  Михаил Ашуков решил изменить маршрут движения своего взвода. Он решил не идти в укрепрайон, а обойдя райцентр, двигаться на восток. Проводить бойцов взялись несколько местных ребят, которые хорошо знали здешние леса.

   Через два часа, обойдя райцентр, оставив его к западу, Михаил отпустил мальчишек. Так как было уже достаточно темно, взвод здесь же и заночевал. Утром 25 июня двинулись на восток. Ближе к обеду они повстречали двух пограничников, старшего лейтенанта и старшину. Старший лейтенант представился начальником погранзаставы Беловым и старшина заставы Пинчук. По
рассказам пограничников выходило, что в 04.15 22 июня по их заставе немцы открыли шквальный артиллерийский огонь. После артподготовки в наступление пошли танки с пехотой. Застава яростно сопротивлялась, но силы были не равны и к 10 часам всё было закончено.

   Начальника заставы завалило в окопе землёй. На его окоп наехал танк и развернулся на месте засыпая землёй и хороня живым старшего лейтенанта. Это всё видел старшина Пинчук и как только танк отъехал, сразу начал откапывать своего командира. Откопав Белова, старшина перетащил его в близлежащие кусты. Это и спасло им обоим жизнь. Как раз в это время на позиции заставы ворвались немцы и всех оставшихся в живых начали расстреливать на месте. Немцев разъярило ожесточённое сопротивление пограничников, поэтому в плен никого не брали. Вечером, когда садилось Солнце и немцы покинули разрушенную
заставу, старший лейтенант вместе со старшиной, набрав продуктов из разгромленного продовольственного склада, двинулись на восток.

   Выслушав рассказ пограничника, Ашуков помня из рассказа Веры Михайловой, что под видом красноармейцев немецкие диверсанты захватили железнодорожную станцию начал задавать вопросы. Он спросил старшего лейтенанта, какая фамилия у начальника пограничного отряда и начальника штаба пограничного отряда.

   - Ты что, младший лейтенант, свихнулся? Зачем тебе это надо? - спросил офицер пограничник.

   - А затем, что под видом красноармейцев на нашу территорию заброшены немецкие диверсанты.

   - Может вы сами диверсанты!? - взорвался пограничник.

   - Если ты не ответишь на мои вопросы, буду считать вас диверсантами, со всеми вытекающими отсюда последствиями, - при этом Михаил медленно, здоровой правой рукой расстегнул кобуру с пистолетом. Стоящий рядом старшина Дрозд сделал тоже самое. Видя, что спорить бесполезно, пограничник ответил на эти и ещё несколько вопросов, которые обязан был знать.

   -Ну вот, теперь всё ясно, - сказал Михаил и застегнул кобуру. Он предложил пограничникам идти либо с ними на восток, либо самим двигаться самостоятельно. Пограничники долго не раздумывали и присоединились ко взводу Ашукова.