Большая мама

Валерий Люшков
Когда эта медведица с четырьмя полуторагодовалыми медвежатами появилась в устье реки, сразу стало понятно, кто здесь теперь главный. Мощная, крупная, с седой мордой, она неспешно прошлась вдоль устья со своим держащимся вызывающе выводком. И все медведи, попадавшиеся на её пути, сторонясь, уступали ей дорогу, или просто посматривали в её сторону, чтобы если что, вовремя дать деру. В конце концов, потеснив молодого медведя, она заняла место на небольшой протоке, рядом с основным устьем. За пару часов перед ней, в устье пришел крупный медведь самец. Одно только выражение его морды говорило о том, что от этого зверя ждать можно было всего. Сейчас он лежал на краю вдающейся в озеро косы, положив морду на скрещенные перед собой лапы, и угрюмо смотрел, как в устье успешно ловят рыбу другой молодой медведь и медведица с медвежонком. Накануне, он тоже пробовал ловить редкую пока в реке рыбу, но безуспешно.
В конце концов, две медведицы, опасавшиеся за своих медвежат из-за такого соседа , объединив усилия, вытеснили его в сторону. И казалось, что теперь он раздумывал на ком выместить злость за свои неудачи. Больше всего я боялся, что он попытается отбить медвежонка у какой либо из некрупных по сравнению с ним мамаш, но Угрюмый, как я его назвал, решил выместить злость иначе.
Поднявшись, он направился к молодому медведю, ловившему рыбу в стороне от всех. Подойдя ближе и опустив голову, он с явной угрозой пошел на него, и тот был вынужден потесниться, спустившись ниже по течению. Зайдя в воду на, как ему казалось, хорошее место и показав остальным на то, что с ним следует считаться, Угрюмый осматривался, прикидывая кого бы еще потеснить, что бы укрепить свое положение. Но продолжение истории оказалось неожиданным и для него, и для нас.
Большая мама, которой эта история, вроде как, ни каким боком не касалась, вдруг оставила свое место рыбалки и пройдясь неспешно по берегу,вдруг, стремглав рванула на Угрюмого. Казалось, что её массивная туша меховой волной катится на него. Следом за ней поспешали и четыре её медвежонка. Увидев такое неожиданное развитие событий, Угрюмый потеснился на берег и рванул к противоположной стороне косы. Медведица следом за ним. Там угрожающе рыча, она загнала его в воду, и убедившись что тот поставлен на место, выйдя к своим толпящимся на берегу медвежатам, важно пошла назад.
Отойдя от уреза воды на десять метров, вдруг неожиданно развернулась и, ускоряя движение, вновь бросилась на Угрюмого. Оскалив пасти и рыча, они стояли друг против друга в воде, делая угрожающие выпады, в то время как медвежата, столпившись на берегу, получали урок разрешения конфликтных ситуаций.
За пару минут противостояния угрожающее рычание и выпады ни разу не завершились ни ударами лап, ни укусами. Угрюмый, поняв, что в этом месте и в это время спуску его выходкам больше не будет, развернувшись, опустился на четыре лапы и побрел прочь. Ну а Большая мама пошла к своим медвежатам. Демонстративно всей пятеркой они вернулись к устью реки, и молодые самцы, пытавшиеся ловить рыбу стоя в воде, отодвигались в сторону при их приближении. Проходя мимо молодого медведя, которого притеснял Угрюмый, Большая мама зашла в воду. Немного постояв в паре метров от него, она как бы пыталась найти для себя объяснение того, почему она вступилась за него. Но, видимо, так и не найдя, недовольно рыкнула на Молодого и побрела вверх, к облюбованному ей месту рыбалки.
Возможно, несколько лет он тоже был её медвежонком.