Беседы о шиизме

Теймур Кулиев
Коротко...            
Каждое слово, фраза, предложение  или мысль МОГУТ иметь в бренном мире ДВА значения: ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ.               
Основная часть мусульман,  т.е. их ядро (состоящее из испытанных, твердых, одухоторенных, полностью самоотмежевавших себя от всего мирского, самоотверженных сподвижников) предпочитает углубленный подход к миропониманию, не брезгуя поискать в любом деле глубинный (максимально истинный) смысл.               
Их назвали (и в первую очередь таковых  назвал этим именем Сам Господь) многозначным термином ШИА. Эта группа ШИА была в начальном периоде становления Ислама была не очень заметна в общей среде асхабов, но она не выделяясь из общей среды,  несла на себе основную тяжесть гражданского содействия посланнической миссии. Но уже тогда ясно была ощутима разница в методологии мышления.
В Исламском уммате будущего намечалось раздвоение по типу осмысления действительности.
Люди, окружающие Пророка (С) (хотя и это были однозначным образом сторонники Его), в силу своих потенциальных возможностей подошли к осмыслению процесса  «Пророчества +Ниспослания» двояко… Понимающие буквально, т.е представители школы РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО понимания составили большинство, которое остается по сегодняшний день таковым же. Вышеупомянутое ядро, оставаясь верными школе ОБЪЕКТИВНО-ИРРАЦИОНАЛЬНОГО миропонимания, составило ту,  БОГОМ БЛАГОСЛОВЕННУЮ, ЗЕНИЦУ ОКА, которая во все времена (заман’ы) окружала всех 12-ти ИМАМОВ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
/Понятно, что каждый Непорочный Имам равносилен ОКУ, а немногочисленная группа  -  «ШИА» не что иное, как ЗЕНИЦА его).
 
Затем, в эпоху появления необходимости систематизации массового сознания сформировались законоведческие школы, часто соревнующиеся между собой на предмет приоритета в абсолютно правильном  осознании Истины.   Школы эти, т.е. шариатские мазхабы,  разрабатывались учеными-муджтахидами, специалистами в области разработки законов для людей и общества, черпаемых строго из открытых и тайных резервов Божественного Писания – Корана!
Наконец в условиях Аббасидской империи-псевдохалифата, 6-ой Непорочный Имам Джа’фар Саадиг,  руководствуясь назревшей необходимостью обеспечить численно увеличившиеся ряды мусульман, понимающих правду Непорочных Имамов, и желающих следовать путем их доблестных учеников шиа’ -   разработал оптимальную правовую школу для  т.н. «ЯДРА», уже удобную для широких масс и таким образом положил начало организации общедоступного Исламского МАЗХАБА, получившего среди народа название ДЖАФАРИ по его же имени, хотя правильнее было бы называть его МАЗХАБ-и-МУХАММАДИЙЙА, поскольку, образно выражаясь, 6-й Имам равносилен зеркалу, объективно отражающему Посланническую суть своего духовно-политического предшественника и прапрапрадеда - Пророка Мухаммада (С).

В джафаритской правовой школе нет ТАКФИРА т.е. ОСУЖДЕНИЯ в НЕВЕРИИ инакомыслящих, так как люди имеют право своеобразно мыслить, и даже по-своему верить; самое главное для законоведов – не представляет ли данное своеобразие социальной опасности для общества…
Так, что мусульман, не правильно истолковавших для себя Последнее Небесное Завещание Пророка(С), ни сам Али, ни шииты Али, не школа Джафари никогда не обвиняла в куфре. Поведение Али – тому ясный пример. Но(!) в одну и ту же эпоху две части общества по-разному понимали смысл процесса унаследования духовно-политической власти Божественного происхождения. Повторяюсь: РАЦИОНАЛИСТЫ  составляли большинство и отдавали первенство ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ фактору, а ОБЪЕКТИВНЫЕ ИРРАЦИОНАЛИСТЫ были в меньшинстве и ставили во главу угла фактор Божественного Предопределения!
Никакой враждебности и неприязни, кроме сожаления и сочувствия Али ибн АбуТалиб к трем народным избранникам на место (наместника) Божественного Посланника не обнаруживал. Даже наоборот по иронии судьбы он сам оказался народным избранником, а потом сам же оказался «врагом» (!?)  того же народа ……………..
Но всё это ни на йоту не меняло Божественной сущности его исторически-мирского и извечно-запредельного назначения… Он всегда был Имамом – предстоятелем для представителей школы ЯДРА, но чуть попозже  стал таковым  и для рационалистского БОЛЬШИНСТВА. Т.е каждый в обществе смог вкусить плоды его благородного правления и ощутить на себе его отеческую заботу.
Противниками его открыто проявили себя Омейяды-насибиты (совершившие в конец монархический переворот и ликвидировавшие таким образом Исламское государство, являвшееся даром от Аллаха и наследием Посланника Его) и хариджиты (которые есть максималисты-разрушители, невежды, упрямцы и изменники).

Имам Али имел милость жениться на вдове АбуБакра (Абду-ль-Кааба ибн АбуКухафе), именно он взрастил сирот его, из которых Мухаммад ибн АбуБакр является верным ШИА своего Имама-отчима Али (а.с.). Среди сирот была и дочь по имени Умм-Кусум, вот которую он и отдал за Омара ибн Хъаттаба по всеобщему согласию и совету.
По-моему ничего не ясного не остается.
Остается добавить, что позднее на основании бедуинской логики миропонимания  появилась новая школа УЛЬТРАРАЦИОНАЛИЗМА, вобравшая в себя черты максимализма хариджитов и непримиримости насибитов. Силуэты её оформились недоучившимся горемыкой горе-ученым Ибн Таймийе в школе с удивительным именем, которое и раскрывает секрет школы, -- САЛЯФИЙЕ. Через много веков она сошла на руку В-Британии, с её помошью конкретный Недждиец-неудачник разработал примитивную систему саляфийского диктата уже с новым красивым именем  -- ВАХХАБИЗМ, которое его адептам категорически не нравится…. Тоже небесполезно подумать: ПОЧЕМУ ЖЕ?
Ясно одно --- всегда надо четко различать САЛЯФИЗМ от СУННИЗМА! Не делать этого --- греховно и чревато плохими последствиями.

Есть ещё одна школа – СУГУБО-(иногда КРАЙНЕ) ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ… и это тасаввуф-суфизм

Ва-с-салям ва-д-дуа!