Так ли сложен переходный возраст?

Николай Дик
    Одним прекрасным утром вы поймете, что ваш ребенок стал взрослым. Это происходит так быстро, что большинство родителей даже и не замечают, что их дети за лето сильно подросли, одни из них стали более активными, другие наоборот более замкнутыми. И только перед началом нового учебного года вспоминают, что их ребенок уже пятиклассник или шестиклассник.

    Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

    Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. В этот период родителям важно понять, что методы воздействия на своих малышей, как на детей, уже не сработают – ваш ребенок уже не ребенок, но и далеко еще не взрослый!

   Известная французская актриса и писательница баронесса Надин де Ротшильд предостерегает родителей: «Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу». Да, да, именно в этом возрасте подростков начинает привлекать улица – они пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

    Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты. Не забывайте, что в пятом классе ребенок впервые встретиться с новыми учителями и учебными предметами. А сразу привыкнуть к индивидуальным требованиям каждого нового учителя не так-то и легко! Начиная с 5-го класса, учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий и научиться рассуждать в теоретическом плане. Новые учебные предметы направлены на развитие интеллекта - теоретического, формального, рефлексивного мышления. У подростка появляется способность рассуждать на основе одни общих предпосылок. На этом уровне все рассуждения, вплоть до заключения, идут в вербальном плане, поскольку непосредственным содержанием такого заключения являются высказывания.

    Новым в развитии интеллекта подростка является изменение его отношения к познавательным задачам, которые требуют прежде всего их предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Подросток начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности - это умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальны задач.

   Теоретическое мышление формируется не у всех. У разных учащихся может быть разный уровень и качество его реальной сформированности. Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале. Умственная активность младших подростков ещё велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

    Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

   И учителям в школе, и родителям дома надо обратить особое внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что пятиклассники или шестиклассники откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Но если учитель или воспитатель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время. Да и сама жизнь, современные тенденции развития образование требуют от ученика средней школы не заучивать, как прежде, определенные формулы или правила, а искать наиболее рациональные и эффективные приемы и способы овладения материалом. Вот где на помощь подростку именно в этом возрасте может прийти именно литература. Не умоляя роли информационно-коммуникационных технологий, именно справочная литература теперь понадобится школьнику – словари, энциклопедии, научно-популярная литература. Да и процесс обучения будет гораздо интересней подросткам, когда к решению проблемы учителя в школе и родители дома подскажут ему нестандартные пути решения.

    Естественно, и здесь на помощь придёт волшебная сила игры! Например, извечно сложные законы правописания русского языка можно освоить путем составления простейших стихотворных правил. Как пишутся безударные гласные в корне? Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах небо, небесный. Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: собака, вагон, корова. Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:
Корова ехала в вагоне,
Собака пела на перроне.

Если в слове непонятно
«Е» писать, а может «и».
Ты ещё раз это слово
Прочитай и повтори -
С удареньем «е» поставим,
Без ударной ставим «и».

    В словах с корнями «зар - зор» без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька).
На заре запел петух –
Загорелась зорька вдруг.
Испугался он зори:
«Зарево, ты не гори!»

«Зар» всегда без ударенья –
Ты запомни навсегда.
«Зор» бывает с ударенье,
Но бывает с буквой «А».

Прежде, чем слова писать,
Надо просто рассуждать.

    А вот при правописании числительных Заслуженный учитель Российской Федерации и азовская поэтесса Зинаида Ивановна Баева предлагает своим ученикам вот такие удивительные стихи – обучалки:
Двенадцать, одиннадцать,
Тридцать и двадцать
Пошли за околицу
Соревноваться.
А солнышко всем им
Лучи подаёт,
Начало у каждого
Слова своё.
А дальше запомни,
Как все малыши,
И «дцать» в конце
Каждого слова пиши!

Пятнадцать, шестнадцать,
А также семнадцать.
Потом восемнадцать
И все девятнадцать.
Писать их приходится
Часто, однако,
В срединке их пишем
Без мягкого знака.

    Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации – «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

    Исследования внутреннего мира подростков показывает, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении. Работа учителей и родителей должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому мы, взрослые, должны быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

     В бестселлере Гордона Драйден и Джаннетт Вос «Революция в обучении» приведены высказывания американского психолога Дороти Лоу Нолт, которые в разной интерпретации и переводах, стали давно уже нарицательными:
«Если ребенок растет в атмосфере критики — Он учится осуждать.
Если ребенок сталкивается с враждебностью — Он учится драться.
Если ребенок сталкивается с насмешками — Он привыкает смущаться.
Если ребенка постоянно стыдят — У него возникает чувство вины.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости — Он учится быть терпеливым.
Если ребенок встречает поддержку — Он обретает уверенность.
Если ребенка хвалят — Он учится уважению.
Если с ребенком поступают справедливо — Он учится справедливости.
Если ребенок встречает одобрение — Он привыкает ценить себя.
Если ребенок живет в атмосфере любви и дружбы — Он учится находить любовь в мире».

    Трудно поспорить со специалистом. А лучше не спорить, а просто призадуматься над крылатыми фразами Дороти Лоу Нолт и родителям, и учителям. Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению. Подростков привлекают предметы и виды знаний, где они смогут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. Возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающие в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с других позиций, чем собственная.

    Можно заметить, что большинство пятиклассников и шестиклассников очень подвижны, любознательны, порой излишне «приставучие» или «всезнайки». Но ведь это и хорошо! Взрослым просто надо научиться этим процессом управлять. Кто-то в классе или во дворе утверждает, что какое-то событие происходило именно так – он сам о нем прочитал в такой-то книге. А почему бы и мне не прочитать это? А великая сила театра? Ведь именно в этом возрасте она для подростков еще «великая сила». Так почему бы не устраивать чаще мини спектакли и в школе, и дома? Это так просто! Начните с произвольных диалогов, например, Ньютона с Колумбом или Незнайки со Знайкой. Фантазии не будет предела! А вот позже придайте этому же диалогу научность: «А как бы в реальности разговаривали бы эти герои, жившие в прошлом? Что было характерно для того века? Какие научные проблемы или вопросы интересовали жителей именно этой страны в этом веке?». Вот вам и пример интеграции литературы с историей, географией и другими учебными предметами, а заодно – мотивация к поиску информации через книги. А обыграть фрагмент прочитанной книги, изученного на уроках истории события или просмотренного художественного фильма – это любимое занятие большинства пятиклассников или шестиклассников. Но и здесь взрослым надо помнить, что частенько ребята слишком реально вживаются в роли именно отрицательных героев, а не в положительных. В этом возрасте их привлекает только внешний конфликт литературных или киногероев, большинство из подростков о внутренних истоках драматических событий не задумываются.

    В средней школе, где ребенок достигает подросткового возраста и пытается занять определенную социальную нишу среди сверстников, появляется необходимость ориентироваться на организацию групповой деятельности в образовательном процессе и во внеурочной деятельности. Группа-сообщество – необходимое условие для одновременно и социализации и индивидуализации ученика. Условия групповой работы позволяют последнему более адекватно оценивать и анализировать результаты своей мыслительной и практической деятельности. Группа также создает более комфортные психологические условия: помогает повышению самооценки, расширяет личностный опыт, позволяет пополнить свой интеллектуальный багаж путем обмена информацией по обсуждаемому вопросу в условиях равноправного диалога. И конечно, для работы в группе учащимся необходимо иметь способности к управлению индивидуальной и групповой деятельностью. Происходит разделение ответственности с лидером (педагогом). Группа создает модель руководства, основанную на сотрудничестве и партнерстве, где цели, планы, формы и содержание работы определяются совместными усилиями педагога и учащихся. Традиционное взаимодействие, которое организовано на классическом уроке меняется на открытые эвристические отношения, на неформальное обсуждение проблем и рефлексию. Неудивительно, что некоторых современных шестиклассников уже интересуют программы политических партий, реакция в прессе и на телевидение на определенные события в обществе в нашей стране и за рубежом. Они стремятся стать участниками органов школьного детского самоуправления, вести активную социально-направленную жизнь в обществе своих ровесников и старших по возрасту, многие начинают увлекаться неформальными молодежными движениями. Вот где обширное поле деятельности для взрослых. Но ни в коем случае не начинать с запретов! Результат обязательно будет негативным - только через диалог и дискуссию. Почему бы не предложить подростку влиться в ряды библиотечных волонтеров и помочь людям пожилого возраста сменить книгу в сельской или городской библиотеке? А какая увлекательная жизнь у волонтеров спорта или борцов за здоровый образ жизни! Чем они там занимаются? Вот самые простейшие приемы увлечения своих детей полезным общественным делом, в котором понадобятся знания, добровольно почерпанные ими в журналах и газетах, в справочной или художественной литературе.

    В этом возрасте у подростков возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они становятся той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его преумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности. Но если подросток не видит жизненного значения определенного знания, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам. Неуспех и временные неудачи порождают негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия или обучение в целом. Овладение учебного материала требует от подростка более высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Подростку необходимо не только заполнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного и познавательного материала.

    Знание психологических особенностей подросткового возраста, умение общаться с ними позволит учителям, воспитателям, тренерам, родителям, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам не только привить интерес к литературе, но проложить невидимую тропинку доверительности и уважения в ранимые сердца подростков.

    А это немаловажно в формировании будущего гражданина Российского государства.

****