Земной сад Эпикура

Ань Янь
Казалось бы – что здесь необычного? Все сады растут на земле, цветут весной, приносят плоды осенью и засыпают на зиму. Но этот сад цветёт и плодоносит – всегда.
Все мы знаем, с чем ассоциируется образ цветущего сада – конечно же, райские кущи, Эдем, небесные сады для праведников. И только лишь произнесено последнее слово, сразу в воздухе разливается запах ладана, а люди начинают судорожно оглядываться – где же они, эти необыкновенные счастливцы, которые после смерти будут блаженствовать в садах небесных?
Для Эпикура такая постановка вопроса была неприемлемой. "Ведь мы уже с вами в саду, - говорил он ученикам, - и он виден и ощутим для каждого, кто хотел бы сорвать виноградную гроздь или понюхать розу. Зачем же ждать смерти, чтобы попасть в такой чудесный сад? Он уже твой, любуйся им, ухаживай за ним, делись своей радостью с окружающими".
Но люди боятся смерти и богов, которых никто не видел, поэтому пытаются объяснить все несчастья, происходящие с ними не своим беспечным и неразумным поведением, но местью богов.
Однако Эпикур, наблюдая за природой и размышляя о ней, вслед за своим учителем Демокритом, приходит к мысли, что «в мире имеются только предметы и существа, состоящие из атомов, движущихся и соединяющихся в пустоте. Соединяясь, атомы образуют не только тела, но и многочисленные миры, разделённые во вселенной друг от друга огромными пустыми пространствами. В этих промежутках между мирами и живут боги – существа материальные, но блаженные и совершенные, которым нет дела до людских забот, они живут для своего благополучия  и не имеют причин желать людям зла, подавая тем самым пример для подражания людям.»
Эпикур убеждён, что нужно питать доверие к человеку, а не призывать богов. Главное – в том, чтобы перестать бояться богов, потому что этот страх парализует нас и сводит с ума. Если страх богов будет рассеян, вселенная предстанет без тайн и без ужаса.
И если вдуматься: сколько людей погибло от рук других людей во славу разных богов, но любви к человеку в мире от этого не прибавилось.
То же самое происходит и со страхом смерти: когда человек жив – смерти нет, когда он умер – ему уже ничего не страшно.
Счастье для человека – жить простой и естественной жизнью, радоваться возможности дышать, петь, пить и есть, любить, настолько, насколько это может радовать. Главное – не создавать искусственных потребностей и непомерных притязаний – это как раз уничтожает удовольствие и погружает человека в бессмысленную гонку потребительства…
А удовольствие и радость вознаграждают людей умеренных, сдержанных, мужественных, владеющих собой. И главным удовольствием жизни Эпикур называет дружбу, которая помогает людям ощутить свою необходимость для мира.