Всё ли в Греции греческое?

Лариса Студеникина
               

                1.Улыбка Синона

     Отчего мы в XXI веке вспоминаем забытого героя Троянской войны? О том,  как даже не упоминаемый Гомером безоружный Синон убедил непобедимое войско сложить перед ним оружие и впустить его в город вместе с деревянным конем, когда от берегов Троады отплыли греческие корабли...

    Мало кому известно, что после победы древних эллинов над Троей, Синон в награду за смелость получил титул басилея, то есть был наделен землей, военной, жреческой и судебной властью. Дальнейшие подвиги басилея Синона в мировой истории не прослеживаются. Но почему-то нас волнуют предания об «эллидах» - ладьях, обитых железом, на которых совершали морские походы викинги, отзываясь в сердцах образом безобразного, но мудрого бога войны Одина – отца богов, владыки мира.

     Согласно легендам, имя Один первоначально принадлежало вождю, под предводительством которого предки норманнов завоевали Скандинавию. Почему же Один «безобразен»? «У него только один глаз, да и тот на лбу. Другой его глаз сверкает на дне источника мудрости» - пишет известный историк Я.К. Грот в «Очерке  быта, религии и поэзии древних скандинавов». Он же приводит второе имя Одина – Валфадер, происхождение которого, по его мнению, не известно.

     В истоках древней Эллады, у эллинов, встречается термин «ванака», обозначающий царя царей. «Фадер» - близко к латинскому переводу слова «отец», и божественная «л», возвышающая Одина над всеми смертными. А Вот Синон… Куда же на многие лета исчезает Синон?


                2.Басилеи курганных племен

     Наше предположение о пребывании в Московской области басилеев отнюдь не беспочвенно. В антропологических исследованиях, опубликованных в 1867 г. А. Богдановым, отмечались эллинские традиции быта курганного племени Московской губернии. Например, собирание длинных волос в пучки, обвязанные шерстяной тканью, выплавка меди без цинка и серебра, обертывание тел при погребении в шерстяные ткани. А также в эллинских традициях было удаление волос (А.Е.Савельев). Причем, как мы предположили, с помощью нанесения на тело различных паст. С этой целью, по всей вероятности, использовались каменные помазки с выпуклой полированной поверхностью. Такие «помазки» оказались  среди наших находок.

     Почему же в Подмосковье не сохранилось никаких архитектурных памятников этой культуры? Историки дают определенный ответ. Басилеи возглавляли земледельческие общины. «Каждая община жила в поселении. В нем не было никаких построек из камня. Все здания сооружались из дерева или необожженного кирпича.» Укрепления вокруг такого поселения были самые простые. Например, земляной вал. Поэтому о наличии данного культурного слоя мы можем судить исключительно по отдельным  артефактам.

     Так, вернувшись к исследованию нашей находки в редакции газеты "Диалог. Слово - Дело", мы с Аллой Сергеевной Мацневой обнаружили в Подмосковье следы дорийской культуры, а именно, грубо обработанные камни, с элементами эстетики, точного расчета и геометрического стиля, с подчеркнутым стремлением подчинить стихии природы определенной системе. И мы абсолютно согласились с  утверждением историков о том,  что именно в этой культуре раннего земледелия «впервые возник тот способ познания мира, который отвечал многим современным требованиям, предъявляемым к научному мышлению»*, символизирующий «растущую независимость человеческого разума от поклонения стихиям природы».

     Однако мы уже не могли согласиться, что эта культура – греческого происхождения.
   
                3. …С названьем кратким Русь

     Историки Древней Эллады в своих многочисленных исследованиях указывают на то, как из различных племен формировалось греческое государство. Первоначально это были даже не греки, а переселенцы с северных причерноморских степей.

     Пять тысяч лет до нашей эры  в Европе растаял последний ледник, и долгое время территорию Московской области занимали степи, которые простирались до тонкой полосы леса в Причерноморье. Многие разрозненные племена жили в этих степях, из-за сурового климата им было даже не до письменности. Эти племена, конечно, стремились перебраться к теплому морю. Каждое племя осваивало определенный вид деятельности и передавало умения по наследству членам рода.  Соединяясь, племена (кузнецы, ткачи, кораблестроители и т.д.) обменивались продуктами своего труда и пользовались ими в совместной деятельности. В этом, на наш взгляд, и следовало бы искать истоки цивилизации, колыбелью которой явились не греческие острова, а необъятные просторы русских равнин.
 
     На снимках: слева - "помазок"; справа - каменное орудие.
(Материалы - текст и 4 фотографии - опубликованы в газете "Диалог.Слово - Дело" № 48(197) от 18.12.14 г., с.3), г. Одинцово.               
               
 *Савельев А.Е. Культура Древней Греции. М. - 2008.