Рецензия на спектакль Король умирает

Игорь Тазеев
"Иди и убей двух пауков в моей спальне, я не хочу, чтобы они меня пережили. Нет, постой, я передумал, пусть живут. Может, они будут помнить обо мне."

Есть такие спектакли, Которые взрывают сознание, воображение и чувства не только своим текстом, темой и происходящими в них событиями, но и самой постановкой. Когда эффекты, обыгрывание важных моментов, подача диалогов и остальные режиссёрские идеи нисколько не уступают самой пьесе по силе эмоционального воздействия на зрителя. И именно к такому роду спектаклей относится и новая постановка молодого Московского камерного драматического театра "СОбытие" - "король УМИРАЕТ".
Автор пьесы - французский драматург Эжен Ионеско, один из родоначальников театра абсурда и признанный классик драматургии. В своей истории он переносит зрителя в королевство некогда великого и легендарного короля Беранже Первого. Одним прекрасным утром король узнаёт, что... умирает. Всё валится у него из рук: подданные не повинуются, мир разрушается буквально на глазах, природа сходит с ума, да и со здоровьем что-то не ладится. Внезапно вся Вселенная ужимается для него в одну точку - точку, где существует лишь он. И которая скоро исчезнет. Навсегда. Но что же станет с миром после смерти короля? Что есть жизнь с точки зрения смерти и какова она - смерть, когда ты и не пожил как следует, казалось бы? Спектакль вплотную подходит к теме восприятия времени через призму утекающих секунд жизни, обнажая истинные и самые искренние чувства человека - страх, надежду, любовь, отчаяние. И вместе с героями пьесы Ионеско "СОбытие" отправляется исследовать недра самого настоящего НЕбытия.
И, надо признать, это здорово у них получается. Здесь поражает всё - начиная от совершенно невероятного и закрученного сюжета, и заканчивая просто невообразимыми эффектами. Чтобы по-настоящему проникнуться спектаклем и увидеть и услышать всё, что хотел показать режиссёр, театр нужно посетить не один раз - настолько это богатая, насыщенная и необычная постановка. Даже после второго посещения меня не оставляет чувство, что так много ещё можно извлечь для себя из этого спектакля, так много я ещё мог не заметить. Потому что даже сейчас - после нового просмотра - я открыл для себя очень много незамеченных ранее моментов, интересных задумок и необычных режиссёрских находок, которые в первый раз ускользнули от моего внимания.
Должен признать, что в этот раз Вадим Чибисов меня действительно сразил наповал. Это его самая масштабная, феерическая и удивительная постановка. Учитывая, что сам Ионеско в своей пьесе не стал расписывать ничего, кроме, непосредственно, диалогов, дав волю режиссёрам самим решать, что делать с визуальной частью спектакля, талант Вадима расцвёл здесь самыми яркими красками. Режиссёр подошёл к постановке с таким небывалым размахом и богатой фантазией, что челюсть отпадает на пол с самого начала спектакля и остаётся там до финальных аплодисментов. Невероятно эффектные решения, потрясающие, абсолютно неожиданные находки и совершенная атмосфера самого настоящего абсурда среди хаоса конца света. Вадим смог создать на сцене настолько правдоподобную реальность Беранже, причём полностью сохранив настроение и антураж пьесы, что к концу спектакля сам начинаешь немного сходить с ума и весьма удивляешься, внезапно обнаружив себя в зрительном зале, а не в исчезающим с лица Вселенной королевстве.
Очень понравилась идея с реквизитом, оформлением сцены и постоянным обыгрыванием этого оформления. Оригинально, свежо, необычно, интересно. Игра со светом тоже заслуживает всяческих похвал и здорово добавляет атмосферности спектаклю.
Отдельного упоминания заслуживает идея с видео-инсталляциями и сами идеи роликов, иллюстрирующих те или иные события, происходящие на сцене. Особенно поразил финал! Мощно и действительно красиво! Единственное замечание, которое у меня возникло, связано как раз с финалом - актёры как-то немного перекрывают видео-инсталляцию и не сразу понимаешь, что там творится. Зато, когда до меня дошло - как громом поразило. Очень сильная идея!
Кстати, нельзя не отметить и совершенно потрясающую хореографию, поставленную Максимом Неделко. Все трюки, танцы и акробатика с лестницами невероятно завораживают и поражают. Достойно "Балета Москва". Браво!!
Очень интересную работу проделала и художник по костюмам Наталья Черёмушкина. Забавное, весьма интересное и стильное решение.
А вот особенно хочется остановиться на игре актёров. Потому что в этот раз она меня по-настоящему порадовала. Целиком и полностью. Видно, что труппа работает над спектаклем, растёт и совершенствуется вместе с ним. Придраться было попросту не к чему. Совершенное исполнение, прекрасные герои. Даже, вроде бы отсутствующий, но такой милый и запоминающийся Страж!
Первым делом, конечно же, обратил внимание на Марию Яны Науменко. В этот раз это было действительно потрясающе! Её героиня, наконец-то, "вышла из тени" и бластала на сцене, заряжая зрителей своим настроением, эмоциями, чувствами. Прекрасная, нежная, очень яркая игра и безупречная подача героини в полном соответствии с Ионеско. Браво!! Мне действительно понравилось.
Шикарна была и Маргарита Нины Головач. Её строгая, бескомпромиссная и властная королева вызвала море восторга и изумления своей игрой. Нине отлично удалось передать характер Маргариты, её стремления и настрой. Актриса идеально вжилась в свою роль и прекрасно прожила её на сцене!
Великолепно вжился в свою роль доктора, хирурга, палача, бактериолога и астролога и Максим Неделко. Очень точная проработка образа, харизматичный и обаятельный герой, шикарная мимика и передача эмоций! Стопроцентное попадание в цель!
Отдельной похвалы заслуживает Елена Бакал, исполнившая роль служанки Джульетты. Лена добавила особый колорит спектаклю, прекрасно обыграв все реплики своей героини в очень эмоциональном, искреннем и немного безумном ключе. Получилось очень весело и интересно! Потрясающая игра и интерпретация образа Джульетты!
Ну и конечно же, Вадим Чибисов в роли Беранже Первого. Совершенно невероятное исполнение, море эмоций, сменяющих друг друга, бешеный ритм и изумительная подача своего героя - оригинальная, неповторимая и такая яркая, что его королём по-настоящему проникаешься и начинаешь чувствовать его, переживать вместе с ним. Фантастика!
Словом, спектакль однозначно удался и обязателен к просмотру всеми любителями классического абсурда и интересных режиссёрских решений. Получилась отличная, современная и очень актуальная постановка, пронизанная моралью, очень глубокой идеей и заставляющая задуматься в том числе и о своей жизни, о её ценностях и целях.
До новых встреч!

"Самый маленький муравей отбивается, когда ему угрожает смерть. Он покинут. Он внезапно вырван из бытия. В нем ускользает вселенная."