Властительницы в Бабьем Царстве Э. Радзинского

Михаил Никитин 7
*Название статьи должно бы звучать так:
"Образы властительниц-императриц российских в "Бабьем Царстве"
Эдварда Радзинского.

Побывал в столице, сходили на спектакль Радзинского - «Бабье Царство»

Эдвард Станиславович Радзинский. Человек-явление. Человек, - с руками и ногами, головой, как многие, как все мы... Но, - явление! Его возникновение на сцене - это знак того, что вот-вот что-то произойдет. Этот человек несёт потенциал.
Он словно движок истории, подобный движку на больших промышленных весах - передвинул гирьку по блестящей полоске, и перенесся с его помощью в Век Петра Великого, а стронул вправо, стрелка качнулась, и ты уже за стенами Кремля, и на тебя идёт Сталин...
Какое количество деталей, эмоций и значимых данностей несёт в себе Радзинский, - неизвестно, вероятно, уже и ему самому! - судьбы исторических личностей в его рассказе переплетаются, вызывают аналогии, диктуют новые сущности: стоит лишь «мыслительный аппарат» Радзинского начать воспроизводить одно, как тут же, - подобно магии иллюзиониста, под действием его витийства,  возникают фантомы знаменитых исторических личностей и начинается пир человеческого любопытства.
Я, конечно же, читал его произведения, видел и слышал его по телевизору, но выступление со сцены посчастливилось увидеть впервые! Интересно. Поучительно. Волнительно и любопытно.
Два с половиной часа яркого, эмоционального рассказа о властных женщинах, -  правительницах-императрицах российских. Всесторонне! Дотошно! И необыкновенно проницательно, именно как к женщинам, он обращается к ним, - к дочери Петра I - Елизавете, к Екатерине Великой, к Анне Иоановне, к Екатерине I. Но Радзинский, не только прекрасный рассказчик, не только знающий предмет историк, здесь видно новое знание! Он вершит суд истории! Да, да! Проживая по ходу рассказа жизни исторических персонажей, он находит невидимые доселе похожести судеб, вскрывает смысл и последствия поступков, причем так ярко и убедительно, но в то же время так элегантно, что делает зрителей соучастниками, свидетелями этого исторического лабораторного опыта. И этот приём ему удаётся воспроизводить многократно в своём рассказе, удерживая внимание и руководя эмоциями зрителей. Собственно, - это не столько «рассказ», - это действительно спектакль!   

Да, а вот про голос его, манеру говорить, и его внешность, я как-то и забыл... Стоя в вестибюле Зала Чайковского, где он выступил, слышал разные разговоры, - но, вот... встречают по-одёжке, а запоминается ум! :))

А еще - ехали по ночной Москве, сын подарил книжку Э.Радзинского "Апокалипсис
от Кобы" мне на НГ - купленную им в Театре, - будем читать!