Ирония

Юрий Стома
.








«Ирония --- оружие слабых. Сильные мира сего не имеют права пользоваться иронией» --- Гуго Штайнгауз




«Ирония четко прослеживается в богатом творчестве Томаса Харди. В его стихах романтик, разочарованный в жизни и любви, прибегает к «тщательно контролируемой и элегантно подаваемой иронии». С иронией Харди относится к христианской схоластике и экзегезе. Доброй иронией произаны его рассказы в сборнике  «Маленькие житейские иронии». И особенно последовательно и наглядно инструмент иронии применен им в романе «Мэр Кастебриджа».


С прямоточной иронией описана сцена, когда герой романа Хенчард узнает  правду о происхождении своей любимой Элизабет-Джейн в самый неподходящий момент интимного свидания.

Более тонко иронический мотив звучит в эпизоде, когда миссис Гудъинаф разоблачает прошлое самого Хенчарда, но делает это как бы случайно, проговорившись под «нажимом» Сьюзен и Элизабет-Джейн.

Харди-прозаик «не впадает в гех сатиры» даже тогда, когда ему требуется по ходу повествования  требуется разоблачить «перверсии подлой судьбы».

«Рогатый скот» не только ироничен содержанием, но обличен в ироническую форму «якобы пасторали».

Во «Втором военном Рождестве» сквозь очевидную горечь разбитого «стеклянного пацифизма» вдруг пробивается росток «спасительной иронии», которая от ужасов войны вдруг обрушивается на Того, кто создал столь несовершенный мир, требующий кровавых войн для решения проблем, которые вполне можно урегулировать вполне мирными средствами. В другом поэтическом произведении в отношении неразрешимых людских конфликтов возникает ироническая формула «божья вендетта». 

Иной пример многослойной и полиморфной иронии находим в романе «Джуд Незаметный». В трагическом событийном потоке ирония для читателя романа появляется как своего рода спасательный круг, паллиатив, плацебо. Скажем, во второй части романа педагог Филлотсон влюбляется в свою ученицу, ставшую его помощницей. Джуд в ужасе, в панике наблюдает за развитием этих амурных отношений.

Горькая ирония заключается как раз  в том, что Джуд стал… кузнецом собственного несчастья. Джуд, по инициативе которого произошло сближение влюбленных, намеревался постоянно иметь перед глазами предмет своей тайной страсти, а место этого подтолкнул Сью прямо в объятия конкурента.

Вторая ирония в любовном треугольнике заключается в том, что «коварный соблазнитель» Филлотсон малейшего понятия не имеет об истинных чувствах, целях и страданиях Джуда, не видя в его поведении ничего, кроме нормальных родственных симпатий к кузине Сью…   
   

Ирония Харди --- не просто экспериментальный скальпель, который становится тупым с течением десятилетий, а постоянное, имманентное  свойство его творчества.

Ключевым в дискуссии о роли иронии в творчестве Харди должен стать вопрос:

«Ирония в его сочинениях это мотивационная сила или это скорее инструмент, с помощью которого Харди выражает свои взгляды на судьбу и род человеческий?».

/Из эссе Фарли Голдинга  “How important is the use of irony in Thomas Hardy's poetry and in his prose”/




«Когда вас спрашивают, какой из режимов является самым ироническим, смело отвечайте: демократия».  Марк Твен


«Высшая ирония жизни заключается в том, что практически никому не удается выбраться из нее живым». ХРоберт Хайнлайн


«Ирония --- высшая стадия разочарования». Анатоль Франс


«Ирония --- это честность с руччкой громкости, поставленной на максимум».   ДжорджСондерс


«Лучшая черта иронии в том, что позволяет разобрать проблему на части, подняться над ней, в результате чего мы можемм видеть все дефекты, все лицемерие, любое двоедушие». Дэвид Уоллес


 
«Ирония каждую прописную истину рассматривает как вызов на дуэль». Мэйсон Кули
 


«Без тени иронии скажу, что жизнь подарила мне великолепных врагов. Врагам я обязан тем, что они удваивали мою энергию,  и увлекали к новым горизонтам».  И.О. Уилсон


«По нынешним временам требуются не убедительные аргументы, а испепеляющая ирония». Фредерик Дуглас

 
«Ирония ---- лучший лакмус для идиота». Спенсер Дэвис


«Смертельный металл» --- это тонна белил, куча париков черного цвета, которые помогают донести мессидж до публики. Люблю этот жанр за насыщенность, экстремизм и скрытую иронию. Нкужно быть живым, чтобы одним играть, а другим слушать «смертельный метал». Генри Спенсер


«Ирония --- это сентиментальная банальность, вывернутая наизнанку. Но ирония может быть только элегантной. Иначе она легко превращается в тупую издевку». Майкл Ф. Стадс


   «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

      Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье». Иван Гончаров