2-ая листовка Белой Розы

Маргарита Школьниксон-Смишко
Каковы были листовки, написанные Хансом Шоллем и Александром Шморелем, из-за которых они были казнены? Ниже пример 2-ой листовки, написанной в начале июля 1942 года.

Первую треть листовки сформулировал Ханс Шолль.

С национал-социализмом нельзя полемизировать на духовном уровне, потому что он бездуховен. Неверно говорить о национал-социалистическом миовоззрении, потому как если бы такое существовало, было бы необходимо попытаться обосновать его духовными средствами или ими победить. Реальность предлагает нам совершенно иную картину. Уже в своём зародыше это движение  основывалось на обмане окружающих, уже тогда оно было гнилым изнутри и могло спасти себя лишь за счёт постоянной лжи. Ведь и сам Гитлер пишет в раннем издании своей книги (книги, написанной на худшем немецком языке, которую мне когда-либо доводилось читать, но тем не менее вознесённую писательской братией до уровня Библии): «Невероятно, как следует обманывать народ, чтобы им править.» И если вначале эта раковая опухоль немецкого народа была не столь заметна, то лишь потому, что было достаточно хороших сил, её сдерживающих. Когда же она стала всё крупнее и крупнее и, наконец, посредством подлой коррупции захватила власть, эта опухоль лопнула и осквернила всё тело. Большинство её бывших противников попрятались, немецкая интеллигенция перекочевала в подвал, чтобы там, как растение, лишённое света и солнца постепенно зачахнуть. Сейчас мы присутствуем перед кончиной. Поэтому сейчас важно овладеть собой, заняться взаимным просвещением, постоянно об этом помнить и не давать себе покоя до тех пор, пока и последний не убедится в чрезвычайной необходимости своей борьбы против этой ситемы. Когда по стране пройдёт волна смятения, когда недовольство будет витать в воздухе, когда многие примут в нём участие, только тогда эту систему можно будет последним тинаническим усилием стряхнуть. Ужасный конец всё-таки лучше, чем ужас без конца.
Не нам выносить окончательный приговор о смысле нашей истории. Если же эта катастрофа пойдёт нам во благо, то только за счёт того, что пройдя очищение страданием, из глубины ночи мы увидим свет, соберёмся с силами и, наконец, сбросим ярмо, гнетущее мир.

Ниже текст, сформулированный Александром Шморелем.

Нет, не о еврейском вопросе хотели мы написать в этом листке, не сочинить речь в защиту евреев — нет, только в качестве прмера мы хотели привести вам  тот факт, что с момента завоевания Польши триста тысяч евреев в этой стране были самым зверским образом убиты. В этом мы усматирваем ужасающее преступление над достоинством людей, преступление, которому не было равных во всей истории человечества. Евреи ведь тоже люди — как бы мы не относились к еврейскому вопросу — и над людьми было совершено такое! Кто-нибудь, наверное, скажет, что евреи такую судьбу заслужили. Такое утверждение было бы чудовищной дерзостью. Но, предположим, кто-то такое сказал. Как отнесётся он тогда к такому факту, что вся польская дворянская молодёжь уничтоже (дай Бог, если ещё не вся!)? Вы спросите. Каким образом такое могло произойти? Все потомки мужского пола из дворянских родов от 15-ти до 20-ти лет были насильно вывезены для принудительных работ в концентрационные лагеря Германии, а девушки того же возраста отправлены в Норвегию, в бордели СС. Зачем мы всё это вам рассказываем, ведь вам знакомы если не эти, то другие такие же тяжёлые преступления чудовищного недочеловечества? Только потому, что здесь затрагивается вопрос, касающийся всех нас и дающий каждому повод для размышления. Почему немецкий народ столь апатично ведёт себя перед лицом этого чудовищного, в высшей степени недостойного человечества преступления? Едва ли кто-нибудь задумывался над этим. Факт принимается как таковой и больше не рассматривается. Немецкий народ вновь спит своим тупым сном и даёт фашистским преступникам силу и возможность зверствовать дальше. И они это делают. Означает ли это, что немцы очерствели в своих простейших человеческих чувствах, что ни одна струна не зазвенит пронзительно перед лицом нацистских деяний, что народ погрузился в смертельный сон, из которого никогда не будет пробуждения? Если немец не очнётся от этой тупости, если он не станет протестовать, против преступной клики, где только возможно, если не будет соперерживать сотням тысяч жертв, то, наверное, так оно и есть. Он должен ощущать не только сострадание, нет, значительно большее: соучастие. Ведь своим апатичным поведением он предоставляет этим сомнительным людям возможность  действовать, терпит это правительство, которое взвалило на себя бесконечную вину. Да ведь он сам виноват в том, что оно вообще смогло возникнуть! Каждый желает оправдаться от такого соучастия, занимается своей будничной деятельностью и потом засыпает со спокойной Но нет ему оправдания, каждый виновен, виновен, виновен! Ещё не поздно, чтобы не взвалить на себя большей вины, уничтожить это омерзительнейшее из всех правительств. Сейчас, в последние годы у нас полностью открылись глаза, когда мы знаем, с кем имеем дело, сейчас — самое подходящее время искоренить эту коричневую шайку. До начала войны, когда большая часть немецкого народа была ослеплена, национал-социалисты не показывались в своём истинном обличии, но теперь, когда их распознали, единственной и высшей обязанностью, святейшей обязанностью каждого немца должно стать уничтожение этих бестий!

Далее следуют отрывки из Лао -Цзы  [58]:

Управляется страна лёгкой рукой,
люди просты и скромны;
управляется страна с жестокостью,
люди хитрят.

Счастье имеет свои корни в несчастьи,
и в несчастьи скрыто счастье.
Кто знает, где их граница?
Неужели нет искренности?
Но искренность превращается в ложь,
и доброта вновь обращается в ужасное.
Да, люди уже давно запутались.

Поэтому хотя речи мудрого
 однозначны и остры,
но они никого не оскорбляют;
он указывает на ошибки,
но никого не ранит;
он делает возможное,
но не ценой других;
он сверкает,
но не ослепляет.

[29]

Ты хочешь завоевать весь мир?
Ты считаешь, что можешь улучшить мир?
Я не думаю, что это возможно.
Вселенная священна такой, какова она есть.
Ты не можешь её улучшить.
Если ты попытаешься это сделать, ты её разрушишь,
и если ты попытаешься её присвоить и удержать,
ты её потеряешь.

Ибо:
одни руководят, другие следуют;
одни дышат легко, другие — тяжело;
одни сильны, другие слабы;
одни разрушают, другие будут разрушены.

Поэтому мудрый избегает
преувеличения, перенапряжения и
                зазнайства.

Заканчивается листовка призывом её скопировать, размножить и распространить.

К 60-ти летнему юбилею победы над фашизмом была издана книга с оригиналами и переводом допросов Александра Шмореля, а позже и книга о нём и его соратниках, включающая переводы листовок. Но перевод цитат из Лао Цзы в ней крайне неудачный, поэтому я и выбрала в качестве примера 2-ую листовку, полностью заменив этот перевод моим.