Литература в системе современного основного общего

Николай Дик
     Незаметно летит время. Подходит к концу очередной учебный год. Родители, бабушки и дедушки обратили внимание, что их дети и внуки немного повзрослели: одни стали более подвижными и рассеянными, увлеченными новыми занятиями, другие – более замкнутые и серьезные, уделяющие гораздо больше времени на чтение или на компьютер. Это не удивительно – в переходном подростковом возрасте быстро происходит смена интересов и увлечений, организм перестраивается и приспосабливается к новым, почти взрослым изменениям. Наши дети идут по неизведанной дороге самопознания, которая пока пролегает через систему современного общего образования. Пройдет пару месяцев и подростки начнут мечтать о лете, а учителя и преподаватели – об итогах учебного года и планах на будущее.

   Основное общее образование – это обучение в 5 – 9-х классах общеобразовательных учреждений самых различных уровней и типов во всех уголках многонациональной России. В каждом регионе свои особенности, но существует единые требования, регламентированные федеральными законодательными актами. Не будем вдаваться в подробности, а остановимся на самых общих нормативно-правовых аспектах современной школы и заглянем в будущее.

   Не удивляйтесь, если ваш пятиклассник получит в школе или лицее список дополнительной литературы на летний период, в который войдут произведения И.А. Крылова и В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, Н.А. Некрасова и А. Грина, Н. А. Заболотцкого и Р. Стивенсона. А будущим восьмиклассникам посоветуют познакомиться летом с творчеством Эсхила и Софокла, Гомера и Плутарха, с некоторыми представителями русского и западноевропейского средневековья, классиками эпохи Возрождения и Нового времени, классицизма или сентиментализма.

   В этом нет ничего особенного. Просто современный учебный курс литературы в школе резко отличается от тех уроков словесности, которые хорошо запомнили люди старшего поколения. Но чтобы не отстать от своих детей и быть в курсе учебных новшеств, надо быть «на высоте» и выглядеть в глазах своих детей и внуков более менее компетентным.

Если начальная школа перешла на новые образовательные стандарты с этого учебного года, то основное общее образование начнет поэтапно осваивать стандарты нового поколения с 2012 – 2013 учебного года. А какое место в этих стандартах занимает учебный предмет «Литература»?

   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Содержание литературного образования в стандарте значительно обновлено и приведено в соответствие с требованиями времени, при этом фундамент отечественного образования, его лучшие традиции сохранены. В основе содержания стандарта лежит русская классическая литература, идейно-художественное богатство которой отражает своеобразие национальной культуры, содействует формированию у учащихся ценностных ориентиров, прививает любовь к чтению, содействует развитию художественного вкуса. Вместе с тем стандарт литературного образования отличает новизна подходов к решению целого ряда вопросов. Впервые сделан особый акцент на задачи духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами предмета, существенно обновлен перечень писательских имен и изучаемых литературных произведений, предложено новое, реалистичное распределение учебного материала между двумя ступенями общего образования – основного и полного среднего.

   В Примерной программе по литературе для основной школы четко конкретизируется, что «как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература)».

   В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, также подчеркивается, что «предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать: Русский язык. Родной язык: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования» и т.д. А «Литература. Родная литература: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

   Вот основные ориентиры и для учителей, и для родителей. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» цель преподавания литературы определяется, как «воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором. Дисциплина дает знания о памятниках отечественной и мировой литературы и фольклора, на их материале школьник учится воспринимать особенности художественного произведения как осуществления авторского творческого замысла, развивает навыки восприятия художественных явлений и вкус к размышлению над прочитанным. Представления о памятниках древней литературы, знание истории новой и новейшей литературы в главнейших именах, событиях, фактах, о литературном процессе и писателях «второго ряда», сведения об этапах и периодах развития литературы, литературных направлениях и школах способствуют восприятию истории литературы в общем контексте отечественной и мировой истории, пониманию художественного, нравственно-философского и общественного значения литературы».

    Прекрасные ориентиры, замечательные цели и задачи! Но как справится с ними в реальной жизни учителям литературы и русского языка или родителям в семейном кругу со своими подростками? Учителя в этом учебном году хоть могли воспользоваться такими нормативными актами, как Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163 – р), Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.3004 № 1089), приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год», а что делать родителям, бабушкам и дедушкам?

   Как не странно, но на этот извечный вопрос в некотором смысле еще в начале XX века ответил известный русский литературный критик, историк литературы, библиограф и редактор, профессор С. А. Венгеров. В своей речи, произнесенной 27 декабря 1916 года в Москве на открытии первого Всероссийского Съезда преподавателей русского языка и словесности, он заявил: «Ученикам — читать, читать и читать дома, а потом учителю беседовать в классе по поводу прочитанного и вызывать самодеятельность литературного сознания. Не должно быть ничего обязательного в истолковании художественных произведений, ибо всякое истинно-художественное произведение многогранно, как многогранна жизнь, и с разных точек зрения можно к ней подходить. И всякая точка зрения верна, лишь бы она была цельная и последовательная. Будить мысль и, обильным чтением хороших произведений, развивать хороший вкус — вот основная задача преподавания русской литературы XIX века. Следить за тем, чтобы великие и просто достойные русские писатели были прочтены с должным вниманием — вот вся контролирующая роль учителя русской словесности в формирующих юношу на всю жизнь 7 и 8 классах. И тогда часы, отведенные на русскую словесность, станут праздником, а не тягостным уроком, а учитель — другом, воспитателем и руководителем лучших порываний молодости».

   Как будто эти слова произнесены не почти сто лет назад, а только лишь вчера! Действительно, в нынешних условиях резко возрастает роль самого учителя литературы, не только как носителя глубоких знаний отечественной и зарубежной литературы, но и новатора, владеющего современными информационно-коммуникационными технологиями и сориентированного именно на современного подростка. «Мудрость не может перетекать от того, кто полон ею, к тому, кто пуст, как вода перетекает по шерстяной нитке из полного сосуда в пустой», - утверждал еще Платон в «Пире». Современный учитель литературы – это личность во всех смыслах этого слова! Он «не боится» ученика, его каверзных вопросов и некоторого отрицания книги. Он готов вступить в дискуссию о преобладании современной мистической литературы в контексте телевизионных передач, интернет информации или голливудских кинофильмов. Он знаком с современными «модными» течениями в молодежной субкультуре и мастерски не противопоставляет их классической литературе, а находит в них точки соприкосновения. А если этот учитель еще и сам пишет вполне приличные стихи или прозу, в совершенстве владеет искусством слова, то именно он в наши дни и может стать кумиров учеников 5-9-х классов.

   Родителям же необходимо помнить о школе. Банально? Да нет, вполне реально! Родителей шестиклассников или девятиклассников уже не увидишь в школе, пришедших просто на урок к своему сыну или дочери, или забежавших просто так, поинтересоваться успехами своего чада. А без тесного контакта с учителем, без взаимопонимания и взаимосотрудничества школы и родителей позитивный эффект от учебы детей маловероятен. Как учителю, так и родителям необходимо искать новые формы диалога с подростком, но и не забывать старые приемы и методы. Например, современному пятикласснику или шестикласснику уже почти не интересны знаменитые сказки Г. Х. Андерсона, они воспитаны на суперновых американских мультиках со страшилками. А почему бы не воспользоваться обычным игровым методом, который уже всем нам так хорошо известен? Наталия Фёдоровна Белостоцкая, известная поэтесса из Ленинградской области, искусно и ненавязчиво предлагает ребятам отгадать стихотворные загадки по мотивам произведений великого сказочника:
  Герой - персона в государстве,
  Кто рассмешил своё же царство:
  Он нарядился так на праздник,
  Что до сих пор его все дразнят.

  Мальчишки, весь честной народ
  Над ним смеялись целый год,
  А виноват он в этом сам -
  Легко доверился лжецам.
    (Отгадка – Г.Х. Андерсен «Новый наряд короля»).
       ***

А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все - в коробочке лежал,
Как все - ружьё в руках держал.

Он, прочный, стойкий, как металл
По-человечески страдал.

Когда был доблестный парад,
И выставлялся весь отряд,
То одноногий рядовой
Вид нарушал и общий строй.

Он не был баловнем судьбы,
Но все надежды и мольбы,
Что с примой связывал одной,
Вели его всегда домой,

Где вновь судьба пытала тяжко,
И он сгорел в огне, бедняжка.
   (Отгадка – Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).
   (Из книги Н.Ф. Белостоцкой «Озорные стихи, загадки, басни»)

   В 6-8-х классах вполне уместны не только игровые методики, но и приемы социально-значимой деятельности с подростками. Во внеурочной деятельности по предмету возрастает роль волонтерского библиотечного дела. Именно ребятам этого возраста уже интересно быть полезным кому-то, приносить радость старшим и сверстникам и тем самым завоевывать некое лидерство в подростковом коллективе. Подростки-волонтеры первые помощники любого библиотекаря. Вот вам и пример привития и интереса к книге, и к литературе, и приобщения к миру книг.

   Кожемяко Варвара Сергеевна, учитель русского языка и литературы, зав. кафедрой русской словесности, координатор PR-проектов НОУ Гимназия «Немецкая гимназия «Петершуле»», утверждает, что «знания должны попадать на «подготовленную» почву. Ученик не должен воспринимать процесс обучения как систему навязывания ему определенного количества знаний, немалую часть которых он считает излишними, а зачастую и просто бесполезными. Современный школьник, возможно, в силу изменившейся ситуации в обществе, когда все большее значение приобретает умение находить быстрые и подчас нестандартные решения, стремится (осознанно или неосознанно) на уроке не просто получать информацию, а видеть ее актуальность лично для себя. В чем для современного школьника, в частности старшеклассника, состоит эта актуальность? Во-первых, в возможности проявить свою личностную оценку того или иного факта, события, той или иной исторической личности или литературного героя. Во-вторых, в возможности приобрести практические навыки, необходимые в современной жизни, а именно: умение грамотно строить монологическую речь, умение участвовать в диалоге или дискуссии, аргументированно доказывая свою точку зрения. В-третьих, в возможности получить те практические умения и навыки, в необходимости которых он не сомневается». Трудно с этим не согласиться.

   В условиях подготовки к введению ФГОС общего образования, учителю необходимо определить концептуальные и методологические основания своей профессиональной деятельности с учетом современных тенденций литературного образования. Каждый учитель и родитель должен усвоить, что главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, предполагающая следующие виды учебной деятельности:
     - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть отдельных фрагментов произведений или стихотворений, понятий и терминов;
    - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий, осуществляющихся в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
    - продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария или небольших драматических сцен (внеклассной деятельности по предмету, встречи местными с литераторами, библиотечные уроки);
    - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (литературное краеведение, проектирование, издание общешкольных газет или информационных вестников, выпуск домашнего альбома о знаменитых предках);
    - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт (проектная деятельность, написание рефератов, литературные круглые столы, конференции).

    Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования, что позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям родного края, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих данный регион, сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать чувство гражданственности и патриотизма. Вот в этом-то и могут помочь учителю родители, среди которых обязательно найдутся яркие творческие личности данного города или села, художники или композиторы, музыканты или певцы, барды или поэты, прозаики или журналисты. То, что порой для взрослых является обычной будничной профессиональной деятельностью, для подростков может вызвать неподдельный интерес – как это удается моим современникам в нашем селе, городе, области или республике? А это уже и есть интерес к современной литературе, бумажной информации и прессе.

                ****