История села ставшего станицей в стране советов

Еремин
В официальных бумагах XIX века новообразованная в 1832 году из числа жителей селения Шелкозаводского казачья станица чаще всего именовалась до 1877 года Шелковской. Затем вновь была переименована в Шелкозаводскую. Однако жили в ней как казаки, так и бывшие крепостные, и дворовые люди помещиков Хастатовых. Но после разрушительного наводнения 1885 года население переселилось подальше от Терека и шелкозаводчане разделились по сословному признаку. Казаки свою станицу назвали Шелковской. Наименование Шелкозаводское сохранило за собой крестьянское селение. Хотя по правилам земства оно подчинялось правлению Больше-Арешевской волости, расположенной более чем за сто верст, однако селяне были прихожанами Свято-Варваринского храма  Шелковской, да и история у них была общая с казачьей станицей.
В Государственном архиве ЧИАССР с марта 1990 года нами было сделано немало выписок из архивных дел, касающихся селения Шелкозаводского. Часть из них была опубликована в  нашей брошюре «По указу Петра»[1] и Шелковской районной газете «Терская новь»[2]. Теперь же, когда в отдельных публикациях происходит путаница и несоответствие ссылок и фактов действительности, особенно в связи с предстоящим юбилеем М.Ю. Лермонтова, мы обязаны опубликовать выписки из дел, к сожалению, уничтоженного в «лихие» годы республиканского архива.
 Начнем с бумаг фонда 65, где хранились документы Шелковского станичного и Шелкозаводского сельского правлений. В деле 9, на 5 листах список фамилий 86 жителей селения. Среди них Бочины, Емельяновы, Коваленко, Курносовы, Молочковы, Чичета, Чаловы – из дворовых Хастатова, Евграф знал поэта Лермонтова. ( Их потомки жили на Тереке и  в 90-х ХХ века).
В деле 10 на л.12 «Рапорт старосты селения Шелкозаводского Большеарешевской волости Кизлярского отдела 20 июня1899 года.» констатирует факт, что «…в имении дворянина землевладельца В.Г. Калустова, который находится в постоянной отлучке… заведующий его имением урядник Кудрявцев тоже во Владикавказе…», сдается земля в аренду в количестве 320 десятин крестьянам Шелкозаводского. Цена за аренду в 1890 была 500 рублей, а в 1899 -570 (л.22).[3]
По инициативе  шелковского священника о. Виктора (Сташевского) 25 апреля 1905 года  сельский сход при сельском старшине Федоре Молочкове решил: «…относительно постройки школы для обучения грамоте наших детей, а потому мы единогласно (42 человека мужчин) постановили для этой надобности приобрести покупкою из общественных сумм здание у сотницы станицы Шелковской Борисовой за семьдесят рублей…)[4]. Осенью принимается следующее решение: «…нанять для постройки школы мещанина г.Грозного Петра Гаврилова ценою за 75 рублей». В помощь выделялись освобожденные от сельских общественных работ Ульян Чичота и Яков Емельянов. Но очевидно революционные события в стране, недостаток средств, о чем свидетельствует дополнительный сбор денег на школьные нужды, только в 1909 году позволили открыть школу и начать обучение детей. В одноклассной школе, тогда именовали сельское училище, работала одна учительница Мария Георгиевна Попова[5] и обучалось 40 детей. Сохранилось описание школы той поры: «…Шелкозаводское сельское училище, дом одноэтажный деревянный о трех комнатах с двумя коридорами, крытый черепицею, При ней кухня турлучная о двух комнатах, крытая черепицею, и сарай турлучный, крытый черепицею…»[2]. Приведем еще один весьма любопытный документ, свидетельствующий о внимании властных структур в то время к школьным проблемам: «Старосте селения Шелкозаводского. Предписываю теперь же принять меры к спуску или засыпке землею лужи, образовавшейся у парадного крыльца и ворот сельского училища, ибо таковая не только мешает возможности войти в училище, но и образует рассадник разного рода болезней. 1 октября 1915 года». Стоит подпись Атамана Кизлярского отдела [6].
В мятежных 1917-1919 годах жители селения Шелкозаводского тесно связаны с казачьей Шелковской. 11 марта 1918 года атаман станицы  И.Шаповалов отправляет распоряжение старосте селения: «Для избрания продовольственного комиссара и членов продовольственного Совета прошу сейчас же выслать в ст. Шелковскую на станичный круг не 2-х человек, как сделано Вами, а всех членов сельского общества (схода) прибытие которых ожидается станичным кругом»[7]. В Шелкозаводском создан народный Совет и есть комиссар Ф.Чичота. На запрос администрации из станицы Грозненской Федор Молочков отвечает: «Составленный протокол обществом сего села об избрании  СОВЕЦКОЙ ( выделено нами) местной власти при сем представляю» [8].
Но уже 1 июля 1918 года Ф.Молочков обращается к комиссару ст.Ново-Щедринской: «По случаю командирования жителей вверенного мне села на фронт в бой с Красной армией гор. Кизляра, прошу Вас выслать жителей вверенного мне села, находящихся в вашей станице с молотилкой, братьев Чичотиных»[9].
Интересен текст удостоверения Шелковского станичного Правления за № 975 от 21 июля 1918 г. «Круг казаков ст. Шелковской находящихся в отряде Кизлярской линии уполномочил своих делегатов Прокофия Лучанинова, Филиппа Москового, Илью Авчарова и Ивана Горлова для исходатайствования от общества селения Шелкозаводской для Шелковской сотни одного ПУЛЯМЕТА ( выделено нами)»[10] Подписали документ комиссар станицы Шелковской М.Соколов, и.о. секретаря Петров. На эту просьбу последовал ответ в тот же день: «…имею честь сообщить, что общество села постановило: послать совместно с вашими людьми в гор.Кизляр делегатов, которые могли бы узнать о наступлении красноармейцев на низовые станицы и ежели что-либо грозит в опасности, то тогда можем послать  вооруженных с пулеметами; сейчас же общество в опасности, выслать людей по случаю набега со стороны горцев нет возможности. Комиссар селения Ф.Чичета»[11].
У селения Шелкозаводского было и еще одно наименование – Терновка, по обилию произраставших в округе терновых зарослей. Это название бытовало и в конце ХХ века. В разгоравшейся Гражданской войне для казака более близок был, живший с ним рядом крестьянин, чем  пришельцы «пролетарии». Об этом свидетельствует еще один зафиксированный нами документ, свидетель событий тех дней.
«30 июля 1918 г. Таловский мост.
Гражданам поселка (Терновского) Шелкозаводского.
Мы, казаки Гребенской линии, ведя борьбу за истинное народовластие и напрягая все силы в борьбе с пришлыми и чуждыми захватчиками власти, призываем вас - идти с нами рука об руку к достижению общей для нас с вами цели. Если вам понятны стремления казаков, то спешно организуйте боевую часть, призвав в нее крестьян от 22 до 45 лет, вооружите эту часть имеющимся у вас оружием и патронами и присылайте к нам на помощь для защиты принадлежащих нам прав гражданских от кучки грабителей и насильников. Начальник Гребенской линии полковник Урчукин»[12]. В то время в селении числилось мужчин  в возрасте 20-55 лет – 68 человек, в Парабоче –20 человек. Кроме винтовок системы «Бердан» у них были и захваченные с собой из армии пулемет и «трехлинейки».
После подавления казачьего сопротивления, известного как «мятеж Бичерахова»,  в конце 1918 наступило временное затишье. Но уже 3 февраля 1919 года белоказаки генерала Покровского вошли в Шелковскую. Раненые и больные тифом красноармейцы, находившиеся в Шелковской войсковой больнице и в вагонах железнодорожного тупика «Карьер» были полностью уничтожены. Чудом выжил один из красноармейцев по фамилии Дворядкин родом из Ставрополья, который в конце 60-х годов поделился с нами письменными воспоминаниями о том времени, отмечая что «красные» входя в казачьи станицы, грабили и убивали, прежде всего, офицерские семьи и казаков-конвойцев.  Для «белой» армии важно было не только расправиться с противником, но и пополнить продовольствие и фураж для  воинских частей. Так среди перечисленных выше документов сохранялся довольно большой объем долговых расписок за реквизированное продовольствие и фураж. Рачительный староста селения аккуратно их собирал, подшивал, но вернуть взятое  в долг, не сумел. И попали расписки в архив.
 Весной 1920 года советская власть вернулась на Терек. В отличие от участи «опричников» казаков, крестьян новая власть вначале жаловала.  В том же 65 фонде в делах за 1920 год отмечено, что в селе Шелкозаводском проживают 188 жителей. Состав семьи Федора Молочкова, одного из видных крестьян селения, был следующий: глава - Федор Ефимович -43 года, сыновья его Иван – 13 лет, Максим – 10, Яков – 8, Илья – 5; жена его Харитина – 32 года, дочери – Нюра -16, Ксения – 2 года[13]. Уже в годы советской власти родился в семье еще один мальчик Федор. Молочков Ф.Ф., участник Великой Отечественной,  был хорошо знаком нам, так как работал секретарем парткома в шелковском колхозе имени Ленина, а его дочь Аня была секретарем комсомольской организации средней школы. Свое крестьянское прошлое знали.
В нашем личном архиве есть справка с угловым штампом  «Шелкозаводский сельсовет притеречного участка Кизлярского округа. Село Шелкозаводское.» № 142. 15 мая 1925 г., т.е. Шелковского района еще нет! А входит территория левобережья в состав Дагестана. Содержание справки: об освобождении от уплаты сельхозналога Щербакова Егора и Макарова Ефима, призванных в Красную армию.
Так как же село стало именоваться станицей? Ведь жители так и остались крестьянами. Можно предположить, что после того, как казачий Терек вошел в состав Ставрополья и в 1936 году воссозданы казачьи военные формирования, местные чиновники, (так вспоминал бывший председатель райисполкома Каменчук К.Т.- иногородний, проживший в Шелковской с 1920 по 1991год) не сильно задумываясь, подали статистический отчет о том, что село Шелкозаводское тоже станица. А оно действительно так и было в прошлом. Станица с таким названием была ранее на берегу Терека, где жили и крестьяне.  В терновой долине в 1887 году они выстроили  крестьянское село. Но теперь то - все советское! И село стало именоваться станицей. И это единственный уникальный случай «оказачивания»  села в СССР.
 Для потомков старожильческого населения Терека важно знать прошлое и имена своих предков, обустраивавших этот благодатный край. А казаки и крестьяне называли этот уголок – «Земной рай»!
Примечания.
1. Еремин Н.М. По указу Петра. Изд-во Шелковского районного отд. ВООПиК. Ст.Шелковская 1990г. 32 с.      
2. Еремин Н.М.  Шелкозаводская школа. Газета  «Терская новь». 31 мая 1990 г. № 65(6947).
3. ГА ЧИАССР. Фонд 65 дело 10. лист 12-22
4. ГА ЧИАССР. Фонд 65 ед.хр. 16. лист 38 об.
5. ГА ЧИАССР. Фонд 65 оп.1.дело 8. лист 235
6. ГА ЧИАССР. Фонд 65 оп.1.дело 8. лист 288
7. ГА ЧИАССР. Фонд 65 оп. 1. ед.хр.2. лист 144
8. ГА ЧИАССР. Фонд 65 оп.1 ед.хр. 2. лист 168
9. ГА ЧИАССР. Фонд 65 оп.1 ед.хр.2.лист 173
10. ГА ЧИАССР. Фонд 65  оп.1 ед.хр.2. лист 176
11. ГА ЧИАССР. Фонд 65 оп.1  ед.хр. 2.лист 177
12. ГА ЧИАССР. Фонд 65 оп.1 ед.хр.2. лист 182
13. ГА ЧИАССР. Фонд 65 оп. 1 дело 29. лист 12.