ХР Первобытный шаманизм Часть 1 Шаман

Александр Суворый
ХР. 2.7.59.1. Первобытный шаманизм. Часть 1. Шаман.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 59.1. Первобытный шаманизм. Часть 1. Шаман.

Продолжение глав «ХР. 2.7.43.4.Основы языческого миропонимания. Шаманизм» и «ХР. 2.7.43.5. Основы языческого миропонимания. Шаманские практики».


Иллюстрация из открытой сети Интернет:


Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. «Допотопное» положение Северного и Южного полюсов. 49 000 до н.э.


По геохронологической шкале человеческой цивилизации на Земле в данное время (49 000 до н.э.) продолжается:

Эон: Фанерозойский.
Эра: Кайнозойская.
Период: Антропогеновый или Четвертичный.
Эпоха: Плейстоценовая или Раннеантропогеновая.
Археологический век: Средний Палеолит,  Древний Каменный век.
Индекс века: Q 1.
Климатический период: Средневалдайское (Карукюланское) межледниковье.
Начало климатического периода: 50 000 до н.э.
Окончание климатического периода: 40 000 до н.э.
Длительность климатического периода: 10 000 лет.


Продолжается стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

Относительно низкий уровень мирового океана (на 60-61 м ниже современного уровня). Иное местоположение Северного и Южного полюсов, материков и морей в климатических и природных зонах.

Мощное оледенение северной территории будущей Канады, а также существование на севере Евразии легендарной Гипербореи, на северо-востоке – Беренгии, Охотии, на востоке – Ниппониды (Корейский полуостров, сухопутный шельф Японского моря, Японские острова), а на обширных шельфовых землях Юго-Восточной Азии – Меганезии-Лемурии-Му-Сунда (будущие Индокитай, Индонезия, Филиппины).

Условия жизнедеятельности первобытных людей Ойкумены (обитаемого мира) соответствуют условиям постоянных и сезонных перемещений по Аустрическому, Бореальному и Африканскому (обратно в Африку) путям миграций в поисках новых кормовых территорий.

Изолированные тропическими и полярными пустынями, горами, морями, крупными реками, непроходимыми джунглями и лесами, первобытные люди (этносы, народы, племена, общины) вынуждены жить небольшими по численности и изолированными друг от друга популяциями в соответствующих климатических, экологических и природно-ресурсных местных (региональных) условиях.

Эти условия окружающей среды или среды обитания, а также изолированность популяций коренных народов друг от друга  являются определяющими в развитии фенотипов обитателей Ойкумены (обитаемого мира) данного времени (50 000-49 000 до н.э.).

Активное формирование фенотипов всех основных коренных народов современных рас – африканцев, обитателей Южной Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа, Причерноморья, Восточно-Европейской (Русской) равнины, Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Южной Сибири, Дальнего Востока, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Восточной Азии, Меганезии-Лемурии-Му-Сунда, Австралии.



Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Первобытный шаманизм. Шаман. 49 000 до н.э.


Всё очень просто, шаман – это по-эвенкийски «саман», только с двумя «с» (сс = ш) – се-ман, сса-ман, асс-ман, аз-ман, айс-ман, а также, возможно, комбинация двух фонем-лексем – «сан» и «ман». Почему так? Попробуем исследовать, разобраться и доказать сущность, содержание, смысл этого слова-понятия.

То, что структура-образ-лексема (слово) «шаман» общепринято считается и является понятийным, не вызывает сомнения. К таким структурам-образам-словам-понятиям, на разных языках фонетически звучащих по-разному, но имеющих единообразные общие понятия-значения, относятся слова-понятия: бог, божество, земля, солнце, гражданин, человек, мужчина, женщина, ребёнок, мать и т.д.

Подробный анализ структуры-образа-слова-понятия «шаман» представлен в главе «ХР. 2.7.43.4.Основы языческого миропонимания. Шаманизм».

Если коротко, то слово-понятие «шаман» означает многомерную структуру-образ необычного или выдающегося человека – «таинственного широко мыслящего совершенного нашего человека» или «близкого мудрого человека, которому можно доверять, как родной матери».

Звукосочетание или фонема-лексема «са» - тоже является начальной формой таких структур-образов-слов-понятий, как «сам», «самость», «самостоятельность», «самомнение» и т.д.

Дотошные и знающие читатели могут упрекнуть автора в том, что он использует слова современного русского языка для обозначения структуру-образов-слов-понятий, срок возникновения которых исчисляется десятками тысяч лет, и будут формально правы…

Однако автор исследует не только звуковую форму выражения структур-образов-слов-понятий в каком либо, в частности в русском языке, но понятийный смысл, форму структур-образов, выражаемых фонемами-лексемами, словами-понятиями.

Так, структура-образ выдающегося человека, обладающего уникальными, необычными, сверхъестественными, экстрасенсорными способностями врачевания души и тела, морально-психологического, гипнотически-магического воздействия на генетическую, врождённую, наследственную, эйдетическую и благоприобретённую оперативную память, ощущения, чувства, воображение и мышление других людей выражается словами-понятиями «шаман», ведун, маг, волшебник, колдун, знахарь или по-современному – гипнотизёр, экстрасенс.

Фонемы-лексемы-слова на разных языках народов мира могут быть разными по звучанию (и написанию тоже), но суть-смысл-содержание их одно – структура-образ «таинственного широко мыслящего совершенного нашего человека» или «близкого мудрого человека, которому можно доверять, как родной матери».


Итак, саман или шаман – это, в общем понятии и прежде всего, структура-образ необычного, не рядового, выдающегося человека, наделённого особыми, необычными, выдающимися качествами и даром.

Какие ещё в различных языках и языковых системах существуют фонемы-лексемы, созвучные с фонемами «са», «се», «ас», «сам», «сан» и обозначающими что-то или кого-то необычного, не рядового, выдающегося, наделённого особыми, необычными, выдающимися качествами, свойствами и/или даром (талантом)?


Хронологически первыми общечеловеческими общепринятыми и осмысленными звуками-фонемами-словами праязыка «Турит», вероятно, были односложные местоимения и/или междометия или возгласы, определявшие, указывающие и/или уточняющие звуки типа:

«А-а-а!» или «О-о-о!» - в смысле: «вот оно что», «вот оно как», «понятно»;

«Я!» или «Ай!» - в смысле: «здесь», «меня», «мой»;

«са» или «се» - в смысле: «сей», «это», «этот», «тот», «весь»;

«ас» или «Асс» - в смысле: «аз», «первый», «мастер», «высший», «весомый», «не тот», «не этот», «необычный»;

«сам» - в смысле: «такой», «таков», «тот ещё», «самый», «тот самый», «иной», «главный»;

«сан» - в смысле: «значимый», «влиятельный», «важный», «высокий», «выдающийся», «сановный»;

«ма» - в смысле: «мать», «мать богов», «богиня»;

«ман» («мэн») – в смысле: «не мать, но муж по значимости равный матери – ма», «мужчина», «человек», «выдающийся», «богатый», «жёсткий», «крутой».

«ша» - в смысле: «ша!», «хватит», «харэ!», «тише», «стоп» - категоричное прекращение чего-либо, окончательное и безоговорочное мнение, решительный, энергичный и окончательный отказ от чего-либо иного.


Любопытно, что до сих пор общепринятого первоисточника происхождения фонемы-лексемы-слова «ша» науке неизвестно. Согласно Этимологическому словарю 2004 года одни считают слово «ша» современным (XIX век) заимствованием из еврейского языка, где sha – это понятие-слово «тише», другие толкуют слово «ша» как сокращение слова «шабаш».

На самом деле древнейший синоним слова «ша» - фонема-звук «тш-ш-ш» - «Тише!»…


Таким образом, в дополнение к анализу структуры-образа-слова-понятия «шаман» в главе «ХР. 2.7.43.4.Основы языческого миропонимания. Шаманизм», необходимо добавить следующее:

шаман – это особый, выдающийся, крайний, конечный, окончательный человек, «последняя инстанция на земле»;

шаман – это ведун или ведунья, то есть наиболее знающий, опытный, все понимающий, сведущий во многих практических вопросах жизни и жизнедеятельности, первый мастер, высший, весомый, не тот и не этот, а совершенно необычный, не такой как другие;   

шаман – это человек, о котором уважительно и со страхом говорят, не называя его по имени, а используя слова-понятия: «сей», «это», «этот», «тот», «весь», «сам», «такой», «таков», «тот ещё», «самый», «тот самый», «иной», «главный»;

шаман – это крайне, безоговорочно, бескомпромиссно, доверительно и на веру самый авторитетный человек, самый значимый, влиятельный, важный, высокий, выдающийся, сановный;

шаман – это, как правило, не мать, но муж по значимости равный матери – «ма» или «ба» (прапредкам), мужчина, человек, выдающийся, богатый, жёсткий, «крутой», а если шаман – женщина, то она (шаманка) не менее чем «великая мать», «мать богов», «богиня»;

шаман – это человек, мнение и решение которого категорично окончательное, безоговорочное, неукоснительное, решительное, энергичное, прекращающее полемику и кривотолки, не терпящее отказа, то есть типа: «Ша! Я сказал…».


Шаман – это настоящий истинный феномен в истории развития человечества и человека как физического организма и интеллектуальной личности.

Этот феномен шаманства возник:

из тихого ласкового шёпота и говора любящей матери, убаюкивающей детёныша;

из успокаивающего шёпота-заговора-внушения заботливой бабки-бабушки над болящим, скорбящим или раненым;

из резких и решительных сигналов-команд вождя-вожака в нужный момент и в нужном месте;

из нравоучительных историй, сказок, легенд и бывальщин всезнающих стариков-ведунов, хранителей истории, традиций, обычаев, обрядов и ритуалов;

из примерного поведения наиболее опытных, авторитетных, успешных, знающих и доминирующих авторитетов-специалистов (мастеров своего дела, демиургов);

из лихих, замысловатых и завораживающих плясок-кувырканий, песнопений и музыкальной игры скоморохов-лицедеев-кумиров (юродивых, шутов, трикстеров);

из необычных, феноменальных, экстрасенсорных способностей, возможностей, качеств и свойств человеческого организма, духа (энергии);

из темперамента, нрава, личностной харизмы, то есть особой одарённости, физической, эмоциональной, чувственной, духовной и/или интеллектуальной исключительности личности;

из наследственного (генетического, врождённого, благоприобретённого) дара духов-предков, прародителей и родителей;

из природной (божественной) милости, гениальной человеческой способности и таланта эффективно, магически и гипнотически влиять на людей.


По общепринятом современному энциклопедическому определению «шаман» - это:

«согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также наделённый способностями излечивать болезни» (Википедия);

«служитель ранних форм религии, основанных на культе духов и магии, первобытных религиозных обрядах, на веру в общение людей, наделённых особыми способностями, с высшими силами (Энциклопедия Кругосвет);
 
«исполнитель культа в шаманизме, который избирается духами и после этого проходит пересотворение, а пройдя пересотворение, получает возможность лечить людей, ограждать соплеменников от бед и болезней, поддержка хозяйственной жизни племени, сопровождение души умершего в загробный мир. Как правило, шаманы - очень бедные люди, так как все свои функции они выполняют бесплатно, а времени на ведение своего хозяйства у них не остаётся. Шаманом может быть как мужчина, так и женщина. В некоторых регионах считается, что женщина-шаманка сильнее мужчины-шамана» (dic.academic.ru › Религиозные термины, Религиозный словарь);

«каста татарских или монгольских жрецов - магов или, как говорят некоторые, жрецов-чародеев, которые не являются буддистами, но являются сектой древней религии Тибета Б'он, обитающей преимущественно в Сибири и в граничащих с ней странах (dic.academic.ru › Религиозные термины);

«жрец шаманцев; пользуется громадным влиянием на население; призывается часто в качестве врача для изгнания шайтана, вселившегося в тело больного» (Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907);

«муж. ворожбит, кудесник, волхв сибирских инородцев, киргиз. бахчи. Шаманство ср. знахарство шаманов; | идолопоклонство, шаманская вера, в коей и шаман получает значенье жреца. Шаманить, кудесить по образу шаманов, впадая в неистовство» (Толковый словарь Даля);

«шамаш, шальной, народный целитель, целитель, знахарь, колдун, лекарь самоучка, астролог» (Словарь русских синонимов);

«(от эвенкийск. шаман, саман возбуждённый, исступлённый человек) англ. shaman; нем. Schamane. Человек, входящий в общение со сверхъестественными силами посредством камлания ритуального экстаза, достигаемого при помощи особых приёмов» (Энциклопедия социологии);

«иронично о любом человеке, занятом каким либо непонятным для окружающий делом» (Словарь русского арго);

«шамана (муж. тюрк. saman с санскр.) (этнол.). колдун, знахарь у племён, религия которых основана на культе духов, на магии» (Сибирские шаманы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940);

«у некоторых народов, сохраняющих веру в духов и в возможность ритуального общения с ними: служитель культа; колдун, знахарь, способный приводить себя в состояние экстаза. | жен. шаманка, и. | прил. шаманский, ая, ое.» (Толковый словарь Ожегова);

«во многих районах Иркутской области в Сибири (от эвенк. саман, шаман колдун, знахарь, жрец, идолопоклонник), где раньше жили буряты шаманисты, поэтому русские стали назвать эти места шаманскими» (Географические названия Восточной Сибири);

«астролог, бахши, знахарь, кам, колдун, лекарь-самоучка, народный целитель, тадибей, фокусник, целитель» (Словарь синонимов).


Кстати, структура-образ-слово-понятие и термин «шаман» буквально одинаково произносится, воспроизводится письменно и распространён во многих языках современного мира.


Очень важно! Обратите внимание на созвучие корневого звукосочетания-фонемы-лексемы-слова-термина «шам», «сам», «кам» и слов-терминов «камлать» и «камуй»…


Кам – это юго-восточная окраина Тибетского нагорья в Китае. Высота 3000 4000 м, отдельные вершины до 6000 м. Горные хребты разделены продольными ущельями верховий рек Янцзы, Меконг, Салуин (Восточная и Юго-Восточная Азия). (Энциклопедический словарь).

Кам – это залежи, образованные подледниковым потоком, проходящим возле края тающего ледника. Потоки стекают со сторон горы на ледниковые залежи песка и гравия в точке, где поток достигает льда или где вода стекает в расселину в леднике (кам-ни, кам-ки, ком). (Научно-технический энциклопедический словарь).

Кам – это муж., сиб. шаман; камлать, шаманить, лечить и ворожить. (Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866).

Кам – это сущ., количество синонимов: 4 • гряда (33) • край (84) • холм (61) • шаман. (Словарь синонимов).

Кам – это «як», «що», например, кам дух (як найскорше); кам хвилька (що хвилини); кам дальше (чим найдальше). (Словник лемківскої говірки).

Кам – это шесть корневых фонетических фонем-лексем тайского языка. (Фонетический словарь Тайского языка).

Кам – это одно из древнейших праславянских корневыфх слов-фонем, например, «къде кам та, кама те къде си». (Речник на Северозападния диалект).

Кам – это шаман, сиб. (Даль), заимств. из уйг., алт., тел., леб., саг. kаm – то же (см. Радлов 2, 476 и сл.). (Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера).

Кам – это камень, каменье, каменоломня (Словарь сокращений русского языка).

КАМ – это «Китайская ассоциация Малайзии» (теория Колмогорова Арнольда Мозера) (Словарь сокращений русского языка).

Кам-суйские языки – это Кам суйская Таксон: группа Ареал: южный Китай, северный Вьетнам и Лаос, Число носителей: 4 500 000 чел. (Википедия).

Кам-суйские народы – это (дун шуйские народы) группа народов на юго востоке Китая, говорящих на кам суйских языках. Живут в основном на стыке провинций Хунань, Гуйчжоу и Гуанси Чжуанского АР, отдельные группы также на западе Гуандуна, северо востоке Юньнани (Китай). (Википедия).

Кам – это: Кам – горная страна в Тибете; Кам (Верхний Пфальц) – город в Германии; Кам – река в Англии, приток Грейт Уза; Кам – река в Таиланде, приток Меконга; Кам – холм, образованный ледниковыми отложениями. (Википедия).

Камуй (камуи) – это бесчисленный сонм духов у народа «айны»: «Бессчётное количество «камуи» обитают повсюду – на небесах, в воздухе, на земле, в воде и под землёй».

Иногда термином «камуи» айны обозначали влиятельного человека (начальника, владетеля, знатного богатого человека), некоторых животных, считавшихся священными, всё, что было связано у айнов с непонятной силой и тому подобное. Камуями называли также души умерших предков, достигшие «небесной страны».

В сверхъестественной стране – обиталище камуев – духи жили точно также как люди на земле. Они имели человеческое обличье, семьи, жили в домах, составлявших посёлки, у них были свои главы и начальники.

По разрешению своего главы они могли посещать мир людей, принимая облик какого-либо промыслового животного, птицы или рыбы. Причём появлялось такое существо только перед тем человеком, которое оно выбрало само (то есть перед шаманом – Автор).

Камуи подразделялись на добрых духов-богов – пирика, враждебных человеку – вэн, косьнэ и нейтральных к человеку». (Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М.).

Камуй – это в мифологии айнов бог, боги или «тот, кто покрывает» (осеменяет, зарождает жизнь).

«Айнской мифологии свойственна крайняя политеистичность. Айны населяли мир множеством божеств, демонов и духов. Божества в мифах обозначались словом «камуй». Верховный бог носил имя «Пасе камуй» – «создатель и владетель неба» или «Котан кара камуй», «Мосири кара камуй», «Кандо кара камуй» - «божественный создатель миров и земель, владетель неба». Многие божества небесного происхождения обитали в мире «Камуй мосири» - «мир богов». Для айнской мифологии также было характерно чёткое разделение богов на добрых и злых».

(Елисеева Л. А., Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. - М., Советская энциклопедия, 1987 г. - т.1 - 671 с., Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с.).

Камуй мосири – это в древних айнских мифах земной мир, расположенный под «Канна мосири», где располагаются добрые боги и души праведных людей. Принято считать, что в «Камуй мосири» души умерших ходят вверх ногами. (Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого).

Кстати, айнские миры «канна мосири», «камуй мосири» - это «верх и низ» - символ полюсов макро и микрокосмоса в его вертикальном разрезе. Представляет соотношение между «горним» и «дольним». Верх в космогонии древних связан с «небесным миром», низ с «преисподней». В символике «мирового дерева» Верху соответствует крона, низу – корни. (Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия).

Автор напоминает, в основе данного исследования было только сравнение близких корневых звукосочетаний слова-понятия «шаман», звукоподобных фонем разных языков разных народов с их понятийным смыслом, значением, знаково-сигнальной символикой…

На удивление все они оказались близко родственными к структуре-образу, слову-понятию «шаман», как по смыслу и содержанию, так и по символьно-знаковому значению, обозначению и отношению к окружающей среде и миру.

В качестве подтверждающего обоснования большая цитата из Универсальной научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет»:

«Первобытные религиозные обряды опирались на веру в общение людей, наделённых особыми способностями, с высшими силами. Представления об особенностях служителей культа у разных народов были различными.

Это могли быть жрецы или племенные лидеры, целые семьи и кланы, наконец, люди, которые чувствовали в себе особые качества, позволявшие обращаться к сверхъестественным силам. Такими способностями к состоянию экстаза, дающего эзотерическое могущество через непосредственное общение с духами, наделяли шамана.

Слово «шаман» азиатского происхождения (возбуждённый, исступлённый). Обладая личностной силой, он отличался от жреца, который играл роль посредника, ходатая или интерпретатора воли высших сил, или знахаря, который был человеком, способным вызвать своего духа-помощника. Однако оно применяется в широком значении, охватывая такие разные типы, как сибирский шаман, знахарь у американских индейцев, колдун-лекарь в Африке.

В Сибири верили, что дух в определённые моменты на самом деле овладевает шаманом. Камлание (ритуал общения с духами) у шаманов сибирских народов (тувинцев, эвенков, якутов и др.) сопровождалось исступлёнными плясками, чревовещанием, пением и ударами бубна, олицетворявшего собой коня или оленя, на котором шаман якобы перемещался в мир духов.

Существовали шаманы, исцелявшие определённые болезни, ясновидящие, а также те, кто должен был управлять погодой. Они занимали высокое общественное положение в тех племенах, где не было организованной религиозной и церемониальной жизни, руководимой жрецами.

Шаманство обычно рекрутировало в свои ряды людей с неуравновешенной психикой, способных вызвать входить в состояние экстаза, истерического саморегулируемого припадка и галлюцинаций.

У некоторых народов Африки, Азии, Центральной Америки, Полинезии шаманство сосуществовало с другими формами религий. Элементы шаманизма присутствуют в более поздних религиозные системах, например, «радения» в секте хлыстов, ритуалы «зикра» дервишей-суфиев. (Конец цитаты из Энциклопедии «Кругосвет»).


По закону подобия («всё подобно всему») структура-образ шамана, непререкаемого авторитета, важного и значимого человека, наделённого правом и возможностью веско сказать: «Ша!» и всё вокруг замирает, утихает, успокаивается или наоборот, приходит в движение оттого, что наконец-то сделан выбор решения, прекращаются все разговоры, пересуды и сомнения, - является, вероятно, первоисточником всех последующих структур-образов, слов-понятий будущих руководителей, начальников, чиновников, вождей-вожаков.

Структура-образ шамана, вероятно, является первоисточником таких структур-образов понятий как «сан» - «значимый, высокопоставленный, высокочтимый человек» (шаман – саман – сан) и «ас» (асс) – «первый, первейший среди всех».


Сан – «значимый человек, сановник, влиятельное лицо, обладающее высоким саном (званием, положением в обществе, рангом, чином, статью, полномочиями, возможностями и способностями), занимающее высокое положение в обществе и государстве, вельможа.

Сан – это термин для обозначения, прежде всего, духовного сана, чина, звания, доминирующего или иерархического положения человека в какой-либо системе ранжирования.

Сан – (от латинского и итальянского San, ис панского Santo и созвучных слов других языков) – «святой» (префикс или часть составного слова, означающая понятие «святой» (Википедия);

Сан – или (нама San) – одно из самых распространённых названий южноафриканского африканского народа – бушменов – «людей степи» (буш – кустарниковая степь, мен – человек).


Очень примечательна и значима история этого одного из древнейших коренных народов Африки, наиболее древнего этно-типа населения Земли, носителя древнейшей гаплогруппы «А». (Эти и последующие данные из Википедии).

В предыдущих главах «Хронологии…» подробно исследованы время, место, условия и причины появления коренных народов-этносов Африки, поэтому здесь будет исследовано место и роль бушменов во взаимоотношениях между другими народами-этносами Африки, их черты национального характера, их коренные традиции и отличия.

Южноафриканские бушмены очень скромный, незлобивый, мирный и неконфликтный народ-этнос. Вероятно, это характерная черта национальных характеров всех первичных первобытных этносов данного времени (50 000-40 000 до н.э.).

Дело в том, что изначально и почти до сих пор бушмены не имели и не имеют своего собственного наименования или самоназвания. Широко распространённое наименование «бушмены» дадут им южноафриканские колонисты из Голландии в XVII веке н.э.

Альтернативное название бушменов «сан» (San) является готтентотским (на койсанском языке нама) и означает в этом языке «аутсайдер», «чужой», «изгой». (Википедия).

Бушмены с этим не спорили и не спорят и это наименование «сан» стало самоназванием современных южноафриканских бушменов…

При этом они молчаливо и бесконфликтно продолжают сохранять свой сан (звание, положение в обществе, ролевой статус), вероятно, мудро и усмешливо интуитивно осознавая, что являются древнейшими, то есть первыми людьми современного человечества на Земле. Генетически это так и с этим не поспоришь…

Поэтому, кто бы и как бы не пыжился, не доказывал своё превосходство, свою первозданность, свою верховную цивилизационную значимость, но пока «место под Солнцем», то есть право первенства, традиционно, скромно и достойно имеют беспрекословные скитальцы, гонимые с обжитых мест «аутсайдеры», «чужаки» и «изгои» (гонимые) – южноафриканские «люди буша», «люди степи», бушмены.

В декабре 2005 года н.э. Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) будет награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни»… (Википедия).


Теория появления бушменов в истории человечества подробно изложена в главах «ХР. 2.7.50.4. История возникновения и миграций древнейших гаплогрупп» и «ХР. 2.7.50.7. Фенотип бушменов».

Особенностями антропологического облика (фенотипа) бушменов являются: более светлая кожа, чем у африканских негроидов; тонкие губы; очень низкий рост (до 150 см); красноватый оттенок кожи тела; склонность к раннему старению кожи и к появлению морщин; монголоидные черты лица.

Около 60 000 лет до н.э. генетическая ветвь (этнос) «прабушменов» отделился от остального человечества (человечеств) и занял территорию Южной Африки (современные ЮАР, Ангола, Мозамбик, Лесото, Боствана, Намибия). Примерно до XV века н.э. (более 70 000 лет) эти территории были Ойкуменой (обитаемым миром) бушменов.

Всё это время бушмены-сан жили традиционным образом жизни своих первопредков, довольствуясь малым, тем, что давала им для жизни и пропитания окружающая среда. Считается, что традиционной «национальной едой» бушменов являются личинки муравьёв – «бушменский рис», а лакомством – жареный кузнечики – саранча…

Вероятнее всего, пренебрежительное толкование слова-понятия-термина «сан» возникло во время вторжения в Южную Африку с севера бантуязычных племён (в XV веке н.э.). Эти племена вытеснили бушменов-сан вглубь пустынных территорий области Калахари (пустыня Калахари).

В дальнейшем в период с середины XVII века по начало XX века н.э. европейскими колонизаторами систематически будут уничтожены сотни тысяч коренных бушменов, ставших для цивилизованных европейцев «аутсайдерами», «чужаками» и «изгоями» (Википедия).

На самом деле истоки «современной европейской цивилизации» находятся в традиционном образе жизни африканских бушменов-сан…

Начало бушменской первобытной цивилизации находится в первичной или элементарной ячейке любого человеческого общества – в семье: супружеской или партнёрской (нуклеарной).

Такая бушменская семья состоит из родителей или одного родителя и детей, либо из супругов (бездетной пары). Система отношений в такой семье естественно и обязательно строятся по типу отношений либо представителей разных поколений (родители – дети), либо одного поколения (примерно равновозрастные мужчина и женщина).

Выросшие дети бушменов-сан, создавшие свои семьи, но продолжающие жить вместе или рядом с родителями, участвуют в образовании семейно-родственного объединения семей, в создании расширенной, сложной или патриархально-матриархальной семьи традиционного типа. В состав такой семьи бушменов-сан входят несколько нуклеарных (простых, парных) семей родных, родственников и близких (несколько поколений взрослых и детей, то есть дедушки, бабушки, родители, дети, внуки, правнуки).

Такая расширенная семья в условиях традиционного натурального первобытного хозяйства первобытных охотников и собирателей является оптимальной для самообеспечения, самозащиты, самоорганизации и самовоспитания.

Однако в ответ на более существенные угрозы и феномены окружающей среды и мира такая семья всё-таки не обладает соответствующими возможностями, поэтому естественно, неизбежно и закономерно нуклеарные и расширенные семьи бушменов-сан объединяются в территориальные (местные) группы семей – первобытные общины.

Следующий уровень объединения бушменских групп семей – это объединение общин (кровнородственных родов, кланов). Здесь уже формируется не только обобщённый традиционный образ жизни с одинаковыми обрядами, ритуалами и обычаями, но и характерный диалект, примерная (образцовая) характерная манера общения и речи.

В результате на относительно большой территории возникает диалектная или культурная группа общин, родов (протоплемя). Дальнейшее объединение и формирование бушменского этноса характеризуется признаками лингвистической группы (языка общения).

Такой алгоритм (последовательность) образования человеческих объединений закономерен и для других этносов (рас, народов, языков) современного человечества.

Традиционный образ жизни бушменов-сан, несомненно, формировался в течение сотен тысяч лет и является продолжением (но не развитием) образа жизни, вероятно, самых древних африканских архантропов, питекантропов, неандертальцев, потому что у бушменов-сан нет общинных вождей…

Образ жизни бушменов-сан мирный, традиционный, обычный, неизменяемый, привычный, поэтому у них нет потребности кем-то или чем-то управлять, организовывать, мобилизовать, что-то менять или кого-то ломать…

Смысл жизни бушменов-сан им понятен с рождения, знаком и близок, поэтому у них не возникают существенные (революционные) изменения. Система их отношений естественная, основанная на врождённых инстинктах, наследственном опыте предков и на благоприобретённом житейском опыте жизни и борьбы за существование.

В каждой семье бушменов-сан отношения членов семьи осуществляются в соответствии с общепринятыми традициями обычаями и обрядами, поэтому у них нет необходимости во властном насаждении каких-либо новых правил и требований (норм) поведения.

Вот почему у бушменов-сан нет вождей, но есть вожаки (ведуны и ведуньи, опытные охотники, опытные бабки-повитухи, опытные и талантливые знахари, специалисты своего дела), а самое главное – у бушменов-сан есть шаманы...

Африканские бушмены-сан, вероятно, одними из первых в истории человечества создали институт шаманства или шаманизма – духовный сан шамана (звание, чин, «должность», касту и тд.).

Дело в том, что традиционно в каждой бушменской группе семей есть свой знахарь (ведун-ведунья, шаман-шаманка) – знаток и хранитель традиций, обычаев, ритуалов, наследуемой групповой (коллективной) памяти, истории семьи, группы семей, общины, рода или племени.

Первоначальную семейную память и традицию естественно хранят и ведут родители и прародители (дедушка и бабушка), но общую память и традицию, то есть память-дух предков, прапредков общины, рода, племени, народа или этноса, уже доверяют вести, хранить и передавать новым поколениям либо специально избранным семьям, либо специально избранным и подготовленным (воспитанным и обученным) людям – знахарям-шаманам.

Вот почему шаманы общаются не только с духами предков-людей, но и с духами животных, птиц, природных стихий и феноменов – их генетическая и врождённая эйдетическая память более глубокая, тренированная, эффективная и «помнит» не только благоприобретённый коллективный жизненный опыт, но и древнейшие («звериные») инстинкты, возможности и способности человекоподобных прапредков (возможно, даже гоминид).

Вот почему шаманы могут «кричать по-звериному и свистеть по-соловьиному», чувствовать приближение беды, грозы, дождя, мороза или суховея…

Вот почему шаманы могут «видеть» и предвидеть то, что не видит и не увидит ни один обычный человек…

Вот почему шаманы могут указать на вора, на виновника, на хулигана и «шутника»…

Вот почему шаманы могут найти спрятанную вещь, диагностировать болезнь и воздействовать на больного (раненого) человека…

Вот почему шаманы могут наговаривать, заговаривать, внушать и успокаивать, учить и обучать, настраивать и тренировать, показывать и наказывать…

Вот почему шаманы могут завораживать, поражать, устрашать и восхищать.


Есть ещё одна область человеческих отношений, в которой роль ведунов, особенно, ведуний, шаманов и шаманок весьма существенна и неоспорима, - это половые отношения, первобытные отношения регулирования деторождения.

До сих пор самые ультрасовременные «великосветские львицы» ездят вместе со своими возлюбленными к шаманам, чтобы «поскорее выйти замуж и родить ребёнка», чтобы пройти шаманский обряд «обручения», чтобы побыть в «шаманском свадебном шалаше», чтобы принести благодарную жертву духам-предкам и покачать символическую люльку будущего малыша…

Возможно, роль шамана или шаманки не только сводилась к шаманскому возбуждающему и настраивающему камланию (ворожбе), но и к более реальным, действенным и эффективным методам регулирования деторождения, в том числе к искусственному оплодотворению…

Недаром в истории человечества архетипическим является структура-образ «непорочной девы» – матери бога, родившей ребёнка без фактического участия законного супруга или мужчины, но от «святого духа» (или от его земного представителя, наместника – Автор)…

Недаром полушутливо говорится: «Мы тоже не пальцем деланные», когда хотят подчеркнуть свою человеческую натуральность, естественность, умение делать что-либо и разбираться в чем-либо не хуже иных, необычных, избранных, высокопоставленных, наследственно обеспеченных и т.д.

Тема участия ведунов, ведуний и шаманов в вопросах первобытного регулирования деторождения требует отдельного исследования в последующих главах «Хронологии…».

Дело в том, что традиция многожёнства очень древняя, идущая ещё от зоологических объединений человекообразных обезьян и гоминид:

ХР. 2.1.11. Эпоха гоминид. Плиоцен. Первые орудия. 3 900 000 до н.э.,
ХР. 2.1.18. Эпоха гоминид. Плиоцен. Гаремно-общинное стадо. 3 300 000 до н.э.,
ХР. 2.1.27. Эпоха гоминид. Плейстоцен. Вариативность поведения. 2 760 000 до н.э.,
ХР. 2.1.30. Эпоха гоминид. Плейстоцен. Предчеловеческое гаремное стадо. 2 730 000 до н.э.,
ХР. 2.1.31. Эпоха гоминид. Плейстоцен. Половой обмен. 2 720 000 до н.э. и т.д.


В данное время (50 000 до н.э. – современность) у африканских бушменов-сан, так же, как у практически всех народов и этносов, ведущих традиционный первобытный образ жизни, существует брак моногамный («одножёнство») и полигамный («многожёнство»).

При этом мужчине традиционно предлагается доказать своим охотничьим и производительным трудом, своими физическими, волевыми и интеллектуальными способностями и возможностями, а также своей харизмой, то есть внешним обликом и поведением, право на создание и выбор себе «невесты», жены или многих жён.

Также традиционно «выбор невест» повсеместно и у всех народов современного человечества происходит в праздничной, волнительной духовной атмосфере, в знаковые, символические или природно-обусловленные даты (время года или сезона). При этом в случае общего сезонного «праздника выбора невест» это традиционное действо происходит с борьбой и соперничеством соискателей-претендентов (как юношей-мужчин, так и девушек-женщин).

В последующем, с развитием даро-обменных отношений и их преобразованием в торгово-обменные отношения, кровопролитная борьба и конфликтное соперничество мужчин-самцов будет постепенно заменяться традицией «отработки за невесту», «выкупа невесты». Однако во все времена и повсеместно во всей Ойкумене будет сохраняться древнейший обычай «кражи невест», соперничества мужчин за обладание самыми красивыми, самыми здоровыми, самыми умелыми, самыми привлекательными и самыми лучшими (по нраву и характеру) девушками-женщинами.

Часто соперничество мужчин из-за невест, девушек и женщин приводит к возникновению острых конфликтов, драк, кровной вражды между семьями, общинами и родами, к вооружённым стычкам, захватническим набегам и даже к войнам.

Иногда такое соперничество мужчин из-за женщин приводит к распаду семей, общин и родов, к изгнанию или добровольному уходу, к миграциям, к возникновению новых пар прародителей, новых кровнородственных семей, общин, родов и этносов. При этом к традиционным пра- предковым традициям добавляются новые родительские обычаи, которые в свою очередь, становятся прародительскими традициями для последующих поколений.

Неизменным остаётся одно – способность человека (человечества) к экстрасенсорному сверхчувственному восприятию окружающей среды и мира и воздействию на него, к ведовству, к шаманизму…


Несомненно, по закону подобия («Всё подобно всему»), в данное и последующее время (50 000 до н.э. - современность) в человеческих взаимоотношениях существуют соответствующие условия и факторы, порождающие такой феномен человеческой культуры, как шаманизм и шаманы.

Шаманизм, шаманы, ведуны и ведуньи, знахари, врачеватели, целители, ясновидцы, прорицатели, маги-гипнотизёры и экстрасенсы были, есть и будут всегда и везде, так как они есть сущности, порождаемые, рождённые и создаваемые по образцу и подобию духов-предков, божеств, богов, возможно, бога...


Продолжение следует…