Половая щель и я От 19

Владимир Молчанов 2
    Как мне сдается сейчас, на войне все начальники вели личные дневники. И наши, и немецкие (Гальдер - по дням, даже, компании). Неужели тогда были другие требования по сохранению секретности?
    Нас, с курсантских времен, приучали сохранять эту самую секретность в любом виде. И конспекты по "Спецдисциплинам" - СД-1 (разведка) и СД-2 (контрразведка) мы записывали только в тетради под грифом "Секретно". Потом, уже, их переправляли на наши погранзаставы, в наши сейфы, ключ от которого постоянно находился со мной. Только по указанию Особого отдела мог я передать этот ключ и содержимое сейфа вместе с шифровальными документами.

   Но это, так, преамбула. Просто, очень жалею сейчас, что, ведя дневники всю жизнь, я попался на удочку и не продолжил вести их на пограничных заставах Латвии. Только память позволяет мне открывать сейчас отдельные, очень интересные, моменты нашей сухопутной пограничной службы...

   Половой щелью мы ласково называли ручеек справа от заставы, где можно было спуститься на машине к берегу. Так, действительно, щель; даже не щель, а щёлка. Но другой спуск на урез был только за десять километров, на левом стыке. Остальное все дюны. Настоящие латышские дюны с песчаными обрывами.
   И пришла шифровка - ожидается высадка диверсантов с проходящего иностранного торгового судна, идущего в наших территориальных водах в порт Вентспилс. Усилить... Принять меры... и так далее.

   Черт его знает, учебная ли, "боевая" - это никогда не сообщается. Были у меня, конечно, наметки - какого хера диверсанту на участке моей дюновой заставы делать? Точнее, чем мы ему понравились для высадки и что ему тут на хуторах у латышей-крестьян подрывать?!
   Да, еще одна ремарочка была - "Оружие не применять до особого приказа Начальника отряда". Ну, тут, можно и за намек посчитать - живыми брать гадов!

   Сработали мы согласно плану и десятков-сотен тренировок по команде "В ружье!" Сам, думаю, к прожектористам на вышку идти - хило, они в луче своем лишь с пол мили наблюдают. Сидеть на заставе и собирать информацию по капле... тоже негоже.
   И тут мысль! Слева от заставы в 200-х метрах маяк резервный, не действующий. Ажурная башня метров сто - больше. Опасный, конечно, но чем черт не шутит, когда диверсанты на носу. У связиста в аккурат катушек хватило для связи с заставой, когда мы с ним оказались на краю шатающейся башни. Страшно было!.. Но, пообвыклись. Установили связь с РЛС Адомавичуса, соседа справа, нашими прожектористами и дежурными всех соседних застав.
   С РЛС дали данные, что судно действительно проходит по моему участку, но малых целей (лодку) они не просматривают...

   Ребята, какая красота открывалась мне с этой верхатуры, если, б, Вы только знали! Я видел берег вправо и влево километров за двадцать. Видел прожекторные лучики, упирающиеся в 1,5 - 2 мили от берега и ведущие поиск... Такое ощущение, что берег всей Латвии лежал передо мной.

    И я первый через бинокль увидел "цель" - лодку идущую прямо на нас. Дал прожектористам пеленг и приказал не засвечивать ее. Проходить лучем мимо, делая вид, что "шляпят".
    Сам думаю, куда же эти мудаки прут? Не на заставу же и не на прожектор - глупо! И, тут, стукнуло - на съезд, в нашу "половую щель", она же на всех картах обозначена!
   Звоню старшине на заставу - быстро тревожную группу на выезд к "половой щели"! Дай водителя.
-  Иванов, сможешь вслепую проехать к спуску?
-  А, че, товарищ старший лейтенант, луна же.
-  Остановишься за дюной и при высадке десанта, как только прожектористы дадут луч вдоль берега, - врубишь и ты обе фары. Сориентируй их заранее в сторону устья ручейка...
-  Старшина, троих полукругом с фонарями справа, троих слева. По лучу прожектора все фонари на десантирующихся. Понял?
   Прожектористам велел прекратить подачу луча, сделать вид, что работают точно по своему графику и ничего не видят.
-  Сами направьте прожектор в устье ручейка и будьте готовы по моей команде дать луч на место высадки вдоль берега.

...А лодочка у меня, в свете луны, как на ладони. Плывет себе и плывет, миленькая. Я даже видел сколько их.
   Дальше как в голливудских фильмах. Только они носом ткнулись в берег, я дал команду  "Луч!"

   Прикиньте, типа Берлинской операции - слепящий свет прожектора с боку, фары машины в лоб, и шесть фонарей слева и справа! И, звенящий металлом пуль, голос моего старшины:
-  Руки вверх, суки! Оружие на землю! Сдавайтесь, гады, стреляем без предупреждения. Лежать, на землю, не шевелиться!!!
   Ну, он, конечно, кой чего и нецензурно... Но, даже наши "нарушители" потом его за это не корили. Они были по-полному обескуражены таким "светлым" приемом и напуганы.

...Конечно, это была учебная тревога, но по очень "не учебной" обстановке.
   Только когда доставили их на заставу и я связался с начальником отряда, и тот велел накормить получше морпехов, - я понял, что это, действительно, учения.

   Всех моих солдатиков, ВСЕХ, заслуженно наградили. Мне объявили выговор за несвоевременное донесение обстановки и своего решения оперативному дежурному погранотряда. "А если бы, да кабы, ты, Молчанов не справился или принял не верное решение? Всему отряду "НЕУД"!? Может и правильно. Увлекся я конкретикой и забыл об этой своей обязанности... Подстраховка нужна всегда...
      Та, Бог с ними! Через полгода сняли выговорешник и даже наградили за звание заставы "Отличная" по результатам осенней проверки и вручение Знамени ЦК КП Латвии. Наградили именным кожаным рыжим портфелем! Не бывает начальников пограничных застав без взысканий!
Я не в обиде...